Молокане - русские протестанты

Молокане — разновидность духовного христианства, а также особая этнографическая группа русских. В Российской империи были отнесены к «особенно вредным ересям» и преследовались вплоть до указов Александра I, относящихся к 1803 году, которые дали молоканам и духоборам некоторую свободу. Впервые термин «молокане» был использован в конце XVIII века в отношении людей, отвергших православный культ. По-видимому, «молокане» — это прозвище, которое дали им православные.

Молокане. Факты о русских протестантах

Название «молокане» было дано духовным христианам в 1765 году тамбовской консисторией за то, что они в пост употребляли молоко. Сами же молокане говорят, что название происходит от «словесного млека», о котором говорится в Первом послании Петра 2:2: «как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение».

Основателем учения считается портной Семен Уклеин. Он женился на дочери духобора Иллариона Побирохина и сам стал духобором. Однако потом между Семеном и Илларионом началось непонимание: Уклеин был не согласен с Побирохиным в том, что богопознание происходит только путем духовного озарения. В результате он сблизился с протестантами рационалистического толка, а затем окончательно отделился от духоборов, создав свою общину.

Духовные христиане считают, что нужно поклоняться Богу в «духе и истине», как говорил Христос. Это означает, что важнее всего, с какими чувствами и верой человек поклоняется Богу. Т.к. «Бог есть Дух», его невозможно описать, и он стоит над всем материальным. Именно эта заповедь стала центральной в учении духовных христиан. Остальные же постановления, причислялись к загрязнению веры.

Старообрядцы

Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, свыше 2 млн чел. Кто такие староверы?  
Наиболее влиятельными и многочисленными стали два направления: постоянные молокане и прыгуны. В некоторых областях они соседствовали, но в основном были разделены расстоянием. Существует мнение, что прыгуны попали под влияние христоверов (хлыстов) и отделились от постоянных молокан. В их богослужениях использовались танцы, глоссолалия и пророчествования. У прыгунов особенно сильно были распространены эсхатологические ожидания.

Молокане отвергают Священное Предание, почитание икон, православную литургию и посещение храмов, все таинства церкви, в том числе венчание, крещение и евхаристию, а также православные молитвы и крестное знамение. Молокане собираются в молельных домах в комнатах, именуемых «горницами», поют псалмы, читают Евангелие и обсуждают духовные вопросы с пресвитером и старейшинами.

Самым важным для молокан является знание Библии всеми членами общины. Истина заключается в том, что «Бог есть Дух, а человек – Храм Божий. Дух обитает в каждом человеке, и все заповеди содержатся в одной: люби Бога как Отца нашего и человека, ближнего своего, ибо он есть Сын Божиий». Причащение же заключается во вкушении слова Божия через Писание.

Благодаря своему отношению к труду молокане были одними из наиболее зажиточных и влиятельных людей. Их образованность позволяла использовать новые технологии. Именно из-за отношения к труду, близкого к баптистскому, молокан называют русскими протестантами.

Молокане в течение всей своей истории преследовались властями, и даже признавались особо опасной изуверской сектой. Однако властям не удавалось уничтожить их, а запреты лишь укрепляли молокан в своей вере. В моменты послабления со стороны властей (правление Екатерины II и Александра I) молоканство распространялось особенно интенсивно, чем вызывало сильное недовольство православной церкви.

Т.к. применяемые запреты на распространение молоканства почти не работали, власти приняли решение о выселении их в дальние регионы. Наиболее крупная резервация была создана на Кавказе. В 1900 году молокане начали свое переселение в Новый Свет, но точное количество определить невозможно, т.к. они отказываются от переписи. На данный момент общины молокан распространены в США, Мексике, Уругвае, в России (в Ставропольском крае, на Кавказе), а молокане воспринимают себя не только как религиозную общину, но и как национальность.

Основной проблемой молоканства является уменьшение количества верующих. Религия и традиции молокан постепенно исчезают под воздействием глобализации и политического давления. Однако пресвитеры общин стараются спасти свое учение. Собираются детские лагеря, кроме того публикуется и распространяется информация на тематических сайтах и форумах.