Николай Васильевич Гоголь (1809-1852) - русский прозаик, драматург, поэт, критик, публицист, признанный одним из классиков русской литературы. Происходил из старинного дворянского рода Гоголей-Яновских.
Гоголь Николай Васильевич – знаменитый русский писатель, гениальный сатирик, родился 20 марта 1809 г. в селе Сорочинцах, на границе Полтавского и Миргородского уездов, в родовом имении, селе Васильевке. Отец Гоголя, Василий Афанасьевич, был сын полкового писаря и происходил из старинного малороссийского рода, родоначальником которого считался сподвижник Богдана Хмельницкого, гетман Остап Гоголь, а мать, Марья Ивановна, была дочь надворного советника Косяровского. Отец Гоголя, человек творческий, остроумный, много видавший и по своему образованный, любивший собирать в своей усадьбе соседей, которых он занимал рассказами, полными неистощимого юмора, был большой любитель театра, устраивал спектакли в доме богатого соседа и не только сам участвовал в них, но даже сочинял собственные комедии из малорусского быта, – а мать Гоголя, домовитая и гостеприимная хозяйка, отличалась особенными религиозными наклонностями.
Врожденные свойства таланта и характера Гоголя и наклонности, отчасти усвоенные им от своих родителей, ярко проявились в нем уже в школьные годы, когда он был помещен в Нежинский лицей. Он любил уходить с близкими товарищами в тенистый сад лицея и там набрасывать первые литературные опыты, составлять на учителей и товарищей едкие эпиграммы, придумывать остроумные клички и характеристики, ярко отмечавшие его незаурядную наблюдательность и характерный юмор. Преподавание наук шло в лицее очень незавидно, и наиболее даровитым юношам приходилось путем самообразования пополнять свои знания и так или иначе удовлетворять свои потребности к духовному творчеству. Они выписывали в складчину журналы и альманахи, сочинения Жуковского и Пушкина, устраивали спектакли, в которых принимал очень близкое участие Гоголь, выступавший в комических ролях; издавали собственный рукописный журнал, редактором которого был тоже выбран Гоголь.
Портрет Н. В. Гоголя. Художник Ф. Мюллер, 1840
Однако Гоголь не придавал особого значения своим первым творческим упражнениям. Он мечтал по окончании курса уехать на государственную службу в Петербург, в котором единственно, как ему казалось, он мог найти и широкое поле для деятельности, и возможность насладиться истинными благами науки и искусства. Но Петербург, куда Гоголь переехал по окончании курса в 1828 г., далеко не оправдал его ожиданий, особенно в первое время. Вместо широкой деятельности «на поприще государственной пользы», ему предложили ограничиться скромными занятиями в канцеляриях, а литературные попытки оказались настолько неудачными, что первое изданное им произведение – поэму «Ганс Кюхельгартен» – Гоголь сам же отобрал из книжных магазинов и сжег после неблагоприятной критической заметки о ней Полевого.
Непривычные условия жизни в северной столице, недостатки материальные и разочарования нравственные – все это повергало Гоголя в уныние, и все чаще и чаще его воображение и мысль обращались к родной Украине, где так привольно жилось ему в детстве, откуда сохранилось так много поэтических воспоминаний. Широкой волной хлынули они на его душу и вылились впервые в непосредственные, поэтические страницы его «Вечеров на хуторе близ Диканьки», вышедших в 1831 г., в двух томах. «Вечера» были очень радушно приветствованы Жуковским и Плетневым, а затем и Пушкиным и, таким образом, окончательно установили литературную репутацию Гоголя и ввели его в круг корифеев русской поэзии.
С этого времени в биографии Гоголя начинается период наиболее усиленного литературного творчества. Близость к Жуковскому и Пушкину, перед которым он благоговел, окрыляла его вдохновение, придавала ему бодрости и энергии. Чтобы сделаться достойным их внимания, он начинал все более смотреть на занятия искусством, как на серьезное дело, а не просто как на игру ума и таланта. Появление вслед одного за другим таких поразительно оригинальных произведений Гоголя как «Портрет», «Невский проспект» и «Записки сумасшедшего», а затем «Нос», «Старосветские помещики», «Тарас Бульба» (в первой редакции), «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», – произвело в литературном мире сильное впечатление. Для всех было очевидно, что в лице Гоголя народился крупный своеобразный талант, которому суждено дать высокие образцы истинно реальных произведений и тем окончательно упрочить в русской литературе то реальное творческое направление, первые основы которого были заложены уже гением Пушкина. Больше того, – в повестях Гоголя почти впервые затрагивается (хотя еще поверхностно) психология масс, тех тысяч и миллионов «маленьких людей», которых литература касалась доселе только мимоходом и изредка. Это были первые шаги на пути демократизации самого искусства. В этом смысле молодое литературное поколение в лице Белинского с восторгом приветствовало появление первых повестей Гоголя.
Но как ни могуч и своеобразен был талант писателя в этих первых произведениях, проникнутых то свежим, чарующим воздухом поэтической Украины, то веселым, бодрым истинно народным юмором или же глубокою гуманностью и потрясающим трагизмом «Шинели» и «Записок сумасшедшего», – однако не в них выразилась основная сущность творчества Гоголя, то, что сделало его творцом «Ревизора» и «Мертвых душ», двух произведений, составивших эпоху в русской литературе. С тех пор как Гоголь приступил к созданию «Ревизора», его жизнь всецело поглощается исключительно литературным творчеством.
Портрет Н. В. Гоголя. Художник А. Иванов, 1841
Насколько внешние факты его биографии несложны и не разнообразны, настолько же глубоко – трагичным и поучительным является внутренний духовный процесс, который он переживал в это время. Как ни велик был успех первых произведений Гоголя, однако он все еще не был удовлетворен своею литературной деятельностью в той форме простого художественного созерцания и воспроизведения жизни, в какой оно являлось до сих пор, согласно господствовавшим эстетическим воззрениям. Он был не удовлетворен тем, что его нравственная личность при такой форме творчества оставалась как бы в стороне, совершенно пассивною. Гоголь тайно жаждал быть не только простым созерцателем жизненных явлений, но и судьей их; он жаждал непосредственного воздействия на жизнь во имя блага, жаждал гражданской миссии. Потерпев неудачу осуществить эту миссию на служебном поприще, сначала в качестве чиновника и учителя, а затем в звании профессора истории при петербургском университете, к которому он был мало подготовлен, Гоголь с еще большею страстью обращается к литературе, но теперь взгляд его на искусство становится все суровее, все требовательнее; из пассивного художника-созерцателя он старается преобразиться в активного, сознательного творца, который будет не только воспроизводить явления жизни, освещая их лишь случайными и разрозненными впечатлениями, но проведет их через «горнило своего духа» и «вынесет на всенародные очи» просветленным глубоким, проникновенным синтезом.
Под влиянием такого, все настойчивее развивавшегося в нем настроения, Гоголь заканчивает и ставит на сцену, в 1836 г., «Ревизора», – необыкновенно яркую и едкую сатиру, не только раскрывавшую язвы современного административного строя, но и показавшую, до какой степени опошления понижался под влиянием этого строя самый душевный склад добродушного, русского человека. Впечатление, произведенное «Ревизором», было необыкновенно сильное. Несмотря, однако, на огромный успех комедии, – она доставила Гоголю немало неприятностей и огорчений, как от цензурных затруднений при её постановке и печатании, так и от большинства общества, задетого пьесой за живое и обвинявшего автора в том, что он пишет пасквили на свое отечество.
Н. В. Гоголь. Портрет работы Ф. Мюллера, 1841
Расстроенный всем этим, Гоголь уезжает за границу, чтобы там, в «прекрасном далеке», вдали от суеты и мелочей приняться за «Мертвые души». Действительно, сравнительно спокойная жизнь в Риме, среди величавых памятников искусства, вначале благотворно подействовала на творчество Гоголя. Уже через год был готов и напечатан первый том «Мертвых душ». В этой в высокой степени оригинальной и единственной в своем роде «поэме» в прозе, Гоголь развертывает широкую картину крепостного уклада жизни, преимущественно с той стороны, как он отражался на верхнем, полукультурном крепостническом слое. В этом капитальном произведении основные свойства таланта Гоголя – юмор и необыкновенное уменье схватывать и воплощать в «перл создания» отрицательные стороны жизни, – достигли апогея в своем развитии. Несмотря на сравнительно ограниченную сферу затронутых им явлений русской жизни, многие из созданных им типов по глубине психологического проникновения могут соперничать с классическими созданиями европейской сатиры.
Впечатление, произведенное «Мертвыми душами» было еще более потрясающее, чем от всех прочих произведений Гоголя, но оно же послужило и началом тех роковых недоразумений между Гоголем и читающей публикой, которые привели к очень печальным последствиям. Для всех было очевидно, что этим произведением Гоголь наносил ничем не отстранимый, жестокий удар всему крепостному складу жизни; но в то время, как молодое литературное поколение делало по этому поводу самые радикальные выводы, консервативная часть общества негодовала на Гоголя и обвиняла его в клевете на свою родину. Гоголь сам как будто испугался той страстности и яркой односторонности, с которою он старался сконцентрировать в своем творестве всю людскую пошлость, вскрыть «всю тину мелочей, опутывающих человеческую жизнь». Чтобы оправдать себя и высказать свои настоящие взгляды на русскую жизнь и свои произведения, он выпустил в свет книгу «Выбранные места из переписки с друзьями». Консервативные идеи, высказанные там, крайне не понравились русским радикалам-западникам и их главе Белинскому. Белинский и сам незадолго до этого диаметрально менял свои общественно-политические убеждения от ярого охранительства к нигилистической критике всего и вся. Но теперь он начал обвинять Гоголя в «предательстве» прежних идеалов.
Левые круги обрушились на Гоголя со страстными нападками, которые со временем всё усиливались. Не ожидая этого от недавних друзей, он был потрясён и обескуражен. Гоголь стал искать духовной поддержки и успокоения в религиозном настроении, чтобы с новой духовной бодростью приняться за завершение своего труда – окончание «Мертвых душ», – которое, по его мнению, уже должно было окончательно рассеять все недоразумения. В этом втором их томе Гоголь, вопреки желанию «западников», предполагал показать, что Россия состоит далеко не из одних умственных и моральных уродов, думал изобразить типы идеальной красоты русской души. Созданием этих положительных типов Гоголь хотел довершить, – как последним аккордом, – свое творение, «Мёртвые души», которое, по его замыслу, далеко не должно было исчерпываться первым, сатирическим, томом. Но физические силы писателя были уже серьёзно подорваны. Слишком долгая замкнутая жизнь, вдали от родины, суровый аскетический режим, наложенный им на себя, подорванное нервным напряжением здоровье, – все это лишало творчество Гоголя тесной связи с полнотой жизненных впечатлений. Подавленный неравной, безысходной борьбой, в минуту глубокой неудовлетворенности и тоски Гоголь – сжег черновую рукопись второго тома «Мертвых душ» и вскоре скончался от нервной горячки в Москве, 21 февраля 1852 г.
Дом Талызина (Никитский бульвар, Москва). Здесь жил в последние годы и умер Н. В. Гоголь, здесь же он сжёг второй том «Мёртвых душ»
Влияние Гоголя на творчество непосредственно следовавшего за ним литературного поколения было велико и разносторонне, являясь как бы неизбежным дополнением к тем великим заветам, которые оставил еще далеко незавершенными безвременно погибший Пушкин. Блестяще завершив великое национальное дело, прочно заложенное Пушкиным, дело выработки литературного языка и художественных форм, Гоголь, помимо этого, внес в самое содержание литературы две глубоко оригинальных струи, – юмор и поэзию малорусской народности – и яркий социальный элемент, получившей с этого момента в художественной литературе неоспоримое значение. Это значение он укрепил и примером собственного идеально-высокого отношения к художественной деятельности.
Гоголь поднял значение художественной деятельности на высоту гражданского долга, до которой она до него в такой яркой степени еще не возвышалась. Глубоко трогательным и поучительным навсегда останется печальный эпизод жертвоприношения автором своего любимого творения посреди поднятой вокруг него дикой гражданской травли.
Кулиш, «Записки о жизни Гоголя».
Шенрок, «Материалы для биографии Гоголя» (M. 1897 г. 3 т.).
Скабичевский, «Сочинения» т. II.
Биографический очерк Гоголя, изд. Павленкова.
Белинский, Собрание сочинений.
1. Всего в семье Гоголя было 12 детей (6 мальчиков и 6 девочек). Гоголь был третьим по старшинству ребенком, но по сути самым старшим, так как первые два ребенка родились мертвыми. Все средние дети также умерли либо во младенчестве, либо в детстве, не дожив даже до 10 лет. Долгую жизнь прожили только три самые младшие сестренки Гоголя — Анна, Елизавета и Ольга, ну и он сам соответственно.
2. В школе Гоголь писал сочинения, которые никак не тянули на хорошие, максимум на троечку, зато он очень хорошо умел рисовать.
3. Гоголь очень любил сладости и всегда носил с собой в кармане хотя бы несколько кусочков сахара. За разговором он мог достать кусочек и запросто погрызть. Интересным фактом из жизни писателя является еще и то, что Гоголь всегда прятал кусочки этого сахара себе в карманы. А если он случайно забывал забрать эти кусочки перед тем, как прислуга заберет посуду, то он буквально запрещал ей уносить всё, пока он не положит сахарок к себе, чтобы погрызть его попозже.
4. У Гоголя были нестандартные увлечения. Он очень любил кроить, вязать, шить и готовить. Странное было увлечение, но все его принимали.
5. Произведение про «Ревизора» — это вполне реальная история, которая произошла в городе Устюжина, что в Новгородской Губернии. Причем, что самое интересное, эту историю Гоголю рассказал сам Александр Сергеевич Пушкин. Вообще Пушкин сыграл большую роль в жизни Гоголя и именно он уговорил его продолжать писать. Они с Александром Сергеевичем были добрыми друзьями и часто устраивали совместные посиделки. В один из таких вечеров они даже нарисовали дружеские шаржи друг на друга.
6. Сам Гоголь утверждал, что он не придумывал Вия, а весь сюжет он взял из городских легенд и сказаний, но как ни пытались найти или услышать хоть любое упоминание о Вие или о чем-то напоминающем его, ничего из этого не вышло. В итоге пришли к выводу, что Гоголь просто так шутил, а Вий — это полностью его произведение.
7. Гоголь ни разу не был женат и до сих пор считается, что у него не было никаких связей с женщинами. Может это было из-за того, что он был очень застенчивый, так как все об этом прекрасно знали. Единственный раз в жизни он сделал предложение А. М. Виельгорской в 1850 году, но она ответила отказом.
Есть также мнение, что он боялся гнева Божьего, поэтому всячески отрицал интимную близость. Ну и третьей самой бредовой причиной его девственности стало то, что некоторые подозревали его в гомосексуальности. Но эта версия отклоняется.
8. За несколько лет до смерти Гоголь завещал, чтобы его не хоронили, пока полностью не будут уверены в его смерти, т.е. не будет явных признаков разложения. Когда в 1931 году произошло перезахоронение, то обнаружили, что останки Гоголя лежат не в первоначальном положении, а перевернуты на бок. Это породило много слухов, что на самом деле Гоголь был в состоянии летаргического сна и очнулся в гробу. Многие также разносили слухи, что с внутренней стороны крышки гроба были обнаружены царапины, свидетельствующие о том, что писатель пытался выбраться. Жуть, да и только.
9. К концу своей жизни у Гоголя произошел «Сдвиг по фазе» и он сказал принести свой портфель, в котором хранилась рукопись второго тома «Мёртвых душ». После чего он достал эти рукописи и кинул их в камин. На следующее утро он сам сожалел о своем поступке и валил всё на лукавого, и то, что он не хотел сжигать эту рукопись.
10. Последними словами Гоголя были «Лестницу! Поскорее давай лестницу!». Это объясняется тем, что когда он был маленьким, бабушка рассказывала ему, что перед смертью человека ангелы спускают ему божественную лестницу, чтобы душа умершего смогла подняться на небеса.
11. Отмечалось также, что Гоголь сильно боялся грозы. Причем страх был настолько неподдельный и большой, что у писателя просто сдавали нервы.
12. Странная любовь к миниатюрному доходила просто до абсурда. Гоголь, на разбираясь в математике и никаким боком не хотевший ее изучать, выписал себе настоящую энциклопедию по математике. Дело в том, что она была настолько миниатюрной, что была в 16 раз меньше, чем размер стандартного листа.
13. Николай Васильевич был буквально окутан чем-то потустороннем. То ли он сходил с ума, то ли ему действительно являлись какие-то странные видения. Например, буквально за несколько дней до смерти он говорил, что видел со стороны собственное бездыханное тело и слышал потусторонние голоса. Никто не придал этому значения, но вскоре Гоголь действительно умер.
14. Гоголь был настолько застенчевым человеком, что он старался немедленно уходить, когда в обществе появлялись незнакомые ему люди.
15. Великий писатель ужасно стеснялся своей внешности. Но больше всего ему не нравился его нос, поэтому он просил художников искусственно уменьшать ему дыхательный образ, дабы тот не делал его уродливым. Кстати, ведь именно из-за этого комплекса он и написал произведение «Нос».
16. Многие полагают, что знаменитый яичносахарный десерт Гоголь-моголь назван в честь писателя, но на самом деле это не так. Десерт появился намного раньше, чем родился сам Николай, так что это просто совпадение. Но мимо писателя это название конечно же не прошло, он даже придумал собственный рецепт Гоголя-моголя. Для его приготовления нужно было смешать ром с козьим молоком.
17. После своей смерти Гоголь практически не оставил после себя наследства. Среди ценного имущества вещей было всего на 43 рубля 88 копеек и золотые часы, которые были памятью о его лучшем друге Александре Сергеевиче Пушкине. Часы уже давно не ходили и это было сделано специально. Дело в том, что на них было выставлено время 14:45. Именно в это время погиб Пушкин.
Все его вещи были настолько неценными, что выручить много денег за них не удалось. Даже его коллекция из 150 книг, половина из которых была в твердом переплете, не была интересна оценщикам. Книги были проданы всего по 1 копейке за штуку.
18. По мотивам Гоголевских произведений было снято более 70 фильмов. Некоторые произведения экранизировали по несколько раз. Только «Вий» был экранизирован 6 раз, включая фильм «Ведьма», «Вий 3D» и «Гоголь: Вий» . К сожалению самые первые копии начала XX века не сохранились, поэтому самой лучшей версией считается фильм 1967 года с Леонидом Куравлевым и Натальей Варлей в главных ролях.
19. Более 15 памятников писателю установлено в разных уголках России и других стран нашей планеты. Один из них, созданный Зурабом Церетелли, стоит в Риме.
20. Люди вокруг постоянно спорили на тему является ли Гоголь русским или Украинцем. Сам же писатель старался абстрагироваться от таких вопросов. Дело в том, что он не относил себя к какой-либо из этих наций отдельно. Он просто кратко говорил, что склоняется к синтезу двух этих культур.
21. Незадолго до смерти Гоголь передал более 2000 рублей критику Степану Шевырёву, чтобы тот отдал их на благотворительность для Московских студентов. По какой-то причине Николай Васильевич не считал, что это его деньги. Поэтому после смерти Шевырёв не отдал их наследникам.
22. Возможно писатель бы выжил, если бы доверился врачам, но он отказывался от всяческой помощи морально готовясь к смерти. Консилиум врачей принял решение начать принудительное лечение, но к сожалению это истощило Николая окончательно. Он впал в беспамятство, а 21 февраля 1852 года, не дожив немного до 43 лет, умер.
Но несмотря на то, что Николай Васильевич прожил столь недолгую жизнь, он оставил много всего интересного и великого после себя, став настоящим классиком русской литературы.