Буддийско-мусульманский конфликт в Мьянме

Что известно об этнической и религиозной истории Мьянмы? Как внутренняя бирманская проблема связана с геополитическим противостоянием США и Китая в регионе?

 1. Кто такие араканцы.
Коренным населением национального округа Аракана (бирм. – Аракан, аракан. – Ракхайн) являются араканцы (аракан. – Ракхайн), бирманцы (мьянма), чины, а так же ряд малочисленных горных племен и небольших этносов, появившихся в результате миграций и смешения разных национальностей. 
Среди многочисленных народов, населявших Аракан всегда были и выходцы из Бенгалии, проживающие в Северном Аракане на примыкающих к Читтагонгскому округу территориях, так что в дальнейшем речь почти всегда будет идти только о Северном Аракане и читтагонских бенгальцах (они говорят на читтагонском диалекте бенгали и имеют некоторые этно-культурные отличия от основного населения Восточной Бенгалии). 
Араканцы, бирманцы, чины и горные племена относятся к тибето-бирманскому этносу и родственны бирманцам, бенгальцы – индо-арийцы, ряд малых народностей побережья – результат смешения разных рас и этносов (арабов, персов, индийцев, португальцев и т.п.) с местным населением. 
2-4% коренного населения Аракана исповедуют ислам.
Все коренные жители Аракана, включая «старых бенгальцев», говорят на араканском ( иногда и на бирманском) языке, интегрированны в единую араканскую этно-культурную среду (буддистскую по сути) и без проблем сосуществуют много сотен лет.
Аракан потерял государственность и был присоеденен к Бирме в 1784 году (почти тогда же, когда Крым – к России). Нынешний статус Аракана – национальный округ – максимальный со времен присоединения к Бирме. Проблем с представительством в органах власти (министры и т.п.) у араканцев уже со времен У Не Вина никогда не было. 
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 
Из БРЭ:
АРАКАНЦЫ (самоназвание - ракхайн), тибето-бирманекий народ на юго-западе Мьянмы, в Араканской нац. области.
Близкородственны мьянма (по другим оценкам - их этническая группа). 
Численность в Мьянме 1,9 млн. чел. (2000, оценка). Живут также в Бангладеш (175 тыс. чел.), Индии (25 тыс. чел.) и Китае. 
Говорят на араканском наречии бирманского языка.
Письменность, восходящая к брахми, близка к общебирманскому письму. 
В Индии и Бангладеш распространён также бенгали. 
80% А. - буддисты (тхеравада); есть мусульмане-сунниты (2%), индуисты, христиане (католики, англикане и др.), 17% придерживаются традиц. верований. 
С А. часто смешивают группу говорящих в осн. по-бенгальски мусульман-рохингья, или рохай (численность до 1,5 млн. чел. (в других источниках значительно меньше, по данным ООН – 730 тыс. - shus), образовавшуюся в результате иммиграции в Мьянму из Зап. Азии и Бенгалии (особенно в 19-20 вв.).
Существует гипотеза, что А. - потомки первой волны монголоидных тибето-бирмаицев, пришедших с севера на юго-запад совр. Мьянмы на рубеже и. э. 
Вероятно, А. одними из первых в Юго-Вост. Азии приняли буддизм (первые века н.э.), который сосуществовал с индуизмом. 
С кон. 1-го тыс. в Аракан проникает ислам. Араканские правители (см. Аракан) принимали исламские титулы, но по вероисповеданию оставались буддистами. 
Аракан - один из крупнейших центров буддийского иск-ва.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 

2. Кто такие «рохинджа» и как они оказались в Аракане.

Бангладеш входит в пятерку беднейших государств и является самой густнаселенной страной мира (если не брать в расчет города-государства), к тому же подверженной почти ежегодным климатическим катаклизмам – штормам, циклонам и наводнениям (особенность Бенгальского залива и дельты).
На территории равной российскому Башкортостану проживает более 160 млн. человек. Грамотность – около 50%. Социальное, медицинское обеспечение и пр. – соответственно.
Поэтому население этого региона всегда искало лучшей доли. 
Постоянная нелегальная миграция происходила и происходит практически непрерывно и во всех направлениях, а крупнейшие волны массовой миграции бенгальцев всегда были связаны с войнами и довольно частыми стихийными бедствиями. 
Наибольшее давление «бенгальской миграции» всегда испытывала Индия, но за последние 30-40 лет там похоже все-таки решила эту проблему.
После войны за независимость Бангладеш 1971 года Индия депортировала около 10 млн. бангладешских беженцев (бенгальцев) и наглухо закрыла границу с Бангладеш – колючая проволока и все такое.
Результатом серьезных проблем с миграцией бенгальцев на север - в индийский штате Ассам - стало принятие в 1985 году местного закона о депортацию всех лиц, переселившихся в Ассам после 1971 года и лишение некоторых категорий переселенцев гражданских прав.
Основные маршруты миграции бенгальцев проходят: по морю - в Южный Таиланд, Малайзию и Индию, по суше – в Северную Индию и Бирму.
Есть еще одна проблема – внутренняя миграция бенгальцев на исторические территории горных племен. Самая известная история - конфликт в Читтагонг Хилл Трактс, горной территории в восточной Бангладеш, где проживает группа разнородных племен с собирательным названием Джумми. 
Захват земель, исламизация, насилие, разрушение буддистских и индуистких храмов, вооруженная борьба, массовые убийства и произвол армии – все по полной программе. 
Доступная по суше и по прибрежной морской полосе Бирма - желанная цель для бенгальских мигрантов, поскольку Бирма, по сравнению с Бангладеш - просто благодатная страна: редконаселенная, с богатыми природными ресурсами, хорошим климатом и огромной бенгальской диаспорой.
До захвата Бирмы англичанами этой проблемы, как и термина «рохинджа» попросту не было. Массовая миграция бенгальцев в Бирму в течении более чем ста лет – это результат колониальной политики, в том числе и ввоз дешовой рабочей силы.
Аргумент бирманцев и араканцев против «рохинджа» – реальная угроза поглощенияния коренного населения, разрушения культуры и религии Аракана, установление мусульманского государство.
Оспаривать такие аргументы очень сложно, так как уже сейчас 25% населения Аракана – рохинджа (даже с учетом массовых депортаций), а по настроению в разнообразных инернет-публикациях не заметно, чтобы они хотели ассимилироваться и жить в государстве Бирма.
Панисламский фактор, финансирование из мусульманских фондов, интернациональные связи с радикальными исламистами, лагеря подготовки боевиков близ границы и пр. – информации обо всем этом предостаточно в медиапространстве, при чем совсем не в пробирманских источниках. 
Есть печальный пример, родившийся из подобной проблемы - Шри Ланка.
Там тоже было лишение гражданства и массовая депортация в Индию «плантационных тамилов», которых в колониальный период завозили или поощряли к миграции англичане.
Аргументы сингалов были точно такие же, как и у бирманцев. Один в один.
Что было дальше и чем кончилось – знают все.

3. Араканские мусульмане и рохинджа.
Араканцы четко идентифицирует «старых» мусульман и «рохинджа». 
Вносит же сумятицу в умы и дает повод для спекуляций то, что когда араканцы говорят «мусульманин» (muslim), то имеют в виду и «старых» (имеющих одну из трех категорий гражданства, см. ниже) и «новых» бенгальцев.
«Своих» араканских мусульман они называют по этническому названию: каманы и мьйэйду, но никогда – «мусульмане». 
Ниже - основные категории мусульман в Аракане:


В 1947 году Северный Аракан был охвачена движением «муджахидов» (так они себя называли), которые подняли восстание и отправили в Карачи делегацию с просьбой включить Северный Аракан в состав тогда еще единого государства Пакистан.
В начале 50-х годов бирманская армия навела порядок и повстанцы во главе с лидером моджахедов Кассимом бежали в Бенгалию (тогда еще Восточный Пакистан), обосновавшись в районе Кокс Базара. 
История наведения порядка в Аракане Маха Бандулой в начале 19-го века, предшествовавшая первой англо-бирманской войне, повторилась с удивительной точностью через 120 лет. 
Только тогда главный моджахед сгинул в джунглях, а Кассима в 1960 г. застрелили в Кокс Базаре «неустановленные лица».

4. Те кого сейчас называют «рохинджа».
Взглядом издалека невозможно определить, кто из них есть кто. Тем более отдельные люди, семьи и части семей перемешались через границу в обоих направлениях наверное не раз и не два – она очень долго была практически не охраняема - не до Аракана было (гоминьдановцы, карены, шаны и пр.).
Можно только с большой долей уверенности сказать, что история т.н. «проблемы рохинджа» началась с начала 50-х годов XX века вместе с началом наведения порядка в послеколониальной Бирме.

5. Юридическое положение рохинджа с 1982 г.
Периода до 1982 г. не касаюсь, там было много чего, в том числе и интересного (начало идентификации, операция «Nagamin», первый массовый исход, появление ООН и пр.), но просто уже будет через чур. 
Ниже кратко некоторые факты:

5.1 Закон о гражданстве
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 
В законе применена юридическая норма jus sanguinis и определены три категории граждан: лица с полным гражданством, ассоциированные и натурализованные.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 
Jus sanguinis (лат. Jus sanguinis, юс сангвинис, буквально «право крови») — юридический термин, закрепляющий право получения гражданства того или иного государства (практикующего юс сангвинис) только лицам, имеющим расовые, языковые и этнокультурные черты титульной национальности. 
Исторически юс сангвинис получило распространение в мононациональных государствах Европы без значительных процессов смешения (метисации) различных групп населения. 
Особую популярность юс сангвинис приобрело в Германии 19-го века, когда в стране распространились националистические идеи превосходства арийской расы и стремления очистить страну от различных меньшинств. 
Влияние закона на процедуру получения немецкого граждантва сохраняется до наших дней. 
Так, 36 % третьего поколения турок Германии и более 2/3 первого поколения до сих пор не имеют немецкого гражданства. 
В противовес юс сангвинис существует также юс соли (Jus soli), получившее распространение во Франции, а также в иммигрантских странах (США, Канада и др.). В настоящее время большинство стран мира используют оба принципа в сочетании в зависимости от ситуации.
(Википедия)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 
Ассоциированное гражданство предоставлялось тем, кто подал ходатайство на гражданство по закону 1948 до вступления в силу закона 1982 года, а натурализованное – тем кто поселился в Бирме до 1948 года (до получения независимости) и соответствовал ряду условий (свидетельские показания, знание государственного языка, рождение детей на территории Бирмы и пр.).
Закон о гражданстве 1982 года лишил гражданских прав (и надежд на гражданство) большинство индусов и китайцев, а так же многих представителей мигрирующих этносов.

5.2. 135 «зарегистрированных этносов» Бирмы.
Закон о гражданстве 1982 года определил «закрытый» (как я понял) список «коренных» национальностей Бирмы, которым предоставлялось полное гражданство, в количестве 8 основных этносов, включающих в себя 135 этнических групп:

Все группы подробно поименованы – здесь не приводятся в целях экономии места.
Кстати «инта» (intha) – жители о. Инле – включены в этнические группы шанов (везде пишут, что это субэтнос мьянма).
Практика составления подобных «национальных реестров» обычна для стран Азии, например она существует в Индии и Китае.

5.3 Идентификация и ограничения
В соответствии с этим законом в1989 в Бирме были введены цветные карты контроля граждан (CRC): розовые - для полных граждан, синие – для ассоциированных и зеленые - для натурализованных.
Рохинджа никаких карт не получили, но в 1995, в результате активности UNHCR (Управления Верховного комиссариата ООН по делам беженцев). бирманские власти начали выдавать им временные учетные карты (TRC) белого цвета. 
В TRC не указывается место рождения и она не является основанием для получения гражданства. Так же каждая семья была обязана вести семейный список, в котором указывается только состав семьи и даты рождения ее членов.
Права рохинджа на перемещения ограничены: во-первых они имеют право перемещаться только по Северному Аракану, во-вторых для любого перемещения (даже между их поселениями), им требуется пропуск.
С 2001 введен запрет на любой въезд рохинджа в столицу штата Ситуэ. 

6. Наиболее распространенная ложь и мухлеж по теме «Рохинджа и Аракан».
В принципе ее немного и в основном она базируется на полном незнании читателями проблемы и предопределения вины бирманских властей за все и вся.
Если не брать во внимание перлы типа (обобщаю): «маленькое, но гордое и свободолюбивое племя муссульман-рохинджа, живущее на границе с Бангладеш, против которого кровавая хунта (буддисты) развязала настоящий геноцид, потому что они мусульмане и т.п.», то в основном манипулируют следующим:


P.S. Пример изощренной информационной метастазы из Википедии: «The Rohingya is a Muslim ethnic group». Этакий новояз для провокаторов.