Первоначально казалось, что разбор притянут за уши. НО ПОТОМ (!) выяснилась удивительная аналогия :) - с ЛЁШЕЙ НАВАЛЬНЫМ!
Первое, что стоит узнать об этом фильме, прежде чем давать ему какую-то оценку – это тот факт, что он был снят по графическому роману английского писателя Алана Мура. Попросту говоря, по комиксам.
Произведение включает в себя 10 выпусков, рассказывающих о революционере по имени V, восставшем против фашистской партии в антиутопичной Великобритании конца 20-го века (тогда как в фильме события происходят в будущем, в 2020-2030-ых годах). Во вселенной этого комикса значительная часть человечества оказалась уничтожена из-за ядерной войны, Объединенное Королевство обнищало, а руководящая партия ввела тоталитарный контроль над обществом и погубила в концлагерях всех, кто был не согласен с ее режимом.
Алана Мура порой называют одним из наиболее талантливых британских писателей и даже самым одаренным создателем комиксов. Именно Алан Мур написал один из наиболее мрачных, неоднозначных и глубокомысленных комиксов DC – «Хранителей», которые были не слишком удачно экранизированы в 2009-ом году. Он же принимал участие в проработке Бэтмена и Супермена. Еще одно известное произведение писателя – комикс «Лига выдающихся джентльменов», по которому также был снят одноименный фильм. И, кстати, персонажа Киану Ривза из фильма «Константин» тоже создал Алан Мур (точнее, персонажа серии комиксов «Посланник Ада», по которому он был снят).
Но если помнить, что картина создана по комиксу, то все сразу встанет на свои места, а ощущение вычурности и чрезмерной театральности исчезнет. Такие фильмы в принципе должны быть яркими, в чем-то прямолинейными, в чем-то не совсем реалистичными, но зато предельно иллюстративными и пронзительными. И этот ни с чем ни сравнимый дух комикса, поднимающего серьезные вопросы и раскрывающего глубокие темы, создатели картины передали на все 100%.
Справедливости ради стоит отметить, что маска Гая Фокса, возможно, стала настолько известной и популярной в наши дни отчасти благодаря успеху фильма «V – значит вендетта». Сам Гай Фокс жил в Лондоне в начале семнадцатого века и участвовал в так называемом «Пороховом заговоре», предполагавшем убийство короля. Он не был ни организатором этого заговора, ни координатором подготовки покушения, ни даже его инициатором – он просто должен был зажечь фитиль. Фитиль этот вел в помещение, расположенное под Палатой лордов, которое участники заговора наполнили порохом. Они предполагали устроить взрыв в тот момент, когда король будет произносить свою тронную речь.
5 ноября, день задержания прославившегося революционера, было решено сделать Государственным днем спасения. В современных условиях этот праздник трансформировался в «Ночь Гая Фокса», на протяжении которой британцы разжигают костры, запускают петарды и фейерверки, а также сжигают чучело виновника торжества. К слову, от имени Фокса образовалось слово guy, которое сегодня служит для обозначения молодых людей.
Итак, Гай Фокс – персона довольно неоднозначная. Вроде бы и революционер, но не то, чтобы герой. И это одна из причин критики как его самого, так и фильма «V – значит вендетта» в частности.
Однако сложно не заметить, что сама по себе маска Гая Фокса в этой картине не имеет никакого значения. Подобно тому, как некоторые обороты сюжета в ней излишне художественны для более зрелищного воплощения главной идеи, так и эта маска тут – всего лишь образ, олицетворяющий борьбу против системы. Она не имеет никакой ценности сама по себе и обретает определенный смысл лишь в конкретном контексте. С таким же успехом это могла бы быть маска панды или пришельца, или просто натянутый на голову черный мешок с прорезями для глаз.
Главное – что сначала ее носил только V, а к концу повествования на это решились все. Что жажда свободы, право на которую каждый человек имеет с самого рождения, распространилась, подобно вирусу, и заставила тысячи людей поверить в себя и в свои силы. Маска здесь – просто индикатор, позволяющий нам увидеть, насколько много забитых, напуганных, покорных британцев расправили плечи и наконец перестали бояться.
Несмотря на большое количество достаточно важных второстепенных персонажей, главное внимание в этом фильме всегда приковано к двум героям: V и Иви. Их особенные отношения развиваются, разрастаются и нагнетаются параллельно с тем, как в сломленном народе прорастают ростки несогласия, постепенно превращающиеся в открытое противостояние. В одной из заключительных сцен Иви говорит, что V – это ее отец и ее мать, ее друг и брат, она сама и весь народ в целом. Она отдает дань той неимоверно важной роли, которую сыграл этот человек в судьбе всей страны.
Но все же в ее собственной судьбе V занимал и всегда будет занимать отдельное место. Иви ни разу не увидит лица своего героя (согласно предыстории персонажа, он сильно обгорел во время взрыва в концентрационном лагере), она только один раз его поцелует (и то через маску), и уж точно никогда не будет заниматься с ним сексом. Они не будут жить долго и счастливо, и у них не родятся дети. Все, что будет между ними – это разделенная на двоих боль и общая вера в безапелляционное право на свободу. К слову, в комиксе после того, как V погиб, Иви взяла себе его личность.
Фильм имеет достаточно много отличий от одноименного графического романа. И личность V, точнее, его характер, можно назвать одним из ключевых отличий. В кинопроекте он получился хоть и террористом-анархистом, но все же человеком достаточно романтичным и относительно адекватным, не идущим на лишние жертвы без особой необходимости. В комиксе V был преподнесен как персонаж гораздо более безжалостный, готовый, по сути, пойти на все ради достижения поставленной перед собой цели.
Еще один немаловажный момент: в оригинальной истории Иви не была влюблена в своего спасителя, мучителя и наставника. Она так же была признательна ему за все, что он сделал для нее и для других людей, понимала, что все это было необходимо, но никаких романтических чувств к нему не испытывала. V же, напротив, сумел полюбить девушку, что смотрелось еще более эффектно с учетом его более сложного и жесткого характера.