Как говорили ещё древние римляне: «Если не знаешь, как поступить - поступай по закону».
А как же по закону?
Вот в этом, а также в некоторых нюансах, давайте и разберёмся.
Итак, как обычно всё по порядку.
После досрочных парламентских выборов 27 ноября 2014 года в Верховной Раде была создана коалиция депутатских фракций «Европейская Украина», в которую вошли БПП (143), НФ (81), РП (21), Самопомощь (31) и Батькивщина (19). На тот момент её численность составляла 302 народных депутата.
Коалиционное соглашение было подписано всеми главами этих фракций и официально размещено на сайте парламента.
https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/n0001001-15
Но уже через год начался исход фракций из её состава, о чём, в той или иной форме, сообщали их лидеры. Первым об этом в 2015 году сообщил Олег Ляшко. Затем ещё через год о своём выходе заявили Батькивщина и Самопомощь.
В итоге 18 февраля 2016 года на заседании парламента Владимир Гройсман (спикер на тот момент) официально объявляет о выходе фракции Батькивщина из состава коалиции. 19 февраля (он же) официально объявил о выходе из коалиции фракции Самопомощь, а 29 марта о выходе из коалиции Радикальной партии официально объявил Вице-спикер (на тот момент) Андрей Парубий.
Если провести нехитрые математические расчёты, то наличие оставшихся в коалиции депутатов сократилось до 224-х, или 225-ти, если учесть, что подписи Надежды Савченко не могло тогда там быть из-за нахождения её в российской тюрьме, но в любом случае их стало менее необходимых 226-ти.
А вот теперь я хочу перейти к интересным, с моей точки зрения, нюансам.
С какой целью в парламенте создаётся коалиция депутатских фракций, согласно Конституции? Читаем:
«Стаття 83.
... У Верховній Раді України за результатами виборів і на основі узгодження політичних позицій формується коаліція депутатських фракцій, до складу якої входить більшість народних депутатів України від конституційного складу Верховної Ради України.
…Коаліція депутатських фракцій у Верховній Раді України відповідно до цієї Конституції вносить пропозиції Президенту України щодо кандидатури Прем’єр-міністра України, а також відповідно до цієї Конституції вносить пропозиції щодо кандидатур до складу Кабінету Міністрів України.
Засади формування, організації діяльності та припинення діяльності коаліції депутатських фракцій у Верховній Раді України встановлюються Конституцією України та Регламентом Верховної Ради України».
Здесь нужно сделать важную ремарку – в Регламенте ВР деятельность коалиции не прописана аж ни единым словом. Кто хочет убедиться в этом самостоятельно, ссылка: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1861-17
Далее:
«…Депутатська фракція у Верховній Раді України, до складу якої входить більшість народних депутатів України від конституційного складу Верховної Ради України, має права коаліції депутатських фракцій у Верховній Раді України, передбачені цією Конституцією».
Следовательно, если даже одна фракция численностью минимум 226 депутатов может иметь статус коалиции, то две – тем более.
Теперь обратимся к подписанному в 2014 году коалиционному соглашению:
«Пункт 7.2. Зміни у складі Коаліції, у тому числі у зв'язку з виходом із Коаліції однієї чи кількох депутатських фракцій, якщо при цьому кількісний склад Коаліції не стає меншим, ніж визначено Конституцією України не є підставою для припинення Коаліції».
С одной стороны, коалиция прекратила своё существование. С другой – пока не встал вопрос о выполнении прописанной в Конституции и в законах о Кабмине и Регламенте своей функции по формированию Кабинета министров – она вроде как пока была и не нужна…
Поэтому неудивительно, что шум и громкие крики о том, что коалиции нет, начались именно тогда, когда встал вопрос об освобождении от занимаемой должности Арсения Яценюка и назначении вместо него Гройсмана.
Напомню, президент получает право, а не обязанность (п.1 ст.90 Конституции) распустить парламент, если в течение 30 дней не сформирован новый состав коалиции.
29 марта, в день почившей тогда коалиции «Европейская Украина», была предпринята попытка сразу создать новую в составе БПП, НФ и Батькивщины, но она провалилась из-за требований Тимошенко, которые не приняли её партнёры.
Однако, уже через две недели после этого, 14 апреля 2016 года, было проведено результативное голосование за смену руководства Кабмина (постановление №4423). По состоянию на тот день численный состав БПП был 146 депутатов, НФ – 81, что в сумме составляло – 227. Выкрутились.
Так как, согласно предыдущему коалиционному соглашению, индивидуальное членство народных депутатов (например, в отличие от одной из коалиций VI созыва Стабильность и реформы) в ней не допускалось, то фракции БПП просто пополнилась ещё тремя членами, что и позволило показать наличие «штыков», и выполнить прописанную в Конституции коалиционную функцию – переформатирование Кабмина, как вроде бы никто никуда из коалиции и не выходил... Прокатило.
А что же сейчас с численным составом этих двух фракций?
Я взяла одно из сегодняшних, от 14 мая, голосований, где чётко видна численность депутатов: БПП – 135, НФ – 80, итого – 215, при необходимых 226-ти. Коалиции опять нет. Ни старой, ни новой, ни серо-буро-малиновой…
Что дальше?
А дальше всё пока в руках действующего президента и Ко: можно объявить официально об отсутствии коалиции и включить «счётчик» 30 дней (тогда тема роспуска парламента снимается автоматически), а можно ничего не объявлять – ведь вопрос назначения нового состава Кабмина пока ребром не стоит.
Тимошенко, кстати, сегодня активно засуетилась и призывает опять к созданию новой коалиции. Похоже у Юлии Владимировны, кроме её коронной многолетней темы импичмента всем и вся, появилось ещё одно любимое занятие: коалицинироваться.)
Ну, или в третий раз премьерский «зуд» включился.
Ну, что же, наблюдаем дальше…
П.С. И, как говорится, чтобы два раза не вставать.
От некоторых экспертов и политологов слышу, что, мол, вот Порошенко после победы инаугурировали почти сразу, а сейчас с этим якобы затягивают.
Для того, чтобы понимать почему в 2014 году было так "быстро" - достаточно прочесть Регламент ВР, там всё чётко прописано:
Стаття 165. Дата і час проведення урочистого засідання Верховної Ради
1. Урочисте засідання Верховної Ради, на якому новообраний Президент України складає присягу Українському народові, проводиться не пізніше ніж через тридцять днів після офіційного оголошення результатів чергових виборів Президента України і не пізніше ніж через п'ять днів після офіційного оголошення результатів позачергових виборів Президента України.
Многие путаются ещё в одном вопросе. Так вот официальным объявлением результатов выборов считается именно публикация в правительственных изданиях, а не оглашение протокола ЦИК.
Отсюда: 3 июня 2014 года - публикация, 7 июня 2014 года - присяга. Поэтому всё было не быстро и не медленно, а строго в соответствии с отведённым законодательством сроком.
Напомню, о результатах президентских выборов 2019 года официальные издания Голос Украины и Урядовый курьер сообщили 3 мая.
Подустала читать БРЕД, что если сейчас «БПП» или «НФ» заявят о выходе из коалиции, то у них начнется 30 дневный срок на формирование новой коалиции.
И, соответственно, указ о досрочном прекращении полномочий подписывать нельзя.
Надо ждать 30 дней.
Коротко и популярно рассказываю.
***
1. До 2010 года в Законе «О Регламенте ВРУ» действительно существовал порядок создания коалиции и прекращения ее деятельности.
Там были прописаны и списки с подписями, и требования к коалиционному соглашению, и порядок объявления о создании и объявления прекращении/выходе и еще много чего.
Но уже 9й год как НИЧЕГО подобного в Регламенте нет. Совсем НЕТ.
В Регламенте даже не содержится слово «коалиция». Нет такого понятия.
Поэтому у заявляющих об «оглашении спикером», «оглашении фракцией о выходе», о «списках и подписях», «подписях», «30 днях после объявления о выходе» просто или склероз или приступ правовой безграмотности.
***
2. Конституция содержит упоминание о «коалиции» в статьях 83, 90, 106, 114.
Коротко: Коалиция формируется; в ней находятся минимум 226 депутатов; она имеет кадровые права; и если в течении месяца после прекращения деятельности не сформирована новая коалиция, президент получает право распустить парламент.
Никакого ПОРЯДКА/процедуры/ритуала прекращения деятельности ВРУ Конституция не содержит.
И придумать такой порядок можно только одним образом – изменения в Закон «О Регламенте». Как это и было до 2010 года. Но это делать бессмысленно. Обратной силы закон иметь не будет.
Итак, фракция, депутаты, спикер могут объявлять все что угодно. О выходе и входе. О том, что нет коалиции. Что нет счастья в личной жизни. Что нужно 30 дней. Могут спеть, рассказать стишок или скороговорку.
Это не будет иметь никакого отношения к Конституции и законам.
***
3. Теперь о коалиции.
Ее существование прекратилось 18 февраля 2016 года, после выхода «Самопомочі» и «Батьківщини».
Т.е. сейчас 43й месяц как Порошенко, так и после инаугурации Зеленский имеют полное ПРАВО досрочно прекращать полномочия ВРУ.
СОРОК ТРЕТИЙ месяц.
Какие 30 дней? Они истекли в марте 2016.
Порошенко правом на роспуск не воспользовался.
Зеленский определится сам.
Основание – железное: коалиции НЕТ и никакого доказательства этому очевидному факту не нужно.
Нет 226 депутатов давно и безнадежно.
Кроме того, нет доверия. Нет желания терпеть. Утрачена и законодательная и общественная легитимность.
***
4. Срок для роспуска будет до середины июня.
Право Президента на досрочное прекращение полномочий парламента НИКАК не зависит от календарной даты проведения ОЧЕРЕДНЫХ выборов в парламент, или от ДАТЫ ПРИСЯГИ действующего созыва парламента.
Те, кто так НЕ считают, немедленно расскажут, что НЕЛЬЗЯ трогать депутатов, ведь в соответствии с ч. 5 ст. 90 Конституции Украины полномочия парламента не могут быть прекращены в последние 6 месяцев СРОКА ПОЛНОМОЧИЙ ВРУ.
Я не зря выделила словосочетание «СРОКА ПОЛНОМОЧИЙ».
Давайте разберемся, когда же ПРЕКРАТЯТСЯ полномочия этого, 8 созыва?
Когда выйдет СРОК?
ПОЛНОМОЧИЯ ВРУ этого, восьмого созыва ПРЕКРАТЯТСЯ в день открытия первого заседания ВРУ нового, девятого созыва. (ч. 1 ст. 90 КУ).
Т.е. где-то в середине ДЕКАБРЯ 2019 года.
Почему в декабре?
Потому что очередные выборы в ВРУ должны пройти 27 октября 2019 года. Только в ноябре ЦИК установит и огласит результаты парламентских выборов, зарегистрирует депутатов, и в середине ДЕКАБРЯ начнет работать новый созыв парламента.
А старый, соответственно УТРАТИТ ПОЛНОМОЧИЯ. (ч. 1 ст.98; ч.1 ст. 99; ч.1 ст. 100; ч.1 ст. 101 ЗУ «Про вибори народних депутатів України»).
Таким образом, у Президента Зеленского будет достаточно времени, чтобы подписать указ о досрочном прекращении полномочий этого парламента.
И ограничительный шестимесячный срок НЕ будет нарушен. В отличии от обязанности иметь коалицию.
Которая нарушена парламентом уже очень давно.