Музыкальная археология

О древнерусских музыкальных инструментах, о музыке Древней Руси.

Первые исторические свидетельства о существовании музыкального древнерусского инструмента гудка относятся к XI-XII векам. Гудок - это простонародный музыкальный инструмент наподобие скрипки, но изготовлялся он из грубого невыделанного цельного куска дерева. Корпус гудка неуклюж и по размерам больше скрипки. На нем натянуты три струны, по которым водят коротким смычком. Любители этого инструмента играли на нём сидя, упирая его в колени, либо стоя, упирая в грудь или держа его подбород­ком. Играли на гудке, конечно, самые распространенные, всем известные народные мелодии. И звучал гудок скрипуче и назойливо. Но когда-то этот инструмент был незаменим на княжеских и боярских пирах, на танцах, часто он сопровождал пение.

Волынка - "коза"

Волынка - музыкальный инструмент, очень похожий на мешок с трубочками. Этот мешок, который называется «мех», делался из козлиной или телячьей шкуры. В мешок вставлялись несколько трубочек. Через одну из них в мешок надувался воздух, отчего мешок раздувался, как шар. Вторая трубочка напоминала дудочку-свирель, на ней играл волынщик. Есть ещё несколько трубочек, которые тянули сопровождающие мелодию звуки. Эти звуки тянулись непрерывно и монотонно, они продолжали звучать, даже когда волынщик пел. Он мог просто держать инструмент под мышкой, прижимая его локтем, а волынка сама звучала. Когда мешок прижимали, воздух из него выходил, и трубочки сами по себе звучали. Это долгое и гнусавое звучание волынки в народе сравнивали со всякой нерасторопностью и медлительностью. Отсюда знакомое всем выражение-поговорка: «Не тяни волынку», «Не волынь». На волынке играли во время народных игр и танцев. Этот инструмент очень любили самые весёлые люди на Руси - скоморохи. В народе называли волынку по-разному: «коза», «козица», «дуда». Волынка и сегодня продолжает звучать у разных народов. В Шотландии она сейчас даже входит в состав национальных военных оркестров, но в России, как русский народный инструмент, она давно забыта.

Домра и балалайка

Так перед праздною толпой
И с балалайкою народной
Сидит в тени певец простой
И бескорыстный и              свободный!..
                                                                    М.Ю. Лермонтов

Среди русских народных инструментов есть один с весьма необычной судьбой - это домра, которая была распространена в России в XVI-XVII веках, затем очень надолго совершенно исчезла.

У домры было множество древних родственников, похожих на нее инструментов, распространённых у восточных народностей. Поэтому и считался на Руси этот инструмент чужестранным, хотя это мнение ошибочно, домра - древнерусский инструмент.
Домра очень похожа на балалайку, она тоже, как балалайка, трёхструнная, только корпус у неё не треугольный, а полукруглый. Как у балалайки, корпус домры сделан из отдельных дощечек. Домры были разных размеров: существовали «домришко», «домра» и «домра большая басистая».
Когда-то на Руси было очень много домрачеев - мастеров игры на домре, особенно среди скоморохов. Но Русская православная церковь называла веселую игру практически на любых народных музыкальных инструментах «бесовскими игрищами».

По известному Указу царя Алексея Михайловича от 1648 года строго-настрого приказывалось, чтобы «скоморохов с домрами и волынками... в дом к себе... не призывали, и всяких бесовских игр не слушали... и личин (то есть различных масок) на себя не накладывали... А где объявятся домры... и всякие гудебные бесовские сосуды, те вынимать (то есть отнимать) и, изломав... сжечь».

И никто не мог ослушаться столь грозного приказа царя. Пришлось указ исполнить, и домра практически исчезла на Мос­ковской Руси.
Но тягу народа к музыке уничтожить невозможно. Пусть домра исчезла, зато вместо нее появилась балалайка. Уже в конце XVII века возник очень напоминающий домру инструмент, только треугольной формы. Возможно, треугольной балалайку придумали как раз для того, чтобы она на домру не походила, чтобы игрой на балалайке царёв указ не нарушить. В указе ничего не было сказано про балалайку.
В конце XVII столетия о русской балалайке современники писали:

«Сей инструмент в великом употреблении в России между простым народом».

Балалайка очень скоро стала самым распространённым русским народным инструментом, и даже символом всех русских народных инструментов. На деле получается, что балалайка - это переродившаяся домра. И сегодня все в мире знают, что символом русской народной музыки является балалайка.
Деревянный треугольный корпус балалайки делается из скле­енных треугольных дощечек. Играют на балалайке бряцанием указа­тельным пальцем правой руки и щипком, левая рука (как на других струнных инструментах) прижимает струну в нужном месте. Есть и такой прием игры на балалайке, который называется «дробь», - это когда бряцают по струнам четырьмя пальцами.
У балалайки лёгкий и очень весёлый «характер», и что на балалайке ни сыграй, все получится весело и беззаботно.
Название инструмента - «балалайка» - произошло от русских слов «балакать», «балагурить», «болтать», в общем, весело и без­заботно проводить время за разговором. А слова «балаболка», «баловство» происходят от татарских слов «бала», «балалар», что значит «дитя».
«Мужицкую» балалайку дворяне и люди образованные часто очень презирали, не считая её музыкальным инструментом, достой­ным внимания. Но изредка балалайка звучала и в богатых домах, даже на царском дворе.
Интересно, но балалайку в России не всегда делали из дерева. Иногда ее корпус был сделан из тыквы, и тогда балалайка была овальной формы. Внутри тыквы приклеивали порошок из битого хрусталя, и тогда звук получался у тыквы-балалайки хрустально чистым и очень звонким.

Обилие духовых, струнных и ударных инструментов говорит о культурном богатстве древних русских. Впитывая звуки природы, народ создавал из подручных материалов нехитрые трещотки и свистульки. Каждый ребенок на Руси обладал навыками изготовления и игры на простых музыкальных инструментах. Это было неотъемлемой частью народной культуры и быта со времён Древней Руси. Многие из них используются по сей день в неизменном виде – иные были усовершенствованы и легли в основу народных оркестров.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ МУЗЫКА (ИНСТРУМЕНТЫ):


БАЛАЛАЙКА

Балалайка стала символом русской культуры. Это трёхструнный щипковый инструмент с треугольной декой. Первые упоминания инструмента датируются XVII в. но массовое распространение инструмент получил только спустя сотню лет. Классическая балалайка произошла от восточнославянской домры с двумя струнами и округлой декой.

Статус народного инструмента был присвоен ей неспроста. Корень слова балалайка такой же, как в словах балакать или балаболить, которые означают бессодержательный, ненавязчивый разговор. Так и инструмент чаще всего выступал аккомпанементов для досуга русских крестьян.


ГУСЛИ

Ещё один струнный народный щипковый инструмент, но гораздо старше балалайки. Первые исторические свидетельства использования гуслей относятся к V веку. Предок инструмента точно не установлен, но, согласно наиболее распространённой гипотезе они произошли от древнегреческой кифары. Существовало несколько типов гуслей с резонатором различной формы и количеством струн от 5 до 30.

Гусли всех типов (крыловидные, шлемовидные, лироообразные) использовались для аккомпанемента голосу солиста, а музыканты назывались гуслярами.


РОЖОК

Небольшой мундштуковый духовой инструмент со раструбом на конце ствола и шестью игровыми отверстиями (одновременно название группы духовых инструментов). Традиционный рожок вырезался из можжевельника, берёзы или клёна. Ансамблевая и танцевальная разновидность инструмента произошли от сигнальных рожков пастухов и воинов, которые аккомпанировали и досугу, и работе.

Первые сведения о рожках, зафиксированные на бумаге, датируются XVII веком, но фактически их начали использовать гораздо раньше. С XVIII века появляются упоминания о рожковых ансамблях.


ДОМРА

Традиционный славянский щипковый струнный инструмент – прародитель балалайки. Принципиальные отличия от первой от последней заключаются в конфигурации деки (овальной и треугольной соответственно). Широкое распространение получила в XVI веке, предположительно эволюционировав из монгольских двухструнных щипковых инструментов.

Существуют трёх- и четырёхструнная версия инструмента. Домра считалась инструментом путешествующих скоморохов (игрок на домре - домрачей).


БАЯН

Баян – русский народный музыкальный инструмент с баварскими корнями. Конструктивной основой для него послужила гармоника. Первый инструмент был создан мастером Мирвальдом в 1891 году, а уже в следующем баяны появились и в России. Однако название инструмента впервые упоминается в 1903-м году (до этого он назывался хроматической гармонью).

Это сольный концертный или ансамблевый инструмент. Однако нередко он аккомпанирует и народному досуга на общественных гуляниях или семейных праздниках.


РУССКАЯ ГАРМОНЬ

Ручная гармонь пришла в русскую музыкальную культуру вместе с нашествием монголо-татар. Её прародителем стал китайский инструмент шен. Китайский прародитель прошел долгий путь из Азии в Россию и Европу, но массовую народную любовь гармоника получила после 1830-х годов, после открытия первого производства. Но даже при наличии поставленного производства большую часть инструментов изготавливали народные мастера, что способствовало широкому конструктивному разнообразию.


БУБЕН

Установить время и место появления бубна как музыкального инструмента практически невозможно – он использовался в различных обрядах многих народов. Обрядовые бубны чаще всего представляют собой кожаную мембрану на круглом деревянном каркасе – обечайке. На обечайку русских музыкальных бубнов часто подвешивались бубенцы или круглые металлические пластины.

На Руси бубном назывался любой ударный музыкальный инструмент. Четко выделяется ратный и обрядовый бубен. Именно они послужили основой для бубнов музыкальных, используемых во время выступлений скоморохов и других увеселительных мероприятий.


ДРОВА

Ударный инструмент с говорящим названием дрова «вырос» из обычной вязанки дров. По принципу действия он схож с ксилофоном. Звук извлекается специальной колотушкой из деревянных пластин. В нижней части каждой пластины выбирается углубление, от глубины которого зависит высота звука. После настройки пластины лакируются и собираются в связку. Для изготовления дров используется высушенная берёза, ель и клён. Кленовые дрова считаются самыми благозвучными.


СВИСТУЛЬКА

Небольшой керамический духовой инструмент – свистулька – часто снабжался декоративными элементами. Особо популярны были свистульки в виде птиц с декоративной росписью. Предпочитаемые существа и орнаменты часто указывают на регион изготовления инструмента.

Свистульки издают высокие трели. В некоторые виды свистулек заливается вода и тогда трели получаются с переливами. Создавались свистульки как детские игрушки.


ТРЕЩОТКА

Ряд деревянных пластинок, скрепленных шнурком, это и есть славянская трещотка. Встряхивание такой связкой создаёт резкие хлопающие звуки. Трещотки изготавливаются из прочных пород древесины – дуба, к примеру. Для увеличения громкости между пластинами вставляются прокладки порядка пяти миллиметров толщиной. Использовался инструмент на ярмарках и народных гуляниях для привлечения внимания к тому или иному выступлению.


ДЕРЕВЯННЫЕ ЛОЖКИ

Ещё один символ русской культуры – деревянные ложки. Это единственный ударный инструмент, которым можно есть. Древние русские использовали ложки для извлечения ритмических звуков не меньше, чем для еды. Ложки из разных пород древесины с характерной росписью используется в комплектах от двух до пяти. Наиболее распространён вариант с тремя – две зажаты в левой руке ложкаря, а третьей он ударяет по нижним сторонам черпаков.