Религиозные или гугенотские войны - серия затяжных гражданских войн между католиками и протестантами (гугенотами), которые раздирали Францию при последних королях династии Валуа, с 1562 по 1598 годы.
В 50—60-е годы XVI века французская монархия переживала тяжелый кризис. Итальянские войны закончились неудачей. Расчеты французских феодалов на военную добычу, земли и должности в Италии не оправдались. Дворянство было крайне раздражено этой неудачей, обвиняя в ней короля и двор. Экономическое положение аристократии после войны было близко к разорению.
Дворянство спешило использовать гугенотские организации и движение гугенотов, чтобы добиться от центральной власти уступок.
Так во Франции начались длительные междоусобные войны, известные под именем гугенотских войн, продолжавшихся 36 лет и оказавших громадное влияние на последующую историю Франции.
Началу гражданских войн во многом способствовала слабость преемников Генриха II, его трех сыновей: Франциска II (1559—1560), Карла IX (1560—1574) и Генриха III (1574—1589), нередко становившихся орудием интриг придворных феодальных клик. При дворе Франциска II задавала тон семья лотарингских феодалов Гизов.
При Карле IX, начавшем царствовать с 10-летнего возраста, регентшей королевства стала его мать — по происхождению итальянка — Екатерина Медичи, делившая власть со своими фаворитами. В начале 60-х годов крупнейшие феодалы особенно резко разделились на две религиозно-политические группировки.
Часть феодалов во главе с Гизами держалась католицизма. К ним примыкала и Екатерина Медичи. Другую — оппозиционную — кальвинистско-гугенотскую партию возглавляли Бурбоны во главе с Антуаном Бурбоном, королем Французской Наварры, и адмирал Колиньи. При дворе имелась и умеренная партия «политиков», старавшихся, но не сумевших примирить противоположные стороны. Представителем ее был канцлер Лопиталь.
Гугенотские войны (1562—1598) начались в местечке Васси 1 марта 1562 года нападением герцога Гиза и его вооруженной свиты на собрание гугенотов во время их молитвы. Гугеноты дали отпор нападавшим. После этого начались настоящие военные действия, в ходе которых не стало старших представителей Гизов и Бурбонов — Франсуа Гиза и Антуана Бурбона.
В 1572 году при дворе возник план — примирить католиков с гугенотами путем заключения династического брака между сестрой короля Карла IX — Маргаритой Валуа— и сыном Антуана Бурбона — Генрихом Наваррским, лидером гугенотов. Но соглашение было сорвано Гизами и Екатериной Медичи. Приехавшие в Париж на свадьбу гугеноты были вероломно перебиты в ночь на 24 августа 1572 года, получившей название Варфоломеевской. Убийства гугенотов были организованы католиками и в других городах Франции. В Париже погибло более 2 тысяч гугенотов. Среди убитых был и адмирал Колиньи.
После Варфоломеевской ночи наступил второй период гугенотских войн. Он отличался большей ожесточенностью обеих сторон по сравнению с первым. Юг и запад в это время окончательно отделились от севера Франции. Там было создано самостоятельное союзное гугенотское государство. Входившие в общий союз различные провинции управлялись губернаторами из местной знати, выигравшей больше всех от этой «автономии».
В 70-х годах отчетливо оформилась и политическая идеология гугенотства, суть которой заключалась в организации государственной власти путем «общественного договора» между добрым королем и народом. Под «народом» подразумевалась «лучшая часть народа», то есть аристократия.
На севере в середине 70-х годов католики организовали свой политический союз под названием Католической лиги. Во главе Лиги стоял сын умершего Франсуа Гиза — Генрих Гиз. Лига контролировала королевское правительство в Париже. Она резко возражала против попыток короля Генриха III заключить мир с гугенотами и предоставить им религиозную свободу.
Наибольшей ожесточенности борьба гугенотов с католиками достигла в третий период — с середины 80-х годов. В это время шла уже восьмая по счету гугенотская война (1585—1589), получившая название Войны трех Генрихов, так как в ней участвовали одновременно Генрих Гиз, Генрих Валуа (король Генрих III) и Генрих Бурбон, носивший также титул короля Наваррского.
Сторонники Генриха Гиза открыто заявляли, что Гизы имеют больше прав на престол, чем Валуа, так как они, Гизы, будто бы происходили от самого Карла Великого. Ввиду того что у Генриха III не было наследников, лигисты требовали от короля формального объявления Генриха Гиза наследником престола. В 1588 году Генрих III начал стягивать войска к Парижу,готовясь произвести арест Гиза. Когда об этом стало известно в кругах Лиги, лигисты усилили свою агитацию в столице, и в Париже произошло восстание против короля.
Генрих III бежал из Парижа в город Шартр, надеясь потом возвратиться в столицу и расправиться с мятежниками. Сначала Генрих III
решил отделаться от самого Гиза. С этой целью Гиз был приглашен к королю как бы с целью примирения с ним. В королевской приемной солдаты конвоя закололи кинжалами лидера Лиги (22 декабря 1588 года). В ответ на это Париж отказался повиноваться Валуа, превратившись в независимую республику. По примеру Парижа и другие города превращались в города- республики.
Расчленение страны теперь уже было фактом не только на юге, но и на севере. Генрих III пытался спасти свое положение союзом с Генрихом Наваррским, которого он провозгласил своим наследником. По заключении договора весной 1589 года оба короля пошли походом на Париж. Но в Париж Генрих III не вернулся: 1 августа 1589 года он был убит в своей резиденции. Со смертью Генриха III прекратилась династия Валуа. Генрих Бурбон, провозглашённый королем Франции под именем Генриха IV, стал родоначальником новой французской династии — Бурбонов.
Гугенотские войны завершились изданием в 1598 году Нантского эдикта.
Генрих IV старался в нем примирить гугенотов с католиками. Эдикт объявлял католицизм государственной религией Франции. По всей Франции восстанавливалось католическое богослужение. Католическому духовенству возвращались земли и прочее имущество.
Но одновременно и гугеноты получили возможность исповедовать свою религию. Гугеноты получили право собирать свои церковные съезды (синоды) и особые политические совещания. Они получили право иметь при короле своих особых представителей. Им было оставлено около 200 крепостей в качестве гарантии выполнения правительством статей эдикта.
Нантский эдикт был первым в Западной Европе примером установления религиозной веротерпимости. Генрих IV рассчитывал, что такая мера будет способствовать подчинению гугенотов центральному правительству. Его расчет в значительной степени оправдался. Наиболее крупное гугенотское дворянство быстро начало отходить от политической оппозиции и вслед за Генрихом IV меняло свою религию.
После гугенотских войн промышленность и торговля испытывали большие затруднения. Сельское хозяйство многих провинций пришло в полный упадок. Государственные финансы были в совершенном расстройстве. В этих условиях восстановление сильной королевской власти было настоятельной необходимостью. Генрих IV перестал (после 1593 года) созывать Генеральные штаты и потребовал беспрекословной покорности от Парижского парламента. Также и в церковных делах Генрих IV не терпел вмешательства папы. Крупных феодалов король предпочитал подкупать.
Генрих IV сумел подобрать себе энергичных и способных министров. Важнейшее значение правительство придавало развитию сельского хозяйства: был упорядочен сбор налогов, отменены недоимки за прошлые годы, частично снижены налоги с крестьян. Для возрождения сельского хозяйства были проведены и другие меры: установлен более свободный провоз хлеба из одной провинции в другую, организована осушка болот, поощрялось распространение новых культур — кукурузы, свеклы, кормовых трав и т. п.
Правительство Генриха IV обращало большое внимание и на развитие мануфактур : шелковых, полотняных, кружевных, гобеленов и т. п. Генрих IV придерживался политики протекционизма в отношении французской промышленности. Ввоз иностранных промышленных изделий в страну был значительно ограничен; вывоз же сырья из Франции был запрещен с целью удешевления производства отечественной промышленности. Казна начала в ряде случаев выдавать мануфактуристам для расширения производства субсидии.
При Генрихе IV большое внимание было обращено на улучшение дорог; была установлена регулярная почта, при нем же вошли в практику омнибусы, совершавшие регулярные рейсы между отдельными городами Франции Экономическая политика Генриха IV шла навстречу интересам буржуазии.
Генрих IV вел чрезвычайно активную внешнюю политику, основное содержание которой составляли планы ко лонизации Канады и подготовки к войне с испанскими и немецкими правителями — Габсбургами. Однако реализовать эти планы Генриху IV было не суждено: в 1610 г он был убит.
Наследнику Генриха IV, Людовику XIII, было всего 9 лет, когда он стал королем Франции. Регентшей королевства стала его мать Мария Медичи. Началось расхищение королевской казны знатью и придворными. Мария Медичи меняла своих фаворитов и тратила на них огромные государственные средства.
В Генеральных штатах 1614 года выдвинулся и был замечен двором талантливый и энергичный епископ Арман Жан дю Плесси Ришелье (1585— 1642), перешедший затем на службу в Королевский совет. (В 1619 году по представлению французского короля он получил от папы титул кардинала). В 1624 году Ришелье стал членом Государственного совета и фактически руководителем государства.
На этом посту он оставался 18 лет и сумел многое сделать для укрепления королевского абсолютизма.
Ставя интересы государства выше церковных интересов (хотя сам он был духовным лицом), Ришелье последовательно боролся с сепаратизмом, откуда бы он ни исходил — от папы, или от светских феодалов, или даже от членов королевской фамилии.
Его идеалом было могущественное централизованное государство, в котором король пользовался бы неограниченной властью над всеми своими подданными, включая и дворянство.
Сам дворянин по происхождению, Ришелье не собирался отменять сословные и имущественные привилегии дворянства, но он требовал, чтобы дворяне со своей стороны верно и энергично служили королю (прежде всего на военной службе) и подчинялись общегосударственным законам. Феодальную оппозицию и всякого рода придворные интриги аристократов Ришелье преследовал беспощадно.
Были разрушены многочисленные замки феодалов, не имевшие государственного стратегического значения. Кардинал строго преследовал дворянские дуэли. За участие в них дуэлянты высылались из Франции.
Ришелье удалось радикально разрешить гугенотский вопрос. У гугенотов были отобраны их крепости, уничтожены особые гугенотские войска, закрыты особые гугенотские судебные палаты и т. д. Решение этого вопроса способствовало национальному единству Франции.
Ришелье реорганизовал систему французского управления. Наибольшее значение в центральном аппарате при нем получили государственные секретари. Это были министры, полномочные руководители отдельных ведомств. Главным министром, концентрировавшим в своих руках все нити государственного управления, был сам министр-кардинал. Королевский совет, состоявший из аристократов-дворян, стал при Ришелье фиктивным органом.
Громадное значение для дальнейшего развития абсолютизма имели интенданты полиции, суда и финансов, посылавшиеся из центра для управления провинциями. Эта должность не покупалась, не продавалась и не передавалась по наследству, как большинство других должностей французского государства. Назначаемые из Парижа чиновники-интенданты обязаны были следить за провинциальными городскими муниципалитетами и за губернаторами провинций.
В области экономической политики Ришелье продолжал дело Генриха IV. Он энергично поддерживал развившуюся мануфактуру. При нем интенсивно заселялась французская Канада — «Новая Франция». Французы проникли также на Антильские острова. Ришелье оказывал покровительство развитию французского торгового флота. Однако французская буржуазия по сравнению с нидерландской и английской, имея большие прибыли внутри страны, слабо втягивалась в торгово-промышленную и колониальную деятельность. Тем не менее именно при Ришелье у Англии и Голландии начал появляться новый соперник в захвате и грабеже внеевропейских стран.
Усиление централизации государственного аппарата, все возраставшие расходы на королевский двор и широкая внешняя политика требовали громадных денежных средств. Численность постоянных войск при Ришелье достигала уже 150 тыс. человек. Основным налогоплательщиком оставалось крестьянство с его по-прежнему рутинным земледелием, задавленным всякого рода феодальными поборами. Одна талья возросла при Ришелье в четыре раза. В 1635—1636 годах произошли крупные восстания на западе — в Гиени, Ангулеме и Пуату. В 1639 году большое восстание происходило в Нормандии во главе с Жаном Босоногим.
Ришелье умер в 1642 году, в следующем году умер и Людовик XIII. Но абсолютизм во Франции был уже настолько укреплен, что в царствование преемника Людовика XIII — Людовика XIV — он достиг своего апогея.
Бурному политическому периоду истории Франции второй половины XVI и первой половины XVII в. соответствовали значительное оживление и прогресс в развитии французской культуры. Два момента ее истории этого времени особенно обращают на себя внимание: 1) литературное оформление французского языка и зарождение так называемой классической французской литературы и 2) развитие французской рационалистической философии.
Французский язык подвергся тщательной литературной обработке со стороны французских поэтов-гуманистов еще в первой половине и середине XVI века (Рабле, П. Ронсар и Ж. Белле). С одной стороны, они отмечали высокие достоинства французского языка, с другой — указывали на необходимость его дальнейшего развития и обогащения как за счет классического латинского языка, так и путем большего приближения его к жизни посредством использования народных говоров, в частности, «разговорного языка различных профессий».
В 90-х гг. XVI и первой четверти XVII в. идеи о необходимости реформы французского языка продолжал литератор Франсуа де Малерб (1555—1628). Малерб старался выработать единообразные и (для писателей обязательные) правила французского языка как в его словарной, так и в грамматической основе, а также в отношении правил стихосложения, рифмы и пр. Он боролся за ясный, «разумный» стиль, за чистоту парижского языка. Деятельность Малерба значительно способствовала оформлению того классического французского языка, на котором писали впоследствии знаменитые писатели- классики французской литературы: Корнель (1606— (1684), Мольер (1622—1673), Лафонтен (1621 — 1695), Расин (1639—1699) и др.
Рационалистическая философия была представлена во Франции второй половины XVI века прежде всего гуманистом Мишелем Монтенем (1533—1592). В своем главном произведении «Опыты» (1588) Монтень проводит в качестве основной мысли идею о главенстве разума, являющегося, по его мнению, высшим критерием в оценке явлений природы и общественной жизни.
Крупнейшим представителем французской рационалистической философии XVII века был также Рене Декарт (1596—1650).
В учении Декарта содержались моменты яркой материалистической мысли, оказавшей в дальнейшем сильное влияние на развитие материализма второй половины XVII и XVIII веков не только во Франции, но и в Англии, Голландии и других странах Европы.
Религиозные или гугенотские войны - серия затяжных гражданских войн между католиками и протестантами (гугенотами), которые раздирали Францию при последних королях династии Валуа, с 1562 по 1598 годы. Во главе гугенотов стояли: Бурбоны (принц Конде, Генрих Наваррский) и адмирал де Колиньи, во главе католиков - королева-мать Екатерина Медичи и могущественные Гизы. На ход событий во Франции пытались влиять её соседи - Елизавета Английская поддерживала гугенотов, а Филипп II Испанский - католиков. Войны закончились восшествием Генриха Наваррского на французский престол и изданием компромиссного Нантского эдикта (1598).
Во 2-й половине 16 в. во Франции политический кризис, который проявился в религиозных (гражданских) войнах, и которые длились 32 года с перерывами.
Противостояли : католицизм и кальвинизм.
Поиски путей выхода из кризиса в войнах и поиск примирения сторон Генрихом3.
Генрих Бурбон, король Наварры, стал королём Франции под именем Генриха IV (1594 - 1610 гг.). Утверждается династия Бурбонов.
- март 1594 г. - Генрих4 входит в Париж. Принимает разумное решение: не преследовать своих противников и не конфисковывать их имущество.
Нантский эдикт, обнародованный Г4 в 1598 г. Указ, объявлял, что во Франции будет официальная галликанская церковь.