... чтобы доехать до пищи.
Мы знаем, что грызуны могут научиться распознавать предметы, нажимать на кнопки и пробираться по лабиринтам. Эти тесты часто используются для изучения того, как состояние мозга влияет на когнитивные функции.
Ламберт (Kelly Lambert/University of Richmond) и ее коллеги задавались вопросом, могут ли крысы научиться более сложной задаче управления движущимся транспортным средством.
Они построили крошечную машину из прозрачного пластикового контейнера для еды на колесах с алюминиевым полом и тремя медными решетками, выполняющими функции рулевого колеса. Когда крыса стояла на алюминиевом полу и сжимала лапки медными прутьями, они замыкали электрическую цепь, которая толкала машину вперед. Прикосновение к левой, центральной или правой полосе направляло машину в разные стороны.
Шесть самок и 11 самцов были обучены водить машину на прямоугольных аренах размером до 4 квадратных метров. Крысы вознаграждались кусочками Froot Loop (скрытая реклама :) ), когда ехали вперед.
Команда поощряла крыс развивать свои навыки вождения, размещая награды за еду во все более отдаленных точках вокруг арены. «Они научились ориентироваться в автомобиле уникальными способами и использовали схемы рулевого управления, которые они никогда не использовали, чтобы в конечном итоге получить награду», - говорит Ламберт.
Обучение вождению, казалось, расслабляло крыс. Исследователи оценили это путем измерения уровня двух гормонов: кортикостерона, маркера стресса, и дегидроэпиандростерона, который противодействует стрессу. Соотношение дегидроэпиандростерона и кортикостерона в фекалиях крыс увеличивалось в течение их тренировок по вождению.
Это открытие перекликается с предыдущей работой Ламберт, показывающей, что крысы становятся менее напряженными после того, как они справляются с такими сложными задачами, как выкапывание закопанной пищи. Она может получить такое же удовлетворение, как и мы, когда совершенствуем новый навык, говорит она. «У людей мы называем это самоэффективностью».
В поддержку этой идеи команда обнаружила, что у крыс, которые вели себя самостоятельно, был более высокий уровень дегидроэпиандростерона и они были менее подвержены стрессу, чем крысы, которые ездили в качестве пассажиров в автомобилях с дистанционным управлением.
По словам Ламберт, способность крыс управлять этими автомобилями демонстрирует «нейропластичность» их мозга. Это относится к их способности гибко реагировать на новые вызовы. «Я верю, что крысы умнее, чем думает большинство людей, и что большинство животных умнее, чем мы думаем», - говорит она.
По словам Ламберт, исследователи могут заменить традиционные тесты на лабиринт более сложными задачами вождения при использовании моделей крыс для изучения психоневрологических состояний. Например, экзамены по вождению можно использовать для изучения влияния болезни Паркинсона на моторные навыки и пространственную осведомленность или влияния депрессии на мотивацию, говорит она. «Если мы используем более реалистичные и сложные модели, они могут предоставить более значимые данные», - говорит она.
В настоящее время команда планирует последующие эксперименты, чтобы понять, как крысы учатся водить, почему это снижает стресс и какие участки мозга задействованы.