Скифия - в представлении античной географии область расселения группы народов, объединённых под названием скифов (собирательное название группы ираноязычных кочевых и полукочевых племён 1-го тысячелетия до н. э. - первых веков нашей эры в античных источниках).
В древнеиндийских Ведах и Сказаниях, в персидских и китайских источниках говорится об удивительных землях района Урала – Сибири, где жили необычные люди. В тех землях, у горы Меру (плато Путорано), находились обиталища богов. Эти края привлекали пристальное внимание правителей Китая, Индии, Персии, Греции.
Однако их интерес заканчивался военной, экономической или иной агрессией против Скифии. Известно, что в эти края вторгались в разное время войска Индии (Арджуна и др.), Персии (Кир II и Дарий), Греции (А. Македонский), Римской империи, Византии и т.д. Из исторических источников известно, что интерес со стороны Греции в VII в. до н.э. к скифам проявляли: географ Гекатий Милетский, врач Гиппократ, трагики Эсхал и Софокл, поэты Алкаман и Пандор, логограф Дамаст, мыслитель Аристотель и другие.
У скифов первыми среди народов континента конница стала действительно основным видом войск, численно преобладавшим над пехотой, а во время переднеазиатских походов — единственной силой.
О происхождении Скифии Геродот приводит две легенды. В одной из них говорится, что Геракл, находясь в Скифии, встретил в пещере земли Гилея (Причерноморье) женщину, нижняя часть которой была змеиной. От их супружества родились три сына – Агафирс, Гелон и Скиф. От Скифа произошел царственный род Скифов. По другой легенде говорится, что первым на этой земле, бывшей в то время пустынной, появился человек по имени Таргитай. Его родителями были Зевс и дочь реки Борисфена. У них было три сына: Липоксай, Арпоксай и Колаксай. От старшего Липоксая произошел род скифов-авхатов, от Арпоксая произошли катиары и траспии, а от младшего – Колаксая – царственные паралаты.
Все вместе они называются сколотами, по имени царя. Скифами их назвали греки. Территория Скифии была разделена Колаксаем первоначально на три царства между своими сыновьями и одно из них он сделал наибольшим: то, в котором хранилось золото. Область к северу от Скифии покрыта снегами. Образование скифских царств относится примерно к I тысячелетию до н.э., периоду царствования Прометея. Однако легенды о родословной отдельных царей – это еще не история народов Скифии. Представляется, что история скифов уходит своими корнями в благодатную почву древней цивилизации империи Атлантида.
Скифы первыми (насколько позволяют судить источники) в истории войн успешно применили стратегическое отступление с целью коренного изменения соотношения сил в свою пользу. Они первыми пошли на разделение войска на две взаимодействующие части с постановкой отдельных задач перед каждой из них. В военной практике они удачно применили способ ведения войны, удачно названной античными авторами «малой войной». Они продемонстрировали умелое ведение значительных по объёму кампаний на обширном театре военных действий, приведших к изгнанию измотанных войск противника (война с Дарием) или разгрома значительных масс противника.
Помимо острова в Атлантическом океане со священной столицей (описанной Платоном в диалогах «Тимей» и «Критий») в империю входили земли северо-западной части Африки, Америки, Гренландии, северной части России и Скандинавии, а также почти все земли, расположенные вокруг современной точки Северного географического полюса: большие и малые острова Северного океана с горными хребтами Менделеева, Ломоносова, Геккеля. Эти островные земли назывались Средиземьем, где жили далекие предки народов Европы и Азии. Эти острова показаны на древней карте Г. Меркатора издания 1565 г.
В этот же период Северный географический полюс начал зигзагообразно перемещаться в сторону его сегодняшнего положения, охватывая холодом, мерзлотой и льдообразованием новые просторы и освобождая ото льда территорию Канады. С появлением в Северном океане льдов, около 7-8 тыс. лет тому назад, острова Средиземья начали постепенно уходить под воду. В этих условиях народы Средиземья вынуждены были оставлять обжитые ими районы, города, порты, переселяясь на континентальную часть современной России (от Кольского полуострова до Чукотки), а также через Шпицберген, Гренландию и бывшие тогда в северной Атлантике многочисленные острова на Европейские и Африканские земли.
Скифы как основное племя Северного Причерноморья были известны в античности как кочевой скотоводческий народ, живший в кибитках, питавшийся молоком и мясом скота, имевший жестокие воинственные нравы, позволившие им снискать славу непобедимых. Скифы стали олицетворением варварства (или осуждающая, или идеализирующая модель отношения к варварам).
На территорию земель России переместились многие народы Средиземья: в их числе предки гипербореев, массагетов, исседонов, хакасов, кельтов, удмуртов, киргизов, карелов, эстов. Острова Франца Иосифа, вероятно, являются остатком загадочного Средиземья, храня ее тайны. Переселившиеся народы совместно с коренными жителями материка образовали новые царства и союзы, в том числе и те, которые позднее стали называться скифскими.
Геродот Гераклийский сообщает, что легендарный Прометей – это реальная историческая личность, он был скифским царем (около 3,6 тыс. лет тому назад. – Примеч. автора). Его царство находилось на реке Аэт (Орел), которую Геркулес соединил с морем. Царство Прометея простирались по обе стороны Урала от реки Печоры до Оби (Истр) и от реки Чусовая до Северного моря. Его столица находилась у истока рек Большая Косьва и Лобва, к югу от Конжаковского камня. Греческие писатели Гезиод и Эсхиль сообщали, что Прометей был «прикован к скале» в Скифских горах.
Геродот отмечал, что в каждой области Скифии было святилище Ареса, которого на вершине огромных куч хвороста символизировал меч. Геродот перечисляет названия следующих божеств: Табити (Гестия в греческой мифологии), Папайос (Зевс), Апи (Гея), Ойтосир (Аполлон), Аргимпаса (Афродита Урания), Фагимасад (Посейдон); кроме того, он упоминает о Геракле и Аресе. Табити, божество семьи, домашнего очага, пользовалось особым уважением, считалась покровителем скифов. Поклясться очагом, домашним божеством начальника — величайшая клятва; ложная клятва этим божеством причиняла, по мнению скифов, болезнь начальнику. Изображением бога войны (Ареса, как его назвал Геродот по аналогии с греческой мифологией) был меч; раз в год ему приносили жертву — различных животных (в частности, лошадей) и пленных, из ста — одного.
Исторические сведения указывают на то, что Геркулесов и Гераклов было несколько. Жили они в разные исторические периоды. Эти имена давались физически очень сильным людям вместо их гражданских имен.
Русские летописи подчеркивали, что народы Руси греками назывались «Великая Скифь».«Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки „Великая Скифь“.»
Для того чтобы получить некоторое представление об уровне развития скифов необходимо вспомнить то, что написано о деяниях Прометея и Зевса, осуществлявших вместе внедрение различных новшеств в жизни людей. В древних источниках говорится, что Прометей дал людям искусство нового письма и счета (очередная реформа письма для забвения прошлого Золотого века, при котором правил Крон – отец Зевса). Письменность была и ранее, в легендарной Атлантиде, Египте, на Востоке, задолго до рождения Прометея и Зевса.
Сведения об этом имеются в Тибете, Гималаях, Египте. Известно, что скифы вели переписку с персидскими царями Киром II и Дарием, с Александром Македонским. Скифия с древнейших времен обладала письменностью и большими Знаниями. Не зря территория Скифии (России) привлекла к себе внимание своей сакральностью многих выдающихся людей мира. Большое впечатление на греков производили приезды скифских жрецов, философов и других образованных людей. Так, например, скифский жрец Абарис делал достоверные предсказания о землетрясениях, успокаивал бурные ветры, усмирял речные и морские волнения.
На привезенной стреле Аполлона Гиперборейского, он переправлялся через реки, непроходимые места, перелетая над ними по воздуху. Во время путешествий он совершал очищения и изгонял моровые болезни. Скифы имели систему образования и воспитания. Другой знаменитый скифский жрец Мерлин в Англии удивлял людей способностью творить чудеса. Он принял участие в строительстве культовых сооружений в Стоунхендже, легко перемещая и устанавливая громадные камни-менгиры, с которыми не могли справиться сотни людей. Он говорил, что на его родине в Скифии жрецы творят значительно большие чудеса. Мерлин родился в III в. до н.э. севернее Днепровских порогов, которые являются руинами каких-то циклопических сооружений.
Арабские путешественники свидетельствуют о том, что задолго до крещения Киева, они видели у скифов Библию на славянском языке. В известном «Житие» Кирилла говорится, что до крещения Киева, Константин (Кирилл) приобрел в Херсонесе книги «Евангелие» и «Псалтырь», написанные праславянскими (русскими) письменами. Так что Кирилл и Мефодий были только реформаторами славянского и русского письма, как и Прометей в древности. Легендарный Прометей (скифский царь) дал также людям огонь, с освоением которого они научились многим искусствам. Но это был особый огонь. И до Прометея люди знали огонь костров, пожарищ, плавки металлов и т.д. в период существования древних цивилизаций подобных Атлантиде и после их угасания. Обычно огонь не был опасен ни для людей, ни для Богов и не из-за него пострадал Прометей.
Народы античной Скифии: боруски, агафирсы, гелоны, невры (нервии), аримаспы, фиссагеты, иирки, будины, меланхлены, геты, авхаты (липоксаи), катиары (арпоксаи), траспии (арпоксаи), паралаты (колоксаи, сколоты), исседоны, сарматы, тавры, аргиппеи, андрофаги, саки (племена), массагеты.
Аристопсен Тарентский (около 518 г. до н.э.) считал, что под огнем, который дал Прометей, надо понимать невидимый огонь, подобный душе. Другие сравнивали огонь с нимбом над человеком. В индийских Ведах также говорится об особых свойствах этого огня, который находится внутри тростника, дерева и т.п. Расширяет понятие об огне также слово «пирамида», дословный перевод которого означает «огонь, который внутри». Пирамиды являются инженерно-культовыми сооружениями. Исследования последнего столетия показали, что внутри пирамид действительно существует особый и пока неразгаданный энергетический поток (огонь). Он также присутствует внутри храмов всех религий, в деревьях и т.д.
Например, православные храмы – это пирамиды, приподнятые на стенах над землей. Прометеев огонь – это особое образование «холодного» энергопотока, знания о котором находились в руках служителей культа и применялись гиперборейскими жрецами при строительстве храма Аполлона в Дельфах, где «огонь» использовался для пророчества. Этот таинственный «огонь» проявляется во многих сооружениях (курганы, менгиры, дольмены , кромлехи...) и различных культовых устройствах и приборах.
В проводимых ритуалах и празднествах скифы использовали и обычный огонь костров. Скифы чтили своих богов: Тагимасада, Гойтосира, Аргимпаса, а также своих предков, места захоронений своих царей, героев. Над усыпальницами царей и героев скифы возводили пирамиды, курганы, скульптурные изваяния и другие сооружения. К ним относятся каменные пирамиды, сфинкс, скульптура «Слон» у озера Боровое, Кокчетавской обл., Красноярские столбы и т.п. Древнегреческие источники сообщают, что в земле гипербореев были многочисленные каменные изваяния людей и животных, измытые дождями.
Подобные изваяния, воздвигнутые в те времена скифами и другими народами, находятся под толщей земли в холмах и сопках. Удивительные знания использовали скифы при сооружении на Алтае одного из Пазырыкских курганов, где усыпальница расположилась в зоне пониженной температуры.
Это позволило находившимся там предметам сохраниться почти в первозданном виде около 2,5 тысяч лет.
Среди художественных изделий, обнаруженных в погребениях скифов, наиболее интересны предметы, декорированные в зверином стиле: обкладки колчанов и ножен, рукоятки мечей, детали уздечного набора, бляшки (использовавшиеся для украшения конской сбруи, колчанов, панцирей, а также в качестве женских украшений), ручки зеркал, пряжки, браслеты, гривны и т. д.
Наряду с изображениями фигур животных (оленя, лося, козла, хищных птиц, фантастических животных и т. д.) на них встречаются сцены борьбы зверей (чаще всего орла или другого хищника, терзающего травоядное животное). Изображения выполнялись в невысоком рельефе при помощи ковки, чеканки, литья, тиснения и резьбы, чаще всего из золота, серебра, железа и бронзы. Восходящие к образам тотемных предков, в скифское время они представляли различных духов и играли роль магических амулетов; кроме того, они, возможно, символизировали силу, ловкость и храбрость воина.
Не исключено, что Знания о Прометеевом огне могли быть использованы скифами и в военном деле, в том числе и стреле Апполона, которую демонстрировал в Греции скифский жрец Абарис. Скифские воины, обладая знаниями и опытом предков, проходили особую психофизическую подготовку, которая позволяла им, используя «внутренний огонь», не чувствовать усталости в течение многих часов непрерывного боя. Подобную школу подготовки прошел и А. Македонский. Была у скифов отработанная система воздействия на психику воинов противника.
Аррион писал, что скифы имели военные значки в виде развевавшихся на шестах драконов. Драконообразные значки в виде змея сшивались из цветных лоскутков. Когда кони стояли смирно, значки имели вид разноцветных лоскутков, свисавших вниз вдоль древка. При движении лоскутки, развеваемые ветром, становились похожими на устрашающих драконов, наводя ужас на противника. По значкам различались боевые отряды. У скифов, как и в войсках амазонок, перед боем выполнялся особый ритуал «готовности к бою» и психологического воздействия на противника. В битвах скифы иногда использовали Дива (снежного человека).
Фукидид (IV в. до н.э.) утверждал, что по военной силе и количеству войск со скифами не могли сравниться никакие царства. В Азии, писал он, нет народа, который мог бы противостоять один на один со скифами, если они будут единодушны. Военный опыт скифов был впитан войсками Чингис-хана через народы, вошедшие в его империю.
Фантастический зверь-птица. Золотая обкладка ножен из скифского кургана Придонья. VI в. до н.э.
Скифы иногда помогали в войнах соседям. Впоследствии скифские наемники появились в войсках А. Македонского, Риме, Византии. Потомки скифов в XII в. н.э. в составе нескольких полков были направлены во Францию киевскими князьями, чтобы посадить на трон короля.
Сильная военная мощь скифов могла образоваться лишь на крепкой социально-экономической базе их царств. Такая база у них была. Более 2,5 тыс. лет тому назад в скифских землях был более теплый климат, скифы имели развитое земледелие, животноводство, рыболовство, производство тканей, сукновальных и кожаных товаров, изделий из металлов, керамики, дерева, военного снаряжения и изделий из золота. Продукция скифов по своему уровню и качеству ни чем не уступала греческой. Скифы полностью обеспечивали себя всем необходимым.
Они вели подземную добычу золота, серебра, меди, железа и других полезных ископаемых. Основная добыча золота велась в местах выхода плутоновых потоков, которые охранялись загадочными грифонами. Производство литья у скифов было на высоком уровне. Геродот сообщает, что при царе Арианте в VII в. до н.э. скифы отлили медный котел емкостью 600 амфор и толщиной стенки в 6 пальцев. Отливался он южнее Новгород-Северского на Десне, а спрятан при нашествии Дария к востоку от Десны. Медная руда добывалась там же. Спрятаны где-то в Румынии и скифские золотые реликвии: обоюдоострая секира, чаша и плуг с ярмом.
В Скифии были развиты торговля, сухопутные и водные торговые пути по сибирским и европейским рекам, Северному, Каспийскому и Черному морям. Кроме колесных повозок и боевых колесниц со времен Прометея скифы строили льнокрылые морские и речные корабли на верфях Енисея, Оби, Волги, у устья Печоры и т.д. Значительно позднее из этих мест Чингис-хан брал мастеров для строительства своего флота (для завоевания Японии). Скифы иногда прокладывали подземные ходы под крупными реками, используя технологию горнорудного производства. Тоннели под реками прокладывались в Египте и других странах. О подземных ходах под Днепром сообщалось неоднократно в печати.
Через земли Скифии пролегали оживленные торговые пути из Китая, Индии, Персии в северные районы и Европу по Енисею, Оби, Волге, Днепру, Северным морям, которые функционировали вплоть до XVII века н.э. На их берегах тогда были города с храмами и шумными базарами. Сейчас помним только последнюю Мангазею (XV-XVII вв.), где весной цвели сады, шумели базары, кипела жизнь.
Древнегреческие источники сообщают, что при Прометее приручили быков к пахоте и другим тяжелым работам, а лошадей запрягли в колесные повозки и боевые колесницы. Кроме наземных и водных видов транспорта у скифов были и воздушные средства перемещения. О стреле Аполлона уже упоминалось выше, но греческие источники указывают, что Прометей и Аполлон летали на колеснице Зевса из Афин в район Рипейских гор (Урал), Гиперборею и Гималайские горы. Верховные жрецы сибирских скифов тоже имели летающую повозку (то, что по воздуху везет).
В этом нет ничего удивительного. В древнеиндийских письменных источниках имеются описания и схемы нескольких вариантов летательных аппаратов, а у китайского императора Хуан Ди (II век до н.э.) была реальная летающая тренога (дискообразный аппарат диаметром 6 м, на 3-х опорах) и самодвижущийся наземный транспорт. Хуан Ди знал о могуществе северных царств и с почтением отзывался о них, помня при этом, что агрессия против них заканчивалась поражением. Не исключено, что древние летательные аппараты могли сохраниться до наших дней в подземных хранилищах, о чем имеются упоминания в Восточных преданиях.
Скифы создали уникальные по мастерству украшения из золота и серебра, передавая через них сведения о себе. Их изделия украшают музеи страны. Скифам были ведомы тайны составления целительных мазей, питья и другие загадки врачевания, знания которых приумножались из поколения к поколению. Велик вклад в медицину Прометея и его сына Асклепия, являвшихся скифами.
Считается, что Прометей был незаурядным зодчим и много строил. Предания сообщают, что около 200 км к югу от Кустаная находился у скифов-ариев великолепный город – подлинный Аркаим – на пересечении торговых и миграционных путей народов. В тех местах от города остались многочисленные памятники и свидетельства, покрытые культурным слоем земли. В этих местах около 3 тыс. лет тому назад родился и вырос Заратуштра.
Получив хорошее образование от скифских жрецов и войдя в отчуждение со всем, что его окружало, он переселился в Персию, где разработал новое направление в религии – Зороастризм (огнепоклонство). Здесь он тоже не прижился и был убит. Выходит, что Заратуштра внес свой вклад в разрушение единого мировоззрения, уводя людей в мир ограниченных знаний и взглядов. В Скифии был ряд важных культовых центров у Оби, Урала, Волги, Дона... с прекрасными златоглавыми храмами. Одним из таких центров еще в III в. до н.э. находился на Красном холме Куликова поля, следы которого обнаруживаются там, у с. Сабурово и т.д. Там же находятся загадочные многоярусные кольцевые подземные ходы в толще каменных пород.
Древнеписьменные источники сообщают, что для воспитания физически крепкого и здорового поколения кельто-скифы, гипербореи и другие народы традиционно проводили спортивные игры и соревнования. Первоначально их организаторами были Доктили – жрецы по физическому воспитанию (Геркулесы-Доктили и Гераклы-Доктили). Организация первых спортивных игр относится к периоду Золотого века, когда правил Крон (отец Зевса), который захоронен на острове Белый, у Ямала. В Грецию эти спортивные игры пришли около 4-х тысяч лет тому назад вместе с эллинами, которые пришли сюда из Сибири, из земель легендарных Праафин.
Олимпийские игры в Греции были основаны Геркулесом (Гераклом)-Доктилем, и именно он принес дикую оливу из земель гипербореев. Волшебные предметы и амулеты, посвященные Геркулесу-Доктилю, широко используются колдунами, которым нет дела до других Гераклов, в том числе и до Геракла (сына Алкмены), убившего своих детей, жену и многих других невинных людей.
Хронологические указания, связанные с древнейшей историей скифов, встречаются у ряда античных авторов. Они не только оперируют привычными для примерных сведений круглыми числами, но нередко и противоречат друг другу, что делает их прямое сопоставление с археологическими данными неправомерным.
Первую схему предложил Геродот. Согласно ему, скифы — самый молодой народ. От первого царя Таргитая до похода Дария прошла 1000 лет. По его же данным, фараон Сесострис, якобы покоривший скифов, правил за два поколения до Троянской войны[25]. Посещение скифов Гераклом, от сына которого Скифа произошли скифские цари, Геродот излагает позже рассказа о Таргитае, а, по греческим представлениям, Геракл жил поколением ранее Троянской войны. Стало быть, появление скифов соответствует примерно XVI веку до н. э., а их война с египтянами и рождение Скифа, сына Геракла — XIII веку до н. э.
Основные центры проведения спортивных игр у скифов находились: в Карпатах (на севере Молдавии); на южном Урале; у столицы массагетов к севере от р. Сарысу; у Оби, к югу от Нижневартовска; у Енисея, около 300 км южнее Туруханска; на Таймыре и т.д. Успехи в спортивных соревнованиях наверняка были не менее впечатляющими, чем в Греции. Необходимо отметить, что спортивные игры (праздники) проводились традиционно на всей территории нашей страны (где проживали раньше скифы) вплоть до XX в. н.э.
Воспитание физически крепкого и духовно нравственного населения сказалось на том, что у скифов не было воровства и других преступлений, а если и случались, то они быстро раскрывались жрецами. Жрецы также определяли в степи, где лучше устроить колодец, место стоянки и т.п. Могучая Скифия в V в. до н.э. состояла из 7 основных скифских царств, простираясь широкой полосой от Карпат до Байкала. Южные ее границы проходили: севернее Черного моря; севернее Каспия, Арала; южнее Балхаша и Байкала (см. схему). Скифия находилась на границе двух миров с разными укладами жизни: южного и загадочного северного.
Царские скифы (с кочевниками и пахарями) жили между Карпатами и Доном, с центром севернее Путивля у р. Сейм.
Волго-Донские жили между низовьем Дона и Волги с центром у г. Элиста.
Заволжские скифы жили между Волгой и северным Аралом, с центром у истока рек Малый и Большой Узень (восточнее озера Баскунчак).
Массагеты жили между южным Уралом и Балхашом, примыкая к Иртышу. Центр был в 200 км западнее Караганды и 80 км севернее р. Сарысу.
Царские скифы (Приобские) жили между Иртышем и Обью, с центром между Иртышем и истоком реки Васюган.
Енисейские скифы жили по обе стороны Енисея и Ангары. Центр находился на Ангаре, восточнее Енисейска.
Царские скифы (отколовшиеся от Приобских) жили между р. Печора и Приполярным Уралом с выходом к р. Обь. Центр был у р. Илыч (приток Печоры).
Древние греки причисляли к скифам 55 народов, относившихся к различнным антропологическим и языковым группам. К основным языкам скифов относятся славянские, тюркские и угро-финские. Но все они были объединены духовным единством. Сюда входили, например, аримаспы, будины, гелоны, иссидоны, киммерийцы, роксаланы, сарматы и т.д. Родство языков эллинов и скифов объясняется тем, что более 4 тыс. лет тому назад они жили постоянно рядом в Сибири.
Перемещение скифов с востока в Причерноморье было, но Причерноморские скифы сформировались в бассейне Черного моря, здесь они и перемещались в тысячелетиях и столетиях. Здесь они потеряли царство, оставив в памяти потомков о себе светлые отрывочные исторические сведения. Их многочисленные памятники из камня ждут своих исследователей.
В I и II веках нашей эры скифское общество уже сложно было назвать кочевническим: это были земледельцы, достаточно сильно эллинизированные и смешанные этнически. Кочевники-сарматы продолжали теснить скифов, а в III веке начинается вторжение в Крым аланов.
Они опустошили последний оплот скифов – Неаполь Скифский, располагавшийся на окраине современного Симферополя, но не смогли остаться надолго на захваченных землях. Уже вскоре началось вторжение на эти земли готов, объявивших войну и аланам, и скифам, и самой Римской Империи.
Ударом по Скифии, таким образом, стало нашествие готов около 245 года нашей эры. Все крепости скифов были разрушены, а остатки скифов бежали на юго-запад Крымского полуострова, прячась в труднодоступных горных районах.
Несмотря на кажущийся очевидным полный разгром, Скифия еще недолго продолжала свое существование. Крепости, оставшиеся на юго-западе, стали прибежищем для спасавшихся бегством скифов, также несколько поселений было основано в устье Днепра и на Южном Буге. Однако и они скоро пали под натиском готов.
Скифская война, которую после описанных событий вели римляне с готами, получила свое название из-за того, что название «скифы» стало использоваться для обозначения готов, победивших скифов настоящих.
Скорее всего, было в этом ложном именовании и доля правды, так как тысячи побежденных скифов влились в готские войска, растворившись в массе других народов, воевавших с Римом. Таким образом, Скифия стала первым государством, рухнувшим в результате Великого переселения народов.
Завершили дело готов гунны, в 375 году напавшие на территории Причерноморья и убившие последних скифов, обитавших в горах Крыма и в долине Буга. Конечно, многие скифы опять-таки присоединялись к гуннам, но ни о какой самостоятельно идентичности уже не было и речи.
Скифы как этнос исчезли в водовороте переселений, и остались только на страницах исторических трактатов, с завидным упорством продолжающих именовать «скифами» все новые народы, обыкновенно дикие, непокорные и несломленные.