История Египта разделяется на династический - время, когда правили фараоны - эллинистический, римский, византийский, арабский, турецкий и современный периоды.
Сам династический период уже делится по следующим частям:
1-я и 2-я династии относятся к периоду “раннего царства”, 3-6 династии правили в период “древнего царства”.
В этот период египтяне изобрели солнечный календарь, изучали звезды, накапливали знания в геометрии. Все это позволило построить пирамиды, создать очень красивую керамику и золотые украшения.
Именно в этот период полностью оформляется древняя египетская письменность. В следующие периоды письменность немного изменилась, значения некоторых иероглифов поменялись, и некоторые символы изменили свое начертание.
Именно в период древнего царства были построены пирамиды, от первой шестиступенчатой пирамиды Джосера до великих пирамид в Гизе. Самое древнее литературное произведение в истории Египта тоже относится к этому периоду, внутри пирамид найдены, так называемые, "тексты пирамид". Они представляют из себя наборы рассказов и инструкций о загробной жизни и ритуалах древних египтян.
Около 2260 года до нашей эры начинается 200-летний период упадка Египта. Это время называют “первый переходный период”. Причиной упадка стало, скорее всего, ослабление власти фараонов и общее недовольство народа.
Некоторое историки связывают этот период анархии с изменениями климата, он стал гораздо суше, что привело к уменьшению урожаев. Государство развалилось на номы, правители которых обладали всей полнотой власти, а фараоны обладали только номинальной властью.
В 2040 году до нашей эры правитель города Фивы (не путать с греческим городом Фивы) объединил всю страну, и началась эпоха “среднего царства”. Эта эпоха длилась около 250 лет, но именно на эту эпоху приходится серьезное развитие архитектуры и постройка самых грандиозных храмов, активно начал использоваться папирус и появились школы.
Была серьезно модернизирована система орошения полей, и Египет стал государством с крепкой центральной властью. Во времена среднего царства правила 11 и 12-я династии. Около 1780-го года до нашей эры история Египта пережила крупное восстание, которое сильно ослабило страну. С севера в Египет вторглись племена гиксосов (ударение на первый слог, не перепутайте). Они захватили почти всю страну, но обосноваться тут не смогли. Этот период называют “вторым переходным периодом”.
Около 1550 года до нашей эры гиксосов выгнали из Египта, и началась эпоха “нового царства”. Период нового царства длился 500 лет. В этот период правили 17-20-я династии фараонов. Фараон Яхмос изгнал захватчиков из страны, он является основателем 18-й династии. На самом деле, никакой новой династии он не основывал, но в связи с большими заслугами, считается, что его потомки имеют право называться отдельной династией. Новое царство – это самый блистательный период в истории Египта, территория государства расширилась вплоть до Персии, строилось множество храмов. Именно в этот период правили такие известные фараоны, как Рамзес 2, Тутмос (самый знаменитый полководец из всех фараонов) и царица Нефертити (в некоторых источника Нефертари).
В этот период египтяне освоили литье бронзы, массово использовали в бою колесницы и придумали новую, механизированную систему орошения при помощи специальных колодцев-шадуфов. К 1080 году до нашей эры власть захватили жрецы бога Амона. Как и часто бывает в истории, ничего хорошего правление религиозных деятелей не принесло. Египет развалился на номы.
Египет погрузился в хаос на 400 лет, который называется “третьим переходным периодом”. За эти 400 лет правили разные династии, власть постоянно делили, а земли принадлежали то одной группировке, то другой. Количество царей в эту эпоху настолько огромно, что только из их имен можно написать целую книгу. В 664-м году до нашей эры началась эпоха “позднего царства”, которая представляла собой череду военных конфликтов по восстановлению независимости от Персии. В эту эпоху истории Египта правили 26-30-е династии.
Большую часть эпохи Египет находился в подчинении или составе Персидской империи, даже в битве персов с Александром Македонским при Иссе отряды египтян сражались в составе персидской армии. Та часть истории Египта, которая зовется “династическим периодом” закончилась в 332 году до нашей эры, когда сюда вошел Александр Великий, началась та часть истории Египта, которую принято называть “эллинистическим периодом”.
... Доисторический этап закончился, и на смену ему пришел династический период. С этого момента появляются записи разного качества и степени надежности, касающиеся царей и их правления, сделанные самими древними египтянами. Они пользовались системой датировки, в которой конкретные даты привязывали к важным событиям и годам правления того или иного фараона, так называемым «царственным годам».
По этой причине мы знаем годы правления многих египетских фараонов, которые приводим при упоминании их имен, однако это не даты их жизни. С каждым новым правителем датировка обнулялась.
По мере развития династического периода складывалась длинная череда правителей, известная как «царские списки», их составляли писцы и заносили на стены гробниц и храмов, а также оставляли на папирусных свитках, хранившихся в храмовых библиотеках. Используя такой список, жрец или писец мог определить, как давно произошло то или иное событие.
Загадкой для египтологов оставалось включение этой «плавающей» и часто разрозненной истории последовательно сменявших друг друга египетских правителей в нашу хронологическую систему, привязанную к фиксированной точке во времени, обычно — к Рождеству Христову. Для построения сетки, позволяющей создать единую картину событий истории Древнего мира, использовалось несколько методов.
В их число вошли и научно-технические приемы датировки, такие как радиоуглеродный, термолюминесцентный методы и дендрохронология; наряду с ними применяли «относительные» способы датирования, такие как «последовательная» или «серийная» датировка, в ходе которой артефакты располагаются в определенном порядке, относительно друг друга, в зависимости от стиля, материалов и расположения в слоях раскопов; также специалисты прибегали к методам текстуальных ссылок, в том числе указаниям на астрономические события, в особенности на восход Собачьей звезды (Сириус), которые дают «абсолютные» даты.
Общепринятая хронология Древнего Египта зависит от этих подходов, но проблемы все же остаются. Например, мы не знаем наверняка, всегда ли древнеегипетские писцы использовали в своих записях год из 365 дней, или они имели в виду солнечный год, который немного длиннее.
Также есть сомнения в отношении практики так называемых «отправлений», когда фараоны и их наследники в течение короткого периода правили совместно, обеспечивая плавный переход власти. Неясно, как считали эти соправления в царских списках, и вообще учитывали их или нет. Даже даты астрономических событий, которые могут показаться неоспоримыми, зависят от места, с которого велись наблюдения, а это почти всегда неизвестно и спорно.
В результате возникла несовершенная, но более или менее адекватная система хронологии, которой придерживается большинство египтологов. В худшем случае налицо разногласие в 150 лет для начала Первой династии, но постепенно уровень неточностей и ошибок снижается, так что к эпохе Древнего царства колебания в датировке достигают уже 50 лет, а в Новом царстве не превышают десятилетия. Лишь 664 год до н. э. — ассирийское вторжение в Египет, зафиксированное во многих классических источниках, — позволил установить самую раннюю из абсолютно точных дат.
По мере приближения к нашему времени хронология становится точнее, и все же некоторые периоды в истории Египта страдают отсутствием записей, артефактов и археологических находок. Зачастую эти времена совпадают с чересчур короткими и частыми пометами в царских списках, свидетельствующими о быстрой смене малоизвестных правителей.
Такие интервалы получили название «переходных периодов», своего рода «темных веков» внутренних противоречий и смут, разделяющих более стабильные и лучше документированные периоды централизованной власти, названные Древним, Средним и Новым царствами.
Не похоже, чтобы древние египтяне воспринимали себя принадлежащими к тому или иному «периоду» или «царству». Скорее, это теоретические построения современных историков, полезное деление на крупные отрезки времени, обладающие общими характерными чертами. В действительности социальные и культурные перемены были медленным процессом, и эти крупные деления не имеют резких границ, а плавно перетекают из одного в другое.
Одним из наиболее серьезных исторических анналов является «Египтика» Манефона, египетского жреца III века до н. э. Он первым подразделил историю Древнего Египта на тридцать «династий» (тридцать первую добавили позже), отмерив весь период правления фараонов с момента объединения Египта примерно в 3000 году до н. э. вплоть до завоевания страны Александром Македонским в 332 году до н. э.
Даже сегодня династии Манефона образуют главные «строительные блоки» египетской хронологии, исторические единицы, которые в широком смысле совпадают с основными политическими и культурными этапами в развитии. Каждая династия включала череду царей, обычно сгруппированных на основе родства или расположения столицы, но иногда причины группировки кажутся более туманными.
К несчастью, уцелевшие отрывки «Египтики» порой плохо сочетаются между собой, они дошли до нас в цитатах в составе произведений более поздних историков. Некоторые пропуски и неясности могут быть восстановлены по другим источникам, таким как Палермский камень Пятой династии — базальтовая плита с записью царских анналов, ведущих начало от мифических правителей, или Туринский канон — папирус, датируемый XIII веком до н. э., в котором приведены записи о царях с Первой династии до Нового царства.
Хотя выяснилось, что династии Манефона являются весьма удобным и разумным инструментом описания хронологии Египта, все же эта система имеет свои ограничения. Богатая социальная и культурная ткань древнеегипетской жизни не очень хорошо воспроизводится с помощью монохромного деления на династии. С другой стороны, недавние археологические находки открыли существование додинастических царей, правивших до времени, с которого начинается периодизация Манефона. Этих царей, правивших страной, в политическом и социальном отношении весьма схожей с ранним династическим периодом, объединили в Нулевую династию. Сами же египтяне верили, что до первых фараонов страной правили полубоги.
Египетский год делился на три сезона на основе сельскохозяйственных циклов: период разлива (аюсет), период роста (перет) и время сбора урожая (тему). В каждом сезоне было по четыре месяца, и каждый состоял из трех недель по десять дней. К этому добавляли пять дней сверху, чтобы общее количество дней в году равнялось 365.
Начало года связывалось с «солнечным» восходом звезды Сириус (у египтян Сопдет или Сотис), когда она впервые становилась видимой на восточном горизонте. Восход звезды приходился на середину июля и совпадал с началом разлива Нила. Однако разница между 365-дневным египетским годом и реальным солнечным годом, который был на четверть дня дольше, означала, что постепенно синхронность нарушалась, и вновь годы должны были совпасть лишь через 1460 лет; этот период известен как «цикл Сотиса».
Александрийский астроном и математик I века до н. э. Сосиген получил задание от Юлия Цезаря привести в порядок запутанный римский календарь. Он придумал «високосный год», в котором к 365 дням добавляют еще один день каждые четыре года. Цезарь в 45 году до н. э. принял решение ввести эту систему во всей Римской империи, в которую вскоре вошел и Египет. С минимальными модификациями календарная система Сосигена превратилась из юлианского календаря в григорианский, принятый сегодня во всем западном мире.
Происхождение письменности в Египте теряется в доисторическом прошлом, опережая династический период как минимум на пятьсот лет. Самые ранние примеры надписей указывают маркировку вещей, необходимую для учета; они включали комбинацию значков для дат, предметов, их количества, собственника и происхождения; древние символы, обозначавшие «произведено в Нижнем Египте», сегодня кажутся до странности знакомыми современному читателю.
Зачаточные символы использовались все в большом количестве, постепенно их стали упорядочивать как «иероглифы» (сам термин «иероглиф» происходит от греческого «иероглифика граммата», то есть «священные резные буквы»), вероятно, еще до политического объединения страны. Развитие иероглифики шло параллельно с формированием системы клинописи в Месопотамии; традиционно считалось, что идея письма родилась именно в Месопотамии, но египетская и месопотамская системы настолько различны, что теперь утвердилось мнение об их независимом происхождении.
Письменность не так уж долго оставалась в исключительном распоряжении администрации, вскоре она стала служить элите общества инструментом пропаганды и власти. Иероглифы появились в искусстве, прежде всего, чтобы возвещать о могуществе царя и подчеркивать его божественность в храмовых рельефах, памятных надписях и погребальных комплексах.
Постепенно письменность вошла в сферу жизни широкого круга людей, она ассоциировалась со строениями и событиями особой важности, и сам писец стал воплощением власти — в не меньшей степени, чем послание, которое он передавал. В обществе, где меньше одного процента населения умело читать и писать, невежество налагало ограничения на распространение знаний и власти, сохраняя за грамотной элитой контроль над государством и религией. Умение писать быстро сделалось ключевым в египетском государстве, связав воедино бюрократические и художественные формы, освящавшие высшую царскую власть.
Достаточно рано символические возможности письма стали использоваться достаточно эффективно, но до эпохи Древнего царства египтяне не умели передавать в письменном виде связную повествовательную речь. Иероглифы не равны системе алфавита; они представляют собой фонограммы (звуки речи), логограммы (целое слово или идея) либо детерминативы (рисованный знак, поясняющий смысл других знаков). За время правления фараонов появилось около тысячи иероглифов, а в эпоху Птолемеев их число превысило пять тысяч, причем писцы принадлежали исключительно к жреческому кругу.
Более удобной формой письменности была признана иератическая, развивавшаяся параллельно с иероглифами, в качестве скорописи для административных и прочих мирских нужд; для этого пользовались чернилами и папирусом или глиняными черепками. К VII веку до н. э. иератическое письмо приобрело курсивную форму, известную как «демотика»; она просуществовала до V века н. э., менее чем на шестьдесят лет пережив позднейшую известную иероглифическую надпись, датирующуюся 394 годом н. э.
По мере того как письменность становилась средством организации общества, писцы начинали играть решающую роль в управлении страной. Писцы не только умели читать и писать, они составляли костяк чиновничьего аппарата: были управляющими, делопроизводителями, надсмотрщиками, сборщиками налогов и так далее, от них зависело функционирование всего государственного аппарата. Лишь крайне малая часть населения была грамотной, писцы пользовались уважением (судя по всему, это были исключительно мужчины), они передавали знания сыновьям, удерживая профессию в семье на протяжении многих поколений.
Обучение писцов проходило также в особых учреждениях, известных как «дома Жизни»; они существовали при храмах и были рассчитаны на представителей высших классов и даже на особ царской крови.
Образование молодого писца было широким, оно включало математику, медицину, юриспруденцию, географию и астрономию, которым обучали наряду с навыками в области чтения и письма. Режим в школе был суровым; мальчики, которые отличались от старших товарищей «локоном юности» (длинной, заплетенной в косу прядью волос, которую полагалось носить до наступления половой зрелости), регулярно получали порку розгами: «У мальчика ухо на спине — он лучше слушает, когда его выпороли», — гласила древняя поговорка.
Древние египтяне не имели слова, которое можно было бы перевести как «религия»; вероятно, потому, что не воспринимали религию как нечто, отличное от «мирского». Религия пропитывала все сферы жизни — от искусства, науки и истории до общественной организации, экономики и государственного управления. Религия существовала на нескольких уровнях: как государственная религия, связанная с царем и наиболее важными богами страны и храмами; как местная религия, воплощенная в региональных культах, сосредоточенных вокруг провинциальных храмов и центров поклонения богам; как народная религия, обращенная к домашним божествам, заботившимся о повседневных нуждах людей.
Эти три переплетающихся сферы охватывали более двух тысяч богов, принимавших форму людей и животных, иногда представленных в человеческом теле, но с головой зверя или птицы. Существовали божества для природных феноменов, таких как звезды, ветер или разлив Нила, а также для абстрактных понятий, например магии или справедливости; персонифицировались и совсем приземленные, на наш взгляд, вещи, вроде царской бороды или стола, за которым ел фараон.
Божества были взаимосвязаны, а также имели сложную систему отношений с физическим миром; все это описывали бесчисленные мифы и предания, зачастую переплетенные между собой, а порой и противоречащие друг другу. Представления о взаимоотношениях богов, их отношении к культовым центрам и земным сферам с течением веков менялись.
Некоторые боги «сливались», как произошло с Атумом-Ра в Древнем царстве и Амоном-Ра в Новом царстве, или заимствовали чужие характеристики, а иногда оказывались взаимосвязанными иначе. С годами одни идеи накладывались на другие, словно слои нильского ила, и ни один предыдущий не исчезал полностью.
Например, египетская мифология включала несколько сказаний о сотворении мира, сосредоточенных вокруг по меньшей мере пяти главных богов-творцов (Атум, Птах, Ра, Хнум и богиня Нейт), а также различные варианты мифов о загробной жизни. Покойник мог жить после смерти с Осирисом, богом мертвых, или тянуть ладью солнца — ладью Ра, или превратиться в одну из звезд на ночном небе, или поселиться в статуе в качестве духа, или возделывать «Тростниковые поля Налу».
Несмотря на текучесть и сложность религии, ее иконография оставалась практически неизменной на протяжении всех веков правления фараонов.
Еще одна концепция оставалась неизменной и составляла сердцевину религиозной, общественной и политической жизни. Это маат (понятие, персонифицированное в богине Маат) — истина, божественный порядок и гармония, заполняющий вселенную с момента ее создания. Долг каждого — сохранять маат, поддерживать установленное равновесие вещей, предотвращать распространение хаоса справедливыми и честными деяниями. Роль царя в этом смысле была краеугольным камнем всей системы, он являлся воплощением бога и образцом человека, при жизни олицетворял Гора, а после смерти — его отца Осириса.
Отделенный от остального человечества, фараон представлял богов среди людей и свой народ перед богами. Уникальное положение делало царя «осью» страны, необходимой для ее выживания, а потому любой вред, причиненный фараону или его правлению, означал посягательство на саму маат. Потому что именно маат гарантировала воспроизведение и сохранение статус-кво, в том числе и непрерывность царской власти; система маат являлась фундаментом глубочайшего консерватизма египетской цивилизации.
Государственная религия была сосредоточена вокруг основных богов и главных храмов, она включала в себя культовую практику и праздники. Богослужение состояло из приношения жертв божествам от имени царя (обычно представленного жрецами) и ухода за культовыми образами; в обмен боги благословляли царя и через него всех людей.
Храм не был местом публичного поклонения богам, это был «дом» божества, воплощенного в культовом образе, который находился во внутренней камере, куда могли входить для совершения обрядов только жрецы.
Однако при каждом храме числились многочисленные работники, имелись земельные угодья, кормившие жрецов и обеспечивавшие ежедневные подношения богам (на самом деле тоже распределявшиеся среди жрецов). Храмы, их владения, а также жрецы и работники являлись значительной частью национальной экономики. Во время праздников фигуры божеств выносили из храма, чтобы народ мог возносить молитвы или задавать вопросы оракулу, но даже в такие моменты культовые образы зачастую оставались скрытыми от взоров внутри переносных святилищ, установленных на церемониальных ладьях.
В обычные, непраздничные дни официальные места культов и основные храмы были закрыты. Египтяне находили другие способы выражения веры, посещая местные святилища малых божеств (или главных божеств в их ином, низшем воплощении) или совершая паломничества к святым местам. Они также использовали религию — и то, что мы сегодня называем магией, — чтобы избежать вреда, болезни и сглаза.
Среди самых популярных домашних божеств можно назвать Таурт и Бэса, которые охраняли во время беременности, помогали при рождении детей, что в древности считалось самым трудным и опасным. Медицина и магия, наука и религия, заговоры и молитвы — все было направлено на избавление от зла и хаоса, на поддержание гармонии вселенной в жизни и в смерти.
С додинастических времен египтяне хоронили покойников на границе Западной пустыни, в безлюдных выжженных просторах, где каждый день умирало солнце, где обитал бог Осирис, с древности ассоциировавшийся с мертвыми. С покойниками хоронили драгоценные предметы и пищу, а безводная почва иссушала тела, сохраняя их для вечного загробного бытия.
В период правления фараонов основы религиозной веры остались теми же, но ритуалы, архитектура и формы выражения веры усложнились.
Считалось, что в миг смерти индивида возникал «зазор» бытия, вечной жизни можно было достичь при условии правильного и благочестивого поведения во время земного существования, если мумифицировать тело и похоронить его со всеми необходимыми предметами. Счастливое посмертное бытие зависело также от суда Осириса и защиты пяти элементов личности: тела, души ка, души ба, жизненной силы ах, имени и тени.
Простых людей хоронили в могилах с несколькими тщательно подобранными артефактами.
С другой стороны, для мертвого царя исполнялся сложный погребальный культ, проводилась пышная церемония, включавшая не только захоронение, но и службы в храмах и ритуальные приношения с храмовых земельных угодий.
В качестве бога царь занимал место на небесах, рядом с другими богами. Однако как человек он должен был позаботиться о том, чтобы физическое тело сохранилось после смерти. Для этого после кончины фараона совершались особые ритуалы, занимавшие несколько дней, и только затем тело переносили в ладью и доставляли к царскому некрополю, где оно должно было упокоиться.
На мумификацию тела, на подготовку к вечности уходило много времени, это было необходимо, чтобы душа ка узнала свое земное обличье и регулярно его посещала. Процесс мумификации включал извлечение мозга через ноздри с помощью специальных крючков, надрез сбоку живота для извлечения внутренних органов, которые обрабатывали отдельно и складывали для хранения в сосуды-канопы.
Затем тело погружали в раствор углекислого натра (солевой раствор) и оставляли на несколько недель, чтобы из плоти вышла вся влага; после чего тело помещали в темную, липкую смолу, которую арабы по ошибке принимали за битум (эту смолу называют мумие — откуда само слово «мумия»).
Менее знатные люди получали упрощенную процедуру мумификации; обычно их тела наполняли кедровым маслом, а когда внутренности растворялись, тело опорожняли через анус. Бедных же просто закапывали в сухой песок, который естественным образом высушивал и сохранял тела. После бальзамирования тело царя оборачивали в льняные бинты длиной в сотни ярдов, прокладывая между слоями защитные амулеты. Прежде чем положить покойника в саркофаг, совершали церемонию «отверзания уст», которая призвана была восстановить чувства покойного и вернуть мумию к жизни.
Ритуалы не завершались, когда запечатывали могилу и скрывали вход в нее. Группа жрецов и их помощников исполняла ежедневные обряды, чтобы поддержать целостность души умершего. Во время этих обрядов ка (воплощение жизненной энергии) и ба (индивидуальная душа) взаимодействовали с сохраняемым телом, высвобождая ах — дух, силу для загробного существования.
Ка мертвого царя нуждалось в пятикратном ежедневном кормлении, три трапезы оно делило с богами и, вероятно, сидело в солнечной ладье Ра, пересекавшей небо. Другие две трапезы подносились на царском столе, иногда для этого использовались муляжи еды — магические заменители реальных вещей; порой подношения оставляли перед дверью, через которую ка являлось из потустороннего мира, расположенного на западе, чтобы получить питание.
В начале III тысячелетия до н. э. первый царь Первой династии взял власть над всей территорией страны, от Элефантины возле Первого порога на юге до устья Нила, впадающего в Средиземное море, на севере. Согласно Геродоту (ок. 484–420 гг. до н. э.) и египетскому историку Манефону, этого первого царя Египта звали Мина (греч. Менее); это был великий правитель, объединивший Верхний и Нижний Египет, он основал столицу Мемфис на границе двух территорий. Построить административный центр на пересечении Дельты и долины Нила было разумным политическим решением, поскольку из этого места можно было наиболее эффективно управлять царством.
В Мемфисе началась консолидация нового царства. Страной управляли из царского дворца, который называли пер-аа («великий дом»), а ко времени Нового царства (1550–1069 гг. до н. э.) его приравнивали к личности самого царя; собственно, от названия дворца происходит слово «фараон». Возможно, дворец был укреплен стенами из сверкавшего на солнце известняка, которые подарили городу старинное имя Инебхедж («Белые стены»); Мемфис — поздняя греческая версия имени «Мен-нефер», такое имя носила ближайшая пирамида в долине Саккара, связанная с фараоном Пепи I (ок. 2321–2287 гг. до н. э.) из Шестой династии.
«Великий дом» был ядром централизованной административной системы, опиравшейся на существование письменности и класс писцов, которые следили за всем происходящим. Используя чиновников и разного рода служащих, царь мог присматривать за обработкой сельских угодий по всей стране, собирал налоги, которые шли на монументальное строительство и государственные дела, посылал экспедиции на сбор минералов и сырья в пустыне и в отдаленных землях, вел обширные военные кампании, оборонял рубежи и подчинял себе торговые пути.
На протяжении большей части эпохи фараонов Мемфис был столицей Египта, и даже в те периоды, когда он таковой не являлся, — в период Нового царства столицу перенесли в Фивы, — все равно оставался национальным административным центром страны.
Там находился и центр культа одного из древнейших египетских божеств, бога-творца Птаха, патрона ремесленников, название чьего храма Хут-ка-Птах («дом духа Птаха») было позже искажено греками и превратилось в слово «Эгюптос», от которого и произошло современное наименование государства.
Окончательный упадок города начался после основания Александрии в 331 году до н. э. и быстро ускорился с появлением в 643 году н. э. арабской столицы Фустат (позднее превратившейся в Каир) в 24 км к северу. Развалины Мемфиса еще сохранялись в XIII веке, но последовательное разграбление зданий и перемещение русла Нила погребли руины под несколькими метрами ила, а потому к нашему времени от Мемфиса не осталось почти ничего.
Согласно традиции, царь Мина (Менее) считается основателем Мемфиса и первым правителем объединенного Египта, но неизвестно, кто из царей по археологическим данным может быть легендарным Миной. Похоже, это наполовину вымышленная фигура; не исключено, что его образ был составлен последующими поколениями, которые желали поклоняться великому царю, родоначальнику долгой череды фараонов, единственному и несравненному зачинателю цивилизации. Может быть, Мина — сочетание нескольких правителей, чьи достижения приписаны одной выдающейся личности.
Впрочем, имеются основания полагать, что такой царь и вправду существовал. Одним из возможных «кандидатов» на роль Мины является Нармер, чье имя упоминается в древних надписях на сосудах наряду с Миной.
В частности, Нармер упоминается на резной известняковой палице, а также на аргилитовой церемониальной плите (оба предмета найдены в Иераконполе). Плита Нармера, самый знаменитый артефакт того периода (хранится в Египетском музее в Каире) изображает царя поражающим врага булавой — поза, которая использовалась в искусстве и три тысячи лет спустя; на нем конический белый венец Верхнего Египта (.хеджет).
С другой стороны плиты царь изображен среди придворных, на нем уже красный венец Нижнего Египта (дешерет), он осматривает обезглавленные тела противников. Многие считают, что на плите увековечено объединение Египта, хотя сегодня все больше эксперты склоняются к мысли, что данная интерпретация слишком узка: смысл изображения усложняют, добавляя связи между фараоном Миной и вероятным сыном Нармера по имени Аха («борец»), которого в надписи называют еще и «Мин».
В районе Мемфиса найдены следы правления Аха, что позволяет предположить: он правил в новом городе, тогда как следов правления Нармера заметно меньше. Иначе говоря, современные египтологи отождествляют Мину с Нармером или его сыном Аха и начинают отсчитывать Первую династию с этих двух фараонов.
В период Первой династии (ок. 3000–2890 гг. до н. э.) были сформированы все механизмы, общественные институты и идеологии, которые скрепляли союз двух Египтов и освящали царскую власть. Один из наиболее важных институтов — царский сан и статус, возникший «в развитие» божественных свойств додинастических правителей.
Это становится ясно из титулов царей, которые и до Первой династии носили «имена Гора», записанные в рамке-серех, увенчанной фигуркой сокола, наряду с именем, данным при рождении. К концу Первой династии правитель получал пять имен, известных как «пятичастная царская титулатура»: это имя Гора, имя «двух женщин» (небти), золотое имя Гора, тронное имя (несу-бит) и имя, данное при рождении, — именно это последнее чаще всего и употреблялось как отличительное, индивидуальное именование.
Некоторые из этих имен подчеркивали царское достоинство правителя, другие акцентировали роль царя как главы Египта. Например, тронное имя могло означать «Тот, кто есть осока и пчела», поскольку осока служила символом Верхнего Египта, а пчела — Нижнего. Аналогичным образом, «две женщины» (небти) — богиня-стервятник Нехбет и богиня-кобра Уаджет — соответственно представляли Верхний и Нижний Египет.
Стервятник и кобра (урей) также присутствовали на головном уборе фараонов объединенного Египта, так называемой «двойной короне» (пшент), составленной из венцов Верхнего и Нижнего Египта. И хотя в «пятичастной царской титулатуре» не упоминались лотос и папирус, они тоже были обычными иконографическими символами двух Египтов.
Как уже говорилось, фараон служил связующим звеном между небесным и земным царствами и отвечал за поддержание маат, божественного порядка вселенной. Следовательно, сила и богатство царя отражали здоровье и счастье его царства и подданных, что стимулировало сосредоточение власти в его руках, получавшее отражение в строительстве великих храмов, гробниц и памятников. За долгие годы правления фараон подтверждал свои величие и божественность на празднике сед, традиционно проводившемся на тридцатый, юбилейный год царствования.
Часть церемонии заключалась в том, что фараон пробегал между двумя столбами, означавшими границы царства, доказывая свою способность править и символически возрождая физические силы и духовную энергию. Этот праздник отмечался уже при фараоне Первой династии по имени Ден — первом, кого изобразили в двойной короне Верхнего и Нижнего Египта.
Все правители Первой династии похоронены в Абидосе, в 50 км к югу от современного Сохага, в пустынной низменности, в тени громадного утеса. Даже на самых ранних этапах существования египетского государства Абидос считался священным кладбищем. Последующие поколения совершали туда паломничества, поскольку это был еще и один из главных центров культа Осириса (с эпохи Среднего царства могила Джера, преемника Аха, считалась захоронением самого бога).
Территория древнейшего Абидоса сейчас известна как Умм-эль-Кааб — «мать горшков»; название происходит от изобилия обломков керамики, буквально покрывающих эти места, жалких остатков вотивных подношений, сделанных паломниками.
В широком смысле могила той эпохи представляла собой яму в земле, облицованную изнутри кирпичом, а потом накрытую и засыпанную песком; поверх ставили пару резных каменных стел. Основную могилу окружала череда камер, служивших хранилищами провизии и предметов роскоши, в том числе вина и ароматических масел, а также дополнительными захоронениями для слуг, которых либо убивали, либо побуждали к самоубийству, что считалось привилегией, так как эти люди удостаивались чести служить фараону в загробной жизни.
Погребальный комплекс Аха, например, включает тридцать три дополнительных захоронения, в которых лежат останки молодых мужчин, все не старше 25 лет, а также семи львов. Гробницу же фараона Джера окружает 338 дополнительных захоронений; после него от этой практики постепенно отказались, поскольку священные жертвы стали заменять погребальными статуэтками-ушебти — это было дешевле и не требовало кровавых церемоний, а фараон все равно получал необходимую прислугу.
Кроме собственно гробниц, фараоны (за исключением Аха) строили дополнительные погребальные сооружения ближе к Нилу; это были огороженные стенами участки, внутри которых непрерывно творили молитвы и ритуалы в честь покойных. Ранние археологи ошибочно интерпретировали эти структуры как крепости. Случалось и так, что тело фараона помещали в пределы этих стен, несмотря на сооружение гробницы и прочие приготовления. Лишь в правление Дена, четвертого фараона Первой династии, в гробнице появилась лестница; столь явная забота о загробном существовании доказывает, что гробницу построили еще при жизни фараона.
Саккара была главным некрополем Мемфиса, располагалась к северу от города, там немало погребений раннего династического периода (мастаба) — такое название дали гробницам арабы из-за сходства прямоугольных строений со скамьей (мастаба), обычно стоящей перед египетским домом.
Многочисленные и довольно хорошо сохранившиеся мастабы Первой династии на севере Саккары окружены запутанным лабиринтом-системой «дворцовых фасадов» — стен из сырцового кирпича, месопотамских по технике; волнообразная линия выступов-контрфорсов и углублений в стенах создает эффект рельефа, кое-где снаружи сохранились следы краски и даже фрагменты деревянных полов. Ранние археологи решили, что это и есть захоронения первых царей, а другие, менее величественные сооружения — кенотафы, то есть пустые церемониальные гробницы.
Сокровища, найденные в мастабах (особенно примечателен загадочный диск с инкрустацией, а также старейший из когда-либо найденных фрагментов папируса), изрядно подогрели дискуссию между сторонниками и противниками этой идеи. Сегодня преобладает мнение, что мастабы принадлежали высшим чиновникам и членам царской семьи, то есть самым богатым и знатным людям, служившим фараону.
Могилы фараонов Второй династии возводились именно в Саккаре: это огромные подземные галереи, вырезанные в известняке. Остается неясным, почему правители Египта забросили некрополь в Абидосе. Это был очевидный разрыв с традицией Первой династии.
Перенос царского некрополя ближе к Мемфису при Второй династии (ок. 2890–2686 гг. до н. э.), вероятно, отражал смещение власти на север. Существуют свидетельства того, что переезд происходил в спешке и на время разрушил союз, ослабив власть фараона на юге и дав импульс внутренним раздорам.
На середину правления Второй династии приходится особенно много обрывочно описанных и чересчур коротких царствований владык севера; судя по всему, сфера их влияния была весьма ограниченной и на Верхний Египет вряд ли распространялась. С другой стороны, предпоследний фараон этой династии по имени Перибсен похоронен в Абидосе, рядом с царями Первой династии, но записи о нем сохранились только в Южном Египте.
Его имя в прямоугольной рамке серех (ее венчал сокол Гора), в которой обычно писалось «имя Гора», принадлежавшее фараону, соседствует со змеей, символом Сета — главного соперника Гора. Эта замена традиционного символа (змея вместо птицы) интерпретируется как символ бунта против существовавшего порядка; она свидетельствует о том, что преемник Перибсена, начавший правление под знаком Гора, позднее добавил к рамке с именем знак Сета, а также удлинил собственное имя: из Хасекхема («власть появилась») стал Хасекхемуи («две власти появились») и дополнил титул фараона словами «Два господина в мире с ним», вероятно, в честь того, что сумел подавить восстание и возглавить заново объединенный Египет.
Хасекхемуи был последним и самым успешным из царей раннего династического периода. Ликвидировав беспорядки, которые могли погубить египетскую цивилизацию еще до того, как она окрепла, он консолидировал национальные интересы и собрал территории от Нижней Нубии до севера, подчинил земли вплоть до Библа в современном Ливане и заслужил титул «Тот, кто присматривает за чужими землями».
Он также был амбициозным строителем; его эффектная гробница, последняя на вскоре покинутом царском кладбищем Умм-эль-Кааб в Абидосе, была окружена стеной из блоков тесаного известняка (это самая ранняя из дошедших до нас масштабных каменных конструкций) и включала 58 хранилищ, в которых хватило бы места для всех захоронений Первой династии, вместе взятых.
Колоссальные стены этого обширного святилища достигали местами 9 метров в высоту; сколько понадобилось усилий и расходов, чтобы их возвести! Возможно, существовали и другие постройки, о чем свидетельствуют фрагменты гранитных блоков в Элькабе со следами рамок серех. Достижения царствования Хасекхемуи, помимо политической стабильности и экономического процветания, включают восстановление великого образа единого царства и создание нового типа архитектуры и погребальных комплексов, что, видимо, заложило основы будущих триумфов Древнего царства и эпохи пирамид.
Древнее царство охватывает период с Третьей по Шестую династии, это была эпоха долгой стабильности и централизованного правления со столицей в Мемфисе; цари того времени обладали исключительной властью и несравненными богатствами. Государственная религия, экономическое процветание, административные успехи сделали возможным для фараонов вложение значительных средств в грандиозные строительные проекты, прежде всего проекты усыпальниц и погребальных храмов, с помощью которых правители надеялись сохранить царский статус и в загробной жизни.
Результатом этого стала архитектурно-художественная революция и строительство памятников беспрецедентного масштаба и качества, среди которых самые прославленные сооружения всех времен — пирамиды.
Классическая форма погребального комплекса, центральным элементом которой была пирамида, сложилась к Четвертой династии. Это было нечто большее, чем реликварий с телом мертвого фараона, — своего рода транспортное средство, призванное доставить царя к благословенному месту загробной жизни, рядом с Ра на небесной ладье солнца.
Кроме главной пирамиды, в погребальный комплекс входили: поминальный храм — царский дворец вечности, в котором отправляли культ фараона; храм на берегу реки, при входе в комплекс, предназначенный для совершения поминальных ритуалов; крытый проход от храма у реки к пирамиде и погребальному храму; пирамида-спутник для души ка; пирамиды цариц, дополнительные захоронения для жен и дочерей царя; ямы для судов, куда опускали погребальные ладьи фараона.
В некоторых комплексах имелись также обширные кладбища для придворных и родственников по обе стороны главной пирамиды, настоящие улицы с домами-мастабами: фараон мог наслаждаться обществом близких и после смерти.
В начале Третьей династии (ок. 2686–2613 гг. до н. э.) бог солнца Ра стал верховным государственным божеством, его культовый центр находился в Гелиополе (египтяне называли город Инну или Он — «Город солнца»).
Культ Ра вытеснил более ранний культ бога-творца Атума, именно солнечному богу суждено было стать главным космическим божеством и родоначальником остальных богов; считалось, что он появился из первичных вод (персонифицированных в богине Нун) и ступил на священную изначальную землю, представлявшую собой холм.
С этого холма он «единоручно» создал и отправил в мир близнецов: Шу (бога воздуха) и его сестру Тефнут, а затем Геба (бога земли) и его сестру Нут (богиню неба), которые, в свою очередь, породили Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду. Эти девять богов составили так называемую «гелиопольскую девятку» (эннеаду) — одну из древнейших божественных групп.
Имена этих божеств связаны с большим количеством мифов, в которых участвовали и местные боги; эти мифы распространялись по всей стране и, видимо, послужили еще одной «связкой», объединившей Египет и заложившей основу системы государственных верований.
Самые знаменитые из этих мифов описывают конфликт между братьями — Осирисом и Сетом. Легенды гласят, что Осирис был убит и расчленен своим братом, который разбросал куски его тела по всей стране. Исида, жена и сестра Осириса, собрала эти фрагменты, набальзамировала их и воскресила супруга, который стал царем подземного мира. Их сын Гор судами, поединками и потерей глаза в конце концов добился отмщения за смерть отца и убил Сета, забрав себе трон Египта. Осирис ассоциировался с мертвым фараоном, а Гор — с его живым преемником.
В Гелиополе самым сакральным объектом был конический камень, известный как бенбен, символ изначального холма — на него падали первые лучи восходящего солнца. Считается, что он находился в священном предместье города.
Возможно, идея пирамиды родилась благодаря этому куску белого известняка с позолоченной верхушкой, а также благодаря гелиопольскому обелиску с его коническим позолоченным верхом. Могилы царей венчали насыпи, которые с течением времени становились все выше и превращались в величественные громады пирамид, вероятно, также являвшихся образом изначального, священного холма, источника жизни на небе и на земле, а кроме того, архитектурным олицетворением утреннего солнца, пробуждающегося от смертельного ночного сна.
Лишь краткий промежуток времени отделяет мастабы раннего династического периода от ступенчатой пирамиды Джосера, которую считают первым крупным сооружением в мире, возведенным целиком из камня. Хотя о самом Джосере (ок. 2667–2648 гг. до н. э.) известно крайне мало, можно сказать, что его почитали еще в эпоху Птолемеев как мудрого и добродетельного правителя.
Архитектор фараона Имхотеп прославился изобретением новой формы для строений из обработанного камня; его почитали еще больше, чем царя, и даже обожествили, что редко случалось в Древнем Египте с особами нецарской крови.
Архитектура не была единственным его талантом, Имхотеп вызывал восхищение своими познаниями в астрономии и медицине. Обожествленный Имхотеп стал покровителем мудрости, письма и медицины, его ассоциировали с Птахом и Тотом, а греки позже — с Асклепием, своим богом медицины. Несмотря на все эти почести, кажется,
Имхотеп едва ли не случайно наткнулся на идею пирамиды — во всяком случае, не пришел к ней после долгих размышлений. Раскопки показывают, что гробница Джосера сначала строилась как мастаба над подземной камерой; потом ее стали последовательно, в несколько приемов, укрупнять, пока она не поднялась на 62 метра и не превратилась в шестиступенчатую пирамиду, покрытую искусно обработанным известняком из каменоломен Тира.
Какой бы впечатляющей ни была пирамида, она являлась частью обширного погребального комплекса, включавшего колоннаду, которая шла от входа, целый ряд святилищ и других построек из дерева, тростника, соломы и циновок.
Пытаясь понять, как строить традиционно легкие структуры из камня — нового материала, рассчитанного на вечность, — египтяне поначалу копировали старые формы; резные планки, веревки и шесты из известняка показывают, что мастера старались воспроизвести плетеные конструкции и циновки в фаянсовых плитках, а каменные столбы призваны были повторять облик подпорок из пучков папируса.
Двор комплекса обустроен для проведения праздника сед, своего рода юбилейной церемонии, отмечавшей 30-летие правления; на этом празднике царь символически омолаживался и получал новую жизнь. Решив строить из камня, Джосер, вероятно, стремился гарантировать себе вечную жизнь.
Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре считается первой в мире крупномасштабной постройкой исключительно из камня
Ступенчатая пирамида Джосера задала новые стандарты царской гробницы — как по форме, так и по масштабу. Преемники Джосера из Третьей династии Сехемхет (ок. 2648–2640 гг. до н. э.) и Хаба (ок. 2640–2637 гг. до н. э.) построили себе схожие ступенчатые пирамиды в Саккаре, но ни один из них не успел закончить постройку до смерти.
Последний фараон династии Хуни (ок. 2637–2613 гг. до н. э.) не удостоился подобной пышной усыпальницы, но именно вокруг его имени впервые был нарисован картуш.
Отдельные ученые приписывают Хуни и возведение пирамиды в Мейдуме; впрочем, большинство считает, что эта пирамида построена при Снофру (ок. 2613–2589 гг. до н. э.), преемнике Хуни, первом фараоне Четвертой династии и главном строителе пирамид.
Как и ранее Джосер, Снофру был популярным правителем, которого последующие поколения почитали как образец доброго и справедливого царя. Он успешно воевал в Нубии и на Синайском полуострове, защищая торговые пути и копи, где добывали бирюзу.
Военные походы обеспечили фараона средствами реализации амбициозных строительных проектов, позволили не стеснять зодчих в материалах и рабочей силе: согласно эпиграфическим надписям (возможно, преувеличенным), не менее семи тысяч нубийцев были взяты в плен в одном походе, а в другом захватили одиннадцать тысяч ливийцев.
Первым сооружением Снофру стала ступенчатая пирамида в Мейдуме, новом царском некрополе в тридцати милях к югу от Саккары. Хотя большинство членов его семьи и высших чиновников были похоронены под мастабами вокруг пирамиды, сам фараон, кажется, передумал и обратил внимание на север, на пустынное плато Дашуре, где по его велению начали строить первую настоящую пирамиду.
В основании лежал квадратный в плане фундамент, а стороны были более ровными, чем у ступенчатых пирамид. К сожалению, зодчие не учли мягкость глинистой почвы, поэтому, когда пирамиду построили примерно до середины, в каменной кладке появились трещины.
Просто расширить основание было недостаточно, поэтому приняли решение существенно изменить угол наклона сторон в верхней части, и таким образом на свет появилась знаменитая Ломаная пирамида. В качестве меры предосторожности Снофру одновременно начал достраивать пирамиду в Мейдуме, чтобы придать ей «правильную» форму, но ни эта пирамида, ни Ломаная фараона не удовлетворили, и в Дашуре началось сооружение третьей пирамиды — Северной, или Красной. Установлено: усилия по строительству «правильной» пирамиды обернулись тем, что из каменоломен добыли и переместили на стройплощадку девять миллионов тонн камня; такого размаха не позволял себе никто из правителей древности.
Может быть, Снофру переместил поистине невероятный груз камней, но только его сын Хуфу (ок. 2589–2566 гг. до н. э.), более известный под греческим именем Хеопс, обессмертил себя постройкой предела канонической формы — самой большой и самой совершенной каменной пирамиды.
Он выбрал новое место для некрополя в Гизе — на высоком и просторном плато, хорошо видном из столицы; неподалеку находились каменоломни, где добывали известняк. Над погребальным комплексом Хуфу, большая часть которого сейчас утрачена, доминировала Великая пирамида, сложенная из 2,3 миллиона каменных блоков; на постройку всех английских церквей со времен святого Августина камня ушло куда меньше.
Гигантское сооружение имеет наклон 51° и поднимается на высоту 146 метров, строительство длилось не менее тридцати лет — если допустить, что каждый стандартный каменный блок весит около 2,5 тонн и, чтобы поставить его на место, уходило 2–3 минуты, а рабочий день продолжался десять часов. Даже при использовании пандусов, строительных лесов и небольших механических подъемников трудно представить, как египтянам удалось добиться результата.
Помимо размеров и чудовищной массы, пирамида представляет собой настоящее чудо древней инженерной мысли: например, в плане она имеет почти идеальный квадрат, ее грани точно ориентированы по сторонам света — отклонение составляет долю градуса; для строительства выровняли площадку в тринадцать акров, так что перепад уровней составляет менее дюйма, а ширина сторон у земли — 230 метров — различается не больше, чем на два дюйма; отношение периметра к удвоенной высоте равно числу «пи» с точностью до двух знаков после запятой, а внутренние «вентиляционные шахты» ориентированы на Полярную звезду с одной стороны и на Сириус и Орион — с другой.
Кроме того, это единственное из семи чудес Древнего мира, сохранившееся до наших дней, хотя построено оно было раньше всех прочих.
В отличие от остальных пирамид, Великая имеет три внутренних камеры. Самая большая из них, известная как Царская, выстроена необычайно высоко над уровнем земли; она была облицована асуанским гранитом, включая девять огромных потолочных плит, по примерным оценкам, весом свыше четырехсот тонн в целом.
Над ними расположены по вертикали одна над другой пять узких разгрузочных камер, которые перераспределяют гигантский вес каменной кладки; это было грандиозное техническое новшество, редкость для Древнего мира. Самым поразительным элементом внутреннего устройства является, конечно же, Большая галерея, которая ведет к Царской камере; это коридор 8 метров высотой, стены его ступенями сужаются кверху.
Несмотря на то, что Великая пирамида подвергалась тщательным измерения чаще, чем любое другое известное здание в мире, ее загадки, кажется, никогда не будут исчерпаны.
Последнее по счету удивительное открытие было сделано в 1993 году, когда нашли миниатюрную каменную «дверь» с медными «ручками» в конце шахты, которая начинается в так называемой Камере царицы (практически наверняка построенной не для царицы!). В 2002 году робот, оборудованный дрелью и волоконно-оптической видеокамерой, смог преодолеть препятствие и «увидеть» следующую дверь, которая по сей день остается нераспечатанной.
В 2004 году группа французских исследователей использовала георадар для изучения коридора, который ведет к четвертой камере, в самом сердце пирамиды.
Они считали, что там может находиться истинная погребальная камера Хуфу, которая в таком случае могла бы содержать останки фараона; большой саркофаг в этой пирамиде, как и во всех других, пуст, что и стало поводом для предположений, что царей хоронили где-то в другом месте. Эта же гипотеза наводит некоторых специалистов на мысль, что Великая пирамида использовалась не как место погребения, а для некоей иной цели; загадкам несть числа, и, несмотря на современные технологии, пока их разгадать не удается.
О самом Хуфу известно крайне мало. Геродот, писавший два тысячелетия спустя, рассказывает, что это был злой и жестокий правитель, который пользовался крайними мерами, чтобы завершить пирамиду, даже «отправил собственную дочь в публичный дом и приказал ей добыть некоторое количество денег». По словам Геродота, она, в свою очередь, «у каждого своего посетителя просила подарить ей по крайней мере один камень для сооружения гробницы» , — средняя из трех дополнительных пирамид к востоку от Великой считается результатом трудов царевны, однако на самом деле нет ни малейших доказательств истинности этого предания.
В действительности пирамиды вовсе не были итогом непосильного труда сотен тысяч рабов, как многие думают (в то время массовое рабовладение в Египте вообще не было развито).
На стройке работали отнюдь не многочисленные группы высококвалифицированных ремесленников, инженеров и рабочих, трудившихся сообща, по единому плану, они использовали помощников из числа крестьян, мобилизованных на царские работы и отбывавших повинность в течение года. Археологические находки позволяют судить, что работников хорошо кормили, одевали и предоставляли жилье за казенный счет; возможно, они верили, что это почетная миссия, которая и им обеспечит блаженство в загробной жизни.
По иронии судьбы, единственное портретное изображение Хуфу, великого и ужасного строителя величайших по масштабу памятников в истории Древнего Египта, — крошечная статуэтка из слоновой кости менее трех дюймов в высоту. Она хранится в Египетском музее в Каире.
Другие две пирамиды Гизы, входящие в знаменитую «тройку», были построены сыном Хуфу Хафрой (по-гречески Хефрен; ок. 2558–2532 гг. до н. э.) и его внуком Менкаурой (греки называли его Микерин; ок. 2532–2503 гг. до н. э.).
Строение Хефрена занимает центральное место на плато; эта пирамида на 3 метра ниже пирамиды Хеопса, но расположение на возвышенном участке создает впечатление, что они равного размера, а возможно, монумент Хеопса даже чуть ниже. По качеству постройки, впрочем, пирамида Хафры не в состоянии соперничать с Великой пирамидой: внутреннее устройство намного проще, каменная кладка выполнена менее аккуратно.
Но остальные части погребального комплекса Хафры, включая храм у реки, сохранились лучше остальных памятников Четвертой династии, а колоссальная статуя 72 метров в длину и 20 метров в высоту считается самой большой в мире.
Великий Сфинкс без устали охраняет путь, который ведет наверх, от храма у реки к пирамиде Хафры; этот страж не мигая смотрит перед собой, порождая бесконечное число легенд, которые пересказывают на протяжении веков. Греки воображали, что Сфинкс загадывает загадки путникам и убивает их, если те отвечают неверно. Арабы называли его Абу ал-Хол — «отец ужаса»; греческое слово «сфинкс» (правильно «сфинга») означает «душитель».
С другой стороны, это слово может быть искажением египетского шесеп-анх — «живой образ»; изначально сфинкс не был воплощением смертоносного или злого духа, он защищал особу царского рода и был связан с богом солнца.
Человеческая голова Сфинкса в Гизе, должно быть, имела черты Хафры; у статуи полосатый головной убор фараона — немес, накладная борода, служившая символом царской власти (ее фрагменты нашли в песке солдаты Наполеона), а также урей — священная кобра, которую цари носили надо лбом. Статуя фараона, вероятно, когда-то стояла между лап Сфинкса. Говорят, что нос Сфинкса разбили в XV веке солдаты-мусульмане, увидевшие в этой огромной статуе триумф идолопоклонничества.
Сфинкс вырезан из цельного блока известняка, оставшегося после разработки каменоломен, основной материал из которых пошел на строительство двух храмов, стоявших по соседству.
Львиное тело состоит из двух частей мягкой скальной породы, очевидно, его удлинили, чтобы компенсировать большую трещину, протянувшуюся вдоль, и это привело к необычным пропорциям.
Плохое качество камня и расположение на склоне еще во времена фараонов потребовали восстановительных работ, самые знаменитые из них — очистка фигуры от засыпавшего ее песка при Тутмосе IV (ок. 1400–1390 гг. до н. э.), о чем сообщает стела у ног Сфинкса (см. также гл. 4). Тогда же статую облицевали камнем, а потом неоднократно укрепляли отделку и восполняли поврежденные фрагменты.
Ремонт превратился в непрерывный процесс. Откровенно дурное состояние верхней части тела заставляет предполагать, что Сфинкс намного древнее, чем когда-то думали, и некоторые, наиболее смелые комментаторы утверждают даже, что его возвели десять тысяч лет назад. С другой стороны, археологические и исторические свидетельства достаточно убедительны, и большинство египтологов считают, что Сфинкс связан с погребальным комплексом Хафры.
С именем Менкауры связана третья, самая маленькая и последняя по времени строительства из главных пирамид Гизы; сокращение размаха определенно указывает на общий упадок Четвертой династии. Предшественники Менкауры — Снофру, Хуфу и Хафра, чьи памятники свидетельствовали о золотом веке в строительстве пирамид, — представляли три поколения фараонов, которые использовали на создание погребальных комплексов вдвое больше камня, чем все их преемники, вместе взятые.
Пирамида же Менкауры крошечная — едва ли десятая часть объема Великой пирамиды; но в ней использовано много гранита — материала гораздо более дорогого для добычи, транспортировки и обработки, чем известняк. К сожалению, одно из величайших сокровищ этого захоронения — прекрасный базальтовый саркофаг — затонул в Средиземном море во время кораблекрушения при попытке перевезти его в Англию в 1838 году.
Менкаура умер до завершения работ над гробницей, и пирамиду завершил его сын Шепсескаф (ок. 2503–2498 гг. до н. э.), последний царь Четвертой династии. Он проявил откровенную поспешность и небрежность, используя сырцовые кирпичи везде, где только было возможно, и оставил большую часть гранитной облицовки практически необработанной. Была ли причиной нехватка пространства в Гизе, дефицит ресурсов, или даже религиозный раскол, или династический кризис?
Так или иначе, для собственной усыпальницы Шепсескаф выбрал уединенное место в Южной Саккаре, а само погребение выстроил в форме гигантской мастабы — это Мастабат ал-Фараун («скамья фараона» по-арабски). Есть предположение, что он отверг форму пирамиды, поскольку та слишком тесно была связана с солнечным культом и его жрецами, которые постепенно забирали все больше власти. Правда, причиной сравнительной скромности фараона могло быть и то, что на более амбициозный план не хватило времени или средств, а работы прекратились сразу после смерти фараона.
Если Шепсескаф и пытался сокрушить влияние жрецов солярного культа, он, безусловно, потерпел неудачу. Пятая династия (ок. 2494–2345 гг. до н. э.) стала периодом дальнейшего укрепления их власти, а положение царей все слабело. Согласно истории, о которой рассказывает папирус Весткар (это собрание преданий, составленное во второй переходный период),
Хуфу предсказали, что его детей на престоле Египта сменят дети другого человека. Несмотря на преследования, жена жреца бога Ра родила тройняшек от семени самого Ра, и именно они стали первыми тремя царями Пятой династии. Эта легенда, несомненно, отражает радикальный сдвиг в египетской религии, который стал причиной возникновения наиболее важных памятников той эпохи.
Первый фараон новой династии Усеркаф (ок. 2494–2487 гг. до н. э.) начал строить храмы, посвященные богу солнца, его примеру последовали пять из шести преемников, пожертвовав пирамидами и масштабами своих погребальных комплексов, которые становились все меньше и проще.
Ра сделался самым важным божеством египетского пантеона, его культ превратился в настоящую государственную религию.
Новые храмы солнца, как прежде комплексы вокруг пирамид, получали в вечную собственность земельные владения, подаренные царями; служившие там жрецы становились все более многочисленными, богатства накапливались, а власть жрецов Ра неуклонно росла.
Усеркаф, без сомнения, сознательно пошел на ослабление своей власти и практически отказался от претензий на божественность, уступив истинному богу — Ра. Вскоре центральное положение фараона в государстве также подверглось сомнению: на высшие посты в управлении стали назначать не членов царской семьи, а простолюдинов. Глава администрации (тьяти) занимал верхнюю ступень официальной иерархии, он отвечал за юридические вопросы, архитектурные проекты, ведение государственного учета и многое другое.
В его подчинении находились многочисленные «надсмотрщики» и чиновники высокого ранга, которые контролировали подготовку и организацию военных походов, отвечали за казну, склады оружия и припасов, общественные работы. Все структуры управления работали в Мемфисе как единая администрация, существовало и специальное подразделение, занимавшееся обеспечением царских домов и всех жилых комплексов царской семьи.
Перемены в период правления Пятой династии, очевидно, затруднили управление страной из Мемфиса, и потому ряд чиновников направили в крупнейшие центры (в соответствии с картой номов) в качестве региональных наместников (сепат). Традиционно страна делилась на 42 нома: 20 в Нижнем Египте и 22 в Верхнем, многие из них восходили еще к додинастической эпохе.
Наместники номов, номархи, получали вознаграждение землей и званиями, причем эти «платежи» были связаны с несением службы, то есть, по сути, все имущество оставалось в собственности царя.
Со временем лучшие посты стали наследоваться, а пожалования превратились в семейную собственность чиновников. В результате власть и ресурсы понемногу уплывали из рук фараонов в многочисленные провинциальные центры, которые стали соперничать с Мемфисом. Джедкара (ок. 2414–2375 гг. до н. э.), предпоследний фараон этой династии, даже ввел должность управляющего Верхним Египтом в качестве признания растущей автономии юга страны.
Тем временем царская семья увеличивалась из-за полигамии и перекрестных внутрисемейных браков. Члены царской семьи носили титулы, параллельные чиновничьим должностям высшего ранга, но исполняли исключительно церемониальные обязанности.
Со временем огромные богатства фараонов перешли в руки нового, заметно децентрализованного жреческого сословия, а также чиновников. Царские монументы сокращались в размерах и становились проще, а частные лица сооружали все более роскошные усыпальницы из лучших материалов, привлекая к работам самых квалифицированных ремесленников. Причем представители новой знати вовсе не стремились быть похороненными рядом с царскими гробницами.
Если ранее они строили свои мастабы поближе к пирамидам в надежде заслужить дары и милости от фараона в загробной жизни, как это было при царском дворе, то теперь возводили гробницы в провинции или там, где им нравилось, в том числе в царских некрополях.
Например, к северу от Саккары в Абусире находится гробница Птахшепсеса, главы правительства при фараоне Джедкаре, а по соседству — гробница его младшего современника Ти, «царского цирюльника» и надсмотрщика над несколькими важными храмами; это самые богато украшенные мастабы Древнего царства, в прекрасно исполненных раскрашенных рельефах которых их владельцы изобразили собственные благополучные жизни. Птахшепсес на выцветшей фреске над входом в гробницу нарисован наблюдающим за тем, как ему делают маникюр и педикюр.
К концу династии правители, по-видимому, испытывали нечто вроде кризиса веры в величие древней эпохи и связанные с нею богословские идеи. Вероятно, они ясно понимали, что самые хитроумные изобретения предков не остановят грабителей могил, а может быть, сомневались в том, что божественное происхождение фараонов гарантирует вечную жизнь за гробом.
Так или иначе, сделались весьма популярными разнообразные магические заклинания, заговоры и молитвы, призванные защитить царское погребение и обеспечить безопасный переход к славному существованию после смерти. В Саккаре, в гробнице фараона Унас (ок. 2375–2345 гг. до н. э.), последнего правителя Пятой династии и владельца самой маленькой пирамиды Древнего царства, найдены первые надписи, впоследствии получившие название «Текстов пирамид».
Обычай предшественников усвоили цари Шестой династии, видоизменившие тексты и добавившие новые заклинания в соответствии со своими потребностями. Эти тексты образуют самый ранний комплекс египетской религиозной литературы, причем большая часть идей и преданий циркулировала в устной традиции задолго до правления Унаса и восходит, вероятно, еще к додинастическому периоду.
Хотя заклинания, или «изречения», были собраны, по всей видимости, жрецами бога Ра в Гелиополе, именно в них мы встречаем отождествление усопшего фараона с Осирисом, изначально богом плодородия района Дельты, покровителем растительности и сельского хозяйства. Связанный с годовым природным циклом смерти и возрождения (земледельческим годом), Осирис, очевидно, принял роль бога смерти, правителя подземного мира, восставшего из мертвых благодаря усилиям его сестры и жены Исиды и потому умеющего возвращать к жизни других. Жрецы Гелиополя ввели его в систему солнечного культа своей области, назвав Осириса сыном богини неба Нут, чье изогнутое аркой тело часто украшает царские гробницы и стены храмов, символизируя небесный свод.
Каждый вечер она проглатывает бога солнца Ра и каждое утро рождает его, обновляя день, как Осирис каждый год обновляет урожай на берегах Нила. Нут символически обозначала крышку саркофага, а позже ее стали изображать на внутренней стороне крышки саркофага: она проглатывала заключенное в гробу тело, подобно солнцу, чтобы дать ему новую жизнь.
Одно изречение «Текстов пирамид» гласит:
«О мать моя, Нут, раскинься надо мною, чтобы я был помещен среди нетленных звезд и никогда не умер».
По иронии судьбы, дополнительные «гарантии» «Текстов пирамид» способствовали стремительному падению авторитета божественной власти фараонов и поставили под сомнение их некогда несокрушимое право на вечную жизнь в ином мире. Дальнейшие изменения в представлениях о смерти и загробном бытии произошли гораздо позже, в результате развития первоначальных идей, когда частные лица стали притязать на отождествление с Осирисом, словно тоже были царями.
В начале правления Шестой династии фараон все еще являлся самым влиятельным человеком в стране, но его богатство и власть постепенно и неумолимо сокращались.
Царям по-прежнему сопутствовали успех в дипломатии, в добыче минералов на Синае и в пустыне; они отправляли караваны в Библ за кедром, в страну Пунт (государство в Восточной Африке, предположительно в районе восточного Судана и Эритреи) за миром, благовониями, электрумом, золотом, слоновой костью, смолой, камедью и экзотическими животными. Фараоны Шестой династии воевали в Палестине и за Первым нильским порогом, в Нубии, чтобы обеспечить безопасность караванных путей. Но внутренняя ситуация ухудшалась.
Тети (ок. 2345–2323 гг. до н. э.), первый фараон Шестой династии, по словам Манефона, был убит, возможно, своим преемником Усеркарой (ок. 2323–2321 гг. до н. э.). Пепи I (ок. 2321–2287 гг. до н. э.) боролся за укрепление влияния в Верхнем Египте, строил монументы в главных религиозных центрах края (Абидосе, Дендерах, Иераконполе и Элефантине); дары и освобождение от налогов предоставлялись многим храмам и поселкам, чтобы купить их поддержку, однако это истощало казну и в конечном счете подрывало основы царской власти.
Пепи выдал двух дочерей замуж за чиновников высокого ранга из Абидоса; вероятно, это было вызвано политической и финансовой необходимостью, поскольку браки царских детей обычно заключались внутри семьи.
Инцест являлся царской прерогативой, что ставило фараона и его родственников в особое положение, отличая от простых людей; такой обычай часто приписывали богам в мифах, и фараоны подтверждали тем самым прямое родство с божествами.
Смешанные браки стирали непреодолимую границу между правителями и подданными, в том числе влиятельными, богатыми чиновниками и жрецами. Кстати, одна из цариц даже пыталась свергнуть фараона с престола.
Дела пошли еще хуже в период 94-летнего правления Пепи II (ок. 2278–2184 гг. до н. э.), самого долгого царствования в истории Древнего Египта. Десятилетие за десятилетием управление страной костенело, а подводные течения понемногу подрывали основы благополучия.
Централизованная экономика и административные механизмы разрушались изнутри, государство стало разваливаться на части, области выходили из-под контроля, наместники действовали независимо от фараона. Ситуацию не смогли повернуть к лучшему два преемника Пепи Меренра II (ок. 2184 г. до н. э.) и царица Нитикрет (ок. 2184–2181 гг. до н. э.), пробывшие у власти совсем недолго.
Стремительное падение, наметившееся в конце Шестой династии, продолжилось при Седьмой и Восьмой династиях (ок. 2181–2160 гг. до н. э.), когда цари восходили на трон и исчезали столь быстро, что трудно всех даже запомнить. Историк Африкан (ок. 180–250 гг. н. э.) рассказывает, что в Седьмой династии было «семьдесят царей за семьдесят дней», — несомненно, это преувеличение, но политический хаос сомнению не подлежит.
Жесткая централизация эпохи Древнего царства к концу Шестой династии превратилась в фикцию, так как реальная власть находилась в руках многочисленных наместников.
Малоизвестные фараоны Седьмой и Восьмой династий боролись за управление распадавшейся на части страной, и около 2160 года до н. э. их призрачная власть рухнула окончательно, когда цари Мемфиса были изгнаны представителями совершенно другой династии из Гераклеополя, расположенного неподалеку от начала Файюмской низменности.
Так страна погрузилась в один из темных периодов междоусобиц и экономического упадка, практически полного отсутствия новых памятников, гражданской войны, голода и социальных катаклизмов.
Первая великая эпоха в истории Египта окончилась, но на смену ей пришли следующие.
Восемнадцать (или чуть больше) фараонов Девятой и Десятой династий не смогли собрать под своей властью весь Египет, как это было во времена их предшественников эпохи Древнего царства. Из Гераклеополя, неподалеку от начала Файюмской низменности, они управляли Нижним Египтом и частью Среднего, во многом благодаря союзам с местными правителями), но расположенные к югу номы Верхнего Египта оказались в подчинении номархов, которые вели непрестанные локальные войны за господство над соседями. Эта эпоха разобщения и войн отделяет Древнее царство от Среднего и известна как «первый переходный период» (ок. 2160–2055 гг. до н. э.).
Однако это не был сплошной «темный век», каким его порой изображают историки, следуя за так называемыми «пессимистическими текстами» Среднего царства — таковы, например, «Пророчество Неферти» и «Увещевание египетского мудреца». В этих текстах рассказывается об отчаянии, политических потрясениях, вторжениях врагов, кощунствах и всеобщем упадке.
Они представляют собой образцы пропаганды, оправдывавшие абсолютную власть фараонов Среднего царства и предельно централизованную систему правления.
Источники времен первого переходного периода упоминают голод, скудные разливы Нила, экономический упадок, но обычно все перечисленное служило драматическим фоном для угодливых историй о местных правителях, которые усердно служат народу, защищают слабых и обездоленных (непременная черта, часть моральных обязательств, неразрывно связанных с правом на власть). Эти правители спасали свои города от разрухи, а народ — от голодной смерти, как утверждает, например, надпись Анкхтифи, который правил двумя номами Верхнего Египта:
Я давал хлеб голодным и одевал нагих; я умасливал тех, у кого не было масла, и давал сандалии босоногим. Весь Верхний Египет умирал от голода, люди ели своих детей, но я никому не позволил умереть от голода в этом номе.
Социальные перемены в децентрализованном Египте помогли преодолеть наиболее вопиющие противоречия прошлого. Богатства распределялись более равномерно, что нашло отражение и во внезапном появлении многочисленных погребальных стел на могилах простых египтян, и в появлении надгробных камней с резными изображениями и автобиографическими текстами, которые свидетельствовали о новых творческих импульсах в развитии литературы. Тем временем более благополучные слои общества предпочитали, чтобы их хоронили с предметами, которые ранее использовались лишь в погребениях фараонов, такими как маски для мумий, скипетры и короны.
Тем не менее в этот период Египет действительно пережил тяжелый кризис, в немалой степени из-за продолжительных междоусобных конфликтов в Верхнем Египте. После десятилетий войн Интеф Великий (Одиннадцатая династия, ок. 2125–2112 гг. до н. э.), номарх Фив, взял верх над другими, овладел шестью южными номами и объявил себя «Великим верховным правителем Верхнего Египта», записав свое имя в царском картуше и присвоив себе титул царя.
Он также построил для себя огромную гробницу сафф — длинный и глубокий двор, украшенный вереницей (по-арабски сафф) вырубленных в скале колонн по обеим сторонам, которые вели к погребальной шахте — это был откровенный разрыв с погребальными традициями Древнего царства, который знаменовал формирование новой, фиванской культуры.
Брат самозваного царя Интеф II (ок. 2112–2063 гг. до н. э.) развязал войну против царей Десятой династии из Гераклеополя, захватил Абидос, ключевой центр администрации Верхнего Египта, а потом двинулся к Асьюту в Среднем Египте. Между Абидосом и Асьютом начались военные действия, растянувшиеся на несколько десятилетий, однако мы крайне мало знаем о подробностях этой войны.
Окончательная победа Фив над Асьютом стала началом конца владык Гераклеополя, чья власть рухнула, когда местные правители соседних номов разорвали союзнические отношения.