В 1981 году фильм был удостоен премии ОСКАР в номинации Лучший фильм на иностранном языке и Государственной премии СССР..
Фильм, ставший историей, о жизни трех провинциальных девушках, изначально не предполагал за собой никакого успеха.
Разве можно было кого-то удивить реалиями того времени?
Оказалось, что та правда была желанной, а для многих и психологически важной. То, что было понятным, не всегда выражалось так прямо, как в сегодняшние дни. Сценарий Валентина Черных еще когда писался, был направлен на получение награды.
Владимиру Меньшову сценарий показался слишком мелодраматичным. Но режиссера привлек интересный поворот, когда героиня ложится спать, заводит будильник и просыпается через двадцать лет. В процессе съемок сценарий был значительно переписан самим Меньшовым, поскольку Черных наотрез отказался что-либо менять.
Это было его целью. Но никто не ожидал такого колоссального успеха. Благодаря общим усилиям с Владимиром Меньшовым они добились того, чего еще никогда не было.
Обратной стороной медали была критика коллег режиссера, которые громко заявляли, что "такое" может снять каждый.
Что помогло фильму достичь огромной популярности?
Невзлюбили картину и на худсовете «Мосфильма». Там предъявили режиссеру целый список претензий, особенно по поводу откровенных сцен. Фильм спас от надругательства и резки приватный показ руководству КПСС. Сам Леонид Брежнев пришел от картины в восторг, а с генсеком даже самый вредительский худсовет спорить не смел.
Фильм, споры над которым шли даже между съемочной группой, получал в разы больше критики со стороны наблюдателей. Момент съемки, где главный герой Гоша был виден со спины полностью обнаженным, был громко осужден.
Если этим сегодня никого не удивить, то в 1979 году это было недопустимо.
«Москва слезам не верит» — лидер советского проката 1979–1980 годов, при том что у этого фильма были такие мощные конкуренты, как «Экипаж» и «Пираты XX века» (впрочем, некоторые источники уверяют, что «Пираты» все-таки впереди). В любом случае «Москва слезам не верит» посмотрели 90 миллионов советских зрителей и еще миллионы из ста зарубежных стран, в которых он официально прокатывался.
Многие говорят, что благодаря Алексею Баталову фильм и получил такое признание. Он также помог молодой актрисе сыграть роль дочери Екатерины, родители которой только благодаря личному знакомству и его авторитету, разрешили ей сниматься и совмещать учебу.
На роль Гоши пробовалось: Виталий Соломин, Вячеслав Тихонов, Олег Ефремов, Леонид Дьячков… Но, режиссера никто из них не убедил и Владимир Меньшов уже хотел сам сыграть главного героя. Но по телевизору увидел Алексея Баталова в фильме «Дорогой мой человек» и, не без труда, но всё-таки уговорил его на роль слесаря-интеллигента.
Почему пришлось прибегать к таким мерам? В те годы уже известные актеры не выстраивались в ряды для съемок. Многие открыто расставляли приоритеты на другие работы. Как та же Маргарита Терехова, которая предпочла роль Миледи в фильме "Д'Артаньян и три мушкетера".
Фильм настолько был реалистичен, что не каждая актриса хотела оставить на себе отпечаток роли провинциалки. Роль Людмилы сыграла Ирина Муравьева, которая потом даже плакала после премьеры.
Отсутствие такта у ее героини отражался на ее эмоциональном состоянии. Затем она начала бояться того, что ей будут предлагать лишь подобные роли. Но все обошлось.
Интересным было и то, что "Екатерина" — жена Меньшова, Вера Алентова.
На удивление, не было обсуждения по поводу того, что Владимир воспользовался положением и утвердил на роль свою любимую.
Все прекрасно знали, что у него были попытки пригласить других актрис, которые не соглашались.
На главную женскую роль намечались и пробовались: Анастасия Вертинская, Жанна Болотова, Ирина Купченко, Наталья Сайко, Валентина Теличкина и Маргарита Терехова. Вера Алентова пробовалась на роль в будущем фильме своего мужа в последнюю очередь…
После выхода фильма на экран, его за первое время посмотрело более 80 миллионов человек.
Сам Брежнев поставил ему высокую оценку еще до выхода на экраны. На все премьеры в других странах самого режиссера не пускали по запрету. Как позже стало известно, на него было несколько доносов по поводу его политических взглядов.
После выхода картины на экран её создатели поначалу получили довольно прохладные отзывы как об упаднической по духу и довольно дешёвой мелодраме, эксплуатирующей низменные чувства зрителей. Премия «Оскар» и огромный кассовый успех картины стали полной неожиданностью для кинематографического руководства и критиков.
Момент получения фильмом "Оскара" фильмом был через 2 года после выхода в прокат. И этот день выпал на 1 апреля. Когда Меньшову сказали о награде такого уровня, естественно, он не поверил.
Но в течении суток все подтвердилось.
На церемонию вручения «Оскара» Владимира Меньшова не выпустили. По версии самого Меньшова, в то время он был «невыездным» и попасть в Лос-Анджелес не мог в принципе.
Только спустя много лет он узнал, что на него было два доноса от коллег: один за восхищение количеством продуктов в заграничном магазине и второй — за удивление по поводу отставки Председателя Президиума СССР Николая Подгорного.
Награду принял культурный атташе от Советского Союза, поэтому немудрено, что в американской прессе писали, будто «Оскар» пришел получать сотрудник КГБ.
Владимиру Меньшову пришлось ждать 8 лет, чтобы увидеть желанную награду. Это случилось параллельно с получением премии "Ника" в 1989 году.
Меньшову дали подержать статуэтку всего на несколько минут, после чего сказали вернуть. Так бы и случилось, если бы Владимир не попросил ее взять с собой хотя бы на день... После чего решил её не отдавать.
P.S.
В 1985 году, перед посещением СССР, американский президент Рональд Рейган посмотрел «Москва слезам не верит» восемь раз, чтобы проникнуться русским духом.