В доме вдруг сломалась какая-то техника, вы думаете, что её можно будет починить по гарантии...
Ага. Но посмотрев в гарантийный талон, понимаете, что гарантия закончилась буквально месяц или два назад!
Многих такая история наталкивает на мысли о заговоре производителей. И явления это далеко не новое.
Интересный пример запланированного устаревания - выпуск ИЗ ГОДА В ГОД новых моделей телефонов одной известной компании (с яблоком на борту) одновременно с замедлением работы процессоров предыдущих моделей, якобы для повышения срока службы аккумуляторов.
После судебного разбирательства во Франции Apple признала свою вину и пообещала исправиться — компания временно снизила цену на замену батареи в IPhone и обновила iOS.
Но уже в 2021 году Apple снова оказалась в центре скандала с запланированным устареванием iPhone 6, 6 Plus, 6S и 6S Plus. На этот раз португальская организация по защите прав потребителей Deco Proteste подала иск против Apple по все той же причине — замедление работы устройства после обновления.
Впрочем, каждый год выходят флагманы у всех компаний, предлагая практически тот же продукт, но чуть производительней, легче, тоньше, чуть с более повышенной энергоёмкостью или более качественной камерой. Иногда достаточно только изменения цвета корпуса, чтобы попытаться впихнуть новую модель телефона, умных часов, плеера или .... всего, чего угодно!
К примеру, многие автогиганты (Volkswagen, General Motors) выпускают "новые" модели машин, изменив только дизайн.
Конечно же, производителям приходится тратить большую сумму денег, убеждая нас, потребителей, что старый дизайн уже вышел из моды.
Но ладно, дизайн... В истории Volkswagen был инцидент с выпуском двигателя из некачественных материалов, и суд признал факт "запланированного устаревания (впрочем, почему не объяснить всё было обыкновенной безалаберностью?)"!
Запланированное устаревание - это намеренное сокращение срока службы товара, чтобы вынудить пользователя купить новый якобы из-за непригодности старого.
Ключевое слово - «намеренно»: компания-производитель осознанно делает свой продукт менее долговечным, чтобы продажи росли.
В пожарном участке в городе Ливермор, Калифорния, с 1901 года непрерывно светит лампа, которой уже больше ста лет. Да, конечно, там пониженное напряжение, и свет не такой яркий и всё же.
А сколько светит современная лампа?
Лампочки накаливания постепенно выводятся из продажи, их производство и ПРОДАЖУ постепенно сокращают на законодательном уровне (большая часть мощности такой лампы тратится на обогрев вместо свечения), в любом случае они не могут светить десятки лет.
С другой стороны, даже светодиодные лампы не могут похвастаться длительным сроком службы, всё по той же причине: если лампы будут светить долго - зачем покупать новые? Производителю это не выгодно!
23 декабря 1924 года, пока обычные люди готовились к новогодним праздникам, другие готовили всемирный заговор. Крупные производители ламп со всего света (Osram из Германии, Philips из Нидерландов, General Electric, Tungsram, Associated Electrical Industries, ELIN, Compagnie des Lampes и General Electric и другие) объединились в тайный концерн «Фебус», основной целью которого была стандартизация длительности работы ламп. Было решено остановиться на времени работы равным тысяче часов — далее лампа перегорала, а покупатель шел в магазин за новой.
Тех, кто пытался делать лампы с большим сроком службы или нарушал другие указания — штрафовали. Правило должны были соблюдать все члены картеля, кроме того, они договорились снизить себестоимость производства лампочек. Так все крупнейшие игроки отрасли увеличивали свою прибыль и обеспечивали постоянный рост продаж — ведь лампочки быстро перегорали.
До деятельности «Фебуса» обычный срок службы колебался между отметками в 1500-2000 часов.
Причину создания картеля понять несложно: если все лампы накаливания делать столетними, то производители ничего не заработают.
Они и без того страдали от падения продаж — у тех же Osram они упали с 63 миллионов ламп в 1922-1923 финансовом году до 28 миллионов в следующем. Глава Osram, Уильям Майнхардт, первым предложил соглашение, которое в итоге и вылилось в создание картеля «Фебус».
Картель развалился во время Второй мировой войны, когда скандинавские конкуренты North European Luma Co-op Society стали продавать лампочки по гораздо более низкой цене.
Картель проработал почти 16 лет, а заодно создал и показал эффективность бизнес-модели «запланированного устаревания».
Ниже - несколько типов запланированного устаревания:
Под какой из типов попали лично Вы?
Я вот столкнулся со стиральной машинкой LG, на которую даётся 10 лет гарантии на мотор, но в которой РЕГУЛЯРНО выходит из строя датчик Холла.
Или вот проблемы с микроволновкой уже от Samsung - регулярно перегорает прокладка из слюды.
Как посоветовал мастер, лучше готовить еду, не допуская контакта паров с перегородкой. То есть, готовить гриль (у микроволновки есть эта дополнительная фича) в пакете? Абсурд?
Для таких случаев даже появился термин - "типовая проблема".
Как тут не вспомнить известные картриджи от HP, Canon и Epson.
Компании обвиняли в том, что в их принтерах неверно отображалось состояние картриджа: индикатор показывал, что он пуст, хотя там еще оставались чернила. У пользователя было два пути: либо заменить картридж, либо купить новый принтер.
Причём купить новый оказывалось выгоднее, так как полный комплект картриджей стоил дороже, чем новый принтер!
Ну и кто из айтищников не занимался в своё время сбросом счётчика или "перезарядкой" картриджа!
Кстати, замена картриджей, тьфу, аккумуляторов автомобилей Tesla также влетит в копеечку.
Ещё один пример "устаревания" - отказ Microsoft от поддержки чрезвычайно производительной и успешной Windows 7 (в отличие от провальной Windows Vista) в пользу Windows 10. Действительно, почему бы не заработать ещё раз?
Поддержку, внезапно, можно оформить за денежку.
Что можно противопоставить заговору?
В ЕС вступил в силу закон о «праве на ремонт», призванный продлить жизнь технике и сделать ее многоразовой.
Сейчас «право на ремонт» распространяется на холодильники, стиральные машины и фены, а из электроники — на телевизоры. Уже на следующем этапе развития закона к ним должны присоединиться смартфоны, ноутбуки и другая мелкая электроника.
Единственный минус - техника подорожает, т.е. производитель, скорее всего, всё равно останется в плюсе! За счёт нас, потребителей...
Как говорится в официальном сообщении Еврокомиссии, меры должны ограничить одноразовое использование устройств, предотвратить запланированное устаревание и запретить утилизацию непроданных товаров длительного использования.
Главная цель проекта — увеличить экологическую устойчивость сектора потребительской электроники. Он входит в более масштабную инициативу по достижению климатической нейтральности к 2050 году. Помимо электроники, изменения должны коснуться производителей текстиля, пластмасс, упаковки и продуктов.
Европа требует перевести смартфоны на 5-7 лет обновлений и обслуживания: Samsung, Apple, Huawei и другие выступают против
Они также должны предоставлять потребителям необходимые комплектующие для ремонта.
В данный момент Евросоюз готовится представить план, согласно которому производители должны поддерживать мобильные телефоны, планшеты и другие устройства в течение 5 или 7 лет. Однако Samsung, Apple, Huawei и другие компании уже выступили против такого плана.
Длительный цикл поддержки мобильных телефонов, планшетов и других цифровых устройств обусловлен экологическими соображениями, поскольку частые обновления электронных продуктов приводят к образованию большого количества отходов, а отработанные электронные продукты загрязняют окружающую среду.
Новые правила, которые сейчас формулируются в Европе, не только будут требовать, чтобы производители предоставляли обновления системы и заплатки безопасности, но и предоставляли потребителям необходимые комплектующие для ремонта: сегодня многие люди вынуждены обновлять свои телефоны и планшеты, потому что производители не ремонтируют их и не продают комплектующие.
Европейский союз планирует увеличить период обслуживания до 5 лет, а Германия хочет увеличить его до 7 лет.
При этом Германия требует, чтобы производители изначально закрепляли цены на запчасти. После этого цены не могут было увеличены, кроме того, производители не должны затягивать с поставками и заставлять клиентов ждать.
Европейская ассоциация цифровой индустрии, которая представляет интересы таких производителей, как Samsung, Huawei и Apple, выступает против этих предложений и считает их слишком резкими. Ассоциация предлагает 2 года обновлений операционной системы и 3 года обновлений безопасности, то есть то, что уже сейчас предлагает большинство компаний.
Что касается запчастей, то Европейская ассоциация цифровой индустрии предлагает обеспечить желающих только экранами и батареями. Это объясняется тем, что камеры, микрофоны, динамики и другие детали выходят из строя редко.
Собирать свой телефон, стиральную машинку да что угодно - это, конечно же, мечта, но некоторые подвижки в этом направлении есть.
Тот же Google, правда, неудачно, пытался запустить проект Project Ara.
Project Ara — кодовое имя инициативы Google по разработке бесплатной платформы с открытым аппаратным обеспечением для создания модульного смартфона.
Платформа состоит из каркаса, включающего такие модули, как дисплей, клавиатура или дополнительная аккумуляторная батарея. Это позволит пользователям поменять неисправные модули или обновить устаревшие модули, обеспечивая тем самым более длительный цикл жизни смартфона и потенциально снижая количество электронных отходов.
P.S.
Компания Google возобновила работу над модульным мобильным устройством. Об этом свидетельствует недавно обнаруженный новый патент..
В документе рассказано об устройстве, состоящем из трёх относительно независимых друг от друга блоков. Основой является главный модуль с чипсетом, экраном, датчиками и аккумулятором. В него вставляется второй модуль, а третий подключается к контактам в нижней части корпуса. Внешне такой смартфон не выглядит как игрушечный конструктор, поскольку у него цельный дизайн.