Компактная версия
Испанская чёрная легенда
Поэтому срочно пришлось испанцев демонизировать, дабы оправдать своё желание забрать себе их колонии.
Чёрная легенда (исп. La leyenda negra) — историко-психологический комплекс негативных заключений, стереотипов, поверий, бытующих мнений и точек зрения СМИ и населения по отношению к определённому моменту истории народа или к народу в целом (как правило по отношению к иностранцам или этническим группам).
Испанская инквизиция даже в глазах самих католиков является одним из самых серьезных грехов в истории Церкви.
В начале XVI века Испания была самой сильной европейской державой, владевшей огромной Испанской колониальной империей (Колонии Испании), флотом, армией и прочими ресурсами. Великобритания, также имевшая подобные колониальные устремления, несколько запоздала с колониальными захватами и стремилась наверстать упущенное любой ценой. Британская и пробританская (голландская, а затем немецкая и американская) пропаганда всеми силами стремилась очернить Испанию на мировой арене и подорвать её авторитет.
Несколько лет назад британский телеканал ВВС представил материалы об историческом фоне и событиях того периода, тем самым разоблачая преувеличения и ложь распространенной еще сегодня в рамках пропаганды «черной легенды».
Основные моменты:
— инквизиторы не были фанатичными священниками, какими их часто представляют. На самом деле, многие из них были не священниками, а знатоками права, которые получали хорошее образование в испанской школе права.
— испанская инквизиция редко применяла пытки. Суды других европейских государств применяли их чаще, чем инквизиция Испании.
— документация опровергает факты жестоких методов, применяемых во время пыток и ужасного состояния тюрем. Согласно опубликованным материалам, тюрьмы инквизиции были самыми лучшими в Испании.
— подсудимые, дела которых разбирали светские суды, специально выкрикивали богохульства для того, чтобы их переместили в тюрьмы инквизиции, и чтобы таким образом избежать действительно жестокого обращения в гражданских тюрьмах.
— преследование ведьм считалось феноменом, которым была охвачена вся Европа. Светские суды не знали в этом деле жалости. Многие обвиненные заканчивали на костре. Инквизиция же напротив не признавала упреки против колдовства. Никто не мог быть осужден судом инквизиции за колдовство и сожжен.
Британцы с успехом создали и растиражировали образ внешнего врага — Испании — якобы гнусного угнетателя покорённых индейцев и негров — в противовес «свободным» и «процветающим» британским колониям и доминионам.
Однако, более детальный анализ позволит выявить явные признаки того, что подобный образ Испании, а затем Франции и России был не более чем популистским прикрытием, отвлекавшим внимания от ещё больших проблем самой Британской империи. Не нужно забывать, что в отличие от испанских, в британских колониях права имели только белые, а цветные подвергались жесточайшим формам дискриминации (сегрегация, расизм, апартеид).
Также, к примеру, во время охоты на ведьм в Испании было казнено гораздо меньше людей чем в Польше или Норвегии, однако историю пишет победитель, и Испания оказалась козлом отпущения именно за свои либеральные взгляды на межрасовые отношения, к примеру, широко практиковавшиеся в её владениях. Более того, евреи, игнанные из Испании в XV и XVI веках, также изгонялись из самой Англии в 1290 году, однако этот факт обычно умалчивается в мировых СМИ и литературе, где доминирует английский язык, а потому история естественно искажается в пользу источника информации.
— в сельских районах инквизиция была практически бессильна.
— за 350 лет существования инквизиции было казнено от 3 тыс. до 5 тыс. человек по всей Европе, т.е. 14 человек в год со всего континента.
Некоторые особенности испанского этногенеза и демографической ситуации в испанских колониях также стали объектом антииспанской пропаганды в Великобритании, Германии и США.
Так, британцы старались растиражировать имидж Испании не как могущественной империи, наследницы Римской государственной власти, а как бедного, отсталого, трещащего по швам государства. Появились пословицы вроде «Африка начинается за Пиренеями», а сами испанцы постепенно начали отождествляться с маврами, цыганами, неграми и окончательно стали ассоциироваться не с Западом, а скорее со странами Магриба, хотя определённая логика в таких параллелях была (учитывая хотя бы 800-летнее мусульманское владычество в Испании).