Компактная версия

Буддийско-мусульманский конфликт в Мьянме

Что известно об этнической и религиозной истории Мьянмы? Как внутренняя бирманская проблема связана с геополитическим противостоянием США и Китая в регионе?

 1. Кто такие араканцы.
Коренным населением национального округа Аракана (бирм. – Аракан, аракан. – Ракхайн) являются араканцы (аракан. – Ракхайн), бирманцы (мьянма), чины, а так же ряд малочисленных горных племен и небольших этносов, появившихся в результате миграций и смешения разных национальностей. 
Среди многочисленных народов, населявших Аракан всегда были и выходцы из Бенгалии, проживающие в Северном Аракане на примыкающих к Читтагонгскому округу территориях, так что в дальнейшем речь почти всегда будет идти только о Северном Аракане и читтагонских бенгальцах (они говорят на читтагонском диалекте бенгали и имеют некоторые этно-культурные отличия от основного населения Восточной Бенгалии). 
Араканцы, бирманцы, чины и горные племена относятся к тибето-бирманскому этносу и родственны бирманцам, бенгальцы – индо-арийцы, ряд малых народностей побережья – результат смешения разных рас и этносов (арабов, персов, индийцев, португальцев и т.п.) с местным населением. 
2-4% коренного населения Аракана исповедуют ислам.
Все коренные жители Аракана, включая «старых бенгальцев», говорят на араканском ( иногда и на бирманском) языке, интегрированны в единую араканскую этно-культурную среду (буддистскую по сути) и без проблем сосуществуют много сотен лет.
Аракан потерял государственность и был присоеденен к Бирме в 1784 году (почти тогда же, когда Крым – к России). Нынешний статус Аракана – национальный округ – максимальный со времен присоединения к Бирме. Проблем с представительством в органах власти (министры и т.п.) у араканцев уже со времен У Не Вина никогда не было. 
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 
Из БРЭ:
АРАКАНЦЫ (самоназвание - ракхайн), тибето-бирманекий народ на юго-западе Мьянмы, в Араканской нац. области.
Близкородственны мьянма (по другим оценкам - их этническая группа). 
Численность в Мьянме 1,9 млн. чел. (2000, оценка). Живут также в Бангладеш (175 тыс. чел.), Индии (25 тыс. чел.) и Китае. 
Говорят на араканском наречии бирманского языка.
Письменность, восходящая к брахми, близка к общебирманскому письму. 
В Индии и Бангладеш распространён также бенгали. 
80% А. - буддисты (тхеравада); есть мусульмане-сунниты (2%), индуисты, христиане (католики, англикане и др.), 17% придерживаются традиц. верований. 
С А. часто смешивают группу говорящих в осн. по-бенгальски мусульман-рохингья, или рохай (численность до 1,5 млн. чел. (в других источниках значительно меньше, по данным ООН – 730 тыс. - shus), образовавшуюся в результате иммиграции в Мьянму из Зап. Азии и Бенгалии (особенно в 19-20 вв.).
Существует гипотеза, что А. - потомки первой волны монголоидных тибето-бирмаицев, пришедших с севера на юго-запад совр. Мьянмы на рубеже и. э. 
Вероятно, А. одними из первых в Юго-Вост. Азии приняли буддизм (первые века н.э.), который сосуществовал с индуизмом. 
С кон. 1-го тыс. в Аракан проникает ислам. Араканские правители (см. Аракан) принимали исламские титулы, но по вероисповеданию оставались буддистами. 
Аракан - один из крупнейших центров буддийского иск-ва.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 

2. Кто такие «рохинджа» и как они оказались в Аракане.

      Во-первых, слово «рохинджа» ни в бирманских, ни в колониальных источниках до 50-х годов XX века не встречается. Происхождение слова тоже известно, так что все изыски из серии «рохинджа - древний ракхайн» шиты очень белыми нитками, да еще и не специалистами.
      Ученые-историки бирманцы - и в Бирме, и в эмиграции - порылись на эту тему очень основательно и дотошно, поэтому найти иные факты наверное очень трудно (по крайней мере пока не нашли). 
      Во-вторых, рохинджа – это этнические бенгальцы из Читтагонского округа, мусульмане-сунниты по вероисповеданию, говорящие на читтагонском диалекте языка бенгали.
      В-третьих, рохинджа – это экономические мигранты из Бангладеш (Бенгалии, Восточного Пакистана), целью которых в течении полутора веков был даже не поиск лучшей доли, а элементарное выживание.
    В-четвертых, проблема «рохинджа» просто выдернута исламистами и «демократами» из контекста известного явления «бенгальской миграции».

Бангладеш входит в пятерку беднейших государств и является самой густнаселенной страной мира (если не брать в расчет города-государства), к тому же подверженной почти ежегодным климатическим катаклизмам – штормам, циклонам и наводнениям (особенность Бенгальского залива и дельты).
На территории равной российскому Башкортостану проживает более 160 млн. человек. Грамотность – около 50%. Социальное, медицинское обеспечение и пр. – соответственно.
Поэтому население этого региона всегда искало лучшей доли. 
Постоянная нелегальная миграция происходила и происходит практически непрерывно и во всех направлениях, а крупнейшие волны массовой миграции бенгальцев всегда были связаны с войнами и довольно частыми стихийными бедствиями. 
Наибольшее давление «бенгальской миграции» всегда испытывала Индия, но за последние 30-40 лет там похоже все-таки решила эту проблему.
После войны за независимость Бангладеш 1971 года Индия депортировала около 10 млн. бангладешских беженцев (бенгальцев) и наглухо закрыла границу с Бангладеш – колючая проволока и все такое.
Результатом серьезных проблем с миграцией бенгальцев на север - в индийский штате Ассам - стало принятие в 1985 году местного закона о депортацию всех лиц, переселившихся в Ассам после 1971 года и лишение некоторых категорий переселенцев гражданских прав.
Основные маршруты миграции бенгальцев проходят: по морю - в Южный Таиланд, Малайзию и Индию, по суше – в Северную Индию и Бирму.
Есть еще одна проблема – внутренняя миграция бенгальцев на исторические территории горных племен. Самая известная история - конфликт в Читтагонг Хилл Трактс, горной территории в восточной Бангладеш, где проживает группа разнородных племен с собирательным названием Джумми. 
Захват земель, исламизация, насилие, разрушение буддистских и индуистких храмов, вооруженная борьба, массовые убийства и произвол армии – все по полной программе. 
Доступная по суше и по прибрежной морской полосе Бирма - желанная цель для бенгальских мигрантов, поскольку Бирма, по сравнению с Бангладеш - просто благодатная страна: редконаселенная, с богатыми природными ресурсами, хорошим климатом и огромной бенгальской диаспорой.
До захвата Бирмы англичанами этой проблемы, как и термина «рохинджа» попросту не было. Массовая миграция бенгальцев в Бирму в течении более чем ста лет – это результат колониальной политики, в том числе и ввоз дешовой рабочей силы.
Аргумент бирманцев и араканцев против «рохинджа» – реальная угроза поглощенияния коренного населения, разрушения культуры и религии Аракана, установление мусульманского государство.
Оспаривать такие аргументы очень сложно, так как уже сейчас 25% населения Аракана – рохинджа (даже с учетом массовых депортаций), а по настроению в разнообразных инернет-публикациях не заметно, чтобы они хотели ассимилироваться и жить в государстве Бирма.
Панисламский фактор, финансирование из мусульманских фондов, интернациональные связи с радикальными исламистами, лагеря подготовки боевиков близ границы и пр. – информации обо всем этом предостаточно в медиапространстве, при чем совсем не в пробирманских источниках. 
Есть печальный пример, родившийся из подобной проблемы - Шри Ланка.
Там тоже было лишение гражданства и массовая депортация в Индию «плантационных тамилов», которых в колониальный период завозили или поощряли к миграции англичане.
Аргументы сингалов были точно такие же, как и у бирманцев. Один в один.
Что было дальше и чем кончилось – знают все.

3. Араканские мусульмане и рохинджа.
Араканцы четко идентифицирует «старых» мусульман и «рохинджа». 
Вносит же сумятицу в умы и дает повод для спекуляций то, что когда араканцы говорят «мусульманин» (muslim), то имеют в виду и «старых» (имеющих одну из трех категорий гражданства, см. ниже) и «новых» бенгальцев.
«Своих» араканских мусульман они называют по этническому названию: каманы и мьйэйду, но никогда – «мусульмане». 
Ниже - основные категории мусульман в Аракане:

      1. Kaman (Kamein) Muslims - каманы (kaman (перс.) – лучник). 
      Потомки королевских наемников и купцов (афганцев, персов, арабов, жителей индийского Декана и пр.). Живут в округе Ситуэ (Sittwe) и на острове Рамбри (Rambree Island). 
      Таких же мусульман было (и есть) много в Мандалае (вернее Аве) и окрестностях.
      2. Myay Du Muslims – мьйэйду.
      Потомки «храмовых рабов» со сложной и интересной историей .
      Живут в окрестностях Тандуэ (Thandwe). Говорят на верхнебирманском диалекте.
      3. «Старые бенгальцы».
    Бенгальцы, живущие с незапамятных времен в Северном Аракане в основном близ бирмано-бенгальской границы в окрестностях трех городов.


В 1947 году Северный Аракан был охвачена движением «муджахидов» (так они себя называли), которые подняли восстание и отправили в Карачи делегацию с просьбой включить Северный Аракан в состав тогда еще единого государства Пакистан.
В начале 50-х годов бирманская армия навела порядок и повстанцы во главе с лидером моджахедов Кассимом бежали в Бенгалию (тогда еще Восточный Пакистан), обосновавшись в районе Кокс Базара. 
История наведения порядка в Аракане Маха Бандулой в начале 19-го века, предшествовавшая первой англо-бирманской войне, повторилась с удивительной точностью через 120 лет. 
Только тогда главный моджахед сгинул в джунглях, а Кассима в 1960 г. застрелили в Кокс Базаре «неустановленные лица».

4. Те кого сейчас называют «рохинджа».
Взглядом издалека невозможно определить, кто из них есть кто. Тем более отдельные люди, семьи и части семей перемешались через границу в обоих направлениях наверное не раз и не два – она очень долго была практически не охраняема - не до Аракана было (гоминьдановцы, карены, шаны и пр.).
Можно только с большой долей уверенности сказать, что история т.н. «проблемы рохинджа» началась с начала 50-х годов XX века вместе с началом наведения порядка в послеколониальной Бирме.

5. Юридическое положение рохинджа с 1982 г.
Периода до 1982 г. не касаюсь, там было много чего, в том числе и интересного (начало идентификации, операция «Nagamin», первый массовый исход, появление ООН и пр.), но просто уже будет через чур. 
Ниже кратко некоторые факты:

5.1 Закон о гражданстве
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 

      Закон о Гражданстве Бирмы
      15 октября 1982
      Глава II - Гражданство
      3. Подданные, такие как Kachin, Kayah, Karen, Chin, Burman, Mon, Rakhine или Shan и этнические группы, как поселившиеся на любой из территорий, включенных в Государство, так и постоянные обитатели этих терри-торий, в период, предшествующий 1823 году являются гражданами Бирмы.
      Burma Citizenship Law
      15 October 1982
      Chapter II - Citizenship
    3. Nationals such as the Kachin, Kayah, Karen, Chin, Burman, Mon, Rakhine or Shan and ethnic groups as have settled in any of the territories included within the State as their permanent home from a period anterior to 1185 B.E., 1823 A.D. are Burma citizens.

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 
В законе применена юридическая норма jus sanguinis и определены три категории граждан: лица с полным гражданством, ассоциированные и натурализованные.
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 
Jus sanguinis (лат. Jus sanguinis, юс сангвинис, буквально «право крови») — юридический термин, закрепляющий право получения гражданства того или иного государства (практикующего юс сангвинис) только лицам, имеющим расовые, языковые и этнокультурные черты титульной национальности. 
Исторически юс сангвинис получило распространение в мононациональных государствах Европы без значительных процессов смешения (метисации) различных групп населения. 
Особую популярность юс сангвинис приобрело в Германии 19-го века, когда в стране распространились националистические идеи превосходства арийской расы и стремления очистить страну от различных меньшинств. 
Влияние закона на процедуру получения немецкого граждантва сохраняется до наших дней. 
Так, 36 % третьего поколения турок Германии и более 2/3 первого поколения до сих пор не имеют немецкого гражданства. 
В противовес юс сангвинис существует также юс соли (Jus soli), получившее распространение во Франции, а также в иммигрантских странах (США, Канада и др.). В настоящее время большинство стран мира используют оба принципа в сочетании в зависимости от ситуации.
(Википедия)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - 
Ассоциированное гражданство предоставлялось тем, кто подал ходатайство на гражданство по закону 1948 до вступления в силу закона 1982 года, а натурализованное – тем кто поселился в Бирме до 1948 года (до получения независимости) и соответствовал ряду условий (свидетельские показания, знание государственного языка, рождение детей на территории Бирмы и пр.).
Закон о гражданстве 1982 года лишил гражданских прав (и надежд на гражданство) большинство индусов и китайцев, а так же многих представителей мигрирующих этносов.

5.2. 135 «зарегистрированных этносов» Бирмы.
Закон о гражданстве 1982 года определил «закрытый» (как я понял) список «коренных» национальностей Бирмы, которым предоставлялось полное гражданство, в количестве 8 основных этносов, включающих в себя 135 этнических групп:

      Kachin (Качины) - 12 этнических групп
      Kayah (Кайя, Каренни, Красные карены) - 9 этнических групп
      Kayin (Кайин, Карены) - 11 этнических групп
      Chin (Чины) – 53 этнические группы
      Bamar (Бирманцы) - 9 этнических групп 
      Mon (Моны) - 1 этническая групп
      Rakhine (Араканцы) - 7 этнических групп, в т.ч.:
      (96) Rakhine
      (97) Kamein
      (98) Kwe Myi
      (99) Daingnet
      (100) Maramagyi
      (101) Mro
      (102) Thet
    Shan (Шаны) - 33 этнические группы

Все группы подробно поименованы – здесь не приводятся в целях экономии места.
Кстати «инта» (intha) – жители о. Инле – включены в этнические группы шанов (везде пишут, что это субэтнос мьянма).
Практика составления подобных «национальных реестров» обычна для стран Азии, например она существует в Индии и Китае.

5.3 Идентификация и ограничения
В соответствии с этим законом в1989 в Бирме были введены цветные карты контроля граждан (CRC): розовые - для полных граждан, синие – для ассоциированных и зеленые - для натурализованных.
Рохинджа никаких карт не получили, но в 1995, в результате активности UNHCR (Управления Верховного комиссариата ООН по делам беженцев). бирманские власти начали выдавать им временные учетные карты (TRC) белого цвета. 
В TRC не указывается место рождения и она не является основанием для получения гражданства. Так же каждая семья была обязана вести семейный список, в котором указывается только состав семьи и даты рождения ее членов.
Права рохинджа на перемещения ограничены: во-первых они имеют право перемещаться только по Северному Аракану, во-вторых для любого перемещения (даже между их поселениями), им требуется пропуск.
С 2001 введен запрет на любой въезд рохинджа в столицу штата Ситуэ. 

6. Наиболее распространенная ложь и мухлеж по теме «Рохинджа и Аракан».
В принципе ее немного и в основном она базируется на полном незнании читателями проблемы и предопределения вины бирманских властей за все и вся.
Если не брать во внимание перлы типа (обобщаю): «маленькое, но гордое и свободолюбивое племя муссульман-рохинджа, живущее на границе с Бангладеш, против которого кровавая хунта (буддисты) развязала настоящий геноцид, потому что они мусульмане и т.п.», то в основном манипулируют следующим:

      1. Никогда не упоминается слово «бенгалец» и «Бангладеш» - слишком известная тема, можно все испортить. Загадочное слово «рохинджа» звучит красиво и непонятно.
      2. Никогда не говорится, что многие из «рохинджа» (если не большая часть) – все-таки граждане страны Бангладеш.
      3. Никто не пишет о динамике численности «рохинджа» в Аракане (цифры есть в ВК ООН по делам беженцев).
      4. Не освещается хорошо известная пограничникам практика, когда любой беженец из Бангладеш называет себя бирманским «рохинджа» (по известным причинам). Зато яростно осуждается практика бирманских властей не принимать задержанных тайцами и малайцами нелегальных мигрантов. 
      5. Никогда не упоминается восстание муджахедов и попытка присоединить Северный Аракан к Восточному Пакистану в 1947 году (закончившийся войсковыми операциями, зачистками и первыми беженцами).
      6. Постоянно подчеркивается, что Аракан с 10 века был исламским государством.
      История Аракана и правящих династий достаточно хорошо изучена и по ней опубликовано много академических и популярных работ.
      Поэтому на эту тему даже разговаривать не хочется. Вкратце – Аракан всегда был буддистским государством.
      7. Слово «рохинджа» выводится из древнего названия Аракана.
      Тоже все известно и изучено. По методике выведения – к М. Задорнову и сподвижникам (там тоже в названии Урал быстро находят имя египетского бога солнца Ра).
      8. Самое главное - конфликт, имеющий этно-культурную и территориальную подоплеку (тибето-бирманский этнос vs бенгальского), повсеместно подменяется религиозным (буддисты vs мусульман), из чего вытекают все пассажи (иногда очень провокационные) о «гонениях», «угнетения» и даже «геноциде» неких мусульман-рохинджа (см. п.п.1и 2.). 
    Это самая серьезная подмена с очень далеко идущими последствиями, т.к. включает Аракан в сферу борьбы за права и государственность мусульман и обеспечивает этой борьбе международную исламскую под-держку, а что это такое – все знают. Уже попадаются сравнения Аракана с Сектором Газа и прочие крайности.


P.S. Пример изощренной информационной метастазы из Википедии: «The Rohingya is a Muslim ethnic group». Этакий новояз для провокаторов.


Рейтинг@Mail.ru