Компактная версия
История карате
Одна из самых японских в мире вещей, каратэ, родилась вовсе не в Японии, а на Окинаве, в кишевшем пиратами королевстве Рюкю.
Позже Окинава была захвачена самураями, которые запретили все, что хотя бы отдаленно напоминало оружие. И это тоже повлияло на развитие боевого искусства. Отвратительные мужики рассказывают о рождении каратэ, в котором отразилась история маленького, но полного партизанами островного государства.
Довольно иронично, что столь японское явление, как каратэ возникло на острове Окинава, в те времена, когда Японию там не любили и сопротивлялись ее экспансии.
Есть несколько легенд о происхождении этого боевого искусства, но, скорее всего, у его истоков стоят некие пришедшие с Китая стили цюань-фа — китайского кулачного боя. Об этом говорит и название, ведь изначально иероглифы, которыми пишется слово «каратэ», обозначали просто руку в китайском языке. И лишь потом, когда его стали популяризировать именно как японское искусство, начали называть «пустая рука», или «Путь пустой руки» — каратэ-до, на японский манер.
Но, даже если источником возникновения каратэ были китайские стили, на Окинаве они впитали такую долю местного неповторимого колорита, что изменились до почти полной неузнаваемости. Причиной этому стали политические и социальные потрясения, произошедшие на момент его возникновения. Они же стали главной причиной его развития и всенародной любви.
Из-за своего очень удачного (или наоборот, это как посмотреть) расположения на перепутье между Китаем, Японией и Юго-Восточной Азией Окинава (как центр островного королевства Рюкю) постоянно подвергалась нападениям различных пиратов. Да и сами окинавцы не видели ничего зазорного в том, чтобы совмещать торговлю с морскими грабежами. Да и междоусобицы, несмотря на малые размеры страны, здесь были нередким делом.
Окинава на карте
Чтобы пресечь излишние прения и неуемную любовь своего народа к пиратству, король Се Хаси в 1429 г. после объединения под своей властью трех областей Окинавы, ввел запрет на ношение оружия для всех, кроме королевской дружины и высших феодалов. В интересах усиления централизованной власти была устроена и «охота за мечами» местных правителей при короле Се Сине (1477-1536).
А уж японцы, оккупировавшие Окинаву в 1609 году, довели эту реформу до полного абсурда. В результате каждой деревне позволялось иметь не более одного стального ножа и одного топора, прикованного для хозяйственных нужд к колоде на главной площади. Насколько усердно соблюдался этот закон — отдельная история, но именно он задал основное направление развития каратэ.
В свое время окинавцы активно промышляли пиратством, но и сами страдали от набегов
Естественно в средневековье любой мало-мальски вооруженный дармоед вел себя с безоружными людьми как с бесправными существами. А уж разбойники и пираты (которые все так же продолжали грабить прибрежные деревни) с радостью пользовались такой ситуацией.
Это побудило воинственных окинавцев создавать тайные общества, где они обучались бою голыми руками.
Важно помнить, что противниками их часто становились профессиональные воины средневековой Японии, вооруженные до зубов. Поэтому основной принцип каратэ — убить/обезвредить одним ударом, кажется вполне логичным, ведь нанести второй удар самурай уже не позволит.
Отсюда же идет вторая особенность каратэ — серьезное отношение к набивке ударных поверхностей. Очень редко противника удавалось застать голым, чаще всего это был противник в доспехах. Пусть они были и не из стали, но, в любом случае, лупить по ним неподготовленным кулаком или ступней — верх неблагоразумия.
Такие специфические явления как ката (оттачивание приемов, которое для непосвященного может выглядеть как простая гимнастика) и тамэсивари (то самое разбивание досок руками) вызваны, опять-таки, жизнью в японской оккупации.
Населению Окинавы было строжайше запрещено практиковать любые боевые искусства, в том числе и кулачный бой. С этой точки зрения проводить спарринги стало довольно опасно. А человек, в одиночестве выполняющий странные телодвижения, всегда может объяснить их простейшей гимнастикой. Как говорится, «машу руками, где захочу, законом не запрещено».
Тамэсивари же — разбивание предметов голой рукой или ногой — применяли для проверки мощи удара и набивки рабочих поверхностей. Прежде чем бить жесткого в своих доспехах самурая, стоило удостовериться, что можешь хотя бы сломать доску.
Ну а уж подручные сельскохозяйственные орудия стали лучшим другом окинавского партизана и простого крестьянина. Короткий шест бо, ручка от мельничных жерновов тонфа, тупой трезубец для разрыхления почвы сай, малый цеп для обмолота риса нунчаку и серп для срезания растений кама — все эти нехитрые инструменты окинавцы были вынуждены использовать как оружие.
Также сметливые окинавцы в качестве оружия использовали эку, то есть, попросту, весло. Причем часть обучения состояла в познании приемов драки на пляже, где с его помощью, к примеру, бросали песок в глаза противника.
Катана против весла — как выглядела самая эпичная битва двух самураев
Глава школы Нитэн-рю и основатель школы Ган-рю бросились навстречу друг другу....
Ну а уж Тинбэ-рочин или тинбэ-сэйрюто вообще как будто позаимствованы из фильмов Джеки Чана. Это парное оружие, щит и копье или щит и дубинка изначально были ничем иным, как крышкой от большой кастрюли (то хай) в сочетании с лопаткой для перемешивания риса (хэра). Позже эта пара преобразовалась в небольшой щит из тростника или виноградной лозы, иногда усиленный железом, в связке с короткой пикой или мачете. Также щит часто изготавливали из черепашьего панциря — в пору своего зарождения каратэ поражал настоящей экзотикой.
Система поясов также имеет интересную историю появления. Сейчас в боевом искусстве существует множество цветов, и в каждом стиле есть своя, обычно крайне возвышенная, легенда о происхождения каждого из них. Однако по некоторым сведениям изначально цветов было всего пять, и объяснялось их появление они суровым, прозаичным и, надо сказать, весьма брутальным образом.
Белый — всего лишь чистая тряпочка для поддержки штанов и куртки. Желтый — та же самая тряпочка, но пожелтевшая от пота, пролитого при отработке ударов на макиварах и ката. Красный — от обильного смачивания своей и чужой кровью, когда ученика допускали до спаррингов, и он часто пропускал удары. Коричневый — цвет сильно запекшейся крови, знак того, что удары пропускались гораздо реже, и кровь успевала высохнуть. Ну а черный цвет появлялся, когда крови и пота становилось так много и они впитывались так долго, что цвета перемешивались, и получалось темное месиво.
Такова история возникновения каратэ и его стилевой специфики. Но что происходит с ним сейчас? Волна популярности сделала из каратэ приносящий хороший доход бренд, с помощью которого множество хороших и не очень людей стали зарабатывать себе на порцию саке и кусок копченого угря. Появление нескольких спортивных направлений, занимаясь которыми можно становиться чемпионами мира, также добавили популярности этому теперь уже виду спорта.
Осталось ли оно эффективным, или спортивные ограничения и бизнес убили всю жесткость и эффективность каратэ? И да, и нет. С одной стороны, ограничения ударов в голову, как например в киокушине, накладывают свой отпечаток, а уж возникновение малоконтактного или вообще бесконтактного каратэ превратило прежде грозное боевое искусство в нелепую клоунаду.
Но, есть и другая сторона медали: те же ребята из киокушина, нарушившие правила своих стилевых соревнований и поставившие удар руками в голову, отлично выступают на контактных межстилевых соревнованиях. Отличный пример — турниры K-1, где блистали такие каратисты как Энди Хуг, Сэм Греко или Франческо Филио.
Энди Хуг
Кстати, любопытный факт, который органично вписывается в историю рождения каратэ: основатель этого самого киокушина, мастер Масутацу Ояма, вообще-то родился в Корее, и его настоящее имя — Чхве Ен Ый. Каратэ изначально было восточноазиатским винегретом и продолжает им быть. И это прекрасно.
Масутацу Ояма
Самую же жесткую проверку проходят каратисты, попадая в ММА. И там есть свои выдающиеся чемпионы, вышедшие именно из этого боевого искусства, например Жорж Сент-Пьер, представитель киокушинкай каратэ. Кстати, 4 ноября он попытается забрать пояс чемпиона у Майкла Биспинга. Кроме того, 28 октября в Бразилии состоится еще один знаменательный бой, теперь уже в UFC, между Лиото Мачидой и Дереком Брансоном. Что характерно, Мачида — тоже представитель каратэ, но уже в стиле шотокан.
Конечно, для своих побед и Сент-Пьеру и Мачиде пришлось доработать стиль, но их боевая основа — именно каратэ.
Жорж Сент-Пьер
Да и вообще, соревнования по тому же шотокану, где бьют голыми или едва закрытыми накладками руками в голову, — зрелище не для слабонервных.
И под конец чуть ли не самый любопытный вопрос: насколько эффективно каратэ на улице? Тут как всегда все зависит от стиля и мастера, у которого вы учитесь. А самое главное, от наличия полноконтактых спаррингов и соревнований. Однако главный плюс классического каратэ именно для улицы — сосредоточенность на одном ударе, чаще всего рукой. Уличные драки редко длятся дольше нескольких десятков секунд. Так что умение сконцентрировать всю мощь в одном нокаутирующем ударе для большинства конфликтов более чем достаточно.
О происхождении каратэ известно только из легенд. Так, по одной из легенд, создателем каратэ считается Бодхидхарма, основатель дзэн-буддизма, который в 520 г. н.э. перенес свою резиденцию из Индии в Китай, в монастырь Шаолинь, расположенный на склоне лесистой горы Шаоши в нескольких десятках километров от города Чжэнчжоу. Этот монастырь и стал центром его учения о Будде, а заодно и центром умственного и физического воспитания последователей этого учения.
В монастыре Шаолинь Бодхидхарма обучал своих учеников умению терпеть (выносливости), развивать силу, быстроту, ловкость, гибкость. Проводимые им тренировки основывались на принципе движений животных с элементами самозащиты и предположительно назывались «18 движений рук архата». Этими упражнениями укреплялась сила духа и тела, осуществлялась подготовка к испытаниям, каковыми являлись длительные сеансы медитации. Кроме того, эти упражнения служили средством защиты на дорогах за пределами монастыря. В дальнейшем методы физических тренировок Бодхидхармы развивались и совершенствовались и стали известны как боевое искусство монастыря Шаолинь.
Впоследствии это боевое искусство вывезли в Японию, где оно смешалось с местными приемами борьбы жителей островов.
Документально подтвержденных исторических сведений о появлении каратэ в Японии не так уж много. Известно, что в XII в., когда самурайские дружины Тайра, разбитые в сражении при Дан-ноура (совр. Симоносэки) войсками Минамото, беспорядочно устремились на юг, многие переправились на Окинаву (крупнейший остров архипелага Рюкю, лежащий в 500 км от о. Кюсю, в 600 км от Тайваня и в 800 км от южно-китайского побережья) и там познакомили местных жителей со своим боевым искусством.
Существует и другая точка зрения, согласно которой каратэ не было перенято на Окинаве из китайского кулачного искусства, а зародилось и развивалось на Окинаве. Кое-кто считает, что каратэ - исконно окинавское воинское искусство, к которому китайское кэмпо очень немного прибавило. Конечно, с тех пор как на Окинаве поселились люди, легко себе представить, что там существовали какие-то виды рукопашного боя. Их в известном смысле тоже можно считать предками современного каратэ, но с такой версией древнего происхождения трудно согласиться. Уже то, что большинство терминов современного каратэ происходят от старокитайских, свидетельствует: определять каратэ как исконно окинавское бу-дзюцу - явное преувеличение.
Окинавское каратэ также заимствовано у китайского кулачного боя. Во-первых, у каждого народа существует та или иная доморощенная бойцовская техника. Но подобное явление древней Окинавы было бы необоснованным возводить в истоки каратэ, так как период, когда возникла социальная необходимость в боевой технике, должен быть рассматриваем как много более поздний. Во-вторых, среди названий ката (модели последовательности движений) в каратэ много китайщины, в то время как нарицательные окинавские названия ограничиваются называнием приемов владения оружия из систем кобудо (старинные боевые исукусства). В-третьих, среди ката, передаваемых в настоящее время от учителя к ученику, есть "ката Ваншу". Вансю (Ван Цзи) был в качестве посланца за ленной данью в 1683 г. на Рюкю. Опять же, был такой Куусянку (Гун Сянцзюнь) в 1756 г. на наших островах и существует "ката Кушанку"... Из разрозненных записок вытекает то, что Куусянку приехал на Рюкю, привезя с собой из Китая последователей и учеников мастерства бойцовой техники, содержание которой всех изумило. Если бы в это время существовала рюкюская "тэ", не было бы повода особенно прокламировать бойцовскую технику, как не было бы и такого удивления масс.
Одним из факторов развития окинавского каратэ явился проводившийся на острове политический курс на запрещение оружия. Первый запрет на оружие датируется 1429 г., когда король Сё Хаси объединил под своей эгидой три области Окинавы, именовавшиеся Хокусан, Нан-дзан и Тю-дзан и, желая пресечь попытки мятежа и укрепить централизованную власть, ввел запрет на ношение оружия для всех, кроме королевской дружины и высших феодалов. Народ оказался беззащитен перед произволом чиновников и солдат, а также разбойничьих шаек, скрывавшихся в лесистых горах острова, что, по мнению некоторых аналитиков, вынудило многих крестьян искать спасения в боевых искусствах.
После того как в 1609 г. Окинава была захвачена властителем южно-японского княжества Сацума Симадзу Иэхиса и стала частью Японской империи, запрещение оружия было введено для контроля над мятежами населения Окинавы против новой власти, которые возникали из-за грабительских налогов и поборов оккупантов. До массового восстания дело не дошло, но отдельные столкновения с самураями возникали довольно часто.
В связи с этим существует версия о том, что население Окинавы стало объединяться в тайные общества и создавать союзы самообороны, в которых изучались приемы борьбы голыми руками и с хозяйственными инструментами вместо «настоящего» оружия. Так, еще с начала XVII в. известно имя непобедимого бойца Яра из деревни Тятан, который столь упорно боролся с японцами, что стал своего рода национальным героем. Сын деревенского старосты, он в возрасте 12 лет был отправлен в китайский портовый город Фучжоу (провинция Фуцзянь) учиться торговому делу. В течение 20 лет Яра, помимо торговли, досконально изучил искусство китайского кулачного боя цюань-шу и, вернувшись на Окинаву в родное селенье, открыл там школу боевых искусств, где обучал сородичей борьбе голыми руками.
Лишенные возможности на равных, т.е. с оружием в руках, сопротивляться оккупантам, окинавские крестьяне и ремесленники сделали своим оружием ноги и руки, отрабатывая удары на специальных устройствах «макивара» и многократно повторяя специальные упражнения «ката», позволяющие освоить технику рукопашного боя без помощи партнера.
Результатом такой работы было достижение высочайшего технического уровня и ошеломляющей силы ударов. Поскольку в столкновениях с самураями окинавцам приходилось иметь дело с опытными воинами, шанс на победу был невелик, и его нужно было вырвать любой ценой. Остаться в живых можно было только опередив противника и убив его одним ударом. Именно тогда и появился на свет лозунг «Иккэн хиссацу» - «Одним ударом - наповал». Благодаря упорной тренировке окинавцы научились голыми руками крушить панцири и шлемы самураев и, не имея копий и мечей, кончиками пальцев протыкать тела своих врагов.
Наряду с этим появилось боевое искусство, в основе которого была заложена техника владения разного рода оружием. В качестве оружия использовались орудия крестьянского или рыбацкого труда: шест (бо) применялся для проводки лодок в мангровых зарослях; трезубец (сай) использовался для разрыхления почвы при посадке риса; нунчаку (малый цеп) применялся для вымолота риса; весло (эку) использовалось как для гребли, так и в качестве руля; тонфа (рычаги для мельничных жерновов вращения) использовались для вымолота муки; серп (кама) в зависимости от длины использовался для сбора плодов папайи или риса; рукоятки (текко) использовались для облегчения управления лошадью, запряженной в повозку; щит (тинбе) использовался в качестве корзины для переноски овощей и в поле для защиты от солнца; и др. Исходя из этого факта многие авторы считают, что каратэ развивалось исключительно простыми людьми.
По мнению других авторов, каратэ развивалось благодаря усилиям высшей прослойки и военачальников самодержца Рюкю. «Допуская секретное обучение каратэ, мы отрицаем принадлежность его в первую очередь простолюдинам. Люди, принадлежавшие к воинскому сословию и военному чиновничеству королевского дома, служили исключительно безопасности системы централизованного правления. Более того, это время ни в классовом смысле, ни по уровню менталитета не было эпохой повсеместного каратэ до такой степени, что оно было преподаваемо простому народу.
Как бы то ни было, но несколько десятилетий подготовка мастеров боевых искусств на Окинаве протекала в обстановке строжайшей секретности. От того времени не осталось ни имен наставников, ни названий школ. Первые относительно подробные сведения об окинавском каратэ-до появились лишь в середине XVIII в.
Известно, что в середине XVIII в. Сокутава (1733- 1815), проживший несколько лет в Китае и занимавшийся там шаолиньским цюань-шу, а также бо-дзюцу, вернулся на родину и основал в городе Сюри частную школу Каратэ-до Сокугава. То был первый случай употребления в названии школы слова каратэ.
Создание самого первого стиля каратэ связано с именем Мацумура Сокон (1792-1896), по прозвищу Мухениде. Как правительственный чиновник он в 1830 г. был командирован в Китай со специальным заданием усовершенствовать свои знания в воинских искусствах. После долгого обучения у мастеров Шаолиня Мацумура Сокон систематизировал свои знания, создав школу Шоринрю (японская транскритщия Шаолинь). Сам Мацумура был удостоен звания Верховного наставника воинских искусств острова Окинава. Он пропагандировал жесткое, силовое каратэ-до в классической старошаолиньской манере, обращая особое внимание на быстроту, резкость, силу и четкое знание базовой техники.
В конце ХIХ и начале XX в. среди мастеров окинавского каратэ наиболее авторитетными были Хигаонна Канрё (1853-1915), Асато Анко (1827- 1906), Итошу Ясуцунэ (1830- 1915) и Мотобу Тёки (1871 -1944). Ученики этих мастеров и стали основоположниками наиболее известных школ японского каратэ, как стали называть окинавский вид боевого искусства в Японии.
Вообще до XX в. слово каратэ на Окинаве писалось двумя иероглифами: «кара», что буквально означает «Китай периода правления династии Тан», но иногда употребляется в расширительном смысле для передачи понятия «Великий Китай», и «тэ» - «рука». Современный мастер искусства каратэ Фунакоши Гитин (1868- 1957) изменил иероглифы так, что они стали означать «пустая рука». Сам мастер по этому поводу так писал в своих «Наставлениях по каратэ» («Каратэ-до кёхан»):
«По традиции и сам я в прошлом пользовался иероглифом "кара" ("Китай"). Однако из-за того, что люди путают каратэ с китайским кэмпо, а также в силу того, что окинавские воинские искусства теперь могут считаться общеяпонскими, было бы неправильно и даже в некотором смысле унизительно продолжать использовать в названии каратэ иероглиф "Китай". А потому, вопреки множеству протестов, мы отказались от старого иероглифа и заменили его на новый - "пустота". Заодно тем же путем были исправлены названия многих комплексов формальных упражнений ката, связанных с именами китайских мастеров».
Фунакоши Гитин был учеником Асато Анко и Итошу Ясуцунэ, которые, в свою очередь, учились у небезызвестного Мацумура Сокона. Асато и Итошу помогли Фунакоши пройти основательную школу поединка практически у всех известных мастеров каратэ, живших в то время на Окинаве.
Проанализировав различные методы ведения боя, исключив из них не очень убедительные и сохранив те, которые казались ему наиболее эффективными, Фунакоши Гитин создал собственный стиль. В 1922 г. Фунакоши Гитин, который был тогда профессором в учительском колледже на Окинаве, по приглашению Министерства образования выступил в Токио с лекциями и продемонстрировал приемы каратэ на выставке традиционных видов борьбы. Успех был необычайным, и Фунакоши провел остаток жизни, занимаясь обучением искусству каратэ по всей Японии.
Фунакоши Гитин, основатель современного каратэ, умер в 1957 г., оставив после себя тысячи последователей, которые разъехались по всему миру, создавая собственные школы и знакомя всех интересующихся с каратэ.
Говоря об истории развития каратэ, необходимо заметить, что до Второй мировой войны в Японии существовали четыре крупнейших стиля каратэ-до: Годзю-рю, Сито-рю, Шотокан и Вадо-рю. Впоследствии эти стили послужили основой для создания множества других школ и направлений. Например, в стиле Годзю-рю ученики Т. Мияги (создателя стиля) образовали Годзю-кай, Таишу-кай и Учи-кай. Ученики К.Мабуни (основателя стиля Сито-рю) создали Сито-кай, Сюко-кай, Санкю-кай, Итошу-кай, Кенкю-кай, Сэйсин-кай и др. Направления в Шотокан: Шото-кай, Тидо-кай, Ниппон каратэ кёкай и др. В Вадо-рю - Вадо-кай и др.
После Второй мировой войны и последующих нескольких лет американской оккупации Японии в стране уже существовало около десятка постоянно соперничавших между собой ассоциаций каратэ-до. Накануне проведения в Токио Олимпийских игр 1964 г. представители ряда ассоциаций предложили провести во время Игр показательные выступления в Центре боевых искусств - Будокан. Это помогло нескольким ассоциациям найти общий язык между собой и объединиться.
Так, в 1964 г. возникла Всеяпонская Федерация каратэ-до - Дзэн Нихон Каратэ-до Рэммэй, объединившая большинство стилей и школ. В составе этой Федерации различные стилевые группы продолжали существовать автономно и проводить свои ежегодные стилевые чемпионаты страны. С конца 1950-х гг., когда сведения о каратэ-до достигли Америки, Европы и других континентов, появились миллионы его поклонников практически во всех странах мира. В большинстве этих стран были созданы национальные федерации. В 1968 г. была создана Всеевропейская Федерация каратэ-до, в 1969 г. - Международный союз организаций каратэ-до (WUKO), а в 1970 г. проведен I Чемпионат мира по каратэ-до.
В настоящее время в Америке базируются не менее четырех международных организаций каратэ, а в Японии - не менее шести, каждая из них объединяет в своих рядах представителей как одного, так и нескольких стилей, большинство из которых появилось после Второй мировой войны, причем не только в Японии, но и в США, на Гавайях и в некоторых других странах.