Компактная версия
Мухаммед и история ислама
О зарождении Ислама и Пророке Мухаммеде.
Развёрнуто по теме
Основатель ислама пророк Мухаммед (Мухаммад) родился, по преобладающему мнению, около 570 или 571 года. Этот год в мусульманской традиции известен как Год слона; связано это наименование с тем, что в это время эфиопский наместник Йемена предпринял поход на Мекку (город, в котором родился Мухаммад) с войском, в котором присутствовал боевой слон, произведший на мекканцев сильное впечатление.
Мухаммад происходил из племени курайш, населявшего Мекку, и принадлежал к роду, который непосредственно был связан с обслуживанием главного мекканского святилища — Каабы . То есть семья Мухаммада была тесно вписана в духовную жизнь его родного города и общества, в котором он жил. В его время Мекка представляла собой крупный аравийский торговый и религиозный центр. В религиозном отношении здесь преобладало племенное язычество, идолопоклонство, но также были известны и монотеистические религии — иудаизм и христианство, которые проникали с севера — из граничащих с Аравийским полуостровом областей, Сирии и Месопотамии, и с юга — через древнейшие ареалы южноаравийских цивилизаций, Сабейское и Химьяритское царства, где также примерно с IV века были иудеи и христиане, борьба между которыми была важной частью политического процесса в Южной Аравии.
Помимо иудеев, христиан и язычников, в Аравии существовало и собственное монотеистическое движение, не оформленное в организованную религию, представленное людьми, которые отказывались от племенных языческих культов, но не примкнули ни к иудеям, ни к христианам. Этих людей называли словом ханиф, и в Коране оно используется как синоним слова «мусульманин». Проповедь Мухаммада строилась как развитие собственной аравийской традиции единобожия, вот этого ханифства, связанного с наследием иудаизма и христианства, но не тождественного ни тому, ни другому.
Мухаммад представлял себя обновителем исконной традиции единобожия, проповедниками которой были все предшествующие пророки, упомянутые в священных книгах иудеев и христиан, но которая была искажена их последователями в процессе сложения известных религий. Мухаммад мыслил себя очистителем исходного Божественного откровения, пророком, восстанавливающим изначальную истину в ее подлинной, первоначальной полноте. То есть он, с его собственной точки зрения, не проповедовал новое вероучение, не создавал религию, а выступал последним, завершающим звеном в цепи иудейских пророков и христианских традиций, начинающихся от Адама.
Отец Мухаммада умер еще до его рождения, известно о нем мало. Мусульманская традиция сообщает, что его звали Абдаллах («раб Божий»). Мать Мухаммада умерла, когда ему было около шести лет. Он остался сиротой и был передан на попечение сначала своему деду, Абду аль-Мутталибу, а после его смерти находился под опекой дяди, Абу Талиба.
Уже в детстве, согласно мусульманской традиционной легенде, Мухаммаду подавались знаки будущего пророчества. Вот, в частности, такая известная история: городские арабы отдавали детей в раннем возрасте на кормление женщинам из кочевых племен. Так поступили и с будущим пророком. И однажды, когда он играл, находясь на кормлении в одном из таких племен, среди бедуинских шатров явились два ангела. Они вскрыли ему грудь, вымыли сердце небесным снегом и, водворив его обратно, зашили грудь, очистив Мухаммада от всех возможных будущих грехов и злых мыслей. Таким образом он был подготовлен к будущему пророчеству.
Когда Мухаммад подрос, он стал участвовать в торговых экспедициях своих родственников. В частности, мусульманское предание сообщает об одной такой экспедиции в Сирию, с которой мекканцы были связаны тесными торговыми узами: во время этой поездки караван мекканцев встретил местный сирийский монах по имени Бахира, который, увидев Мухаммада, предсказал его будущее пророчество. Этот сюжет тоже важен для понимания того, как мусульманская традиция представляет соотношение собственного вероучения с предшествующими религиями единобожия. Этот сюжет в значительной степени подготавливает ту центральную идею ислама, что проповедь Мухаммада является продолжением предыдущей пророческой традиции.
Несмотря на такой статус и благородное происхождение Мухаммада, его семья была бедной. И большая часть детства и юности Мухаммада прошла в бедности, пока в возрасте около 25 лет он не женился на богатой мекканской вдове по имени Хадиджа. Мухаммад работал у нее перед этим приказчиком и занимался ее торговыми и коммерческими делами — а она была статусная дама, держала караванную торговлю, так же как и многие богатые мекканцы. И вот Мухаммад, начав у нее работать приказчиком, впоследствии стал ее мужем. А Хадиджа стала для него основной жизненной опорой и силой, которая его поддерживала во все трудные периоды его жизни, к которой он до конца и ее, и потом своих дней относился с большой любовью.
После того как Мухаммад стал состоятельным человеком, у него появилось время для длительных благочестивых занятий и размышлений. И, в частности, из той же самой мусульманской биографической традиции мы узнаём, что в зрелом возрасте у Мухаммада сформировалась привычка регулярно уходить для молитвенных бдений и благочестивых размышлений в горы, окружавшие Мекку. Во время одного из таких уединений Мухаммаду было явлено первое откровение, с которого, согласно мусульманской традиции, началось ниспослание Корана.
Вот рассказ о первом откровении, который приводится у классических мусульманских биографов и во многих хадисах (преданиях о словах, действиях и поступках Мухаммада), цитирую по русскому переводу: «Когда наступил этот месяц, в который Бог пожелал оказать Мухаммаду свою милость… а это был месяц Рамадан, Мухаммад отправился к горе Хира, как он делал обычно, для того, чтобы предаться размышлениям вместе со своей семьей. Но тут он отправился один. И Мухаммад рассказывал: „Явился мне ангел Джибриль “». «Архангел Гавриил явился, явился ко мне, — говорит Мухаммад, — когда я спал. У него было парчовое покрывало, в которое была завернута какая-токнига. Он предстал передо мной и сказал: „Читай!“ — на что я ответил: „Я не умею читать“. Тогда он стал душить меня этим покрывалом так, что я подумал, что пришла смерть. Потом он отпустил меня и сказал: „Читай!“ И я опять ответил: „Не умею читать“». Это повторилось три раза, после чего в ответ на требования «Читай!» Мухаммад спросил: «Что же мне читать?» И вот тогда архангел Гавриил произнес несколько стихов, которые считаются первыми хронологически появившимися стихами, аятами Корана. «Читай во имя твоего Господа, который сотворил все сущее, сотворил человека из сгустка крови. Читай, ведь твой Господь — самый великодушный. Он научил посредством письменной трости — научил человека тому, чего тот не знал». Это первые пять аятов, первые пять стихов 96-й суры — главы Корана.
Дальше Мухаммад говорит: «Я прочитал это, тогда он оставил меня и ушел от меня. Я же проснулся, а в сердце моем словно сделана запись. И потом, когда я вышел и дошел до середины горы, услышал голос с неба, говоривший: „О, Мухаммад, ты — посланник Аллаха, а я — Гавриил“».
Этот духовный опыт был осознан и интерпретирован Мухаммадом как начало ниспослания Божественного откровения. Поначалу Мухаммад не знал, как относиться к случившемуся. И очень большую роль в том, что он укрепился в осознании себя как пророка, проводника этого откровения, сыграла как раз его жена Хадиджа и двоюродный брат Хадиджи — Варака, про которого, кстати, некоторые предания сообщают, что он был христианином, другие же предания сообщают, что он был ханифом, то есть одним из этих стихийных аравийских единобожников, которых я упоминал.
Согласно преданиям, Хадиджа поддержала его морально, сказав Мухаммаду, что он не мог ни сойти с ума, ни быть охваченным каким-то злым духом, а Варака прямо ему сказал: «Тебе действительно явился архангел Гавриил, тебе пришло то же самое откровение, что пришло в свое время Моисею, и ты будешь пророком этой общины. Если я доживу до этого времени, то постараюсь тебе помочь».
После этого откровения продолжались с разной периодичностью. Принято считать, что, когда появились эти первые откровения, Мухаммаду было около 40 лет. То есть это примерно 610 год, если считать датой рождения Мухаммада 570-й.
Вскоре после этого Мухаммад начал проповедовать — сначала в кругу своих ближайших родственников; потом, пока не в открытую, к слушателям этой проповеди присоединялись и другие люди. И примерно через пять лет после начала пророчества Мухаммад перешел к открытой проповеди в Мекке, и она вызвала отрицательную реакцию мекканцев.
Что составляло основу и центральную тему этих первых проповедей? Во-первых, это идея поклонения единому и единственному Богу. Арабам, и в частности мекканцам, была известна идея высшего единого божества, объединяющего в себе всю сакральность. Бог назывался арабским словом «Аллах», и так станут называть (и называют по сей день) единого Бога. Важно понимать, что Мухаммад считал, что это тот же Бог, который является Богом и иудеев, и христиан. Две основные идеи ранней проповеди Мухаммада — это идея служения единому Богу и отказ от поклонения кому бы то ни было, помимо Него (прежде всего племенным божествам), и идея посмертного суда и воздаяния. Чтобы пройти этот суд перед Богом, человек должен прожить свою жизнь определенным образом. Прожить ее праведно, отстраняясь от того, что Бог запретил, и совершая то, что Бог предписал совершать.
На раннем этапе еще не было разработанной системы ритуалов и предписаний повседневной жизни, но общие принципы уже были видны. Человек должен быть справедлив, честен, не стяжать богатства нечестным путем, не обманывать, не обвешивать, не чинить несправедливость, не притеснять слабого, покровительствовать сиротам и обездоленным. Мухаммад порицал привязанность к богатству и земным благам, хотя и не требовал полного отказа от мирских благ и полной аскезы. Но отрицал привязанность человека к материальному и стремление к умножению богатства любой ценой. Кроме того, в ранней проповеди Мухаммада важным мотивом была критика властей предержащих. Они изначально в Коране описываются как носители несправедливости: «Властители во всех селениях поставлены как преступники». Реальная власть должна принадлежать и на самом деле принадлежит только Богу. Поэтому подчиняться тем несправедливым преступникам, которые узурпируют у Бога эту власть и пытаются представить ее как свою, также является грехом.
Видимо, эта последняя мысль вызвала отторжение мекканской торговой верхушки. Здесь еще надо понимать, что благосостояние Мекки как торгового города и вся мекканская торговля были очень тесно связаны с системой паломничества к главной мекканской святыне — Каабе. Это был объединяющий центр племенных языческих культов. И в этом смысле критика Мухаммадом язычества оборачивалась — или могла казаться, по крайней мере, мекканцам — подрывом всего их образа жизни и экономического благосостояния, статуса.
В целом учение, которое проповедовал Мухаммад, описывалось как единобожие, но также уже стал употребляться термин «ислам». Это арабское слово, которое обычно у нас принято переводить как «покорность», но это неправильный перевод. Более точное значение — «примирение с Богом», «смирение с Божественной волей». От слова «ислам» происходит арабское слово «муслим» — то есть тот, кто осуществляет акт, называемый исламом. От этого арабского слова «муслим» происходит уже русское слово «мусульманин» как обозначение последователя ислама.
В Коране исламом называется в принципе то вечное учение о единобожии, которое проповедовали все пророки. В этом смысле с точки зрения мусульманина библейские пророки — это не пророки иудаизма, Иисус — не основатель христианства. Это всё пророки ислама в широком смысле слова, большой традиции единобожия, последним представителем которой был Мухаммад. А христианство, иудаизм и прочее возникают уже в результате того, как люди, следующие за этими пророками, по-своему интерпретируют изначальное учение.
После первого столкновения с мекканским общественным мнением началась волна преследований. Тяжесть этих преследований усугублялась тем, что последователи Мухаммада на тот момент были в основном выходцами из небогатых городских слоев Мекки. То есть на первом этапе представителей высших классов общества среди последователей Мухаммада не было. Наоборот, торговая олигархическая мекканская верхушка, племенные лидеры первое время были в оппозиции Мухаммаду и его вероучению.
Это привело к тому, что около 615 года часть последователей Мухаммада вынуждена была эмигрировать из Мекки и перебраться в христианскую Эфиопию, где, согласно мусульманскому же преданию, местный христианский правитель — негус — очень благосклонно принял мусульман и отказался их выдать мекканским язычникам, говоря, что проповедь Мухаммада очень мало отличается от того, что мы исповедуем здесь, будучи христианами. Эти мотивы тоже подчеркивают связь и преемственность разных исторических форм традиции единобожия. Часть мусульман уехала в Эфиопию, другая осталась. Мухаммад продолжал передавать людям получаемые откровения. Впоследствии, уже после его смерти, они будут записаны и составят Коран, главную священную книгу мусульман.
После эмиграции части мусульман рост числа последователей Мухаммада замедлился. Однако в это время в его общину вступил ряд личностей, которые сыграют потом важную роль в становлении мусульманской общины на новом этапе: это дядя Мухаммада Хамза и будущий второй халиф, глава исламского государства в будущем, после Мухаммада, Умар ибн аль-Хаттаб. Приблизительно через два года родовые старейшины Мекки потребовали у семьи Мухаммада, рода хашимитов, отлучить пророка от родового покровительства под угрозой бойкота. На тот момент старейшиной рода хашимитов был его дядя Абу Талиб, который, хотя и не стал мусульманином, тем не менее лично очень благосклонно относился к своему воспитаннику и отвергал ультиматумы, которые выдвигали представители остальных курайшитских родов. Но около 619 года Абу Талиб умер, и новая верхушка хашимитов пошла на уступки остальным мекканским родам, сняв с Мухаммада свое покровительство, что вынудило его искать убежище за пределами Мекки. После некоторой подготовки в 622 году Мухаммад и остававшиеся в Мекке мусульмане переселились в Ясриб, ставший в последствии Мединой, то есть Городом пророка.
Это переселение — хиджра — стало важнейшим событием в истории и общины последователей Мухаммада, и в истории ислама вообще. Сегодня мусульманский календарь отсчитывает летоисчисление именно от года хиджры, года переселения Мухаммада из Мекки в Медину.
Что из себя представляла будущая Медина? В отличие от Мекки, торгового города и паломнического центра, Медина была земледельческим оазисом, население которого составляли племена арабов и иудейские племена, про которые не до конца понятно — были ли это сильно арабизированные евреи, переселившиеся в Аравию, или это были арабы, исповедовавшие иудаизм и на этом основании считавшие себя евреями. Но факт в том, что они считали, что происходят от неких переселенцев из Палестины.
Взаимоотношения между иудейскими и арабскими племенами были довольно сложными. Эти сложности в основном связывались со спорами вокруг обрабатываемых земель, которые были в большом дефиците. И Мухаммад первоначально был принят обеими сторонами в качестве третейского судьи, который мог бы, опираясь на авторитет высшей силы, Божественного откровения, рассудить в спорных случаях, и при этом его мнение было бы авторитетно для иудеев как мнение пророка единобожия, а для арабов оно было авторитетно как мнение арабского пророка.
В результате между Мухаммадом и разными родами, составлявшими мединское население, был подписан договор (его принято называть Мединская конституция, но точнее назвать Мединским договором, потому что это именно договор, на основании которого Мухаммад становился лидером этого нового сообщества). И вот это сообщество — это модель организации совершенно нового типа. Уже не племя, не кровно-родственная организация, а фактически гражданская самоуправляемая община во главе с лидером, который также не обладает единоличной и абсолютной властью, но является лидером, покуда его таковым признают все остальные стороны процесса. На этом основании его наделяют авторитетом и полномочиями.
Арабы Медины признали Мухаммада пророком и стали, таким образом, мусульманами — хотя встречаются сведения, что какая-то часть из них сохранилась и в язычестве и их не принуждали к переходу в ислам. Но важнее, что к переходу в ислам не принуждали и иудеев. То есть речь шла не об обращении населения Медины в новую религию, а о признании пророка в качестве политического лидера и морального авторитета. Вот это новое сообщество стало обозначаться термином умма, которым сегодня обозначается мусульманское сообщество всего мира.
На тот момент мединская умма была совершенно новой моделью социально-политической организации для Аравии. Это и не племя, но это и не царство или вождество во главе с единоличным правителем. Это такая договорная гражданско-правовая община, состоящая из разных родов, представителей разных религий, и при этом каждая из этих договаривающихся сторон сохраняет внутри себя свою правовую автономию. Скажем, те законы, которые предписывались Откровением, передававшимся Мухаммадом, для мусульман, не действовали для иудеев. Иудеи судили между собой по своему собственному закону, а в случаях спорных взаимоотношений с мусульманами обращались лично к пророку как к третейскому судье. С этой мединской общины начался новый этап развития раннего ислама, и на ее базе сформировались зачатки будущего мусульманского государства.
В Медине Мухаммад превратился из просто проповедника в политического деятеля, от которого требовалось решение таких вопросов, которые ранее не возникали. И, утвердившись на новом месте, Мухаммад начал борьбу с мекканцами. В значительной степени эта борьба была ответом на продолжавшиеся со стороны мекканцев преследования оставшихся в Мекке родственников мединских мусульман. И в течение 20-х годов VII века происходит ряд сражений между представителями мекканских курайшитов и мединских мусульман, в ходе которых мединская община оформляется и приобретает качества нового центра силы внутри Аравии. То есть подобно тому, как вокруг Мекки существовала федерация союзных племен, которые обеспечивали и мекканскую экономику, и военную защиту, точно так же по мере побед мединцев над мекканцами у них тоже формировался свой круг сторонников в Аравии.
Первое серьезное столкновение произошло в 624 году. В исторической традиции оно известно как битва при Бадре. Тогда мединцы напали на мекканский караван и одержали убедительную победу над превосходящими силами мекканцев. Эта победа была осознана Мухаммадом и описана в Коране как первый серьезный триумф, который был возможен только с Божьей помощью, и сама по себе воодушевила мусульман на дальнейшие военные подвиги. После этой победы возник первый конфликт с одним из трех основных иудейских племен в Медине — бану Кайнука, которые за нелояльность были выселены из Медины.
В следующем, 625 году мекканцы совершили ответное нападение на Медину. Силы сторонников Мухаммада были в три раза меньше, и битва закончилась поражением мусульман. Тем не менее поражение не уронило авторитет Мухаммада, который объяснил неудачу мусульман их собственной неподготовленностью, нестойкостью. Он упрекал их, что вместо того, чтобы добиться окончательной победы, мединские воины бросились собирать добычу на поле боя, что дало возможность нанести ответный удар уже фактически в спину.
После этой битвы в 625 году произошло переосмысление дальнейшей тактики и внутренней организации мединской общины. Вместе с тем нарастает противостояние двух этих сил. Каждый из центров — как Мекка, так и Медина — укрепляет коалиции союзных им племен. К Медине в это время присоединяются многие племена Северной Аравии, не удовлетворенные отношениями с Меккой. И следующим важным сражением была произошедшая в 627 году так называемая Битва у рва, когда многотысячное войско мекканцев выдвинулось к Медине. И они легко могли бы превосходящими силами захватить город, если бы один из сподвижников пророка не посоветовал окружить Медину шестикилометровым рвом. Практика построения защитных рвов тогда в Аравии была неизвестна, и мусульманская традиция приписывает изобретение этого защитного механизма сподвижнику пророка персидского происхождения Салману аль-Фариси. И вместо того, чтобы взять город наскоком, мекканцы были вынуждены начать многодневную осаду, во время которой силы их иссякли и они вынуждены были вернуться домой.
Через некоторое время после этой битвы Мухаммад предпринял попытку совершить паломничество к Каабе. Мухаммада и мусульман в Мекку не пустили. Но на границе священной территории, примыкавшей к Мекке, в местечке Худайбия, было заключено соглашение о том, что мусульмане смогут совершить это паломничество через год. То есть на год заключалось перемирие и договор о ненападении, а через год мусульмане допускались в Мекку. И вот когда они пришли через год, за это время общественное мнение в Мекке изменилось. Видя, что мусульмане не отвергают культовую практику, связанную с Каабой, не подвергают сомнению статус Мекки как главной аравийской святыни, мекканская верхушка, а вслед за ней и остальное население начало постепенно переходить в ислам.
Став в Медине не только проповедником, но и политическим лидером, Мухаммад продолжал оставаться пророком, и ему продолжали приходить откровения. Тем не менее сам характер этих откровений изменился, и мусульманская богословская традиция делит тексты Корана на мекканские и мединские. Если мекканские откровения по форме имели возвышенный, экстатический характер, а по содержанию в основном сводились к нескольким базовым идеям — единобожия, Судного дня, посмертного воздаяния — и базовым нравственным принципам — нестяжательства, честности, справедливости, милосердия и так далее, то мединские тексты носят другой характер. Они более формализованы, суше по стилю, в них становится больше конкретной регламентации. Не просто принципов, но и норм поведения, часто детализированных установлений, порядок совершения тех или иных ритуальных действий, наказание за те или иные проступки, порядок, скажем, деления наследства и так далее. То есть они касаются не только духовной, но и повседневной жизни.
Эти изменения отражают и изменения, происходящие в самой мусульманской общине, и в самосознании последователей Мухаммада. Если на раннем этапе они считали себя последователями идеи единобожия в широком смысле — и поэтому иудеи и христиане воспринимались ими как братья в единобожии и существенных различий между тремя они не видели, в Медине стало понятно, что иудеи, во-первых, не готовы принять Мухаммада в качестве пророка для себя (максимум, на что они были готовы, — признать его пророком для арабов). Кроме того, они стали вступать в богословскую полемику с Мухаммадом. А в политическом отношении иудеи, первоначально заключившие с пророком договор, стали проявлять к нему меньшую лояльность и в большей степени начали сотрудничать с врагами Мухаммада, с мекканцами.
Это привело к тому, что иудейское население постепенно было изгнано из Медины, а впоследствии и со всех подконтрольных мусульманам территорий, а на фоне этого сами мусульмане стали осознавать себя как отдельную религиозную общину с отдельной религиозной практикой, которая в это время уже формируется. Это то, что мы знаем в качестве столпов ислама: ежедневная молитва, пост в месяц Рамадан, в который началось ниспослание коранического откровения, это закят — благотворительный налог в пользу общины, который идет на общественные и на благотворительные цели.
И последний момент, о котором надо говорить особо, — это усиление аравийской ориентации ислама, символически выразившейся в том, что мусульмане, которые молились сначала лицом к Иерусалиму, стали обращаться лицом к Мекке. Этим подчеркивалось, что Кааба является не языческой, а мусульманской святыней. Обосновывалось это преданием о том, что Кааба была построена предком арабов и евреев Ибрахимом, то есть библейским Авраамом, и с мусульманской точки зрения она была построена как храм единому Богу — Аллаху. И задачей мусульман становилось, таким образом, очистить эту святыню древнего единобожия от языческого идолопоклонства. С другой стороны, мекканцы, увидев, что мусульмане не имеют ничего против Каабы и связанных с ней ритуалов поклонения, также стали более благосклонно относиться к мусульманам. И это было началом сближения и преодоления их конфликта. И к рубежу 20–30-х годов VII века было достигнуто соглашение. Мекка сдалась на милость Мухаммада и его сподвижников, мекканская верхушка, а вслед за ней и остальные мекканцы перешли в ислам — и таким образом два основных аравийских центра, Медина и Мекка, оказались объединены в рамках находившегося на пути формирования будущего исламского государства.
Устройство аравийского общества было таково, что конкуренция племен, отсутствие государства как легитимного монополиста насилия приводило к тому, что каждая из сторон могла применять те или иные формы насилия для выяснения отношений. И в Аравии VII века метод вооруженного набега — то, что называется газа, или газават, — был вполне легитимным способом выяснения отношений. За долгое время сформировалась устойчивая культура этих набегов, во время которых нельзя было причинять вред мирным людям, женщинам, детям, постройкам, посевам и так далее. Впоследствии этика кочевого набега перешла в мусульманское право под видом правил ведения вооруженного джихада. И вообще, в целом учение о священной войне за веру заняло в исламе значительное место именно в связи с тем, что генетически оно восходит к традиции арабских набегов. Отсюда естественно, что Мухаммад, став не только пророком и проповедником, но и политическим лидером, не мог при этом не стать талантливым, успешным и способным военачальником. Потому что политическая деятельность в Аравии того времени — это прежде всего военная деятельность.
В рамках этой культуры набега не подразумевалось, что побежденная сторона в обязательном порядке должна перейти в ислам. Точно так же как Мединский договор, заключенный с иудеями и язычниками, оставлял за каждыми из них право сохранения своей религии, точно так же главной целью вооруженной борьбы было не принудительное обращение в ислам, а установление политической и правовой власти ислама — при жизни пророка олицетворяемой самим Мухаммадом, после смерти — мусульманской общиной в целом. То есть идея в том, что господствовать должен закон, ниспосланный через Откровение, а принятие религиозного мировоззрения — это дело совести. Все должны подчиняться закону, а в вере принуждения нет, как говорится об этом прямым текстом в Коране.
Этот принцип широкой веротерпимости и сохранения религиозной автономии иноверцев в раннем исламе особенно хорошо работал для представителей монотеистических религий, «людей Писания» (иудеев и христиан), впоследствии он был распространен на зороастрийцев и других немусульман, когда ислам вышел за пределы Аравийского полуострова. Что касается арабских язычников, то вот здесь спорный вопрос. Есть точка зрения, что у язычников не было выбора: они не могли, как христиане и иудеи, остаться в язычестве при условии признания политической власти мусульман. Есть другая точка зрения: у них была возможность сохранять свои верования, но не было фактически выбора, потому что принцип веротерпимости тесным образом увязан с наличием писаного религиозного закона. Поскольку племенное арабское язычество не было институциализировано, писаного закона у них не было, то практического основания, на котором им можно было предоставить религиозно-правовую автономию, также не нашлось. И поэтому для арабских язычников по факту выбор был между войной с мусульманами и принятием ислама. И принятие власти над собой Мухаммада не могло осуществиться у арабских язычников иначе, как через признание его пророческого авторитета. А признание его пророческого авторитета подразумевало признание божественного происхождения того откровения, с которым Мухаммад пришел.
Здесь еще есть важный момент: долгое время в Аравии не могла утвердиться никакая государственная власть. Никакое аравийское царство не могло целиком объединить все арабские племена под своей властью, и никакая внешняя империя: ни Византия, ни Иран, ни Аксумское царство в Эфиопии — не могла установить прочный контроль над аравийскими территориями именно благодаря тому, что аравийские племена категорически не принимали в своей политической этике никакую земную власть. То есть ценность такой своего рода свободы, доходящей до анархии, такой антицарский, антигосударственный этос — он составляет важную ценность в древнеарабской системе. Единственная власть, которую они могли над собой признать, это власть сверхъестественного происхождения. Но опять же: если эта власть была бы, например, со стороны пророка, проповедовавшего что-то связанное с иудаизмом и христианством, то это, в свою очередь, приводило бы к господству христианских или иудейских государей соседних над арабами — чего они тоже не хотели. А Мухаммад оказывался как раз одновременно и пророком единого Бога, и арабским пророком. И таким образом, с одной стороны, для арабов подчиняться ему было не стыдно, а с другой — результатом политического подчинения Мухаммаду неизбежно становилось принятие арабами ислама.
В 632 году Мухаммад умер, не оставив (по крайней мере однозначных) указаний о том, кто должен быть его преемником во главе мусульманской общины. (Есть разные разговоры о том, что он был отравлен, но никакого окончательного мнения нет ни у кого, его нет ни в источниках, его тем более нет и у современных исследователей). Смерть пророка произвела сильное и неожиданное впечатление на мусульман. Вроде бы ничего удивительного в этом не было: Мухаммад никогда не говорил о своем бессмертии, более того, всегда подчеркивал, что он обычный человек и от всех остальных отличается только тем, что Бог его избрал для передачи Откровения; он не сверхъестественное существо, он смертный человек, который женится, имеет детей… И вот — он умирает. В его пророческом статусе у Мухаммада, конечно, преемника быть не могло. Уже в Коране он назван «печатью пророков», то есть последним пророком, завершающим пророческий цикл. После него пророков не будет.
Но оставалась другая проблема. Помимо того, что Мухаммад был пророком, он был одновременно руководителем общины. Политическим, религиозным и военным. То есть он был и руководителем военных кампаний, и главой на коллективной молитве, и основной судебной властью, решавшей спорные вопросы. В этом, мирском, его воплощении, в мирской ипостаси как политического деятеля преемник должен был быть найден. Но однозначных указаний со стороны пророка не было оставлено. И сразу после его смерти начались разногласия по поводу того, кто будет во главе общины и по каким критериям этого главу нужно будет выбирать. Можно было бы ожидать, что во главе общины мог бы быть кто-то из его детей. Но проблема в том, что из мужского потомства Мухаммада никто до зрелого возраста не дожил. Дочери, бывшие замужем за разными его сподвижниками, сами по себе не могли в патриархальном обществе претендовать на такую позицию. Поэтому естественным образом спор разгорелся между сподвижниками пророка.
Была как минимум одна фигура, которая по своему статусу внутри мусульманской общины была максимально близка к тому, кем бы мог быть сын Мухаммада, если бы у него был сын, доживший до зрелого возраста. Это был двоюродный брат и одновременно зять Мухаммада — Али, за которого пророк выдал замуж свою дочь Фатиму, и от этого брака именно продолжается линия потомков пророка. Часть мусульман, которая считала, что Али имеет приоритетное право на главенство в мусульманской общине, она потом составила группу сторонников Али — шиа. Из этого выросло одно из основных направлений внутри ислама, шиизм. Али вырос в доме пророка, был одним из первых, кто принял ислам, — причем в очень раннем возрасте, около девяти лет, фактически он уверовал в пророческую миссию Мухаммада вторым после Хадиджи. То есть в духовном отношении Али был ему как сын. И эта близость была закреплена браком с его дочерью. Но формально это не давало, с точки зрения большинства мусульман того времени, никаких специальных прав на руководство общиной.
Однако после некоторых разногласий вопрос был решен в пользу одного из ближайших сподвижников Мухаммада — Абу Бакра. Который стал первым халифом, то есть преемником Мухаммада. И уже Абу Бакр решал те проблемы, которые не очень были заметны при жизни самого пророка — но в полной мере выявились сразу после его смерти.
Во-первых, это проблема «отпадения» целого ряда аравийских племен, которые решили, что после смерти Мухаммада они не обязаны дальше поддерживать мединскую казну, продолжать выплачивать в нее налоги и сборы, которые самими мединцами рассматривались как один из столпов ислама. И поэтому здесь возник такого рода конфликт: мединцы считали это вероотступничеством, а сами так называемые вероотступники говорили, что нет, мы от веры не отрекаемся, мы продолжаем верить в Бога и признавать Мухаммада пророком, но договор у нас был с Мухаммадом лично, а с его преемниками мы не договаривались. И вот первому же преемнику Мухаммада, Абу Бакру, пришлось подавлять это отпадение племен.
Процесс отпадения совпал и во многом был тесно переплетен с другим непростым явлением, которое известно в литературе под названием «движение лжепророков». Дело в том, что Мухаммад был в свое время не единственной фигурой, которая претендовала на то, что говорит от имени высшей силы, и не единственным проповедником единобожия. Как минимум из исламской исторической традиции нам известны имена пяти пророков, которых, естественно, мусульмане считают лжепророками (среди которых была даже одна пророчица — женщина).
Большая часть этих пророков были иудейской или христианской ориентации. И по крайней мере один из них был известен как пророк некоей оригинальной формы аравийского монотеизма. Мусульманские источники называют его лжепророком Мусайлимой; о содержании его проповедей крайне мало что известно, потому что текстов, как Коран, от него не сохранилось. Тем не менее по косвенным предположениям складывается впечатление, что в существенных аспектах его учение мало отличалось от учения Мухаммада. Но та среда, в которой оно распространялось, а это центральная Аравия и области, примыкающие к южноаравийскому культурно-историческому ареалу, была довольно тесно связана с южноаравийской иудейской традицией, и в этом смысле Мусайлима выступал как религиозный и политический конкурент Мухаммада, имевший автономную базу поддержки. И с его этим движением действительно было покончено только уже после смерти Мухаммада в рамках общего усмирения отпавших аравийских племен.
Можно сказать, что к концу жизни Мухаммада и сразу после его смерти ислам одержал победу на большей части Аравийского полуострова. За пределами вот этой исламской общности оставалась только Южная Аравия — Йемен, но процессы его исламизации начались уже при пророке. Уже при Мухаммаде были заложены основания и направления для дальнейшей экспансии ислама за пределы Аравии. Мусульманское же предание сообщает о том, что еще когда он был жив, он направил послов к царям Ирана, Византии и Египта с предложением принять ислам, которое встретило, разумеется, отказ. Как бы то ни было, уже при пророке было представление о том, что ислам не может ограничиться Аравийским полуостровом и способ и путь распространения новой религии за пределы Аравии — это путь политический. То есть это не путь индивидуальных проповедников, а путь либо завоеваний, либо переговоров и соглашений. И это очень хорошо отражает ту особенность, характерную для раннего ислама, в котором неразрывно связаны и взаимопереплетены до полного неразличения религиозные, политические, правовые, мирские, духовные аспекты и которые, таким образом, представляют собой сложную, целостную, внутренне интегрированную систему, охватывающую все стороны человеческой жизни.
Кратко по теме
Основателем ислама является пророк Мухаммед (Мухаммад). Он родился в 570 г. от Р.Х. В арабском летосчислении этот год называется Годом Слона. Свое название год получил потому, что в это время правитель Йемена Абраха предпринял наступление па Мекку с целью ее захвата и подчинения своему влиянию всех арабских земель. Его войско передвигалось на слонах, что вызываю ужас у местных жителей, до этого времени не видевших этих животных. Однако на полпути к Мекке войско Абраха повернуло назад, а сам Абрах умер по дороге домой. Исследователи считают, что это произошло из-за эпидемии чумы, которая уничтожила значительную часть войска.
Мухаммед происходил из обедневшего клана влиятельного рода курейш. Члены этого рода должны были следить за сохранностью духовных святилищ. Мухаммед рано осиротел. Его отец умер еще до его рождения. Мать отдача его, по обычаю того времени, кормилице-бедуинке, у которой он рос до пяти лет. Его мать умерла, когда ему было шесть лет. Мухаммеда воспитывал сначала дед Абдалмутталиб, служивший смотрителем при храме Кааба, затем после его смерти — дядя Абу Талиб. Мухаммед рано приобщился к труду, пас овец, участвовал в снаряжении торговых караванов. Когда ему исполнилось 25 лет, он нанялся на работу к Хадидже, богатой вдове. Работа заключалась в организации и сопровождении торговых караванов в Сирию. Вскоре Мухаммед и Хадиджа поженились. Хадиджа была старше Мухаммеда на 15 лет. У них родилось шестеро детей — два сына и четыре дочери. Сыновья умерли в младенчестве.
Только любимая дочь пророка Фатима пережила отца и оставила потомство. Хадиджа была не только люби мой женой пророка, но и другом, во всех сложных обстоятельствах жизни она поддерживала его материально и морально. Пока Хадиджа была жива, она оставалась единственной женой Мухаммеда. После женитьбы Мухаммед продолжал заниматься торговлей, однако без больших успехов. Сказывалось изменение исторической ситуации.
Мухаммед много времени проводил в молитвах и медитации. Когда Мухаммед медитировал в одной из пещер в окрестностях Мекки, ему было видение, во время которого он получил первое послание от Бога, переданное через архангела Джебраила (библ. — Гавриил). Первыми людьми, поверившими проповеди Мухаммеда и принявшими ислам, стали его жена Хадиджа, его племянник Али, его вольноотпущенник Зайд и его друг Абу-Бекр. Первое время призыв к новой пере осуществлялся тайно. Начало открытой проповеди относят к 610 г. Меккаицы встретили се с насмешкой. В проповеди содержались элементы иудаизма и христианства. Мухаммед, по историческим сведениям, был неграмотным. Он воспринимал устные рассказы из Священного Писания от иудеев и христиан и приспосабливал их к арабской национальной традиции. Библейские сюжеты органично вошли в состав священной книги новой религии, связав воедино истории многих народов. Популярности проповеди Мухаммеда способствовало то, что он читал их речитативом, в виде рифмованной прозы. Постепенно вокруг Мухаммеда сложилась группа сподвижников из разных слоев мекканского общества. Однако весь первоначальный этап проповеди, вплоть до переселения в Медину, мусульмане подвергались гонениям и преследованиям со стороны мекканского большинства. В результате этих притеснений большая группа мусульман эмигрировала в Эфиопию, где их встретили с пониманием.
Число сторонников Мухаммеда в Мекке постоянно росло, однако росло и сопротивление новой религии со стороны влиятельных жителей города. После смерти Хадиджи и дяди Абуталиба Мухаммед лишился внутренней опоры в Мекке и в 622 г. вынужден был уехать в город своей матери Ятриб, который после этого стал называться Мединой - городом пророка. В Медине проживала большая группа евреев, и мединцы оказались более подготовленными к принятию новой религии. Вскоре после переселения Мухаммеда большинство населения этого города вступило в число мусульман. Это был огромный успех, поэтому год переселения стал считаться первым годом мусульманской эры — хиджры(переселение).
В мединский период Мухаммед развивал и углублял свое учение в направлении обособления от родственных религий — христианства и иудаизма. Вскоре влиянию исламской общины в Медине подчинилась вся южная и западная Аравия, и в 630 г. Мухаммед торжественно вступил в Мекку. Теперь мекканцы склонились перед ним. Мекка была объявлена священной столицей ислама. Однако Мухаммед вернулся в Медину, откуда в 632 г. совершил паломничество (хадж) в Мекку. В этом же году он умер и был похоронен в Медине.
Ислам — последняя из мировых религий. Она возникла в эпоху раннего Средневековья на Аравийском полуострове. Слово «ислам» в переводе с арабского означает «покорность», предание себя Богу. Появление ислама явилось закономерным результатом развития аравийского общества и эволюции религиозного сознания народов Аравии.
Религиозная и историческая ситуация в Аравии накануне зарождения Ислама
Ислам возник в среде арабов, коренных жителей Аравии. Доисламские арабы — один из многих семитских народов, обитавших в этом районе Ближнего Востока с незапамятных времен. На первоначальный характер ислама оказали влияние многочисленные факторы. Среди наиболее важных можно выделить доисламские древние верования и культы, иудаизм, христианство и маздеизм.
Доисламские религиозные культы представляют собой соединение элементов фетишизма и тотемизма, поклонения явлениям и силам природы, особенно небесным светилам, и полидемонизма. Фетишизм выражался в почитании камней, особенно метеоритного происхождения, а также в поклонении идолам. Элементы тотемизма сказывались в названии племен — лиса, медведь, верблюд, собака. Процветал культ бепшов - сооружений, название которых означает «дом бога». Нередко бетилы располагались в оазисах. К такому святилищу совершались регулярные паломничества. Здесь же собирались люди, занимающиеся торговлей между кочевыми и оседлыми племенами. Одним из таких святилищ былаМекка, приобретшая особое значение в качестве общеарабского религиозного и торгового центра. Почитая своих богов и демонов, племена не отрицали других богов, связанных с другими племенами. Так, в Мекке помимо почитавшегося проживающим там племенем курейшигов их племенного бога в знаменитом храме Кааба находилось более 300 идолов, служивших объектами поклонения других племен. Божество мекканцев было воплощено в черном камне, замурованном в стену Каабы. Имя этого бога - Илляха - было связано с общесемитским корнем Эл, Элоха, Элохим. Кааба именовалась «домом Аллаха», а мекканцы считали себя соседями Аллаха. Объектом почитания был также источник воды Зям-Зям -колодец, расположенный напротив храма.
Доисламская обрядность была такой же, как и в других древних культах. Практиковалось поломничество к бетилам. Вокруг святилищ и идолов совершались ритуальные процессии, каждый из участников которых стремился прикоснуться к статуе бога и впитать в себя элемент его силы. Идолам приносились жертвы, обычно скотом. Религиозное значение имели места погребений. Проходя или проезжая мимо такого места, араб бросал в него камень, что символизировало жертвоприношение и должно было выражать уважение к покойнику.
Молитвенный ритуал в доисламском культе арабов не был разработан. Роль молитв играли стихи, складывающиеся поэтами. Поэтический дар считался результатом благожелательного отношения джиннов к этому человеку. Если племя имело своего идола, то в нем обязательно был жрец - кахин, который должен был обслуживать идола и руководить ритуалом жертвоприношений.
Влияние иудаизма на зарождение ислама было не меньшим, чем влияние доисламских верований. В Аравии проживало немало приверженцев иудаизма. Через иудейских купцов-караванщиков его влияние распространилось по всем торговым путям, пересекавшим Аравийский полуостров. Пророк Мухаммед, основоположник ислама, во время своих путешествий встречайся с иудеями. Их рассказы о содержании Ветхого Завета сохранились в его памяти и вошли затем в вероучение новой религии.
На становление ислама оказало влияние и христианство, хотя и в меньшей степени. Многие арабские племена к северу от Аравийского полуострова были христианизированы. Здесь было распространено христианство в несторианской и монофизитской формах. Эти формы облегчали восприятие христианства, так как не были связаны с двойственной трактовкой личности Христа. Христос под именем Иса занял свое место среди пророков в качестве непосредственного предшественника Мухаммеда. Некоторые новозаветные эпизоды также нашли отражение в священной книге — Коране.
Своеобразным явлением религиозной жизни арабов этого периода является ханифизм. Ханифами называли людей, ведущих уединенный образ жизни и проповедовавших единобожие. Ханифизм впитал в себя влияние иудаизма, христианства и парсизма и был посредствующим звеном между этими религиями и исламом. В целом же можно сказать, что ислам явился закономерным этапом в длительной и последовательной эволюции религиозных форм сознания населения Аравии. Однако решающую роль в его появлении сыграю своеобразие исторического развития.
Центральная часть полуострова, где и возник ислам, значительно отстала в своем развитии от южного и северного районов, в которых уже существовали развитая классовая система и государство со всеми его институтами. Основой хозяйственной жизни центральной части полуострова было кочевое скотоводство и примитивное земледелие. Общество находилось на стадии разложения первобытных отношений. Классовое расслоение только намечалось. Население немногочисленных городов существовало за счет обслуживания караванных путей между Индией и странами Запада. Эти пути проходили преимущественно через юг Аравийского полуострова, так как северные пути были более опасными из-за противостояния сильных государств — Византии и Персии. Однако к концу VI в. усиливаются позиции Ирана, который, завоевав Йемен, поставил торговлю и караванные пути под свой контроль, переместив их на север Аравийского полуострова. Таким образом, арабы, чье благополучие обеспечивалось обслуживанием караванных путей, оказались перед лицом серьезного кризиса. Напряженность этого кризиса нашла свое выражение в сфере духовной, что послужило непосредственным толчком к возникновению новой религии. Деятельность ханифов олицетворяла духовные искания. Наибольший успех в этой деятельности выпал на долю Мухаммеда, которому удалось создать мощный интегрирующий фактор в виде новой религии.
Основы вероучения Ислама
Ислам более последователен в вопросах монотеизма, нежели другие монотеистические религии. Нельзя и помыслить кого-либо равным Аллаху, который создал мир за шесть дней. Сначала были созданы семь небес, затем небесные светила и земля, рахюженная ковром. На ней для прочности были установлены горы. Земля соединена с небесами невидимой лестницей, по которой спускаются и поднимаются лишь ангелы. Ангелов, так же как и земных тварей, создал Аллах в один из дней творения. В последний, шестой день был создан первый человек Адам, а из его ребра сотворена Ева. Седьмой день — это день отдыха, который в исламе приходится на пятницу.
Животные были сотворены из воды, человек — из глины, из праха, из воды и сгустков крови (в разных местах Корана есть разные версии). Говорится в Коране и о первородном грехе, о непокорном ангеле Иблисе (шайтан — сатана), который не захотел по велению Аллаха поклониться человеку, за что Аллах проклял его и пообещал страшные кары вдень Страшного суда. Пока же Иблис является главой всех демонов и джиннов. Во главе других ангелов стоят архангелы, соотносимые с библейскими: Гавриил — Джебраил, Михаил — Ми кайл, Серафим — Исрафил, Азраил; среди них существует разделение труда, каждый выполняет определенную функцию.
После грехопадения золотой век ушел в прошлое. Незадолго до конца света наступит эпоха ужасного нечестия и неверия, люди погрязнут в грехе и наступит царство антихриста (даджжаля), которое будет длиться 40 дней. На смену антихристу придет Иисус, чье второе пришествие в качестве исламского Махди, мессии положит конец царству греха. Антихрист будет уничтожен, и на земле в течение 40 лет воцарится идиллия. Затем наступит час Страшного суда. Сам Аллах лично и с пристрастием будет допрашивать каждого из живых и мертвых. После этого грешники попадут в ад, а праведники — в рай. Дорога в рай лежит через мост толщиной с конский волос и острый, как лезвие меча. Сам человек через этот мост пройти не может, его должен перевезти тот баран, осел или верблюд, которого он при жизни принес в жертву Аллаху. В момент Страшного суда большую роль будет играть пророк Мухаммед, чье заступничество сможет побудить Аллаха не только смягчить участь грешника, но и простить его и направить в рай. Рай - это жизнь в тенистых, прохладных рощах, журчание воды, обильная еда, роскошная одежда, различные наслаждения, в том числе и любовные. По одной версии, каждый правоверный будет рядом с супругой, по другой — он будет наслаждаться обществом прекрасных гурий. В противоположность этому ад — это пекло, дым, самум (песчаная буря). В аду грешник осужден на вечные муки, пытки и страдания.
Для передачи своей воли Аллах посылает на землю откровение через своих посланников — пророков. Эти откровения стали содержанием священных книг. Моисею был дан Закон, Давиду Псалтирь, Иисусу — Евангелие. Мухаммед был последним пророком, поэтому в исламе изложена последняя истина, самая достоверная, данная Аллахом человеку.
Вероучение ислама до большинства верующих доходило в устной форме проповедей и в виде священных заповедей, составляющих для каждого правоверного комплекс правил поведения. Ислам насчитывает пять основных обязанностей мусульманина — исповедание, молитва, пост, милостыня, хадж.
Исповедание — центральный принцип в исламе. Чтобы стать мусульманином, достаточно произнести фразу: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его». Произнеся эту фразу, человек становится покорным Аллаху и обязан соблюдать остальные обязанности правоверного.
Молитва - ритуальное состояние покорности, при котором определенные телодвижения так же важны, как и сопровождающее их состояние ума. От молитвы могут быть освобождены больные, немощные и дети. Кто не молится пять раз в день — неверные. Молитву положено совершать на заре, в полдень, пополудни, при закате солнца и перед сном. Обычно се совершают индивидуально. Перед молитвой необходимо совершить омовение: мыть руки, ноги, лицо или все тело. Если рядом нет воды, можно совершить омовение песком. Молитву совершают в одежде, в чистом месте, повернувшись лицом к Мекке, на специальном коврике. Вначале необходимо сообщить о своем намерении совершить молитву. Во время молитвы необходимо выполнить определенное количество ритуалов (ракатов). Чтобы правоверные не забывали о времени молитвы, при мечетях воздвигаются высокие башни - минареты, откуда служители — муэдзинывозвещают азан - призыв к молитве. В выходные, праздничные дни, а также по особым случаям совершаются молитвы в мечетях в полдень. На такую молитву собирается все взрослое мужское население обшины. Женщины молятся отдельно от мужчин, стоя сзади или в специальной секции мечети, отгороженной ширмой.
Пост в течение всего месяца рамадан осуществляется в светлое время суток и распространяется на прием пищи, питье жидкости, курение и сексуальную активность. Во время поста приветствуются размышления на религиозные темы. Особенно достойным занятием считается чтение вслух Корана на протяжении всего месяца. Согласно преданию. Коран снизошел на землю 27 числа месяца рамадан — в «Ночь Могущества».
От поста могут быть освобождены только путешествующие, больные и дети. В другое время мусульманин может поститься по обету, в случае засухи, в порядке возмещения за пропущенные дни рамадана. От поста иногда можно откупиться пожертвованием дополнительной милостыни.
Милостыня (закят) — обязательная благотворительность, налог, который уплачивается каждым взрослым мусульманином один раз в год в размере 2,5% от имеющегося капитала в пользу бедных и нуждающихся.
Хадж - паломничество в Мекку перед праздником жертвоприношений, который мусульмане отмечают в память о жертвоприношении Авраама. Малое паломничество можно совершать в любое время года. По возвращении совершивший хадж получает титул хаджи (тот, кто совершил паломничество). Раньше такое путешествие требовало много сил и времени. В наши дни оно облегчается доступностью воздушного транспорта.
Ежегодно паломничество совершают около двух миллионов человек. Численность паломников регулируется системой квот, вводимых властями Саудовской Аравии — охранителями святых мест — в сотрудничестве с правительствами мусульманских государств.
Утомительные ритуалы, часто совершаемые в невыносимый зной аравийского лета, включают: таваоф - обход вокруг Каабы; саай — семикратную пробежку между холмами ал-Сафа и ал-Мар-ва; вукуф — стояние на равнине Арафат у подножия горы Милосердия, прохождение через три колонны в ущелье Муздалифа (в каждую из колонн нужно бросить 7 камней); Праздник Жертвоприношения в Мине.
Совершение хаджа небезопасно, вследствие большого скопления народа здесь нередки трагические события. В августе 1987 г. во время беспорядков, вызванных политическими выступлениями, погибло 402 человека. В 1990 г. более 1100 паломников погибли в результате обрушения пешеходного моста под тяжестью проходивших паломников. В 1997 г. несколько сотен паломников сгорели заживо в результате пожара, охватившего палаточный городок.
Ислам в современном мире
В настоящее время ислам воспринимается народами многих стран как фактор нестабильности, постоянная угроза миру и спокойствию людей. Причиной этого является распространение террористической угрозы, которая исходит от последователей ислама. Однако нельзя не видеть, что значительная доля вины за рост терроризма во всем мире лежит на современных супердержавах и бывшем СССР. Во время противостояния двух политических систем каждая из них пыталась использовать «исламский фактор» в собственных интересах, обучая и вооружая исламские группировки. Стоит ли удивляться, что со временем оружие оказалось направленным на сами эти страны?
Ислам — великая мировая религия, которая призывает людей к миру и добрососедству, ее цель — создать и воспитать в человеке добрые качества и добрые отношения ко всем религиям. Рост терроризма — это политическая проблема, и решена она может быть только политическими средствами. В наши дни важнейшей задачей становится обезопасить мир от террористов всех мастей, чтобы спасти грядущие поколения от всемирных катаклизмов. Бывший Президент России В. В. Путин, выступая по телевидению 5 декабря 2001 г., сказал, что «международное сообщество проспало эту угрозу», и чтобы ее ликвидировать, оно должно сделать всеобщее усилие.
Социально-культурные особенности ислама
Согласно концепциям ряда европейских и американских ученых причины широкого распространения и усиления влияния мусульманской религии кроются в его способности влиять на все сферы жизни этих стран с учетом меняющейся обстановки. «Мусульманское возрождение», начавшееся во второй половине XX в., особенно с 1970-х гг., резкое усиление роли ислама в экономической, политической, духовной жизни восточных народов объясняются целым рядом причин.
Молодость ислама
Мусульманская религия возникла значительно позже других религиозных систем и в отличие от них не исчерпала своих возможностей. Ислам находится в расцвете своих сил, играя активную роль в современном мире
Жизненность и гибкость мусульманской религии
Жизнеспособность ислама, по мнению некоторых западных специалистов, проявляется в том. что он выстоял, не сдал своих позиций, несмотря на длительный период колонизации восточных стран. F.ro гибкость связывается ими и с отсутствием централизованной организации духовенства, мешающей оперативному и своевременному решению назревших проблем в конкретных регионах.
Тотальность ислама
Под тотальностью ислама западные ученые понимают широкий охват исламской религией всех сфер жизнедеятельности верующих. Все это в совокупности приводит к тому, что ислам выступает как образ жизни, всецело определяющий мировоззрение и поведение людей.
Простота и доступность этой религии
Простота ислама проявляется в его догматах и культе, которые менее сложны, чем в других религиях. Доступность мусульманской религия исследователи объясняют тем, что ислам максимально учитывает местные условия, не запятнал себя колониальной политикой и т.д. Нельзя не согласиться, что в силу этих причин ислам широко распространился в Африке; однако следует заметить, что в последние десятилетия он стал распространяться в ряде европейских стран, в частности во Франции.
Фанатизм и воинственный характер ислама, его стремление к мировому господству
Именно этими свойствами мусульманской религии западные авторы пытаются объяснить борьбу восточных народов против колониализма за свое национальное освобождение. Наиболее ярким примером тому может служить освободительная борьба против американских войск в Иране, проходившая под флагом ислама, возглавляемая духовным лидером аятолла Хомей- ни в конце 70-х it. XX в.
Идея «завершения пророчества»
В трактовке мусульманских теологов эта идея означает, что пророк Мухаммед был последним посланником Аллаха на земле и принес человечеству окончательную истину. Это свидетельствует об исключительности вероучения мусульман по сравнению с другими религиями. В содержании Корана много демократических мотивов, а потому ислам подчас воспринимается как народная религия.
Аутентичность ислама личности мусульманина
Аутентичность, по мнению западных исследователей, — это полное выражение мусульманской религии в личности верующего. Мусульмане всех стран одинаковы. Эти люди, сформированные исламом, составляют единую общность — «умму». Однако данный вывод требует критического анализа и переосмысления.