Компактная версия
Изобретение парашюта
Кто придумал парашют?
Слово «парашют» придумал француз Себастьян Ленорман, физик- из города,Монпелье.
Тогда воздухоплавание только-только начиналось, и люди еще не задумывались над тем, как обезопасить полеты на воздушном шаре.
Ленорман подумал об этом одним из первых. Он решил попробовать приспособить для этой цели обычные зонты. Взяв в руки два больших раскрытых зонта, он прыгнул с высокого дерева в своем саду. Опыт удался. Тогда изобретатель стал мастерить более совершенный зонт. Он сшил его в форме конуса из полотна и внутри оклеил бумагой.
К конусузонту Ленорман прикрепил множество тонких шнуров, а к ним — сиденье, сплетенное из ивовых прутьев. Оставалось испытать новый «зонт». Ленорман подвесил его на высоте двадцати шести метров под крышей обсерватории, сел на сиденье и отцепился. «Зонт» плавно опустил его на землю. Изобретатель назвал свой аппарат «парашютом». Это слово он составил из двух — греческого и французского, вместе они означают «против падения». События эти происходили в 1783 году.
В 1485 году знаменитый итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи создает набросок простейшего парашюта. Леонардо пишет: "Если человек возьмет полотняный натянутый купол, каждая сторона которого имеет двенадцать локтей ширины и двенадцать локтей высоты, то он сможет безопасно сброситься с любой высоты ...
Человек будет двигаться направо, если он согнет правую руку и распрямит левую; и будет затем двигаться справа налево при перемене положения рук». Однако сам он не решился испытывать свое изобретение. Проект остался нереализованным.
В 1595 году венецианский инженер Фаусто Веранцио первым опубликовал проект своего парашюта. На страницах книги "Новые машины" он изобразил кусок квадратного холста, натянутого на раму, к углам которой были привязаны веревки, закрепляемые в свою очередь на парашютисте. В 1617 году Фаусто Веранцио совершил прыжок с достаточно большой высоты.
Хорватский ученый (одновременно и священник) Фаусте Вранчиче получил известность за изобретение парашюта.В 1597 году епископом Ф. Вранчиче при большом стечении народа в Братиславе был совершен прыжок с 87-метровой колокольни на рыночную площадь под куполом парашюта - натянутого на деревянную раму шестиметрового квадратного отреза ткани. Этот прыжок был официально зафиксирован в документах, где Ф. Вранчиче был назван «человеком летающим». Такие прыжки он совершал позднее неоднократно.
Один из братьев Монгольфье в 1777 году опробовал изобретенный им парашют еще за 6 лет до полета своего первого воздушного шара. Он сконструировал аппарат для прыжков и испытал
на себе, спрыгнув с крыши высокого сарая. Позднее однако, на первом испытании парашюта, проведенном братьями Монгольфье с борта воздушного шара, место человека заняла овца, не получившая в результате эксперимента каких-либо увечий.
В 1777 году парижский профессор Дефонтаж изобрел "летающий плащ" - подобие парашюта и обратился к властям с просьбой предоставить ему для испытаний преступника, приговоренного к смертной казни. Прыгнувший с «летающим плащом» грабитель остался жив!
Французский физик Луи Себастьян Ленормон изготовил парашют в виде конусообразного купола. Парашют Ленормана был сшит из полотна и для уменьшения воздухопроницаемости оклеен изнутри бумагой. Несколько десятков тонких строп сходились к сидению, сплетенному из ивовых прутьев. Свой первый прыжок Ленормон совершил в декабре 1783 года с балкона обсерватории в Монпелье.
В 1785 году при полете воздушного шара с высоты 300 метров был испытан парашют француза Жан - Пьера Бланшара,который сделал первый раскрывающийся парашют из шелка. До этого все парашюты имели жесткую раму. Ему хотелось свести до минимума опасность для жизни испытателя парашюта, поэтому первым испытателем стала собака. Животное приземлилось благополучно! В 1793 г. Бланшар сам отважился сделать прыжок.
В 1797 году состоялось испытание парашюта в Париже. На глазах у многотысячной толпы поднялись на высоту 1 км на воздушном шаре братья Гарнерены. Старший брат Андре-Жак должен был прыгнуть с парашютом - восьмиметровым «зонтом», заканчивающимся небольшой корзиной. Парашют парил хаотично, т.к. им невозможно было управлять.
Прыжок закончился вывихнутой ногой. Спустя два года после первого прыжка Гарнерен поднял в воздух воздушный шар, в гондоле которого была его жена, приготовившаяся к прыжку с парашютом. Приземление было удачным , и мадам Жанна-Женевьева Гарнерен стала первой парашютисткой в мире. Через некоторое время прыжок с парашютом совершила и их дочь Элиза Гарнерен. Братья Гарнерен разъезжали по Европе с показательными прыжками.
В 1802 году в Лондоне Андре-Жак установил мировой рекорд, спрыгнув с высоты 2,5 км. В 1803 году в России в Санкт-Петербурге, куда приехали с полетами братья, шар Гарнерена поднялся с Васильевского острова, пролетел над городом и опустился в лесу на Малой Охте. Андре-Жак Гарнерен погиб во время испытания очередной модели парашюта.
В 1885 году в Россию с цирковым трюком "Король воздуха" приехал француз Шарль Леру, который демонстрировал прыжки с высоты 500 метров. Парашют Леру имел вид большого зонта, состоящего из 12 клиньев. Каждый из клиньев скреплялся стропами с ременным поясом, надетым на парашютиста. Парашют крепился сбоку аэростата на веревке с пружиной. Как только человек прыгал, пружина разжималась и парашют отделялся от шара. Шарль Леру погиб при прыжке с парашютом.
Американец Эрвин Болдуин прыгнул с парашютом с аэростата в 1880 году. Его парашют открывался автоматически. К верхнему узлу строп была привязан шнур, другой конец которой закреплялся на корзине воздушного шара. Когда парашютист отделялся от аэростата, шнур под его тяжестью обрывался, бескаркасный матерчатый купол от падения вытягивался, наполнялся воздухом и раскрывался. Этот принцип действия автоматического раскрытия парашюта сохранился и до наших дней.Чарльз Бродвик в 1901 году изобретает ранец для парашюта. До этого все парашюты вывешивались растянутыми на воздушном шаре.
Лео Стивенс в 1908 году изобретает вытяжное кольцо.
Парижский портной Ф. Рейхельт спроектировал парашют в виде костюма и в июле 1910 года получил на него патент. Купол укладывался многочисленными складками вокруг тела авиатора и был общей площадью торможения около десяти квадратных метров. . В феврале 1912 года изобретатель совершил прыжок с Эйфелевой башни, парашют не раскрылся, и Рейхельт погиб.
С 1909 года во Франции над созданием авиационного парашюта работал Г. Вассер. Его парашют представлял собойбольшой зонт со спицами. Вассер хотел разместить его на фюзеляже самолета, позади летчика. При аварии парашют следовало освободить, а наполненный воздухом зонт должен был по идее вытащить из аэроплана пилота.
Но еще более интересную конструкцию парашюта предложил американец А. К. Ульмер в 1910 году. Его купол , изготовленный из легкой ткани, укладывался в головной убор авиатора - шапку - каскетку. При необходимости пилот должен был сбросить шапку, воздушный поток "вытравил бы купол", а затем быстро наполнил бы его. Однако и этот парашют не нашел на практике применения.
Испытания выявили основные недостатки парашюта с рамкой, или жесткого парашюта: купол был громоздким, парашютиста сильно крутило в воздухе. Чтобы устранить эти явления, изобретатели привязывали к куполу парашюта паруса и бамбуковые распорки, крепили специальные вентили и пристраивали крылья.
Но затем выяснилось , что целесообразнее проделать отверстие в середине купола, и отказаться от рамки и громоздких распорок. Их роль исправно исполняет встречный поток воздуха. Конструкция парашюта стала намного надежнее. Парашютный купол сначала прикреплялся к воздушному шару в полураскрытом виде. Но для прыжков с самолета такой парашют не годился. Выход нашел русский изобретатель Г.Е. Котельников.
В 1911 году выпускник Киевского военного училища, но актер по профессии,
Г. Е. Котельников, пораженный смертью русского авиатора Л. Мациевича в результате авиакатастрофы, писал: "Длинный и скорбный синодик славных жертв натолкнул меня на изобретение весьма простого и полезного прибора для предотвращения гибели в случае аварии".
Котельников изобрел ранцевый парашют, принципиальная схема которого осталась до сих пор неизменной.
Парашют имел круглую форму и укладывался в металлический ранец. На дне ранца, под куполом, располагались пружины, которые выбрасывали купол, когда прыгающий выдергивал вытяжное кольцо. Впоследствии жесткий ранец был заменен мягким, а на его дне появились соты для укладки в них строп.
Модель парашюта была неоднократно успешно опробована на кукле, но забыта... В 1912 году Котельникову удалось во Франции получить патент на свое изобретение.
Лишь с началом Первой мировой войны о парашюте вспомнили. Котельников предложил свой парашют военному ведомству. Но ему ответили отказом, потому что существовало мнение о вредности парашютов в авиации: летчики при малейшей опасности будут спасаться на парашютах, предоставляя самолеты гибели. Позднее, уже при Советской власти Г.Е. Котельников совершенствовал свой парашют.
Первый прыжок с самолета был совершен в 1912 году в Америке в городе Сан-Луи капитаном Берри.В 1919 году в США инженер Ирвин предложил ранцевый парашют, работавший на тех же принципах, что и у Котельникова. В США дело пошло быстрее и ужн с 1924 года все военные летчики США стали в приказном порядке летать с парашютами. И с 1924 года парашют стал обязательной принадлежностью военных летчиков США.
В 1936 году братья Доронины изобрели первый в мире прибор для автоматического раскрытия парашюта. С этими приборами парашютисты могли совершать прыжки с любых высот в самых сложных погодных условиях.
Парашюты получили огромное распространение. Со временим были сконструированы различные виды парашютов: стабилизирующие, тормозящие, грузовые, спасательные, военные, спортивные. За десятилетие, с 30-го по 40-й год в 20-м веке в прыжках с парашютом были освоены высоты от 80 до 12000 метров. Рекордсмены мира прыгали с высоты более 10 км.
В 1949 году был совершен первый прыжок с парашютом на Северный полюс В. Воловичем и А. Медведевым.
2005 год - Д. Оводенко и И. Калинин совершают первыми в мире прыжки на Сев. Полюс с парашютом на монолыже с высоты 3000 метров. Мировое первенство было зафиксировано в «Книге рекордов Гиннесса».
В 1951 году в Югославии был проведен первый чемпионат мира по парашютному спорту.
В 70-х годах 20-го века круглые и овальные купола из спорта постепенно вытеснили купола нового поколения. Этокупола типа "крыло", они обладают хорошей маневренностью и устойчивостью.
Парашют, основное назначение которого - спуск какого-либо объекта с высоты с торможением за счет сопротивления атмосферы, используют в настоящее время, например, для уменьшения пробега при посадке скоростных самолетов и торможении гоночных автомобилей.
Во время аварии на современных подводных лодках для индивидуального всплытия с глубин порядка ста метров личным составом используются два спасательных средства из разных родов войск. Это - дыхательный аппарат ипарашют, тормозящий при подъеме.
Изобретено индивидуальное устройство для подъёма лыжника по горным склонам. Оно легко помещается в ранце. Это – парашют! Итак, для подъёма в гору нужны лишь лыжи, ветер и парашют!
Интересненько...
Известно, что из болотной трясины самому выбраться практически невозможно. Однажды в годы второй мировой войны немецкий офицер Г. Граф, совершив таран американского истребителя, оказался в болоте. Вот как он об этом вспоминал: "Стало нечем дышать, задыхаюсь, но вдруг какая-то чудовищная сила вырвала меня из объятий смерти и с огромной скоростью потащила по поверхности земли. Теряя сознание, вижу перед собой огромный... надутый купол своего парашюта».
Оказывается, Граф приземлился на парашюте в болото, и благодаря дувшему в тот день сильному ветру парашют вытащил его из трясины.
Если вы не понимаете, что происходит, не видите, открылся купол или нет, вам остается только плюнуть на землю… и по движению слюны определите, раскрылся ли купол. Так как если слюна летит вниз, всё нормально, а если вверх - надо открывать запасной парашют.
1 кв. м. современной парашютной ткани весит всего около 32 г!
Парашютный спорт – один из самых захватывающих видов спорта. Ничто, не сравнится с ощущением волнения и всплеском адреналина, который вы получаете, когда парите на воздушной подушке и управляете парашютом.
Однако парашютный спорт всегда сопровождает огромное количество мифов и заблуждений, которые останавливают миллионы людей от возможности пережить этот волнительный опыт. Статистика последних десятилетий доказывает, что данный спорт невероятно безопасен. Но, для того чтобы регулярно заниматься им, вам придётся долго учиться, а также получить специальную лицензию.
Это долгий и недешевый процесс, но оно того стоит. Если вы никогда не прыгали с парашютом, вам стоит попробовать это сделать хотя бы раз в жизни.
1. Кольцо раскрытия парашюта
Миф: Скайдайверы дёргают за кольцо, чтобы раскрыть парашют.
На самом деле, парашюты с кольцом раскрытия последний раз выпускались в 80-х годах. Современные же скайдайверы, используют новое «кольцо» (хитрое изобретение, включающее ремень безопасности, контейнер и купол парашюта) – вытяжной парашют, прикреплённый к основному. Вытяжной парашют наполняется воздухом, тем самым вытягивая основной, который затем раскрывается над вашей головой. Можно сказать с уверенностью, если вы захотите прыгнуть с парашютом, вам точно не придётся ничего тянуть.
2. Разговоры во время свободного падения
Миф: Вы можете кричать и разговаривать друг с другом во время свободного падения.
Без сомнений, вы не сможете услышать другого парашютиста во время свободного падения. Конечно, если он закричит вам прямо на ухо, вы, может быть, что-то и поймёте, но вести беседу, не сможете, однозначно. Ветер, который проносится мимо ушей со скоростью в 160 километров в час, делает вас фактически глухим. Кроме того, во время свободного падения, очень сложно драться.
3. Выпуск парашюта
Миф: Когда раскрывается парашют, вас тянет назад.
Это одно из самых распространённых заблуждений. Единственное, что не может сделать парашютист – это вернуться. То, что вы видите, когда раскрывается парашют, является оптическим обманом. Ведь видеооператор, снимающий парашютиста, продолжает падать, в то время как парашютист замедляется.
4. Бессознательное падение
Миф: Если вы потеряете сознание во время свободного падения – вы умрёте.
На самом деле в современном парашютном спорте есть специальное приспособление, которое автоматически раскрывает парашют. Но опытные скайдайверы, отказываются от его использования, опасаясь технических сбоёв. Если вы потеряете сознание во время приземления, посадка скорей всего, будет более жёсткой, и вы можете получить травмы или даже умереть, но эти шансы ничтожно малы.
5. Скорость падения
Миф: Все падают с одинаковой скоростью.
Многие люди думают, что скорость падения зависит от веса человека (чем больше весит человек, тем выше скорость его падения). Это не так. Больше всего влияет на скорость положение тела и одежда (мешковатая одежда — замедляет, а обтягивающая — ускоряет). Известно, что средняя скорость падения, составляет примерно 200 км в час. Однако некоторые, продвинутые скайдайверы прыгают в положении «головой вниз» или «сит-флай», что позволяет им развить скорость до 300 километров в час! Все дело в аэродинамике. Несомненно, необходимо много тренироваться, чтобы освоить такие приёмы, как «арка» (чтобы ускориться), или «чаша», чтобы замедлиться и поравняться с группой других парашютистов.
6. Укладка парашюта
Миф: Парашютист всегда сам складывает свой парашют.
Хороший парашютист учится сам складывать свой парашют, и делает это на протяжении всей карьеры. Однако нет никакого закона о том, что каждый должен складывать свой парашют сам. Есть специальные люди, которые находятся в зоне посадки и могут упаковать ваш парашют. Стоимость такой услуги составляет около 5–7 долларов. Но, несмотря на это, многие парашютисты всё-таки предпочитают складывать его сами, на свой вкус, да и захотите ли вы доверить кому-то свою жизнь? Если вы решите воспользоваться услугами упаковщика, обязательно оставьте ему очень хорошие чаевые. Так, на всякий случай.
7. Высота раскрытия парашюта
Миф: Вы можете раскрыть парашют на любой высоте.
Парашют должен быть раскрыт, когда скайдайвер выровнялся и полностью контролирует своё тело. Нельзя открывать его слишком низко, так как вы должны учитывать время на то, чтобы он расправился. К тому же имеет значение скорость и ветер. Минимальная высота, на которой должен быть раскрыт парашют, составляет 700 метров (для парашютистов с лицензией). Говорят, что во время Второй мировой войны солдаты раскрывали его на высоте в 70 метров, и хотя большая часть погибла от таких экспериментов, многие современные парашютисты задумываются о том, чтобы повторить подобный трюк. Не стоит играть с судьбой и своей выдержкой, ведь за это можно поплатиться жизнью.
8. Кислородная маска
Миф: На большой высоте, вы обязательно должны надеть кислородную маску.
Только в самолёте. Гипоксия может начаться на высоте в 5 километров, поэтому в самолётах всегда должны быть кислородные маски. Обычно прыгают с высоты 3 000–4 000 метров. Но есть и «экстра-высокие» прыжки с 7 000 м. Для этого, конечно же, понадобятся и «экстра-деньги». В некоторых самолётах предлагают маски, но обычно это просто трубка, висящая с потолка, где вы можете дышать кислородом вплоть до прыжка. Как только вы прыгаете, вы находитесь на такой высоте всего пару секунд, поэтому в кислородной маске нет нужды.
9. Опасность высоты
Миф: Чем больше высота, тем опаснее прыжок.
Все с точностью наоборот. Парашютисты хотят прыгать с максимально возможной высоты. Это не только даёт больше времени насладиться свободным падением, но и предоставляет возможность исправить, возникшие проблемы (если такие будут). Чтобы достичь предельной скорости, вам потребуется примерно 500 метров (скорость 190 км/час). Учитывая 200–300 метров на то, чтобы парашют раскрылся, прыгать с высоты меньше, чем 900 м – просто сумасшествие.
10. Равновесная скорость
Миф: Человек может пережить предельное скоростное воздействие.
Все мы слышали подобные истории: «Человек спрыгнул с высоты 5 000 километров, его парашют не раскрылся, он приземлился в грязевое поле и всего лишь сломал ногу, или остался в инвалидном кресле, но выжил!». В подобных историях всегда что-то не так. Чаще всего они просто придуманы, или их нюансы утаиваются. Возможно, у него не раскрылся один парашют, или оба (что очень редко), однако даже наполовину раскрытый парашют значительно замедлит падение. А при приземлении на мягкую поверхность или деревья, со скоростью 70 километров в час, действительно можно остаться в живых.
11 интересных фактов о парашютном спорте
Парашютный спорт – один из самых захватывающих видов спорта. Ничто, не сравнится с ощущением волнения и всплеском адреналина, который вы получаете, когда парите на воздушной подушке и управляете парашютом. Однако парашютный спорт всегда сопровождает огромное количество мифов и заблуждений, которые останавливают миллионы людей от возможности пережить этот волнительный опыт. Статистика последних десятилетий доказывает, что данный спорт невероятно безопасен. Но, для того чтобы регулярно заниматься им, вам придётся долго учиться, а также получить специальную лицензию. Это долгий и недешевый процесс, но оно того стоит. Если вы никогда не прыгали с парашютом, вам стоит попробовать это сделать хотя бы раз в жизни.
1. Средняя скорость свободного падения человека, выскочившего из самолета на полном ходу ― с парашютом или только с мыслью о том, что забыл выключить дома утюг ― 50 м/с или 180 км/ч.
2.Расстояние в 3000 метров до момента открытия парашюта спортсмен пролетает за минуту.
3. По результатам исследования Американской ассоциации дельтапланеризма (U.S. Hang Gliding Association), на каждые сто тысяч живых парашютистов приходится двадцать пять разбившихся. Таким образом, парашютный спорт ― один из самых безопасных видов экстремальной деятельности.
4. Прыгнуть с парашютом и разговаривать ― вещи абсолютно несовместные, как бы ни уверяли нас в обратном режиссеры американских боевиков.
5.«Если у человека есть шатер из накрахмаленного полотна, каждая сторона которого имеет 12 локтей в ширину и столько же в высоту, он может броситься с любой большой высоты, не подвергая себя при этом никакой опасности», ― писал Леонардо Да Винчи задолго до возникновения парашютного спорта.
6. Первым смельчаком, отважившимся прыгнуть с парашютом из аэроплана (до этого сигали с воздушных шаров), стал в 1912 году американец Альберт Берри. Причем, прежде чем прыгать с парашютом, Альберту нужно было добраться до металлического контейнера, где он находился. А контейнер был прикреплен к фюзеляжу, так что отважному Берри пришлось сначала перебраться на шасси машины и уже там пристегивать парашют.
7.В России первый прыжок с парашютом совершил 17 мая 1917 года штабс-капитан Соколов, нарочно для этого выпрыгнувший из аэростата. На следующий день тот же подвиг совершил ничего не знавший о своем предшественнике подпоручик Анощенко. Какова же была досада подпоручика, когда он узнал, что его обошли! Он даже подумывал вызвать штабс-капитана на дуэль, но тут началась революция, и обоим стало не до парашютов и дуэлей.
8. Самым дерзким парашютистом до недавних пор считался капитан армии США Джозеф Киттинджер, который прыгнул с высоты 31 332 метра. Для подъема он использовал стратостат, а чтобы не сгореть при падении ― специальный скафандр. Но его по всем статьям обошел парашютист-экстремал Феликс Баумгартнер, шагнувший в бездну с высоты 38 600 метров. Скорость свободного падения Феликса достигла безумных 1342 км/ч.
9.Самый низкий прыжок с парашютом с высоты 9-12 м совершил британский пилот Тереке Спенсер в апреле 1945 года. Причиной послужила совсем не скромность англичанина, просто его самолет подбили над заливом Висмар в Германии.
10. Самый старый парашютист ― Джордж Мойз, прыгнувший в тандеме с инструктором с высоты 3000 м в в возрасте 97 лет. Таким образом дед отпраздновал день рождения, сэкономив на вечеринке.
11. Чтобы попасть в книгу рекордов Гиннеса в 2007 году, японцы придумали прыжок «Банзай». Из самолета выбрасывают парашют, а следом выпадает человек. Он должен догнать парашют, надеть систему и открыть купол, пока не достиг критической высоты.
10 выживших после несчастного случая во время прыжка с парашютом
Вообще-то скайдайвинг относительно безопасен. Согласно большинству источников, смертельным исходом заканчиваются (в среднем) около 30 из 100 тысяч прыжков. Человек с бо̀льшей вероятностью может погибнуть в автомобильной аварии, чем в результате прыжка с парашютом. Для более наглядного сравнения: в подводном плавании количество смертей в среднем больше – примерно в 47 из 100 тысяч погружений.
Считается, что шансов разбиться, выпрыгнув из исправного самолёта, у вас столько же, сколько искупаться в кишащей акулами воде. Тем не менее, каждый год сотни тысяч людей прыгают с самолёта – профессионально, ради развлечения и участия в соревнованиях – и подавляющее большинство достигло земли благополучно, в целости и сохранности.
Хотя в прыжках с парашютом есть один пунктик: когда что-то всё-таки идёт не так, как должно – не раскрылся парашют или обнаружились другие подобные неполадки – у вас остаётся не так много вариантов. Мчаться к земле со скоростью, превышающей 100 миль в час… ну, можно представить, чем это скорее всего закончится.
Как ни удивительно, не каждая авария в парашютном спорте заканчивается грудой окровавленных, переломанных частей тела. На самом деле, найдётся довольно много людей, которые пережили душераздирающие инциденты в воздухе:
1. Даниэль Фарр
Представьте себе эту ситуацию и решите, действительно ли стоит совершать ваш первый совместный прыжок (в котором вы своим парашютом присоединены к другому человеку, как правило, опытному скайдайверу) с инструктором, который может умереть в воздухе. Даниэль Фарр – солдат армии США, специализирующийся на военной разведке.
Его девушка подарила ему в качестве рождественского подарка билет на прыжок с парашютом. Партнёром Фарра по тандему был мужчина по имени Джордж «Чип» Стил, опытный скайдайвер, на счету которого более 8 000 прыжков. Он выпрыгнул из самолёта, некоторое время находился в свободном падении, а затем раскрыл парашют, как и предполагалось.
Всё, казалось бы, шло гладко, пока не полетело к чертям. Фарр заметил, что Чип никак не реагирует ни на его вопросы, ни на действия (на самом деле отсутствие каких-либо действий), касательно приближения к земле. Несмотря на то, что вооружённые силы не дали молодому Фарру никакой профессиональной подготовки по управлению парашютом, они научили его сохранять спокойствие в экстремальных условиях. Фарр, оказавшись в такой ситуации, взял под свой контроль управление парашютом – так же, как он видел по телевизору, конечно – и ему удалось довольно неплохо маневрировать, избегая приближающихся деревьев, и, в конечном счёте он безопасно приземлиться недалеко от назначенной посадочной зоны. После этого Фарр безуспешно делал Чипу искусственное дыхание. Позже коронер констатировал, что Чип перенёс сердечный приступ.
Однако одного мучительного опыта было недостаточно для того, чтобы отбить охоту к прыжкам у господина Фарра. Он выразил желание прыгнуть ещё раз, несмотря на протесты родителей.
2. Дейв Хаджмен (и парень по имени Фрэнк)
Этот инцидент произошёл в 1985 году в Австралии, в штате Виктория. Мистер Хаджмен совершал прыжок с высоты около 12 тысяч футов (примерно 3,5 тысячи м.) в качестве одного из членов формирования скайдайверов. Всё пошло не по плану, когда Хаджмен по невнимательности открыл свой парашют, находясь прямо над другим скайдайвером (это и был парень по имени Фрэнк). Фрэнк тоже не увидел Хаджмена, и открыл свой парашют примерно в то же мгновение, что и Хаджмен. Два парашютиста пытались занять одно и то же пространство в одно и то же время. В результате Дэйв упал прямо на Фрэнка.
Сильный удар лишил Фрэнка сознания и запутал стропы обоих раскрытых парашютов. Парашют Фрэнка остался открытым и наполненным воздухом, в то время, как парашют Хаджмена выпустил воздух и свернулся – мужчины оказались плотно связаны. Кроме того, поскольку, по сути, теперь один парашют должен был выдержать вес двоих мужчин, они падали быстрее, чем хотелось бы в подобной ситуации, в конце концов, врезавшись в переполненную автомобильную стоянку – удивительно, но они приземлились прямо между несколькими припаркованными автомобилями. И выжили.
Хаджмен получил довольно обширные травмы, в то время как Фрэнк вышел из этой передряги относительно невредимым. К его чести, Хаджмен вернулся к прыжкам с парашютом из безукоризненно работающих самолётов сразу после того, как его раны зажили.
3. Джеймс Буль
Мистер Буль – телерепортёр, специализирующийся на съёмках прыжков с парашютом (и участии в них) и бейсджампинга. Бейсджампинг, для тех, кто не знаком с этим термином, это вид спорта, заключающийся в прыжках с неподвижных объектов (таких как горы и мосты) и ожидании последней возможной секунды для раскрытия парашюта. Опасная штука.
Во время одной из таких съёмок мистер Буль и попал в передрягу. Буль и его партнёры выполняли прыжок для съёмок документального фильма в России. Буль, сосредоточившись на съемке, полагался на своего партнёра по радиовещанию, когда они приблизились к земле, и надо было раскрыть парашют. Проблемы со связью помешали этому, и вместо того, чтобы раскрыть парашют, Буль встретился с покрытой снегом землёй. Падение с высоты двух тысяч метров со скоростью, намного превышающей 100 миль в час, обычно означает страшный конец. Однако британец врезался, по-видимому, в сугроб посреди каменистой местности. Буль получил перелом спины и рёбер, но в остальном был не так уж сильно потрёпан. Данный инцидент, по иронии судьбы, был заснят на пленку.
4. Иван Чисов
Чисов заслуживает места в этом списке благодаря своей храбрости, которая позволила ему выжить в той ситуации. Иван Чисов был лейтенантом в советских ВВС во время Второй мировой войны. Во время боевого вылета, бомбардировщик Чисова был атакован и сильно поврежден немецкими истребителями. В то время бомбардировщик Чисова летел на высоте свыше семи тысяч метров. Степень его повреждения требовала от экипажа немедленно покинуть самолёт.
Проблема заключалась в том (помимо того, что выпрыгивал он из разваливающегося самолёта), что когда Чисову уже действительно необходимо было покинуть машину, вокруг было довольно много немецких самолётов, а лётчики очень любили стрелять по заманчивым целям (таким, как беспомощный лётчик, висящий в воздухе под планирующим парашютом). Чисов выпрыгнул из самолёта, решив не раскрывать свой парашют, пока бо̀льшая часть продолжающихся воздушных боёв. Неплохая идея.
К несчастью для Чисова, он потерял сознание, пока находился в свободном падении. Резкое падение на скорости около 150 миль в час – и бесчувственное тело Чисова ударилось о заснеженное ущелье, покатилось, перевернулось и разбилось о грунт. Но… несмотря на переломом таза ие травмы спинного мозга, Чисов быстро восстановился и летал ещё несколько месяцев. Вот это самоотверженность!
5. Ларис Батлер
Неисправность в работе парашюта может случиться в любой стране. Молодая женщина из Южной Африки по имени Ларис Батлер испытала это на себе во время, как она считала, обычного прыжка с парашютом в 2010 году. Начало этой истории звучит так же, как и любой другой подобный инцидент – обычный выход из самолёта, следующее за ним обычное, ничем не примечательное свободное падение (конечно, если можно назвать «непримечательным» падение камнем на землю).
Однако то, что произошло дальше, заставило Батлер прибегнуть к молитве, как к последней надежде. Сначала она попыталась раскрыть парашют. Он не открылся. После нескольких бесплодных попыток, она попыталась проделать то же самое со своим запасным парашютом. Но он тоже не открылся. Можно только представить тот страх, от которого кровь стынет в жилах, охватывающий человека в такой момент. Мисс Батлер говорила, что единственным направлением её действий оставалась молитва. Она вспоминает, как подумала: «Господи, спаси меня, пожалуйста». Бог, как говорится, слышит и отвечает на молитвы верующих. Удар о землю с высоты 3 000 футов оставил мисс Батлер со сломанной ногой и сотрясением мозга, но живой.
Но вот что делает эту историю ещё более интересной: девушка говорит, что она передумала прыгать, когда уже стояла в дверях самолёта, но инструктор буквально вытолкнул её из самолёта, не обращая внимания на её протесты. Батлер описывает, как она держалась за дверную раму, и инструктору пришлось несколько раз её толкнуть, чтобы она выпала из самолёта. Не противоречит ли это закону?..
6. Ханс Ланг
Бейсджампинг уже упоминался в этой статье. Похоже, ожидание последней секунды для открытия парашюта позволяет испытать наибольшее волнение. Однако мистер Ланг получил немного больше, чем обычное чувство эйфории, во время бейсджампинга, который пошёл не по плану в 2008 году. Прыгнув с вершины горы в Норвегии, Ланг узнал, к чему приводят плохое планирование, дерзость и отсутствие крыльев вместе взятые. Проще говоря, это означает проблемы для людей, прыгающих с гор.
Высота горы, с которой прыгнул Ланг, составляет 1,5 километра. Ланг летел со скоростью около 150 км/ч рядом с отвесной скалой. Что могло пойти не так? Понимая, что он и скала находятся слишком близко друг к другу, Ланг попытался открыть парашют, чтобы отлететь от неё подальше. К сожалению, в этой битве человека против скалы, победила скала. Ланг несколько раз ударился о камни, торчащие из скалы, а стропы его парашюта запутались, что не позволило ему замедлить падение. Полёт окончился тем, что Ланг на большой скорости упал на дерево, стоящее у подножия горы.
Не многие люди могут сказать, что они пережили падение с вершины горы, но Ланге может. Ланг не только выжил, но и из всех возможных проблем пострадал лишь из-за сломанной ноги. Неплохо, учитывая обстоятельства. Этот случай, конечно, не отпугнул Ланга, пообещавшего вернуться в бейсджампинг, как только он оправится от травмы. Ах да, все это было заснято на видео, конечно же!
7. Гарет Гриффитс
Мистер Гриффитс, будучи профессиональным игроком в регби в его родной Великобритании, хорошо знаком с физическим аспектом спорта. Но это нисколько не подготовило его к трагедии, случившейся во время его прыжка с парашютом в тандеме. В паре с опытным инструктором Майклом Костелло (который оказался представителем от штата Массачусетса), Гриффитс собирался совершить обычный прыжок, благополучно выполненный до них тысячи раз.
Однако в этот день события пошли совершенно не так. После прыжка из самолёта и непродолжительного наслаждения свободным падением, инструктор попытался открыть парашют. По непонятным причинам парашют раскрылся неправильно и инструктор не успел выправить его, пока оба летели к земле. Последнее усилие Костелло спасло жизнь Гарета: за несколько секунд до удара о землю, он перевернулся таким образом, что его тело находилось между землёй и Гриффитсом.
Гарет выжил, но получил тяжёлую травму спины. Врачи были шокированы тем, что Гриффитс пережил удар о землю на такой огромной скорости – даже с учётом усилий Костелло, который уменьшил повреждения от столкновения собственным телом. Тем не менее, он выжил, и самоотверженная жертва Майкла Костелло, конечно, сыграла свою роль.
8. Лаверн Эверетт
В возрасте 80 лет, у мисс Эверетт было лишь одно неосуществлённое желание – она очень хотела прыгнуть с парашютом. С учётом роста популярности и доступности прыжков в тандеме, мисс Эверетт всё-таки решила… сделать этот шаг! Помните, что произошло в одной из предыдущих историй? Так вот, к её ужасу, случилось примерно то же самое. Решимости у Эверетт заметно поубавилось, когда она выглянула в дверь и взглянула в открытое небо – её колени подогнулись. Её партнёр по прыжку, к которому Эверетт была привязана, немного подтолкнул её к выходу в попытке подбодрить, после чего они выпрыгнули из самолёта.
К сожалению, оказалось, что Эверетт была не так надежно прикреплена к своему партнеру, как они думали. Почти сразу же Эверетт начала выскальзывать из креплений.
Помните, что у Эверетт не было своего парашюта, так как при таких прыжках он есть только у инструктора. Партнёру Эверетт пришлось руками держать её, чтоб она не разбилась о землю. Даже оператор, прыгнувший вместе с ними, чтоб запечатлеть прыжок на видео, попытался приблизиться к ним, чтобы помочь, но безрезультатно. Эверетт оставалось лишь висеть на партнёре, пока он отчаянно пытался удержать её.
Удивительно, но Эверетт, которая, похоже, обладает стальными нервами, даже ни разу не закричала во время полёта. Позже она заявила в интервью, что даже не особо испугалась. Партнёр смог удержать её, и они оба безопасно приземлились. Эверетт получила только несколько синяков и ссадин от посадки. Зато у неё будет, что рассказать своим внукам. И да, все это было заснято на камеру.
9. Николас Алкемейд
Инцидент с Николас Алкемейд, с технической точки зрения – это не инцидент во время скайдайвинга, но, тем не менее, он чертовски захватывающий. Во время Второй мировой войны этот парень служил в Королевских ВВС – был членом экипажа британского бомбардировщика, атакованного немецкими истребителями. Бомбардировщик Алкемейда был сильно поврежден: загорелся и вышел из-под контроля. Вариантов было два: либо сгореть бы внутри самолёта, либо умереть при столкновении самолёта с землёй.
Решив, что ни один из этих вариантов ему не подходит, Алкемейд решил выпрыгнуть из самолета без парашюта (он сгорел в огне!). Бомбардировщик находился на высоте 5,5 тысяч метров над землёй, когда Алкемейд принял это…важное решение. Он выпрыгнул. Храбрый британец пролетел через покрытые снегом ели, которые смягчили его падение, и упал в глубокий сугроб. По сообщениям, лётчик отделался лишь вывихнутой лодыжкой и шоком. После приземления, он огляделся и закурил . Даже немцы, захватившие Алкемейда в плен, были потрясены этой историей и выписали ему документ, подтверждающий истинность того, что с ним произошло. Вот так-то.
10. Шейна Ричардсон/Вест
Шейна Ричардсон (Вест по мужу) испытала то, что не должен был испытать никто, особенно на своём первом одиночном прыжке, во время беременности. К сожалению, несчастный случай произошёл именно с этой молодой девушкой из Джоплина (Миссури). Эта история наделала столько шума в СМИ не только из-за того невероятного факта, что Шейна пережила то что пережила, но и потому, что она узнала о своей беременности в больнице, в которую её привезли после инцидента.
История Шейны начинается почти сразу же после её прыжка с самолёта. Как только девушка раскрыла свой парашют, она вошла в сильный штопор. Понимая, что возникли проблемы (было ли это по причине неисправного оборудования или же из-за её неопытности, по-прежнему обсуждается среди коллег-парашютистов). Шейна отрезала стропы своего основного парашюта и раскрыла запасной. Это также не помогло, потому что её запасной парашют тоже не сработал (опять же либо из-за неопытности девушки, либо из-за неисправности оборудования). Шейна продолжала крутиться и упала на скорости, превышающей 50 миль в час, на близлежащую парковку, лицом вниз.
Шейна сломала таз в двух местах, получила перелом ноги и потеряла несколько зубов. Но самое главное, что её не родившийся ребёнок, о котором она не знала на момент прыжка, остался невредим (Шейна родила здорового мальчика в июне следующего года). Этот несчастный случай был запечатлён на видео. После этого Шейна ещё раз прыгнула с парашютом, чтоб доказать себе, что она всё же может это сделать, но после этого последнего прыжка она бросила прыгать. Наконец-то хоть у кого-то обнаружилось немного здравого смысла!