Компактная версия
Полинезия
Из всех народов Океании и Австралии лишь полинезийцы сохранили память о своем прошлом. Данные науки, особенно исследования новозеландского ученого Те-Ранги-Хироа (Питера Бака), дают возможность в известной мере восстановить историю этого народа.
У жителей каждой группы островов имеются сказания о своих предках; называются имена, сообщается об их путешествиях. Было установлено, что собственные имена в генеалогиях, передаваемых на разных архипелагах, совпадают между собой и относятся примерно к одному времени. Время исчисляется в этих преданиях поколениями.
Самая длинная родословная (на о-ве Раротонга) насчитывает 92 поколения. Тщательное исследование генеалогических преданий полинезийцев, проведенное Те-Ранги-Хироа, неоспоримо доказало, что легенды эти могут служить историческим источником.
Существуют две основные теории происхождения полинезийцев: одна выводит их из Азии, другая — из Америки. В культуре народов Океании и Южной Америки действительно существует много общих элементов. Наиболее яркий пример представляет широкое распространение по всей Полинезии батата, корнеплода несомненно южноамериканского происхождения.
Его название в полинезийских языках — кумара — звучит так же, как и в языке кечуа — индейцев Эквадора и Перу (кумар, кумара). Наличие общих элементов культуры неопровержимо свидетельствует о связях между полинезийцами и индейцами. Возможно, полинезийцы— искусные мореплаватели — достигали берегов Южной Америки и привезли оттуда на родину батат.
Доказательств американского происхождения полинезийцев нет. В то же время лингвистические данные, а также предания полинезийцев ведут их происхождение из Азии. Те-Ранги-Хироа считает, что предки полинезийцев происходили из Азии. Однако он полагает, что устная традиция не могла сохранить память об этом событии на протяжении более двух тысяч лет.
Достоверную историю полинезийцев Те-Ранги-Хироа начинает со времени их переселения в Индонезию, на островах которой они стали народом мореходов. Близкие связи полинезийских языков с малайским говорят о длительном пребывании протополинезийцев в Индонезии.
Хотя древнейшая история народов Индо-Китая и Индонезии еще плохо изучена, можно предполагать, что продвижение китайцев в Ханьскую эпоху (около начала нашей эры) на юг от реки Янцзы заставило предков малайцев уйти из Южного Китая и Индо-Китая. Проникновение их на острова Индонезии продолжалось, вероятно,тысячелетиями. Когда в первые века нашей эры натиск китайских переселенцев усилился. предки полинезийцев вынуждены были отправиться на поиски новых островов.
Колонизация Полинезии была в условиях примитивной техники настоящим героическим подвигом. Более высоко стоявшие в культурном отношении древние вароды классического Востока и Средиземноморья не ушли дальше каботажных : .даваний. Даже в XV в. португальцы в поисках морского пути в Индию долгое время не отрывались во время своих плаваний от берегов Африки. Полинезийцы первыми в истории вышли в открытый океан с целью освоения новых земель.
Техника полинезийцев, впрочем, не была примитивной. Широкое распространение получили у полинезийцев деревянные, каменные или костяные палицы.
Некоторые из них представляли собой плоское орудие с острым режущим краем. Они были прекрасно отшлифованы и часто украшены богатой резьбой. Археологи узнают в атом оружии формы южно-азиатских железных мечей и боевых ножей, повторенные в дереве, камне и кости. На всех островах Полинезии, кроме Новой Зеландии, нет металлов нп в самородном виде, ни в руде.
Часть военной пироги маори. Новая Зеландия.
Очевидно полинезийцам пришлось изготовлять оружие по древним образцам, но из новых материалов; они создали совершенные по форме и обработке произведения каменной и костяной техники. Что касается лука я стрел, то уже предки полинезийцев пользовались иным боевым оружием — копьями, палицами, пращами; охота же на бедных фауной островах потеряла значение. На островах Полинезии нет и глины, поэтому здесь не развилось гончарство.
Отнюдь не примитивным было и хозяйство полинезийцев. Они привезли с собой плодовые культуры, прежде всего кокосовую пальму, которая давала им пищу (сок недозрелого ореха, ядро в сыром о жареном виде, выжатое из ядра масло), волокно для веревок и различных плетений, скорлупу для сосудов, листья для циновок, древесину. Тщательная обработка земли под плодовые деревья и корнеплоды, применение на некоторых островах искусственного орошения и удобрения свидетельствуют о длительных традициях интенсивного земледелия. Завезенные полинезийцами на острова свиньи и куры были уже давно одомашнены на их индо-малайской прародине.
Таким образом, предки полинезийцев были относительно культурным народом. Располагая запасами пищи растительного и животного происхождения, они могли пускаться в дальние плавания в поисках новых земель. Но главное, что дало такую возможность,— это высокое развитие судостроения и мореходства. Полинезийское судно с балансиром — одно из замечательных изобретений человеческого ума.
Такие сдвоенные лодки, соединенные палубой с бортами, очень устойчивы. Паруса из циновок позволяли использовать попутный ветер. Управлялось судно рулевым веслом. У полинезийцев были жрецы-навигаторы, знавшие направление морских течений и ветров и хорошо ориентировавшиеся по звездах Полинезийцы выезжали флотилиями в десятки судов; лодки шли веером, так что встречавшиеся на пути острова попадали в поле зрения хотя бы одной из них. в плавание они брали запасы пищи в виде сушеной мякоти кокосовых орехов или печеного таро, а также живых свиней и кур.
В лодке, на песке, поддерживался огонь. Организованное таким образом путешествие могло продолжаться до месяца, и этого было достаточно, чтобы пересечь пространства между архипелагами Полинезии.
Полинезийские предания сохранили имена племенных групп и их вождей, высадившихся на том или ином острове. От них ведутся родословные Исчисляя каждое поколение приблизительно в 25 лети сопоставляя генеалогии населения различных частей Полинезии, можно установить, что первые плавания начались примерно в V в. н. э.
По преданиям, первые переселенцы обосновались на некоей острове Гаваики, где они достигли большого благоденствия По-видимому, этой легендарной второй родиной полинезийцев был остров Раиатеа (Гаваики) к северо-западу от Таити. Здесь в местности Опоа образовалась школа жрецов, разработавшая богословскую систему полинезийской религии. К VI в. Центральная Полинезия была заселена и стала действительно родиной новой полинезийской культуры.
Резные украшения из дерева на доме. Новая Каледония
Однако на вопрос, каким путем добрались мореплаватели до Таити, предания не дают ясных указаний. Этнографические и антропологические данные оставляют простор для гипотез. По гипотезе Те-Ранги-Хироа переселенцы прошли через Микронезию; только позже с архипелага Таити они будто бы совершали плавания на о-ва Самоа, Тонга и Фиджи и в Меланезию, откуда привезли полезные растения и домашних животных.
Советские ученые считают мало вероятным, чтобы переселенцы попали в Меланезию только после заселения Центральной Полинезии; мало вероятно и предположение, что Западная Полинезия была колонизована гораздо позже Центральной. Скорее всего, колонизация проходила не по одному пути, и во всяком случае предки полинезийцев прошли через Меланезию, откуда в взяли с собой полезные растения и животных.
Заселение Тонга и Фиджи происходило, вероятно, несколько позднее, между VI и VII вв., а колонизация Гавайского архипелага еще позже—между VIIи XIV вв. Восточная Полинезия заселялась между X ц XII вв. До Новой Зеландии полинезийские мореплаватели дошли между IX и XIV вв. Они встретили здесь немногочисленное негроидное население с примитивным общественным строем. Последнее было вытеснено или ассимилировано, о нем сохранилась память лишь в фольклоре.
Предание относит открытие Новой Зеландии полинезийцами к X в. и связывает его с именем рыболова Купе; он впервые увидел эти острова и, возвратившись на Гаваики, рассказал о них. В XII в. некий Той отплыл из Центральной Полинезия в поисках своего внука, которого отнесло течением. Дед с внуком оказались на Новой Зеландии и остались здесь жить, взяли себе жен из местного племени и положили начало смешанному потомству.
В XIV в. после межплеменных войн на Гаваики большая группа жителей этого острова на нескольких лодках отправилась по пути Купе с определенным намерением колонизовать южные острова. Они пристали в заливе Пленти (Изобилия).
Вожди поделили между собой землю на побережье, и пришельцы расселялись группами поодаль одна от другой. Предания рассказывают и о последующих поколениях предков, называют плена вождей и ученых жрецов и даже наименования лодок с указанием, где поселились их экипажи.
За десять веков полинезийцы не только заселили острова Тихого океана, но и испытали воздействие новых условий жизни. Они стали применять дерево, камень и кость вместо железа, забыли гончарство и ткачество. Однако это не было деградацией. Они выработали новые формы техники и хозяйства, более приспособленные к условиям океанийских островов.
Развивалось общественное разделение труда. Образовались наследственные касты знати — землевладельцев, военных вождей, жрецов, а на некоторых островах и каста царей; наследственным было также положение земледельцев и ремесленников. Рабы стояли вне общества, вне каст.
Касты расслаивались, внутри них происходило расщепление. Так у маори более внятные фамилии составляли группу вождей — «арики», младшие фамилии составляли средний слой — «рангатира».
Религия полинезийцев фантастически отобразила формирование классов и государства. Весь окружающий мир в представлении полинезийцев делился на две категории: моа (священный) и ноа (простой). Все относящееся к моа считается принадлежащим богам, царям, знати и жрецам и поэтому объявляется запретным для простых людей, то есть подлежащим табу.
Полинезийское слово табун буквально означает «особо отмеченный». Фактически это означало запрет определенных действий или употребления тех или иных предметов; нарушение табу влечет, по представлениям верующих, неминуемое наказание со стороны сверхъестественных сил. Так, на острове Нукухива было два вида табу — одно, налагаемое жрецом, а другое — царьком. И жрецы, и царьки использовали наложение табу в своих интересах, которые совпадали и с интересами племенной знати.
Культ служил целям устрашения рядовой массы и укрепления власти господствующей прослойки. По словам русского путешественника Ю. Ф. Лисянского, «в жертву приносят плоды, свиней и собак, из людей же убивают в честь своих богов одних только пленников или возмутителей спокойствия и противников правительства. Это жертвоприношение более относится к политике, нежели к вере».
Полинезийская религия являлась орудием классового угнетения и способствовала укреплению ранних форм государственности.
Происхлждение полинезийской расы
Сложение полинезийской расы с гораздо большим успехом решается силами этнографии, чем прочих наук. Палеоантропология может дать тут абсолютный минимум, ибо датированных мало-мальски древних черепов во всём регионе нет. Однако антропология в более широком смысле приводит решающие аргументы в решении давнего спора о истоке полинезийских первопоселенцев. Наверное, ни один регион земного шара не "заселялся" исследователями столь противоречиво и разнообразно!
Где только не обосновывалась легендарная прародина Гаваики богатыми воображением учёными и энтузиастами: от Месопотамии и Индии до Норвегии и Южной Америки!
Центральным звеном во всех исследованиях прошлого Океании является проблема культуры лапита. Насколько это можно установить из сравнения керамики, лапита или непосредственно предшествовавшая ей культура возникла на Филиппинах или северо-востоке Индонезии в 2000-1300 гг. до н.э., по крайней мере, керамика лапита похожа на синхронную керамику культуры юаньшань на Тайване I тысячелетия до н.э., культуры батунган на острове Масбате (центральные Филиппины) I тысячелетия до н.э., керамику острова Тимор I тысячелетия до н.э., керамику юго-западного Сулавеси I тысячелетия до н.э., более позднюю керамику пещеры Каланай (остров Масбате, центральные Филиппины) и Сахюинь (побережье центральной части Вьетнама).
В Меланезии древнейшая лапита встречена в слоях с датировками до 3440 лет назад или несколько моложе – 3300-3200 (Bellwood, 1992; Bellwood et al., 1993; Specht et Gosden, 1997). Показательно, что тут же найден обсидиан из Таласеа, находящегося на севере Новой Британии, что указывает на исток миграций (из этой же местности обсидиан развозился на острова Ватом – 240 км, Амбитл – 500 км, Гава в группе Риф – 2000 км, Пен – 2600 км). В дальнейшем – около 800 г. до н.э. – носители культуры лапита заселили Фиджи, оттуда – Тонга и Самоа (возможно, на Тонга люди попали на несколько десятилетий раньше, чем на Самоа: Burley et al., 2010).
На каждом острове сложились свои локальные типы, остававшиеся более-менее стабильными следующие 800-100 лет. После 400 г. до н.э. керамика лапита утратила орнамент; к началу или после рубежа нашей эры она исчезла в Полинезии, а в Меланезии растворилась в новых вариантах. Существенно, что керамика лапита всегда обнаруживается на побережье или на небольших островах недалеко от берега, что определённо указывает на образ жизни её создателей, который был более чем тесно связан с морем и минимально – с сельским хозяйством.
Далее, вряд ли является простым совпадением одновременность исчезновения керамики лапита и резкой интенсификации земледелия на Самоа – факт наблюдаемый, но трудноинтерпретируемый
География
Полинезия (от поли… и греч. nesos — остров), острова Океании, расположенные в центральной части Тихого океана, между 23°30' с. ш. — 28° ю. ш. и 176° в. д. — 109°20' з. д.
Полинезия включает: острова Тонга (независимое государство с 1970), Гавайские острова (штат США), острова Эллис, Феникс (британские владения), Токелау, Кука архипелаг (владения Новой Зеландии), Западное Самоа (независимое государство с 1962), Восточное Самоа (владение США), Лайн, или Спорады Центральные Полинезийские (владения Великобритании и США), Тубуаи, Маркизские острова, Общества острова, Туамоту (французские владения), Пасхи (владение Чили) и др. К Полинезии относят также Новую Зеландию. Площадь (без Новой Зеландии) около 26 тыс. км². Население Полинезии составляло в 1969 году около 1,2 млн. человек, к 2013 году население выросло до 6 531 250 человек.
Острова главным образом вулканического или кораллового происхождения. Вулканические острова гористые (высота свыше 4000 м; на Гавайских островах 4202 м), коралловые — плоские, низменные. На островах Гавайских и Самоа — действующие вулканы.
Большинство островов окружено коралловыми рифами. Климат экваториальный и тропический, пассатный. Среднегодовые температуры от 22 до 26 °С, с незначительными амплитудами колебаний по месяцам. Годовое количество осадков в среднем 1500—3500 мм.
Острова Таити, Самоа и Тонга подвержены действию сильных ураганов. Гористые острова покрыты густыми вечнозелёными субэкваториальными и тропическими лесами особенно на наветренных склонах; подветренные склоны покрыты большей частью саванной.
На побережьях — кокосовая пальма, хлебное дерево, панданусы. В фауне отсутствуют крупные млекопитающие, много птиц.
Население Полинезии состоит из 2 основные групп: аборигенов-океанийцев и иммигрантов из Европы, Америки и Азии (вместе с потомками). Первые, представленные различными полинезийскими народами, резко преобладают на островах Тонга, Самоа, Уоллис, Хорн, Эллис, Токелау, Лайн, Кука (вместе с островом Ниуэ), Общества, Тубуаи, Туамоту, Гамбье, Маркизских, острове Пасхи.
В Новой Зеландии большинство населения составляют англо-новозеландцы (потомки выходцев из Великобритании и Ирландии), на Гавайях — американцы США и японцы; живут также филиппинцы, китайцы и др. Группа китайцев имеется и на острове Таити.
На некоторых островах Лайн живут микронезийцы — выходцы с островов Гилберта. Острова Феникс необитаемы. Главная культура — кокосовая пальма. Выращиваются также бананы, сахарный тростник, ананасы, кофе, какао, каучуконосы, рис, яме, таро, маниок и др. Добыча жемчуга, лов морских черепах.
Острова Полинезии стали известны европейцам с конца 16 в., когда испанский мореплаватель А. Менданья де Нейра впервые в 1568 году открыл Соломоновы острова, а затем в 1595 году обнаружил острова Санта-Крус и Маркизские. В открытии островов Полинезии вплоть до 19 в.
принимали участие португальские, голландские, французские, английские и русские мореплаватели (см. также Океания). Острова Полинезии находятся на путях, связывающих Америку с Юго-Восточной Азией и Австралией.
Крупнейшие города и порты Полинезии: Гонолулу (Гавайские острова), Папеэте (Таити), Апиа (Западное Самоа), Паго-Паго (Восточное Самоа).
Острова Полинезии
Полинезия включает в себя острова: Гавайские, Эллисовы, Самоа, Тонга, Таити, Кука, Тубуаи (Австральные), Маркизские (Вашингтоновы), Туамоту (Паумоту), о-в Пасхи (Рапануи) и ряд других островов и архипелагов. К Полинезии же относят большой двойной остров Новая Зеландия.
По весьма образному таитянскому мифу, земля когда-то представляла собой одно большое целое. Боги, рассердившись, раскололи землю на кусочки, и таким образом получились мелкие острова, разбросанные на Тихом океане.
Острова Полинезии раскиданы на обширном пространстве в восточной части Тихого океана, от 180 до 130° западной долготы, а с юга на север примерно от одного тропика до другого. Они рассеяны на этом пространстве, как своеобразная «островная пыль». Общая площадь суши всех островов (исключая Новую Зеландию) составляет около 27 тыс. км2.
Острова Полинезии делятся по своему происхождению на вулканические и коралловые.
Вулканические острова отличаются необычайной живописностью и красотой. Высота гор достигает на Самоа 1650 м, на Таити 2240 м, на Гавайских островах 4200 м над уровнем моря.
Горы кажутся выше, потому что вздымаются как бы непосредственно из самого моря. Между горными хребтами по красивым долинам к морю сбегают многоводные вследствие обильных дождей ручьи. Острова покрыты лесами.
Иногда вулканический остров окружен кольцом коралловых островов (например, о-в Мангарев^).
Коралловые острова, часто кольцеобразные атоллы с лагуной внутри, являются специфической особенностью Тихого океана. Наличие их вдали от материков и более крупных островов ограничивается областью Полинезии и Микронезии. Растительность на коралловых островах сравнительно скудная. Побережья обрамлены кокосовыми пальмами, а далее от берега — кустарники и трава.
Животный мир Полинезии беден наземными видами. Птичье царство также не богато, но зато морская фауна изобильна.
Климат в Полинезии морской, тропический. Средняя годовая температура — около 26°, колебания между самым теплым и самым холодным месяцами незначительны (например, на Самоа около 2°).
Самый крупный из архипелагов Полинезии, после о-вов Новой Зеландии и Гавайских, о которых будет рассказано отдельно,—Самоа (2787 км2), или острова Мореплавателей, как назвал их в 1769 г.
Эта группа состоит из трех больших островов: Савайи (1707 км2), Уполу (868 км2), Тутуила (133 км2) и пяти маленьких: Тау (53 км2), Офу (23 км2), Олосега (15 км2), Мано- но (8 км2), Аполима (5 км2).
Острова Самоа — вулканические, гористые. Горы покрыты густыми лесами. Между горными отрогами — широкие долины. Там, где горы подходят к морю,— берег высокий, крутой; но есть места, где между горами и морем имеется низкая береговая полоса.
Здесь раскиданы деревни самоанцев, тонущие в листве бананов и кокосовых пальм. Островок Маноно связан с Уполу рифом.
Островок Аполима, расположенный между Савайи и Уполу, представляет собою кратер потухшего вулкана, вздымающегося вертикально из морской пучины на высоту 150 м.
Три небольших острова—Тау, Офу и Олосега—расположены к востоку от главных островов. Их часто объединяют под общим именем Мануа.
На втором месте по величине стоят о-ва Таити (1650 км2), или Общества, как назвал их Кук в честь Лондонского Королевского общества, организовавшего его экспедицию. На некоторых русских картах они называются неправильно о-вами Товарищества.
Эта группа состоит из 14 островов: Таити (от местного Отахейти, 1042 км2), Раиатеа (194 км2), Муреа (132 км2), Тахаа (82 км2), Табуа- ману (73 км2), Гуагин (34 км2), Борабора (24 км2). Остальные семь островов занимают все вместе площадь в 69 км2.
Таити, самый большой остров, по которому называется и вся группа, занимает около двух третей всей площади. Он состоит из Большого Таити и Малого Таити, или п-ова Танарапу, соединенных перешейком шириной в 2 км. Обе части гористы, горы покрыты густыми лесами. Круто обрывающиеся горные хребты уступают место долинам.
В каждой долине течет ручей, разделяющийся у побережья на несколько рукавов. Небольшие прибрежные равнины, разрезанные рукавами горных ручьев, обладают идиллической прелестью. Здесь на побережьях расположены деревни таитян.
Природные условия Таити сыграли немалую роль в той идеализации жизни океанийцев, которая имела место в философской и художественной литературе (особенно французской) в конце XVIII в.
На третьем месте по размерам стоят Маркизские острова (1274 км2), названные так в 1595 г. Менданья де Нейра в честь маркизы де Мендоса, супруги вице-короля Перу.
Эта группа состоит из 12 островов, из них крупнейшие: Нукухива (482 км2), Хива-Оа (400км2), Хуа-Пу, илиРоа (83 км21), Фату-Хива (77 км2). Тагаута, или Ваигаху (70 км-), Уа-Хука, или Вашингтон (65 км2).
Все острова гористые. Горы подходят к самому берегу, не оставляя места для прибрежных равнин. Самая большая река Полинезии — Таи- пиваи на о-ве Нукахива не имеет долины до самого побережья и водопадом низвергается в море.
Все это придает островам, как пишут путешественники, величественный и в то же время мрачный вид. Между горными отрогами разбросаны плодородные долины.
Здесь в прошлом и жили местные племена, отделенные горными хребтами одно от другого.
Коренное население Маркизских островов разделило печальную участь гавайцев и жителей о-ва Пасхи: большая часть его вымерла. Еще в 1838 г. численность его составляла более 20 тыс., а в 1945 г.— всего 2,5 тыс.
На четвертом месте по величине стоят о-ва Тонга (997 км2), или Дружбы, как назвал их Кук за мирный, доброжелательный характер их обитателей.
Число островов в эюй группе достигает 150, из них около 15 вулканических, около 40 высоких коралловых островов. Остальные представляют собою низкие коралловые острова. Главная группа—Тонгатабу (430 км2)— находится на юге архипелага.
Она включает в себя о-в Тонгатабу («священный Тонга»), Эуа и множество мелких островков. Тонгатабу —- низкий остров, имеет высоту в среднем около 6 м над уровнем моря. Меньшая по величине, северная группа этого архипелага—Вавау (188 км2); она состоит из о-ва Вавау и множества мелких островков.
Остров Вавау — высокий, до 200 м над ур. м. Третья, средняя группа островов— Хаапаи (68 км2).
Все острова покрыты обильной растительностью, хорошо орошены п густо заселены.
Остановимся еще на группе Туамоту («дальние острова»), занимающей по площади пятое место в центральной Полинезии (940 км2). Таитяне называли их также Паумоту, что значит «побежденные острова», так как таитянские короли в начале XIX в. завоевали их (это название, как унизительное, самими жителями Туамоту не употребляется).
Крузенштерн назвал их Низменными островами.
Эта группа состоит из большого числа преимущественно низких коралловых островов (поверхность высоких занимает всего 31 км2), высота их над уровнем моря не превышает 6 м. Всего в архипелаге насчитывается 78 отдельных островов. Это самое крупное на земном шаре собрание атоллов.
Таковы основные архипелаги центральной и западной Полинезии. Из остальных укажем еще о-ва Кука, они же Херви (или Гервеевы) (368 км2),Тубуаи (286 км2), Манихики (137 км2).
Полинезийцы. Общие сведения
Коренные жители Полинезии — полинезийцы — по языку входят в большую семью малайско-по линезийских народов. К моменту появления европейцев численность полинезийцев составляла примерно 1100 тыс.
Происхождению полинезийцев и истории их расселения в древности по отдельным архипелагам посвящена отдельная глава (см. гл. 12).
Странствования полинезийцев по океану продолжались и после того, как острова были заселены, вплоть до появления европейских мореплавателей. В 1777 г. Кук нашел на о-ве Атиу трех таитян, занесенных двенадцать лет перед тем с Таити на этот остров (на расстояние в 1200 км). Миклухо-Маклай во время своих путешествий встречал людей, попавших на другие острова и вернувшихся назад.
Полинезийцы предпринимали и регулярные, преднамеренные путешествия, например между Тонга и Фиджи, между Таити и Туамоту и т. д. Между более отдаленными архипелагами плавания были редки. Путешествия таитян на Гавайи за четыреста лет совершались, как гласят предания, не более двенадцати раз. Гавайцы на Таити ни разу не ездили.
Когда полинезийские мореходы отправлялись с Таити на Гавайские острова, они делали остановки на небольших промежуточных островах. Вообще полинезийцы предпочитали путешествовать с острова на ближайший остров.
Сохраняя древнюю общую основу культуры, отдельные группы полинезийцев, расселившиеся по отдаленным один от другого архипелагам, по-разному видоизменили свой культурный облик.
В особенности далеко уклонились от «общеполинезийского» культурного типа обитатели окраинных островов.
Самый яркий пример — маори Новой Зеландии, с их исключительно своеобразным культурным обликом, в меньшей степени — жители о-вов Пасхи и Гавайских.
Позднейшая история полинезийцев также различно протекала на отдельных группах островов. Коренное население о-ва Пасхи было в результате колонизации почти полностью истреблено.
Численность населения Маркизских островов сократилась в десять раз. На Новую Зеландию и Гавайские острова направились многочисленные иммигранты из Европы, США и стран Азии.
Коренные жители составляют здесь в настоящее время меньшинство населения.
На о-вах Самоа, Тонга, Таити, Кука и ряде других коренные жители составляют и сейчас подавляющее большинство населения. К тому же их численность с первых десятилетий XX в. непрерывно растет.
Местные жители сохраняют еще многие черты своей прежней, самобытной культуры.
И то новое, что появилось в их культуре, также в значительной мере самобытно, хотя и развилось в ходе европейской колонизации и в условиях колониального режима.
Острова Французской Полинезии
Французкая Полинейзия известна всему миру как один из наиболее экзотических регионов в Тихом Океане. Это огромная акватория, которая включает в себя 118 различных по масштабу и местной колоритности островов.
Территория является собственностью Франции – страны, заслужившей еще несколько столетий назад статус «колониальной владычицы». Для ведущей европейской державы эта заморская земля – настоящий лакомый кусочек – весьма прибыльный и перспективный.
С каждым годом возрастает количество желающих окунуться в атмосферу живописной природы, удивительного подводного богатства океана и потрясающего отдыха на самых модных пляжах.
Острова, где обитает гармония
Пять архипелагов – Общества, Туамоту, Маркизкие острова, Тубуаи, Гамбье составляют острова Французской Полинезии. Находясь в южной области Тихого Океана, они занимают общую площадь около 4 тыс. кв. км. Отличительной чертой этого региона является контрастность местного ландшафта. Острова впечатляют не только лазурными берегами, песчаными пляжами, но и густыми тропическими лесами.
Эти 2,5 млн. квадратных километров общей площади можно сравнить с территорией Европейского Союза. Но частица твердой почвы в Полинезии удивит своей малогабаритностью. Земля здесь занимает чуть больше 4 тыс. кв. километров.
Если сложить все острова, то получится что-то нечто острова Мальорка. Но не размерами цепляет этот райский уголок, а своей неосязаемой красотой и удивительной неповторимостью природы. Что касается населения, самым обитаемым считается остров Таити.
Французская Полинезия: интересные факты
Необычная территория, экзотическая природа и уникальный животный мир сделали острова Французской Полинезии наполненными различными загадками и таинствами. Много интересных фактов привлекают к себе внимание не только туристов, но и любителей всего необычного, уникального, неповторимого. Например, догадывались ли вы раньше, что:
- На островах Полинезии вы не встретите змей. Это касается не только ядовитых представителей, но всего класса ползучих;
- Полинезия считается родиной татуировок;
Местное население знает, что значит ловить момент и не торопить события. Ужин обычной полинезийской семьи пожжет занять 3 часа. Вот что значит – наслаждаться приемом пищи и чувствовать каждую нотку приготовленного лакомства.
Откуда пришли предки жителей островов Тихого Океана?
Среди всех основных групп населения Океании меланезийцы и папуасы — самые ранние обитатели региона. Стоянки Бобонгара (60-38 тыс. лет), Иване-Вилакауф (46 тыс. лет) на Новой Гвинее и стоянки Ямбон (40 тыс. лет), Буанг-Мерабак (43 тыс. лет), Матекупкум (40 тыс. лет), Капона-на-Дари (40 тыс лет) — на примыкающем к Новой Гвинеи архипелаге Бисмарка, свидетельствуют, что западная часть Океании была заселена общими предками австралийских аборигенов и папуасов не позднее 40 тыс. лет.
Обособление предков папуасов и меланезийцев от предков австралийских аборигенов и их выделение в самостоятельную группу произошло согласно полногеномным данным 40-25 тыс. лет назад.
Полинезийцы — потомки следующей волны мигрантов. Они происходят от населения культуры Лапита, существовавшей в западной части Океании 4-3 тысячи лет назад. Корни этой культуры уходят в островную зону Юго-Восточной Азии. Ее возникновение связано с экспансией австронезийских племен. Кроме акватории Тихого Океана, переселения австронезийских мигрантов охватили Филиппины, Малайский архипелаг, всю территорию современной Индонезии и Мадагаскар.
Согласно данным археологии и сравнительно-исторического языкознания отправная точка миграций австронезийцев — остров Тайвань, откуда 5,5 тыс. лет назад носители австронезийских языков стали расселяться в другие регионы мира.
Результаты данных генетики находятся в согласии с археологическими и лингвистическими реконструкциями. Тайваньское истоки полинезийского генофонда подтверждаются со стороны полногеномных маркеров и маркеров Y-хромосомы. Однако информация со стороны митохондриальной ДНК противоречива: одни данные свидетельствуют в пользу расселения австронезийских племен в Океанию со стороны Тайваня, другие данные скорее свидетельствуют против тайваньской прародины протополинезийцев.
Однако и во втором случае истоки полинезийского митохондриального генофонда связаны однозначно связаны с населением островной зоны Юго-Восточной Азии. Данные Соарес видимо указывают на вклад какой-то дополнительной миграции азиатского населения, которая происходила не только со стороны Тайваня, но и со стороны Индонезии и Филиппин.
Поэтому даже противоречащие результаты исследований митохондриальной ДНК не свидетельствуют еще сами по себе против гипотезы тайваньской прародины и тем более против версии происхождения протополинезийцев от австронезийских мигрантов.
Характер меланезийских и полинезийских миграций существенно отличался. Переселения австралийцев, папуасов и меланезийцев представляли собой типичные миграции общества каменного века. Они использовали преимущественно прибрежные сухопутные маршруты.
Заселение Новой Гвинеи, стало для них возможным в период отступания береговой линии, когда значительная часть мелководий отсутствовала и большая часть водных преград отсутствовала. Дальние морские перемещения были для них недоступны.
В силу чего, они не смогли заселить удаленные острова Океании. Переселение предков полинезийцев, имели иную природу. Носители археологической культуры Лапита, которую связывают с первыми группами протополинезийцев, имели развитые мореходные навыки, знали керамику и земледелие. Именно потомки носители культуры Лапита впервые приступили к освоению, прежде незаселенных окраинных островов Тихого Океана. Они принесли из Азии в Океанию кур и свиней, а также многие сельскохозяйственные растения.
Раньше предполагалось, что с культурой Лапита в Океании впервые появилось земледелие. Но в последнее время накоплено немало свидетельств, о том, что некоторые навыки земледелия могли возникнуть в данном регионе, без влияния культурных инноваций со стороны Азии принесенных полинезийскими мигрантами. Так местные сорта саго, хлебного дерева, ямса, и сахарного тростника могут быть одомашнены на Новой Гвинее независимо.
Население Микронезии согласно данным митохондриальной ДНК имеет смешанные черты, сочетая в себе меланезийские и полинезийские компоненты. Но в нем выявляется следы влияния дополнительной миграции со стороны популяций Юго-Восточной Азии. Представители новой азиатской волны мигрантов принесли с собой навыки рисоводства. Интересно, что за пределами означенных островов культура риса отсутствует в других областях Океании. Все же история населения Микронезии пока еще не очень ясна и требует дополнительного изучения.
Итак, вырисовывается достаточно простая схема заселения Океании, где предки меланезийцев первыми заселяют данный регион 40 тыс. лет назад, а после 4 тыс. лет, во время второй волны миграции, австронезийское население, близкое восточноазиатским популяциям заселяет тихоокеанские острова.
Одной из непонятных особенностей структуры населения Океании является то, что самые удаленные от евразийского континента группы восточной Океании имеют наибольшую долю компонента, родственного восточноазиатскому населению, при том, что у ближайших к Азии популяций его доля минимальна. К тому же учитывая, что полинезийские мигранты появились в Океании позднее, вклад более раннего меланезийского населения должен быть лучше выражен на окраинах региона. Одно из разумных объяснений этого факта состоит в том, что предки полинезийцев заселяли острова Полинезии в обход Меланезии. Но этому противоречат следующие факты.
- Во всех популяциях современных полинезийцев присутствует примесь меланезийского населения. Причем доля папуасско-меланезийского компонента очень велика и составляет ~20% даже у самых восточных, наиболее удаленных групп, таких как обитатели Гавайского архипелага и жители острова Пасхи.
- Первые памятники праполинезийской культуры Лапита обнаружены именно в Меланезии.
Существуют 2 гипотезы заселения Океании, которые позволяют решить эти вопросы: гипотеза “скоростного поезда” (express train) и гипотеза “медленного плавания” (slow boat). Первая гипотеза, предполагает, что население культуры Лапита и производных от нее дочерних культур было связано преимущественно с прибрежными областями архипелагов.
Это стимулировало ее носителей распространятся от острова к острову, заселяя незанятые территории. Данный процесс происходил быстро в результате чего, ушедшие на восток авангардные группы австронезийских мигрантов просто не успели смешаться с меланезийскими автохтонами в западной части Океании. Эта версия объясняет более высокую долю азиатского компонента на удаленных островах, однако не объясняет присутствие высокой доли меланезийского компонента в восточных популяциях Океании.
Вторая гипотеза наоборот, предполагает медленное распространение азиатских переселенцев, при котором прибрежные жители успели смешаться с меланезийско-папуасским населением внутренних районов западных островов. Но в этом случае ожидался бы равномерный вклад азиатского и меланезийского компонента в популяциях Океании. Какая же модель ближе к истине?
А иcтина в том, чтогипотеза “скоростного поезда” (express train), ни “медленного плавания” не отражает реальной истории заселения Океании. Гораздо ближе к истине некая синтетическая модель, которая предполагает быстрое распространение полинезийских мигрантов на первых этапах по модели “скоростного поезда”, смешение с меланезийцами западных полинезийских групп, и вторичное распространение метисированных западнополинезийских групп по маршруту первой переселенческой волны.
У предков полинезийцев после брака мужья переходили жить в дом родителей невесты
Интересно, что в формировании населения Океании важную роль сыграла матрилокальность — социальный институт при котором жених после заключения брака уходит жить в дом родителей невесты. Предполагается, что этот тип брачного поселения был изначально характерен для всех австронезийцев.
В пользу этого свидетельствуют данные митохондриальной ДНК и Y-хромосомы, описывающие соответственно историю женского и мужского населения. 96% митохондриальных вариантов полинезийцев имеют азиатское происхождение, а 60% Y-хромосомных вариантов в их генофонде представлено меланезийскими вариантами. Интересно, что в случае большинства меланезийских и папуасских популяций ничего подобного не наблюдается. В их генофонде преобладают местные варианты митохондриальной ДНК и Y-хромосомы.
Таким образом выявлен след выраженного миграционного потока от меланезийских популяций к полинезийским, который происходил через посредство мужского населения. Влияние в обратную сторону было ограниченным, оно охватило только некоторые прибрежные группы меланезийцев.
Следовательно, ядро женского населения полинезийцев целиком сформировалось на основе генофонда азиатских переселенцев. Более половины мужского населения полинезийской популяции сложилось за счет вклада чужаков, в результате активного переселения женихов в полинезийские поселки из окружающих меланезийских общин.
Как инки повлияли на генофонд Острова Пасхи
Особый интересный аспект представляет заселение острова Пасхи. Ряд фактов, таких как присутствие американских сортов батата и тыквы-горлянки, убедительно указывает на какие-то связи с южноамериканским континентом. Тур Хейердал даже предполагал, что остров Пасхи заселялся со стороны Америки и был, как уже говорилось, отправной точкой в заселении Океании.
Но согласно данным генетики основная часть генофонда современных жителей острова Пасхи (∼76%), сформирована полинезийским компонентов, связывающим пасхальцев с остальным населением Океании, а, в конечном счете, также и с населением Восточной Азии. Поэтому пасхальцы (или иначе рапануйцы) — несомненно потомки полинезийских мореходов, и остров Пасхи заселялся однозначно с запада, а не со стороны Южной Америки. Следы американского влияния, не отрицают возможностей культурных контактов между островом Пасхи и Новым Светом и наличия индейского мореплавания в доколумбовое время. Но сами по себе культурные контакты еще не означают популяционных связей между населением этих регионов.
Все же, кроме заметной европейской примеси (∼16%) в генофонде пасхальцев, выявляется и “индейский” компонент, характерный для коренного населения Америки, чья доля составляет примерно ∼8%. Означает ли это, что индейцы тоже внесли свою лепту в заселении Океании? Совершенно не обязательно возможны и иные интерпретации.
Появление у жителей острова Пасхи компонента характерного для коренного населения Америки можно связать с влиянием чилийских переселенцев, которые несут значимую долю “индейского” компонента. Однако специальное биоинформатическое моделирование, показало, что появления “индейской” примеси в генофонде современных рапануйцев относится к доколумбовому времени и датируется XIII-XV вв.
Это время как раз совпадает с периодом существования империи инков. Обращает на себя внимание, что смешение с европейцами датируется второй половиной 19 века, а сам остров был открыт европейским мореплавателем Якобом Роггевеном только в 1722 году. Получается, что Тур Хейердал кое в чем все-таки был прав! Но, те мне менее, нужно обратить внимание, что вклад индейского населения в генофонде рапануйцев не очень велик, а в масштабах всей Океании он ограничен только островом Пасхи.
Поэтому индейские миграции, вопреки мнению Тура Хейердала не оказали никакого существенного влияния на формирование населения тихоокеанских островов. Вряд ли в древности существовала какая-то мощная миграционная индейская волна, подобная полинезийской или меланезийской. Влияние со стороны инков на популяцию пасхальцев — не более чем интересный, но локально ограниченный эпизод взаимодействия между населением Америки и Океании.
Заключение
Если резюмировать все сказанное выше, то в популяционной истории населения островов Тихого Океана можно выделить 5 основных этапов.
Вначале, 40 тысяч лет назад, произошло заселение западных областей Океании предками папуасов и австралийских аборигенов, которое завершилось разделением на предков папуасов и австралийских аборигенов.
После 4 тысячи лет назад новая волна мигрантов близкая восточноазиатскому населению стала заселять тихокеанские острова со стороны Тайваня. Ее представители были связаны с носителями австронезийских языков. Представители этой волны впервые заселили удаленные от материка острова Тихого Океана. Расселение происходило быстро и ушедшие в восточную Океанию группы не успели смешаться с папуасско-меланезийским населением.
Потомки тех групп восточноазиатских переселенцев, которые остались в западной части Океании, стали постепенно метисироваться с меланезийцами. Важную роль в этом сыграли обычаи матрилокальности, которые стимулировали переселение меланезийских мужчин в полинезийские общины.
Это привело к появлению в генофонде западных полинезийцев ощутимой примеси папуасско-меланезийского компонента. У прибрежных групп меланезийцев этот процесс вероятно опровождался сменой папуасских языков, на которых изнчально говорили их предки на австронезийские.
1200-1900 лет назад метисированное полинезийско-меланезийское население, стало распространяться из западной Океании на восток по следам первой миграции полинезийцев. Влияние этой переселенческой волны достигло наиболее удаленных областей региона: острова Пасхи и Гавайского архипелага, увеличив долю меланезийского компонента в восточных популяциях Океании до 20%.
500-700 лет назад, культурные контакты между населением острова Пасхи и населением империи инков привели к небольшому популяционному влиянию на генофонд пасхальцев со стороны индейского населения Южный Америки.
О "кровожадности" маори и "доброте" европейцев
В 1809 году произошло нерядовое событие – в Новой Зеландии туземцы вырезали почти всех пассажиров и членов экипажа британского судна «Бойд». Из семи десятков людей удалось уцелеть лишь четверым. Инцидент повлек за собой череду событий, закончившихся весьма плачевно для местного населения.
Трудности перевода
В 1809 году английское судно «Бойд» из Порта Джексон, что в Сиднее, отправилось к берегам Новой Зеландии. Его конечным пунктом являлась бухта Вангароа в Северном Острове.
Среди серой массы обычных пассажиров выделялся один – Те-Ара, которого британцы называли Джорджем. Особенность парня заключалась в том, что он приходился сыном вождю одного из маорийских племен. Каким ветром Те-Ару занесло в Австралию – неизвестно. Зато известно, что расплачиваться за билет до родного дома у него было нечем. Но капитана Томпсона отсутствие денег у жителя Новой Зеландии не смутило, поскольку на корабле всегда есть необходимость в лишней паре рук. На этом, похоже, англичанин с маорийцем и порешили.
Бриг «Бойд» шел к островам с конкретной задачей – команда намеревалась заняться сбором раковин каури – морских брюхоногих моллюсков. Заодно капитан хотел встретиться с вождем одного из племен, чтобы наладить торговые отношения. Те-Ара вначале пути вел себя максимально сдержано, не доставляя проблем ни пассажирам, ни команде.
Он даже согласился на имя Джордж, чтобы не было недопонимая с белокожими. Но вскоре случилась коллизия. Капитан напомнил маорийцу, что за путешествие надо платить. И раз Те-Ара нанялся матросом, чтобы отработать стоимость билета, то ему необходимо выполнять рутинную работу и беспрекословно подчиняться начальству. Как говорили в одном известном фильме: «Субординация и выслуга лет». И вот однажды Те-Ара получил задание – отдраить палубу.
Такого сын вождя стерпеть не смог. Разгорелся конфликт, основанный на культурном непонимании народов. Для Те-Ары все британцы являлись людьми второго сорта. И это неудивительно, учитывая его высокое положение на родине. Естественно, менталитет у него был соответствующий. Ни о какой черной работе он и не думал. Что именно сын вождя ответил на приказ Томпсона – можно лишь догадываться. Скорее всего, дело не ограничилось лаконичным «нет».
Возможно, Те-Ара выразил отношение к черной работе высокомерными заявлениями о своем статусе, а заодно напомнил англичанам об их «втором сорте». Такое капитан, конечно, не мог спустить на тормозах. Все-таки на глазах у всей команды какой-то туземец поставил под сомнение его авторитет. Реакция не заставила себя долго ждать. Маорийца выпороли, после чего заперли в каюте, лишив еды и воды. А такого отношения уже не мог простить Те-Ара.
На родине сотни солдат были готовы по одному лишь жесту отдать жизнь за молодого сына вождя, а тут какие-то англичане, пахнувшие ромом, подняли на него руку. Что для британцев норма, для маорийца – серьезное оскорбление. Находясь под арестом, Те-Ара придумал, как отомстить белокожим.
Месть по-маорийски
Англичан подвело незнание менталитета жителей Новой Зеландии. Возможно, если бы капитан «Бойда» знал, что за нанесенное оскорбление у маори принято расплачиваться кровью, сто раз подумал бы, прежде чем брать Те-Ару на борт. Но было уже поздно.
Молодой сын вождя решил схитрить. Сделав вид, что осознал вину, он в знак примирения предложил показать англичанам некую безопасную бухту. Томпсон поверил…
Как только Те-Ара сошел на берег, тут же сбежал. Но матросы лишь посмеялись над ним и не более. Никто и подумать не мог, что скоро их ждет кровавая расплата .
А Те-Ара, вернувшись в родное племя, в красках описал все тяготы, мучения и унижения, которые доставили ему проклятые англичане. Вождь подвел итог: оскорбление, нанесенное его сыну, является оскорблением для всего племени. А раз так, только уту – кровавая месть. По большом счету, у вождя выбора-то и не было.
Весть о том, что над его сыном поиздевались белокожие быстро разлетелась по соседним племенам. И те вожди ждали от него соответствующей реакции. Если бы отец Те-Ары не нанес ответный удар, они бы усомнились в его силе. А слабый вождь – это слабое племя, которое в одночасье становилось лакомой добычей. Скорее всего, отец Те-Ары понимал, что нападение на белокожих пришельцев повлечет за собой череду не самых радостных событий. Но законы диктовали ему свои условия. Вот такой получился замкнутый круг без права выбора ни у одной из сторон.
Чтобы понимать логику маори, нужно знать условия их жизни. Со стороны может показаться, что туземцы обитали в уютном и умиротворяющем тропическом раю. На первый взгляд, так и есть. Но если убрать красивую обертку Новой Зеландии, перед глазами окажется война, тянувшаяся на протяжении нескольких столетий. Многочисленные племена маори конфликтовали между собой из-за территорий и ресурсов. Причем их столкновения носили вовсе не формальный характер.
Часто племя, проигравшее войну, или полностью истреблялось, или становилось рабом победителя. До прихода европейцев маорийцы сражались копьями, ножами из акульих зубов, дубинами, использовали луки и стрелы. Когда же Новую Зеландию все чаще и чаще стали посещать белокожие, туземцы обзавелись металлическим оружием. Но и без него они вполне достойно сражались и друг с другом, и с пришельцами. А в ближнем бою так и вовсе превосходили последних.
Тяжелые условия жизни, когда тень войны неизменно следует по пятам, наложили на маорийцев особый отпечаток. Туземцы отличались обидчивым и вспыльчивым нравом, который требовал кровавой мести за любое оскорбление. А их законы не видели разницы между соседним племенем и англичанам. Из-за этого за жителями Новой Зеландии закрепился статус вероломных дикарей-каннибалов.
Никто из европейцев (особенно на первых порах) не пытался разобраться для чего и почему маорийцы ели человечину. Это уже потом стало известно, что акт каннибализма – театрализованное действо, призванное испугать врага. Ну и заодно забрать и поверженного противника его силу.
Европейцы гораздо позже разобрались в тонкостях психологии жителей Новой Зеландии. А в начале девятнадцатого века они воспринимали их точно так же, как и тысячи других туземных племен, встречаемых на многочисленных островах, разбросанных по всем океанам. Поэтому, когда Те-Ара неожиданно вернулся, никто ничего не заподозрил.
К тому же, к англичанам он пришел с выгодным предложением. Маориец рассказал о редких и жутко дорогих деревьях, произрастающих в глубине острова. И в знак дружбы сын вождя готов был показать заветное место белокожим. Англичане с наивной радостью приняли предложение маорийца. Томпсон тут же снарядил экспедицию, которую сам же и возглавил. В тот же день две лодки с матросами выдвинулись вглубь Северного острова.
Далеко они не уплыли. Едва углубившись в остров, европейцы оказались в заранее приготовленной ловушке. Битвы как таковой и не было, была бойня. Ни одному из англичан уцелеть не удалось. Казалось бы все, Те-Ара совершил акт кровавой мести, ведь среди погибших находился и его главный обидчик – капитан Томпсон.
Но сыну вождя этого было мало. Он решил уничтожить всех европейцев, которые стали невольными свидетелями его позора. Те-Ара приказал своим войнам переодеться в костюмы убитых англичан, дождаться захода солнца, а потом атаковать корабль.
Сказано – сделано. Когда стемнело, переодетые маорийцы на тех же двух лодках подошли к «Бойду». И хоть на корабле находились часовые, они ничего не заподозрили, подумав, что это капитан и матросами вернулся обратно. Атака была молниеносной. Маорийцы, максимально сильно высунув языки, напали на англичан. Языки они высунули не просто так, этим туземцы продемонстрировали свое желание съесть противников.
Почти никто не успел оказать сопротивления, лишь пятеро матросов сумели забраться вверх по такелажу. За ними маорийцы не полезли. С верхотуры англичане с ужасом смотрели на то, как дикари убивали их сограждан и грабили корабль.
Спустя некоторое время туземцы ушли, прихватив с собой не только награбленное, но и тела погибших европейцев, а также несколько живых людей, попавших в плен. Убитых европейцев забрали не как трофеи, а как главное блюдо предстоящего пира. Еще бы, ведь они смогли расправиться с белокожими пришельцами! Об этом просто обязаны были узнать все соседние племена.
До утра матросы боялись спуститься. Но с рассветом к кораблю подошло другое маорийское племя во главе с вождем Те-Пахи. Именно с ним англичане рассчитывали поторговать. Поэтому счастливчики покинули корабль, доверившись дружелюбным туземцам. Но англичанам фатально не везло. Стоило им сойти на берег, как из-за деревьев появились воины Те-Ары.
И хоть Те-Пахи старался вразумить представителей соседнего племени, его попытки не увенчались успехом. Те-Ара потребовал отдать ему англичан, пригрозив в случае неповиновения войной. Те-Пахи согласился. Четырех матросов убили сразу (есть версия, что и съели), а одного взяли в плен, чтобы казнить (и съесть) уже в деревне.
Грабеж «Бойда» продолжился. По всей видимости, в этом «мероприятии» приняли участие и воины Те-Пахи. Скорее всего, туземцы что-то не поделили, раздался мушкетный выстрел (возможно, чистая случайность). Из-за этого загорелся пороховой запас и вскоре прогремел мощнейший взрыв. Корабль был практически уничтожен. Есть версия, что вместе с судном погибло и несколько маорийцев, в том числе и отец Те-Пахи.
Нельзя лезть в драку
Те-Пахи понимал, что соседнее племя заигралось и переступило черту. Расправиться с ничего не подозревавшими европейцами – это одно. А вот противостоять профессиональным белокожим солдатам, вооруженным мушкетами и пушками – совсем другое дело. Как известно, благими намерениями выстлана дорога в ад.
Это на собственной шкуре ощутили и вождь Те-Пахи, и вся его деревня.
Каким-то образом он сумел остановить проходящий мимо корабль с англичанами и рассказал им о трагедии на «Бойде». Те обещали сообщить «куда следует».
Спустя несколько недель в бухту Вангароа вошел британский корабль «Эдинбург». На его борту – чего как раз так боялся Те-Пахи – были не собиратели ракушек и торговцы, а профессиональные солдаты (по другой версии – китобои). Он не стали разбираться кто виноват, а атаковали первую же попавшуюся деревню. По роковому стечению обстоятельств она принадлежала племени Те-Пахи. Англичане никого не пощадили, устроив показательную казнь маорийев. Погиб и добрый вождь, пытавшийся вразумить своих кровожадных соседей.
После уничтожения деревни Те-Пахи, англичане добрались до поселения Те-Ары. Под угрозами расправы маорийцы все-таки сдались и выдали пленников. И англичане с чувством выполненного долга уплыли.
Существует и другая версия развития событий. Так, команда «Эдинбурга» не уничтожала деревню Те-Пахи. Англичане сумели добиться освобождения пленников силой и хитростью, после чего уплыли. Европейцев это возмутило. Они захотели нанести ответный удар, на который по каким-то причинам не осмелился капитан «Эдинбурга». Поэтому карательная экспедиция вошла в бухту Вангароа чуть позже.
Солдаты атаковали первую же подвернувшуюся деревню, сожгли ее дотла, вырезали население и отчалили. Но что в первой версии, что во второй – Те-Ара и его поселение не пострадало.
Событие, произошедшее в Новой Зеландии, было растиражированного множеством как австралийских, так и европейских газет. Журналисты соревновались друг с другом в навыках хоррора, закрепив за маори репутацию агрессивных, коварных каннибалов. А Новую Зеландию еще на протяжении долгих лет после гибели команды и пассажиров «Бойда» стали называть не иначе как «Островами людоедов».
О том, что там произошло на самом деле и кто виноват быстро забылось.
Никто не вспоминал ни капитана Томпсона, который решил не считаться с обычаями туземцев, ни Те-Ару, поставившего под удар свое племя из-за собственного высокомерия. Остались лишь голые факты: вероломно убитые европейцы и каннибализм.
После инцидента с «Бойдом» и ответной карательной экспедиции отношения между коренным населением островов и европейцами сильно испортились. Первые стали более агрессивными, видя в пришельцах угрозу для жизни. Вторые уверились в том, что с каннибалами нельзя иметь никаких дел, а разговаривать нужно лишь с позиции грубой силы.