Компактная версия

Готы в Крыму

Об истории крымских готов, о крымско-готском языке, о княжестве Феодоро...

Крымские готы

Есть загадка, которая на протяжении многих лет не дает покоя исследователям: кто такие «крымские готы», как они появились в Крыму и куда исчезли? По этому поводу высказывается много самых невероятных версий, каждая из которых имеет право на существование.

16 июля 1941 года в ставке фюрера Wolfhohle («Волчье логово») состоялось совещание, на котором Гитлер заявил: «Новоприобретенные восточные районы мы должны превратить в райский сад. Южные районы Украины, примыкающие к Крыму, и сам полуостров — древняя земля готов — должны быть освобождены и заселены немцами». Руководитель Трудового фронта и шеф молодежной организации Kraft durch Freude («Сила через радость») Роберт Лей, горячо поддержав предложение фюрера, предложил преобразовать Крым в курорт для немецкой молодежи.

Крым, если судить по сочинениям записных историков, представляет собой кладбище народов, которые пришли неизвестно откуда и исчезли неизвестно куда.

Возьмем, к примеру, III век нашей эры. В Крыму тогда тихо-мирно жили скифы и тавры. Правда, до этого были какие-то киммерийцы, но их с боями вытеснили, причем одних на Север, а других — за большой Кавказский хребет.

С тех пор о них никто не слышал.

И все бы ничего, но, откуда ни возьмись, в Северном Причерноморье появились готы. Пока разбирались с готами, подоспели гунны. Вслед за ними в Крыму чудесным образом возникли хазары. Самое удивительное, что все эти народы — киммерийцы, скифы, тавры, сарматы, готы, гунны и хазары — в конце концов исчезли без следа.

Но, оказывается, не все готы исчезли. Византийский историк Прокопий Кесарийский ответственно засвидетельствовал:
Здесь же, на этом побережье, есть страна по имени Дори, где с древних времен живут готы, которые не последовали за Теодорихом, направлявшимся в Италию. В военном деле они превосходны, и в земледелии, которым они занимаются собственными руками, они достаточно искусны. Гостеприимны они больше всех людей. Сама область Дори лежит на возвышенности, но она не камениста и не суха, напротив, земля очень хороша и приносит самые лучшие плоды.

Это кто, готы гостеприимны? Те самые, которые вырезали пол-Европы? Прокопий случаем ничего не перепутал? Или в Крыму остались какие-то особенные, исключительно миролюбивые готы?

Похожее по теме... Падение Западной Римской империиПадение Западной Римской империи - процесс упадка Западной Римской империи, в результате которого государство оказалось неспособно управлять своей огромной терр

Следующее упоминание о крымских готах можно найти в «Слове о полку Игореве»: «Се бо готские красные девы въспеша на брезе синему морю, звоня рускым златом». «Красные» означает, как вы понимаете, красивые. Не зря идеологи Третьего рейха намеревались создать в Крыму питомник для «истинных арийцев». Почитывали, видимо, на досуге древнерусскую литературу. Но позвольте, ведь скандинавские и германские женщины при всех своих достоинствах явно не могут похвастать
красотой.

Может, и не было в Крыму никаких готов? Встречаются, правда, невнятные упоминания о том, что какие-то крымские аборигены разговаривали на особом языке. Например, академик Сестренцевич-Богуш, посетивший наш полуостров в конце XVIII века, писал своему отцу: «В городах, где история указывает на обитание готов, остались немалые пятна, где местный татарский язык похож на нижненемецкий. Некоторых людей в Мангупе я понимал».

А на каком языке говорили готы? С ними получилась досадная неразбериха. Даже историк VI века Иордан путал их с гетами. Какая разница, скажете вы? Разница огромная. Геты — это древнейший народ, стоявший у истоков цивилизации. Они преимущественно жили в Дакии — вдоль реки Тиссы, далее по Карпатам, по Днестру до берега Черного моря. А готы — это племена, которые буквально только что выползли из пещер.

Сейчас считается, что Иордан был неправ, что древние геты исчезли неизвестно куда задолго до появления готов, причем этому весьма способствовали скифы. Точно так же, как до этого пропали те, кого Геродот называл массагетами. Обычное, кстати, дело. Лев Гумилев по этому поводу даже теорию сочинил об этносах и пассионариях. Но вся проблема заключается в том, что первобытные кочевники в принципе не могли разгромить непобедимую скифскую конницу и прославленные римские легионы. Они, между прочим, взяли не числом, а умением, продемонстрировав виртуозное владение оружием, а также знание тактики и стратегии. Да и вообще, как писал Иордан, «среди всех варваров готы были едва ли не самыми образованными, чуть ли не равными грекам». Иордану ничего не оставалось делать, как предположить, что готы — это древние геты, вернувшиеся отвоевывать у захватчиков (скифов и римлян) свои исконные земли. Тем более что он располагал свидетельством жившего в начале V века историка Орозия: «Недавно считались гетами те, которые теперь считаются готами».

Вообще, беда с этими древними народами — складывается ощущение, что у каждого из них было несколько имен на выбор. Этому весьма способствовали греческие, римские, византийские и арабские писатели, называвшие каждый народ по-своему.

Кстати, далеко не все современные историки уверены, что великое переселение народов было на самом деле. Многие утверждают, что средневековые книжники просто-напросто запутались, пытаясь выяснить, где какой народ обитает. Их можно понять. Тот же Прокопий Кесарийский с негодованием рассказывал: там, где жили гунны, вдруг неизвестно откуда появились какие-то утигуры и куртигуры. А куда исчезли гунны? Оказалось, что никуда они не исчезли. После смерти царя два его сына поделили власть и подданных, назвав их своими именами. Сыновей звали, как вы, наверное, уже догадались, Утигур и Куртигур.

Среди готов было тоже несколько племен и народностей — герулы, тервинги, грейтунги, вандалы и прочие. Если что-то их и сближало, так это приверженность богу Одину. История происхождения культа этого бога очень любопытна. Английский историк XVIII века Эдуард Гиббон писал: «Полагают, что Один был вождем варварского племени, которое жило на берегах Меотийского озера (Азовского моря) до падения Митриадата и до той поры, когда победы Помпея стали грозить Северу порабощением. Один перевел свое племя от границ азиатской Сарматии в Швецию с намерением создать в этом неприступном убежище свободы такую религию и такой народ, которые когда-нибудь сделаются орудием его бессмертной жажды мщения. Он надеялся, что настанет такое время, когда его непобедимые готы, воодушевлясь воинственным фанатизмом, выйдут из полярных стран громадными массами для того, чтобы наказать угнетателей».

А кого скифы прогнали с берегов Азовского моря? Киммерийцев, то есть гетов, живших в Северном Причерноморье (Киммерии). Мы-то думали, что киммерийцы навсегда канули в Лету, а они, оказывается, мерзли на берегу Ледовитого океана, дожидаясь подходящего момента вновь вступить на историческую арену. И надо сказать, у них это получилось.

Особенно Европа была потрясена видом свирепых германских племен, оснащенных к тому же по последнему слову техники. Можно предположить, что, умиротворив скифов, киммерийцы покинули готов и вернулись на свою историческую родину. Если так, то становится понятно, почему «крымские готы» славились гостеприимством, а «готские девы» — красотой. Потому что они вовсе не были готами.

Но известно, что киммерийцы до своего изгнания состояли из двух этнических групп. Одна под натиском скифов ушла на Север, а другую те же скифы гнали берегом Каспийского моря чуть ли не до Алтая. Интересно, а эти киммерийцы тоже вернулись? Похоже, что да, причем их возвращение было не менее эффектным.

Вездесущий Иордан, рассказывая о гуннах, написал загадочную фразу: «Когда гуннские племена жили на первом месте своего расселения, в Скифии у Мэотиды, то имели королем Филимера. На втором месте, то есть в Дакии, Фракии и Мизии, — Залмоксеса, о котором свидетельствуют многие летописцы, что он обладал замечательными познаниями в философии». Он имел в виду то время, когда гунны пришли с востока (IV век)?

Но почему у королей такие странные имена, очень похожие на греческие? И познаниями в философии гунны, надо признать, тоже не отличались.

Римский историк IV века Аммиан Марцеллин отмечал: «Племя гуннов, о котором мало знают древние памятники, живет за Меотийскими болотами у Ледовитого океана и превосходит всякую меру дикости». Может быть, Иордан пересказывал утверждения древних писателей о первоначальном расселении некоторых гуннов в Северном Причерноморье?

Удивительно, но гунны походили на готов тем, что одни из них были совершенно дикими, а другие — вполне цивилизованными. Позже гуннов облили грязью без разбора, представив человекообразными чудовищами. Тот же Марцеллин с издевкой писал о том, что лица у гуннов безбородые, они «безобразные, похожие на скопцов». Видимо, борода в те времена считалась непременным атрибутом мужской красоты. Истинным красавцем, например, единодушно признавался император Юлиан (331–366 годы), густая борода которого буквально шевелилась от неимоверного количества вшей. А что текло по зловонным улочкам европейских средневековых городов, где полчища крыс шныряли даже днем?

Чума, между прочим, выбрала Европу совсем не случайно. В то же время те гунны, которые вслед за «крымскими готами» обосновались в устье Волги и в Северном Причерноморье, не только брились, но даже имели бани, причем с горячим паром. Так кто в действительности был варваром, европейцы или гунны? А кто кого бил раз за разом, демонстрируя при этом образцы воинской дисциплины и современную тактику действий мобильных соединений?

Кстати, получается, что «крымские готы» ничуть не пострадали от гуннов? Сейчас историки доказывают, что они забрались высоко в горы. И гунны, собираясь воевать с остготами, оставили их в своем тылу? Что-то не верится. Естественно было бы предположить, что те гунны, которые осели в Северном Причерноморье, были, строго говоря, вовсе не гуннами, а потомками древних киммерийцев. Наверное, именно поэтому они так легко преодолели Боспор Киммерийский (Керченский пролив). По легенде, они перешли его вброд вслед за оленем, но, похоже, здесь дело не обошлось без помощи соплеменников. Кроме того, по виду «крымские гунны» вовсе не напоминали гуннов, которые одевались, как утверждали в Европе, в «крысиные шкурки» и питались сырым мясом.

Вот что писал о гуннах византийский посланник Приск, побывавший в V веке в гостях у вождя Аттилы:

Они носят короткие суконные полукафтанья из некрашеной шерсти, которую прядут и ткут их жены, белые широкие шаровары и кожаную обувь, привязанную на подъеме ноги ремнями. В особенности же обращают внимание своим искренним ласковым обхождением и любовью к ближнему. Одежда их женщин весьма опрятна и ловко сделана, она состоит из исподницы и кофты темно-синего цвета, обшитых светлой каймой и без, белой рубахи, спущенной ниже юбки и убранной складками около шеи и рук с оборкою, похожею на кружева, девушки ходят с открытой головой, убирая себе волосы различными монетами. Все они носят серьги, запястья и кольца даже с трехлетнего возраста.

И это еще не все. Гунны, осевшие в Северном Причерноморье, отличались удивительной веротерпимостью. Приск писал о том, что в резиденции Аттилы, подумать только, был христианский священник отец Орестов, причем вовсе не для представительских нужд. Святой Иероним с удовлетворением отмечал:

Гунны изучают псалтырь — хладная Скифия согревается огнем веры истинной.

Эти слова Иеронима историков всегда приводили в замешательство — то, что «крымские готы» были приверженцами христианства, еще куда ни шло, но гунны... В 1858 году в России даже вышла книжка под названием «Аттила и Русь IV — V веков», автор которой на двухстах с лишним страницах настойчиво доказывал, что Аттила на самом деле был... русским.

Может быть, и было великое переселение народов, но, скорее всего, древние народы непременно возвращались на свою родину, потому что знали не хуже нас: в гостях хорошо, а дома лучше. Еще они знали то, что мы уже успели забыть: яблоко, выращенное на родной земле, — во благо, а чужестранное, хоть зачастую оно слаще и румянее, — во вред. А потому у народа, который обосновался на земле, политой потом и кровью чужих предков, нет будущего.

Княжество Феодоро

 В III в. н.э. на Крымском полуострове появилось новое племя, пришедшее со студеных берегов Балтики. Его представители - высокие, светлоглазые, светловолосые - совершенно не походили на местное население, и говорили на неведомом языке. Этот язык - готский - был близок не к греческому или латыни, а к немецкому, а его носители - готы - представляли собой одно из восточногерманских племен. Сильные и воинственные, они быстро захватили практически весь полуостров, превратив в своего вассала даже некогда могущественное Боспорское царство.

Созданное готами государство получило название "Крымская Готия". Примерно с IV века оно превратилось в ведущую политическую силу полуострова, с которой приходилось считаться и византийцам, удерживавшим Херсонес, и кочевникам. Времена были неспокойные, и значительная часть бюджета Готии шла на строительство дозорных и опорных крепостей. Одна из таких крепостей - Дорос - стала через полвека столицей Крымской Готии. К тому времени готы приняли христианство, и Дорос стал одним из его центров в Северном Причерноморье.

Государство, рожденное в битвах 

Мангуп-кале./ Фото: tropykryma.com

В конце VII в. земли и крепости Готии были захвачены Хазарским каганатом. Но власть хазар была недолгой - по историческим меркам, конечно. Через столетие с небольшим Византия вернула себе власть над половиной крымских земель, прихватив попутно и владения Крымской Готии. Ее земли вошли в состав так называемые фемы Климата (позднее - фемы Херсон). Правителя фемы назначали в Константинополе, а административным центром ее стал все тот же Дорос, но под новым именем - Мангуп.

В 1204 г., после захвата Константинополя крестоносцами, византийцам стало не до фемы Херсон. Воспользовавшись ослаблением Византии, один из правителей создал на землях бывшей Крымской Готии и бывшей византийской фемы новое государство - княжество Феодоро. Оно располагалось на гористой территории от Балаклавы до Алушты, и делилось на 11 округов.

Удивительный мир Феодоро 

Цитадель Мангуп-Кале./ Фото: crimea.ru.ircha.net
Цитадель Мангуп-Кале.

Глядя на руины Мангупа, трудно представить ту яркую и необычную жизнь, которая кипела здесь в XII-XV вв. Начать с того, что в православном княжестве мирно уживались два языка - готский и греческий, а также самые разные народы - готы, аланы, греки, черкесы, караимы, армяне и др. В период расцвета княжества его население составляло около 200 тыс. человек, а на страже безопасности стояли 40 замков.

В основе экономики Феодоро лежало сельское хозяйство, причем особенно было развито виноделие. В городах процветали ремесла и торговля, а многочисленные монастыри служили оплотами духовности и культуры. Но лучше всего о силе небольшого княжества говорит тот факт, что с княжеской династией Феодоро охотно роднились представители куда более могущественных государств того времени: Трапезунда, Византии, Молдавии. 

Штефан Великий./ Фото: moldovenii.md
Штефан Великий

Например, женой господаря Штефана Великого в 1472 г. стала Мария - дочь феодорийского князя Олубея. О браке своего сына с феодорийской княжной вел переговоры накануне гибели княжества Иван ІІІ. При этом мы можем лишь догадываться, к какой династии принадлежали князья Феодоро: одни историки считают их родственниками болгарских царей Асеней, другие полагают, что они были выходцами из знаменитого византийского рода Гаврасов. Так или иначе, по духу и вере правители Феодоро были подлинными преемниками византийских императоров, а их государство можно назвать последним местом, где сохранялись традиции империи после ее падения.

Гибель княжества 

Судакская (Генуэзская) крепость./ Фото: news.sevas.com
Судакская (Генуэзская) крепость

Все время своего существования Феодоро было вынуждено отстаивать свою независимость от агрессивных соседей. С середины 14 до середины 15 века самыми опасными врагами Феодоро были генуэзцы, захватившие прибрежные земли княжества. После ряда упорных битв феодориты вернули ряд принадлежавших им крепостей, но на горизонте уже виднелся новый враг - могучий и беспощадный. В 1475 г. огромное турецкое войско осадило Мангуп.

Небольшой город-крепость героически держался три месяца, и пал лишь благодаря военной хитрости турок. Последний из правителей Феодоро, князь Александр, был захвачен в плен и впоследствии казнен в Стамбуле. Так закончилась героическая и удивительная история населенного готами и греками православного крымского княжества.

Еще в 16-18 вв. иноземные путешественники встречали в Крыму людей, говорящих на языке, похожем не то на немецкий, не то на фламандский, и помнивших о могущественном княжестве, в котором жили их предки. Ныне от языка остались несколько надписей, одна песня и 96 слов, записанных одним австрийским дипломатом, а от княжества - камни с символикой династии, остатки пещерных монастырей и руины Мангупа и Фуны.

Одна из ярчайших достопримечательностей Крыма - Ласточкино гнездо - готический крымский замок с непростой и драматичной историей.

Крымско-готский язык

Существование германского диалекта в Крыму подтверждено источниками с IX до XVIII веков. Однако лишь один источник проливает свет на сам язык — письмо австрийского дипломата Ожье Гислена де Бусбека, датированное 1562 годом (опубликовано впервые в 1589 году). Письмо содержит список из 96 слов и фраз, а также песню на готском языке, которую дипломат услышал от крымчан в Константинополе.

Информация Бусбека не является точной. Во-первых, оба осведомителя не владели языком безупречно (один был греком, который знал крымскоготский как второй язык, второй был готом, который, однако, готским языком не владел, и родным языком для него был греческий). Во-вторых, вероятно, что родной фламандский язык Бусбека повлиял на транскрипцию написанных им слов. В-третьих, в тексте, несомненно, имели место опечатки.

Существует две альтернативные концепции:

  • Крымскоготский язык является отдельной ветвью восточногерманских языков и отличается от готского языка епископа Ульфилы.
  • Крымскоготский язык происходит от диалекта (западно)германских поселенцев, близких по языку к англосаксам и фризам, которые мигрировали в Крым в раннем Средневековье, и чья речь в дальнейшем была видоизменена под влиянием готского языка.

Обе теории были предложены в XIX веке. Поскольку нет общей концепции по этому вопросу, принято считать, что крымскоготский не происходит от книжного готского.

В 2015 г. опубликованы граффити на готском языке из Крыма, в основном религиозного содержания, относящиеся к IX—X вв. Поверх данных граффити были нацарапаны чуть более поздние надписи на греческом языке, что первоначально затруднило их идентификацию (камни были обнаружены ещё в 1938 г.) 

 

В III веке нашей эры в степях Северного Причерноморья расселилась группа германских народов, ставшая в истории известной под названием «готы». Язык их был родственным другим германским языкам: немецкому, английскому, шведскому и прочим, но относился к особой восточной ветви этой языковой группы, от которой сейчас не сохранилось ни одного живого языка.

Готы оставили значительный след в истории Европы. Одна из их ветвей (визиготы, или вестготы) достигли к V веку Аквитании, а затем проникли на Пиренейский полуостров, где их королевство существовало до начала VIII века. Другая часть (остроготы, или остготы) создала государство на севере Италии со столицей в Равенне. Но был еще один путь движения готов на юг, который привел их в Крым, где они и поселились. Сведения о крымских готах присутствуют в византийских источниках. Прокопий Кесарийский в трактате «О постройках» рассказывал:

Здесь же, на этом побережье есть страна по имени Дори, где с древних времен живут готы, которые не последовали за Теодорихом, направлявшимся в Италию. Они добровольно остались здесь и в мое еще время были в союзе с римлянами, отправлялись вместе с ними в поход, когда римляне шли на своих врагов, всякий раз когда императору было это угодно. Они достигают численностью населения до трех тысяч бойцов, в военном деле они превосходны, и в земледелии, которым они занимаются собственными руками, они достаточно искусны; гостеприимны они больше всех людей. Сама область Дори лежит на возвышенности, но она не камениста и не суха, напротив, земля очень хороша и приносит самые лучшие плоды. В этой стране император [Юстиниан] не построил нигде ни города, ни крепости, так как эти люди не терпят быть заключенными в каких бы то ни было стенах, но больше всего любили они жить всегда в полях. Так как казалось, что их местность легко доступна для нападения врагов, то император укрепил все места, где можно врагам вступить, длинными стенами и таким образом отстранил от готов беспокойство о вторжении в их страну врагов. (Перевод С. П. Кондратьева)

О жизни готов Крыма мы знаем преимущественно благодаря находкам археологов. Обнаружены готские погребения с характерным набором украшений. Найден даже фрагмент тех самых длинных стен, выстроенных для готов по приказу Юстиниана, о которых упоминает Прокопий Кесарийский. Но о том, как было устроено государство готов, как они взаимодействовали с греками и грецизированным населением Крыма, известно очень мало.

Картинки по запросу крымско-готский язык граффити

С середины VII века, когда Византия вступила в эпоху войн с арабами, состояние ее северной границы пришло в упадок, и в Крыму, по крайней мере в его горной части, установилось господство хазар. Из жития святого Иоанна Готского (VIII век) известно о восстании готов Крыма против хазар, после которого Иоанн, бывший местным епископом, вынужден был бежать.

Краткие свидетельства о готах Крыма оставили нам европейские путешественники. А один из них, фламандский дипломат Ожье Гислен де Бусбек составил даже краткий словарик языка крымских готов. Ожбе де Бусбек был послом германского императора при дворе султана Османской империи. В 1555 – 1561 годах он жил в Стамбуле и описывал свои наблюдения в письмах на родину. Его сочинения были очень оперативно опубликованы под названием «Турецкие письма». В Крыму де Бусбек не побывал, но в Стамбуле ему довелось встретить двоих уроженцев Крыма, один из которых был готом, но не владевшим готским языком, а другой – греком, который готский язык знал. Вот, как рассказывал о них де Бусбек: «Гот был высокого роста, и во внешности его сквозила прирожденная скромность, что делало его похожим на фламандца или голландца. Когда я спросил его о натуре и языке их народа, он отвечал весьма недвусмысленно, что их народ, готы, весьма воинственен, что он и поныне еще занимает многие области…, что у них есть два главных города – один зовется Мангуп, другой – Скиварин. Готы – до сих пор христиане, хотя и окружены иноверцами».

В словарик де Бусбека вошли, например, слова hus «дом», handa «рука», bruder «брат», schuuster «сестра», apel «яблоко», schlipen «спать», goltz «золото», fisct «рыба», stein «камень», tag «день» и другие, которые совпадали со словами родного для де Бусбека фламандского и других германских языков. Когда де Бусбек попросил встреченного им человека посчитать по-готски, тот начал: ita, tua, tria, fyder, fyuf, seis, seuene… («Совсем как мы, фламанды», – отметил де Бусбек). Но были в языке готов и слова, которые де Бусбеку знакомы не были: stap «коза», ada «яйцо», fers «муж», baar «мальчик», menus «мясо» и другие.

Встречаются и упоминания иных путешественников о готском языке. В 1253 году проездом в Крыму был Гийом де Рубрук, державший путь в далекий Каракорум, столицу монгольской державы. Он заметил: «Между Керсоной и Солдайей сорок замков; почти каждый из них имел особый язык; среди них было много готов, язык которых немецкий». Венецианец Иосафато Барбаро, побывавший в Северном Причерноморье в 1436 – 1452 годах, рассказывал: «Готы говорят по-немецки. Я знаю это потому, что со мной был мой слуга-немец; они с ним говорили, и вполне понимали друг друга». Но последние упоминания о германоязычных жителях Крыма относятся к XVIII веку. Видимо, окончательно потомки крымских готов растворились в окружающем населении, когда в 1770-х годах христиане Крыма были массово эвакуированы в Мариуполь.

У готского языка существовала собственная письменность, возникшая в IV веке, когда епископ Ульфила обратил их в христианство и перевел на готский язык Библию. До нас дошло несколько рукописей на готском, в том числе знаменитый «Серебряный кодекс». В совокупности они включают полный текст Нового завета и некоторые фрагменты Ветхого завета. Это самые древние известные науке тексты на языке германской группы. Но все они были созданы в Западной Европе, в землях остготов и вестготов. От готов Крыма до самого последнего времени не было известно ни одного письменного памятника, ни на пергамене, ни на камне.

Первый шаг к обнаружению готских надписей Крыма был сделан в 1938 году, когда экспедиция под руководством ленинградского археолога Марии Тихановой исследовала кафедральный храм в средневековом крымском поселении Манкупе. Мангупская базилика существовала до XIII века, за это время она неоднократно перестраивалась. В ходе раскопок археологи обнаружили и два фрагмента ранневизантийского карниза, которые впоследствии были встроены в пол часовни, пристроенной к основному зданию базилики. Тиханова обнаружила на этих камнях несколько надписей. Подробному их исследованию помешала война. Отчет о находках был напечатан лишь в 1953 году, а сами каменные фрагменты были утрачены. Тиханова смогла опубликовать лишь общее описание находки, фотографию общего плана одного из фрагментов и одну надпись на греческом языке, которую успела прочесть.

И вот уже в XXI веке Андрей Виноградов, изучая греческие надписи Причерноморья для подготовки издания Inscriptiones Orae Septentrionalis Ponti Euxini , решил попытаться отыскать утерянные камни в фондах Бахчисарайского музея-заповедника. Долгие поиски увенчались успехом, удалось обнаружить оба камня, опознав один из них по фотографии, а другой по описанию находившихся на нем рисунков, которое оставила Мария Тиханова. Андрей Виноградов внимательно изучил надписи на обоих фрагментах карниза. Их оказалось довольно много, поэтому можно предположить, что карниз этот был во время очередного ремонта храма превращен в часть стены, где удобно было оставлять надписи. И лишь после следующей перестройки был вмонтирован в пол. На камнях нашлось несколько греческих надписей, построенных по стандартной для граффити схеме: «Господи, помоги рабу своему такому-то».

Картинки по запросу крымско-готский язык граффити

Но были там и надписи, которые прочитать не удалось. При публикации Андрей Виноградов высказал предположение, что они могут быть готскими. Дальнейшие исследование, которое он предпринял вместе со специалистом по германским языкам Максимом Коробовым, подтвердило эту гипотезу. На камнях оказалось целых пять готских граффити, сделанных письмом, которое было почти идентично готскому алфавиту епископа Ульфилы. Некоторые из них повторяли стандартную формулу «Господи помоги своему рабу» (hilp skalkis þeinis). Но был и фрагмент 76-го псалма, входящий в великий прокимен, который читается во время пасхального богослужения. Благодаря соседству с граффити на греческом языке готские надписи удалось достаточно точно датировать. Они были сделаны со второй половины IX до первой половины X века.

Некоторое время спустя была сделана еще одна эпиграфическая находка, относящаяся к крымским готам. В городище Балка, которое находится к северу от Бахчисарая, в гроте среди надписей и рисунков оказалось записанное готскими буквами имя Реок. По-готски такое имя ничего не значит, но его интерпретацию подсказал историк Сергей Тохтасьев, которые занимается иранскими племенами Северного Причерноморья и Кавказа. По его словам, Реок – это стандартная стяженная форма иранского имени Райвак, образованного от корня со значением «богатый». Такая находка заставляет предположить, что поселившиеся в Крыму готы ассимилировали более ранних пришельцев в эти земли – ираноязычных сарматов или алан.

 


Рейтинг@Mail.ru