Компактная версия

Культура Тайрона

Тайрона - древняя культура, объединявшая несколько относительно независимых территорий, управляемых вождями. Существовала на территории современного региона Сьерра-Невада-де-Санта-Марта в департаментах Сесар, Магдалена и Гуахира в Колумбии.

Первые памятники относятся примерно в 1 в. н. э., расцвет приходится на 11 в. н. э. и связан со значительным ростом населения, а упадок относится к 16 в., эпохе испанского завоевания, когда культура Тайрона была принудительно включена в испанскую систему "энкомьенда".

Сочинения немногих грамотных людей, сопровождавших конкистадоров в их походах по только еще открывавшейся Америке, легли на столы историков только в ХIХ веке. С пергаментных страниц прошлого открылись ужасающие картины разрушения древних индейских городов и порабощения и гибели коренных племен и народов материка…

Ученые монахи Педро Симон и Педро де Агуадо, поэт и летописец Хуан де Кастельянос, хронист Гонсало Фернандес де Овьедо-и-Вильдес поведали потомкам о многих подробностях похода и чудесах открываемых земель, в том числе о «многолюдных и искусно украшенных городах Посигейка, Бетома, Тайронака и Бонда», что расположены на севере Южной Америки – примерно там, где в наше время проходит граница между Колумбией и Венесуэлой.

Десятка два экспедиций в ХХ веке вернулись со склонов горного массива Сьерра-Невада-де-Санта-Марта без каких бы то ни было результатов – только джунгли да маленькие деревушки индейцев коги, не сохранивших никакой памяти о своем великолепном прошлом. В семидесятые годы ХХ века всерьез стали доказывать, что свидетельства документов, не подкрепленные находками – не более чем миф… Верили же триста лет назад в страну Эльдорадо, в живого человека из золота, царствовавшего где-то в верховьях Ориноко! Населяло же некогда воображение Гвианское побережье людьми, носящими голову под мышкой!

 

Удача улыбнулась, как это нередко бывает, «непрофессионалу». Окрестности современного города Санта-Марта давно были на хорошем счету у антикваров и кладоискателей – то золотую статуэтку вымывает поднявшаяся весною вода из склона речной террасы, то древний глиняный горшок с причудливым орнаментом… И внезапно в труднопроходимых зарослях на склонах Сьерры, обращенных к Карибскому морю, один из собирателей древностей наткнулся на каменную лестницу. За ней – еще на одну, куда более вычурно изукрашенную, а дальше – больше…

Раскопки начались в том же году, и вначале перед научной общественностью, а затем и перед публикой предстали руины расчищенного от джунглей города, в котором некогда жило – трудно поверить! – более миллиона людей.

Похожее по теме... Золото муисковО золоте муисков, об индейской культуре чибча, о конкистадорах и легенде об Эльдорадо, об истории народов Колумбии.

Древняя Тайрона – та самая упоминавшаяся в хрониках Тайронака – являла собой не один сплошной город, а конгломерат из двух-трех сотен крупных поселков. Они лежали, тесно примыкая друг к другу, наподобие складок веера, на высоте от 900 до 1200 метров над уровнем моря. Тут и там рядом с каменными площадками грохочут водопады; тщательно возведенные подпорные стенки препятствуют эрозии почвы, оползням и камнепадам; крутые улицы отчетливо повторяют все извивы горных склонов, по которым проложены искусственные дренажные каналы…

Жители культуры Тайрона относились к одной из двух крупнейших групп языковой семьи чибча. Во время испанского колониального владычества, в 16 и 17 вв., они были вытеснены в крайние области региона. Живущие в этих местах в настоящее время индейские народности коги, вива, аруако (ихка, ифка), арсарио и канкуамо, говорящие на чибчанских языках, считаются прямыми потомками культуры Тайрона. Слово «тайрона» на разных языках данной местности означает «мужчины» или «сыны тигра»

Конечно, каменные громады Мачу-Пикчу – «тайного города инков», открытого в Перу в середине прошлого века – превосходят масштабы Тайроны. Однако по выразительности строительной культуры и, что совсем уж неожиданно, по тому уважению, с которым тайронцы относились к окружающей среде, они далеко обогнали соседей. Древние города инков были прежде всего укреплениями, фортификационными сооружениями, и при их возведении природу не очень-то щадили. Жители же Тайроны, видимо, предпочитали не столь «имперский» образ жизни, стараясь ладить с горами, лесами и водами, а не «покорять» их.

На тщательно выровненных террасах, опоясывающих склоны, стояли бамбуковые и деревянные хижины на каменных фундаментах, крытые пальмовыми листьями. Около каждого дома был огороженный участок, где выращивали главным образом кукурузу. Раскопки дали представление о разделении труда, свойственном горожанам: жившие на верхних склонах индейцы занимались земледелием и ткачеством, ниже – вдоль лестниц и дорог, ведущих к морю – селились солевары, рыболовы, собиратели моллюсков. Товарообмену способствовали поддерживавшиеся в отличном состоянии дороги и тропы, соединявшие между собой все «микрорайоны» Тайроны

Сегодня перед прибывающими в национальный парк Санта-Марта предстают только несколько квадратных километров руин, полностью расчищенных от джунглей. Это не более чем десятая часть огромной Тайроны, увидеть которую полностью можно пока только с воздуха. Так же, как и поселения потомков тех, кто некогда строил и населял ее…

Этнографы и антропологи, сопоставив данные, полученные при раскопках со сведениями о современных племенах, населяющих район Сьерра-Невады-де-Санта-Марта, пришли к выводу, что потомками древних тайронцев являются племена коги и аравака. Не будет лишним вспомнить, что еще в 1908 году французский граф Жозеф де Бретт, начитавшись испанских хроник и съездив на место их действия, не отыскал древних городов, но зато опубликовал по возвращении в Париж книгу, посвященную нравам и обычаям индейцев племени коги. Однако сочинение восторженного дилетанта, пытавшегося увидеть в жителях джунглей наследников древней высокой цивилизации, специалисты не приняли тогда всерьез. Теперь же археологи пользуются этим трудом при реконструкции некоторых аспектов повседневной жизни древних тайронцев.

…А жизнь эта была жестоко поломана в 1599 году, когда индейцы, не желая смириться с нарастающим гнётом со стороны пришельцев, восстали. «Висячие сады» Тайроны окутал дым пожарищ, по каменным каскадам каналов, по ступеням лестниц-улиц потекла кровь. Даже видавший виды хронист Хуан де Кастельянос с неодобрением рассказывает о том, как капитан конкистадоров Пиноль приказал отрезать носы, губы и уши всем пленным мужчинам. Оставшихся в живых испанцы согнали с их родных горных террас в долину, где многие нашли смерть от голода.

Город же был заброшен завоевателями за ненадобностью, и дошел до нас подобно кладу, который закопали предки живущих ныне, но не смогли вернуться, чтобы воспользоваться им.

Золотые самолеты индейцев тайрона

Знаменитый Музей золота в Боготе хранит самое богатое собрание золотых изделий индейцев доколумбовой эпохи. Среди сотен драгоценных статуэток, ритуальных предметов и украшений из золота особое место занимает маленькая коллекция загадочных безделушек. Эти «религиозные украшения» — так нейтрально предпочитают именовать их сотрудники музея - были найдены в могилах древней культуры индейцев тайрона. 

Своего расцвета цивилизация тайрона достигла приблизительно за 500 лет до появления испанцев в Новом Свете. Тайрона были высокоразвитым народом. Искусные ткачи, они носили одежды из хлопка и изумительные уборы из перьев, щеголяя броскими ювелирными украшениями. В Музее золота можно увидеть множество этих украшений: амулеты, ожерелья, браслеты.

Из всего этого собрания украшений особо выделяются своей необычной формой небольшие, около 2-х дюймов в длину, фигурки, которые представляют собой стилизованные изображения животных, птиц, насекомых, рыб. Однако, опознать в этих фигурках какого-то реального представителя фауны пока никому не удалось. Зато в них, при некоторой доле воображения, можно увидеть... реактивный самолет.

Действительно, мысль о самолете — первое, что приходит в голову современного человека, когда он видит эти причудливые украшения. Но внешнее сходство порой обманчиво, и строить сколько-нибудь серьезные выводы на этом основании нельзя.

И, тем не менее, если изделие рассматривать в профиль, то можно заметить еще большее сходство с самолетом.

Треугольные крылья при этом смотрятся совершенно горизонтальными. А если посмотреть спереди, то можно увидеть, что они слегка изгибаются вниз. Интересно, что применение треугольных крыльев вошло в практику авиастроения примерно в 1950-х годах для самолетов с высокими летно-техническими характеристиками и примерно в 1980-х годах - для планеров и сверхлегких летательных аппаратов.

А отличительная особенность современных скоростных самолетов с треугольным крылом состоит в том, что практически все они являются реактивными и за исключением сверхзвуковых пассажирских самолетов, созданных в 1970-е годы, — военными! 

Более того, рассматривая золотую «модель самолета», нельзя не заметить в ее хвостовой части, между крыльями и хвостовым оперением, некие плоскости, напоминающие элевоны — подвижные поверхности, расположенные вдоль задней кромки крыла самолета и выполняющие функции руля высоты и элерона. Слегка выгнутые вперед, они крепятся не к крыльям, а к фюзеляжу несколько выше горизонтальной оси «самолета» и имеют четкую геометрическую форму.

Что же касается хвостового оперения, выполненного в виде правильного треугольника и строго перпендикулярного по отношению к крыльям, то это наиболее «механическая» часть модели, не имеющая никаких аналогов в живой природе, но прямо скопированная с хвостового оперения самолета.

В 1969 году загадочные «самолеты» индейцев тайрона были подвергнуты экспертизе, в которой приняли участие известный зоолог Айвен Сендерсон, сотрудник Нью-йоркского Аэронавигационного института доктор Б. Пойсли, авиаконструктор Артур Юнг и преподаватель аэродинамики Дж. Олдридж. Все эксперты сошлись во мнении, что эти объекты выглядят скорее механическими, чем биологическими.

Ряд особенностей соответствует гипотезе о самолете, но в то же время существуют детали, противоречащие этой версии. Например, крылья располагаются в «неправильном» месте: они должны быть передвинуты ближе к носу так, чтобы центр тяжести самолета располагался на 25 процентах средней аэродинамической хорды.

В то же время компьютерное моделирование и реальные испытания копий золотых «самолетов» в аэродинамической трубе показали их неплохие летные характеристики!

В общем, специалисты были склонны считать «религиозные украшения» скорее моделями самолетов, чем изображениями живых существ. Но на пути к признанию этой гипотезы лежит весьма увесистое «но»: откуда у индейцев тайрона тысячу лет назад могли появиться реактивные самолеты? Логичней предположить, что эти фигурки представляют собой амулеты, связанные с культом неких существ — птиц, насекомых или рыб.

Может быть, образ какого-нибудь животного, являвшегося тотемом местных племен, трансформировался в мифологии тайрона в образ крылатого божества - повелителя воздушных стихий?

Конечно, такое возможно. Если бы не одна существенная нестыковка. Оказывается, на всей территории, некогда занимаемой племенами тайрона, археологи пока не выявили никаких следов существования культа, связанного с крылатыми насекомыми, рыбами или птицами...


Рейтинг@Mail.ru