Компактная версия

Эволюция дуэли

В XV столетии среди европейского дворянства возник новый обычай - дуэльные поединки, целью которых была защита чести и достоинства одной из сторон. Очень быстро дуэль превратилась в способ решения любого конфликта среди благородного сословия.

Человек – иррациональное существо. В животном мире все направлено на сохранение жизни особи и продолжении ею рода. Инстинкт самосохранения – это мощнейшая программа, управляющая поведением любого живого существа. И только человек, несмотря на свое животное происхождение, способен на поступки, иногда прямо противоречащие стратегии выживания. Нередко ради абстрактных целей и весьма туманных идей он готов поставить на кон свое здоровье и саму жизнь. История человечества переполнена примерами такого «нелогичного» поведения.

 История дуэлей началась в Италии, но очень быстро распространилась по всей Европе и континент захлестнула настоящая «дуэльная лихорадка», которая свирепствовала несколько столетий и унесла жизни сотен тысяч человек. Только во Франции и только в период правления Генриха IV Бурбона (примерно двадцать лет) на дуэлях погибло от шести до десяти тысяч молодых дворян. Это вполне сопоставимо с потерями в крупном сражении.

Слово «дуэль» произошло от латинского «duellum», которое было архаичной формой слова «bellum». Duellum в средневековой латыни означало судебный поединок, хотя в наше время дуэлью называют почти всегда поединок внесудебный и даже тайный. Трудно сказать, были ли такие дуэли в Древней Греции и Риме, но они безусловно были знакомы германским племенам (об этом упоминали Тацит, Diodorus Siculus и Velleius Paterculus) в качестве одного из видов ордалий, а также викингам.

Европейское дворянское сословие, сформировавшееся на основе средневекового рыцарства, имело свои представления о личной чести. Любое посягательство на нее в форме оскорбления словом или действием можно было смыть только кровью обидчика, в противном случае человек считался обесчещенным. Поэтому вызовы на дуэли в старину, как правило, заканчивались смертью или увечьем одного из противников.

В реальности же причина дуэли могла быть какой угодно, поскольку факт нанесения оскорбления и его тяжесть трактовал сам «потерпевший». Да и само понятие «дворянская честь» понималась весьма широко. К вызову могло привести все что угодно: от мести за убитого родственника или друга до неудачной шутки или неловкого жеста.

Правила — важнейший признак дуэли. И даже не просто правила, а объемный, весьма подробный кодекс; если его нет, едва ли правомочно говорить о дуэли. Бывало, допустим, что два человека повздорили где-нибудь на дороге и решили вопрос силой оружия, но это еще не дуэль, как нельзя назвать дуэлью пьяную драку, даже если в ней дошло дело до ножей.

Со временем поединки вошли в моду. На дуэлях дрались все. Не только дворяне, но и мещане, солдаты, студенты и даже венценосные особы. 

Многие короли в Средние века и позже предпринимали попытки организовать дуэль с со своим врагом — дело ни разу дальше слов не пошло. Многочисленные примеры вызовов на такие дуэли даёт Йохан Хёйзинга в речи «Политическое и военное значение рыцарских идей в позднее Средневековье»: «Ричард II Английский предполагает вместе со своими дядьями, герцогами Ланкастером, Йорком и Глостером, с одной стороны, сразиться с королём Франции Карлом VI и его дядьями, герцогами Анжуйским, Бургундским и Беррийским, с другой. Людовик Орлеанский вызвал на поединок Генриха IV Английского. Генрих V Английский послал вызов дофину перед началом битвы при Азенкуре. А герцог Бургундский Филипп Добрый обнаружил почти неистовое пристрастие к подобному способу разрешения споров. В 1425 году он вызвал герцога Хамфри Глостерского в связи с вопросом о Голландии. …поединок так и не состоялся. Это не оградило герцога, двадцатью годами позже, от желания разрешить вопрос относительно Люксембурга посредством поединка с герцогом Саксонским. А на склоне жизни он даёт обет сразиться один на один с Великим Туркой. Обычай владетельных князей вызывать на дуэль сохраняется вплоть до лучшей поры Ренессанса. Франческо Гонзага сулит освободить Италию от Чезаре Борджа, сразив его на поединке мечом и кинжалом. Дважды Карл V сам по всем правилам предлагает королю Франции разрешить разногласия между ними личным единоборством».

Многие исследователи подчеркивают внешнее сходство дуэлей с судебными поединками Средневековья и рыцарскими турнирам. Судебные поединки были составной частью официальной системы правосудия, а турниры можно назвать способом совершенствования навыков профессионального воина. На первый взгляд, судебный поединок еще не дуэль, потому что исход его разрешает не частный спор, но спор с законом. Однако часто он оказывался боем обвинителя с обвиняемым. Главное, что победитель в таком бою считался автоматически правым, а проигравший — виновным; эта идея надолго остается стержнем дуэльных обычаев. Впоследствии от нее отошли, полагая, что убитый в поединке «защитил свою честь».

Техника «судебного» боя активно преподавалась в фехтовальных школах; именно это в конце XV века послужило причиной отказа от обычая. Дескать, негоже, если прав всегда тот, кто больше тренировался. Вера в то, что судебный поединок решается волей божьей, как-то ослабела. Кое-где встречался обычай выставлять за себя другого бойца; он был далеко не так популярен, как в романах, но иногда такое позволялось.

Для горожан судебный бой был желанным развлечением — куда интересней казни. Гладиаторских боев христианские законы не дозволяли, а тут такое «шоу»... На него собирался весь город. Во многом именно поэтому законы о судебном поединке продержались куда дольше, чем предрассудки, на которых они были основаны. Ради зрелищности порой даже пренебрегали правилами и здравым смыслом; так, известен случай судебного поединка... человека с боевым псом. Далеко ли тут до тех самых гладиаторских боев

Принцип «суда божьего», конечно же, состоял в том, что господь защитит правого и поразит виновного. Женщины, больные, дети и старики юридически тоже участвовали в судебных поединках — фактически выставляя вместо себя чемпиона-защитника. Судебный поединок был очень торжественной церемонией, и, как пишет Хаттон в книге «Меч сквозь столетия», изначально разрешение на него всегда давал только король, который во время боя играл роль арбитра. Можно предположить, что практика судебного поединка изначально поддерживалась королевской властью в качестве ограничения судебной власти вассалов. Во Франции этот порядок был отменён Генрихом II в 1547 году после дуэли Жарнака и Ля Шастеньере, хотя истинность «суда божьего» подвергалась сомнению и раньше. Например, в 1358 году в присутствии Карла VI проиграл поединок и был повешен некий Жак Легре, а вскоре был схвачен другой человек, который сознался в преступлении, приписанном этому несчастному. 

Перед судебным поединком подробно оговаривали его условия и вооружение сторон, при этом от выбора стандартного, «рыцарского» вида оружия отказаться было нельзя. Часто проводилась серия поединков — например, сначала на топорах, потом на мечах, потом верхом и с копьями. Простолюдины могли драться на дубинках. До смерти доводить бой не требовалось — достаточно было лишь обозначить победу, как это делали античные гладиаторы, а дальше уж король-арбитр мог остановить поединок, и побеждённого отдавали палачу, а победителя — врачу (кто знает, что было опасней!). Говорить на эту тему можно много, но обратимся к законам.

Из всех законов, содержащих нормы о дуэли, самым ранним считается Кодекс Бургундов, принятый в конце V — начале VI века при короле Гундобальде, а введение судебного поединка датируется 501 годом. Положения этого кодекса содержат и искреннюю веру в истинность божьего решения («…Господь будет судьёй…»), и пожелание спорящим не избегать боя («…если кто-либо открыто говорит, что знает правду и может дать клятву, он не колеблясь должен быть готов сразиться…»). В дальнейшем почти в каждой стране появились похожие нормы. Хотя, например, в Англии поединки не были в ходу до норманнского завоевания, а по закону Вильгельма Завоевателя они применялись только в спорах между норманнами, и только в дальнейшем стали всеобщей практикой.

По мере того, как практика судебного поединка распространялась по всему миру, множились и попытки её как-то урегулировать. Еще св. Авит (ум. в 518 г.) протестовал против кодекса Гундобальда, о чём писал Агобард (ум. в 840 г.) в специальном труде о противоречии светских законов Евангелию. С точки зрения христианства, бог вполне мог допустить смерть невиновного. Папы римские тоже имели отрицательное отношение к судебным поединкам: в письме к Карлу Лысому Николай I (858-867) проклинает дуэль (monomachia) как искушающую бога, ту же точку зрения высказывали папы Стефан VI, Александр II и Александр III, Целестин III, Иннокентий III и Иннокентий IV, Юлий II и многие другие.

Часто издавались и особые запреты. Например, «Божье перемирие», объявленное Церковью в 1041 году, запретило дуэли и турниры на время празднеств в честь церковных таинств. Светские власти не отставали — Людовик VII в 1167 году запретил судебные поединки по всем делам, где сумма спора не превышала 5 су.

Постепенно судебные поединки в Европе стали возможными только по делам о тяжких преступлениях, таких как убийство или измена. В Англии судебные поединки вообще всегда были распространены мало, особенно после известных ассиз Генриха II Плантагенета (XII век), поднимавших авторитет королевского суда. Однако, право выбрать дуэль для окончания процесса юридически существовало в Англии до начала XIX века, хотя на практике этого не было с конца XVI века. Последнее требование окончить спор поединком было предъявлено в 1817 году человеком, обвиняемым в убийстве, и суду ничего не оставалось, кроме как неохотно дать разрешение, поскольку того требовал старый закон. Противник от боя отказался, и обвиняемый был освобождён, а Парламент быстренько в 1819 году отменил «право апеллировать к мнению Бога путём поединка», чтобы больше подобного не было.

Другой прародитель дуэли — хольмганг, популярный у викингов способ разрешения споров.

Тут уже не требовалось никакого конкретного обвинения; годилось и оскорбление, и просто «не сошлись во мнениях». Не требовалось и равенства социального статуса; простой воин имел право вызвать ярла. Вопреки горячей натуре скандинавов (а может, именно из-за нее, чтобы хольмганги не опустошили край) бой никогда не проводился тут же на месте; законы требовали, чтобы прошло хотя бы три дня, лучше — неделя, а буйные головы успели одуматься.

Чаще всего в хольмганге участвовало по нескольку человек с каждой стороны. Бой проводился на заранее выбранном месте, вокруг брошенной на землю шкуры (возможно, при зарождении традиции животное перед боем приносили в жертву). Законы шведов требовали для боя перекрестка трех дорог; а раньше, судя по всему, бились на маленьком островке, чтобы никто не мог сбежать, — ведь само слово «хольмганг» означает «пройтись по острову».

Отказаться от хольмганга — не только бесчестие, но и преступление. Зато можно привлечь друзей и союзников. Так что викинг-«бретер», понадеявшийся на свой меч и неопытность противника, мог жестоко ошибиться. Существует мнение, что секунданты на дуэлях — в какой-то мере наследие обычаев хольмганга и противовес бретерству.

Вот что говорит о хольмганге шведский «Языческий закон»:

Если муж скажет бранное слово мужу: «Ты не равен мужу и не муж сердцем», а другой скажет: «Я муж, как и ты», — эти двое должны встретиться на перепутье трех дорог. Если придет тот, кто сказал слово, а тот, кто услышал, не придет, то он — тот, кем его назвали, он больше не способен к клятве и не годится в свидетели ни по делу мужчины, ни по делу женщины. Если же, наоборот, придет тот, кто услышал, а тот, кто сказал слово, не придет, то он три раза крикнет: «Злодей!» — и сделает отметку на земле. Тогда тот, кто сказал, — хуже него, так как он не осмеливается отстоять то, что сказал. Теперь оба должны драться всем оружием. Если упадет тот, кто сказал слово, — оскорбление словом хуже всего. Язык — первый убийца. Он будет лежать в плохой земле.

Оружие для хольмганга предполагалось обычное, и никто не регламентировал, сколько его и какое. Чем воюешь, с тем и приходи, сказано же в законе: «драться всем оружием».

Однако пока франки ужесточали свой дуэльный закон, переходя от дубинки к булаве, кровожадные скандинавы его смягчали. Начали входить в обычай поединки до первой крови; а уже в XI веке норвежцы и исландцы стали запрещать хольмганг. Виной тому, как считается, были берсерки, которые фактически играли роль бретеров, да и смерти в боях с ними стали уж слишком часты.

Воспетый Вальтером Скоттом и Артуром Конан Дойлом рыцарский поединок, хотя на первый взгляд очень похож на дуэль, на самом деле отстоит от нее много дальше, чем судебный бой и хольмганг. Поскольку не предполагает никакой личной вражды между соперниками и вообще, строго говоря, представляет собой состязание, а не поединок насмерть.

Поскольку техника безопасности у этого «соревнования» была так себе, на нем нередко погибали или получали тяжкие увечья; бывало даже, что от турнирной раны умирал правитель, как, например, Генрих II Французский (осколки турнирного копья угодили ему в глаз). И тем не менее смертельной схваткой турнир не считался.

Дуэль в том виде, что знаем мы, появилась XIV столетии в Италии. В это время они были, что называется «впереди планеты всей». В Италии зародился человек новой эпохи, с другими представлениями о чести и способах ее защиты. Именно у итальянских дворян и горожан появился обычай решать конфликты путем вооруженного поединка. Здесь же появились и первые трактаты с правилами проведения дуэлей, в них даже были описаны степени обиды, за которыми непременно должен следовать вызов.

В это же время на смену тяжелым мечам Средневековья приходит более легкая шпага, а затем и оружие, которое испанцы назвали espada ropera, – «меч для одежды» – предназначенное для постоянного ношения с гражданским костюмом.

Место дуэли обычно выбирали где-нибудь за городом, такие драки велись с минимумом ненужных условностей, максимально жестко, поэтому они часто заканчивались убийством одного из участников. Подобные поединки назывались «боями в кустах» или «схваткой в кустах». Их участники, как правило, использовали то оружие, которое было с собой, и обычно были без доспехов, потому что в повседневной жизни их мало кто носил.

Отличительной чертой поединков этой эпохи было то, что правила дуэлей были весьма условны и нередко их не выполняли вовсе. Иногда к поединку присоединялись и секунданты, в этом случае он превращался в настоящую кровавую баню. В случае общей схватки боец, прикончив своего противника, не стеснялся помочь товарищу. Примером может служить знаменитый поединок между фаворитами французского короля Генриха III и герцога де Гиза, описанный в романе Дюма «Графиня де Монсоро».

Из Италии дуэли очень быстро распространились на другие страны Европы. Особенно популярными они стали во Франции в период религиозных войн и Фронды. Но, если в Италии место дуэли обычно держали в тайне и старались проводить поединки без лишних свидетелей, то французские дворяне пускали друг другу кровь, практически не скрываясь. Простить нанесенное оскорбление и не вызвать своего обидчика на поединок считалось абсолютной «потерей лица», не меньший позор ждал и того, кто отказывался от вызова.

10 июля 1547 года во Франции состоялась последняя официальная дуэль. Генрих II запретил их после того, как на поединке был убит его фаворит. Правда, ситуацию это нисколько не изменило, просто теперь дуэли стали проводить подпольно. Борьбой с ненужным кровопролитием занялись не только светские власти, но и церковные. На Трентском соборе было объявлено, что от лона церкви будут автоматически отлучаться не только участники или секунданты дуэли, но даже и ее зрители. Церковь вообще очень нетерпимо относилась к поединкам и активно боролась с ними вплоть до конца XIX века. Погибших дуэлянтов, как и самоубийц, предписывалось не хоронить на кладбищах.

Генрих IV приравнивал дуэльные поединки к оскорблению Его Величества, Людовик XIV издал 11 эдиктов против дуэлей, активно боролся с этим явлением и знаменитый кардинал Ришелье. Последний в качестве наказания за дуэли ввел смертную казнь или пожизненную ссылку. В Священной Римской империи поединки приравнивались к умышленному убийству со всеми вытекающими последствиями.

Непримиримыми противниками дуэльных поединков были Наполеон Бонапарт и российский самодержец Николай I. Французский император считал, что «…жизнь каждого гражданина принадлежит отечеству; дуэлист — плохой солдат». Николай I же вообще считал дуэль варварством.

Но даже такие драконовские меры не могли полностью прекратить поединки. Дворяне считали дуэль своей законной привилегией, и общественное мнение было целиком на их стороне. Традиция поединков была настолько уважаема, что суды нередко оправдывали бретеров.

Среди молодых дворян существовали «профессиональные дуэлянты», на счету которых были десятки, а то и сотни поединков и целое личное кладбище покойников. Будучи высококлассными фехтовальщиками, они постоянно провоцировали ссоры, считая дуэль единственным способом достижения личной славы. Поводом для драки могло быть что угодно: косой взгляд, случайное столкновение, непонравившаяся шутка. Дуэль из-за покроя плаща, описанная в «Трех мушкетерах», – абсолютно реальная ситуация для того времени.

Уже к середине XVIII века «дуэльная лихорадка» в Европе начала утихать. Дуэли стали редки, а правила их проведения – более упорядочены. Практически все поединки стали проводится с секундантами, с предварительным вызовом. Дуэли на шпагах, как правило, проводились до первого ранения. Все это привело к значительному снижению смертности среди бойцов. В середине XVIII века своего расцвета достигла французская школа фехтования, основным оружием дуэлянтов стала легкая шпага, которой невозможно было наносить колющие или режущие удары.

Развитие юридической системы и все большее просвещение широких масс приводило к тому, что в случае обиды или оскорбления люди шли в суд, а не хватались за оружие. Однако и в XIX веке дуэли были довольно часты, хотя они и утратили былую кровожадность.

В 1836 году в свет вышел первый дуэльный кодекс, его автором был француз граф де Шатовильяр. В 1879 году был издан кодекс графа Верже, он стал более популярным. В этих двух книгах суммировался весь многовековой опыт поединков в Европе. В целом же, в XIX веке на европейском континенте начался закат эпохи дуэлей. Были некоторые «всплески», но в целом они не могли поломать общую тенденцию.
 
Дуэли проводились и в Новом Свете. Они были весьма своеобразны, и это была не та ковбойская дуэль, которую часто показывают в вестернах. Соперники получали оружие и уходили в лес, где начинали охоту друг на друга. Выстрел в спину или засада считались обычными приемами американской дуэли.

Женские дуэли

Первый задокументированный поединок между представительницами прекрасного пола относится к 1572 году. Дело было так: две очаровательные сеньориты сняли комнату в женском монастыре святой Бенедикты, что около Милана, и закрылись к ней, объяснив монашкам, что им нужно срочно помолиться. Однако, оставшись наедине, дамы достали не молитвенники, а кинжалы. Когда дверь в комнату была взломана, в ней обнаружили страшную картину: одна из женщин была мертва, а вторая умирала, истекая кровью.

Причем поединки между женщинами были крайне жестоки. Если в дуэлях между мужчинами того времени одна смерть приходилась примерно на четыре поединка, то практически каждая женская дуэль приводила к появлению трупа. Характерно, что женщины практически не соблюдали правил во время дуэлей.

Во время женских поединков использовалось стандартное оружие: шпаги, рапиры, кинжалы, даги, реже пистолеты. От европеек не отставали и наши дамы, внося в эту потеху милый отечественный колорит: русские помещицы Заварова и Полесова рубились на саблях. Княгиня Дашкова отправилась в Лондон, где она не сошлась во взглядах в литературном споре с герцогиней Фоксон. Результатом ссоры стало проколотое плечо Дашковой. Ходили слухи, что даже будущая российская императрица Екатерина II в четырнадцатилетнем возрасте выясняла на дуэли отношения со своей троюродной сестрой. Учитывая темперамент Екатерины, данный факт не вызывает большого удивление.

Одной из самых известных дуэлянток, настоящим бретером в юбке, была мадам де Мопен – знаменитая оперная певица, блиставшая на сцене Гранд Опера. Счет жертв этой дамы идет на десятки.

Еще одной знаменитой женской дуэлью является поединок между герцогиней де Полиньяк и маркизой де Несль, который состоялся в Булонском лесу осенью 1624 года. Причиной схватки был мужчина. Барышни выясняли, кто из них милее герцогу Ришелье. Не тому знаменитому кардиналу, а его родственнику, в будущем маршалу Франции, который был весьма падок до женского пола.


Рейтинг@Mail.ru