Компактная версия

Ло Мантанг, Мустанг, Непал

Королевство Мустанг - удивительное, до сих пор малоисследованное место в Гималаях на территории Непала.

Его столица, Ло Мантанг - это настоящий город из прошлого, жизнь в котором будто остановилась в Средневековье.

Ло Мантанг (3450 м) – древний город, основанный в 1380 году и окруженный глиняными стенами. Название города означает «место благословения на юге». Численность населения - около 845 человек. В Ло Мантанге есть 3 монастыря. Они были построены несколько веков назад и имеют до сих пор первозданный вид. Вход в город осуществляется через единственные ворота, которые на ночь наглухо закрываются.

По европейским меркам Ло-Мантагн кажется чудом сохранившимся крошечным средневековым городом, но на момент его основания он был крупным городским поселением по сравнению с другими тибетскими городами.

Дрова на крышах - древняя традиция позёрства, ведь древесины в горах не найти

В архитектурном плане Ло-Мантанг – правильный прямоугольник, обнесенный стеной. Чуть более ста двадцати домов города примыкают друг к другу стенами. Главное здание – королевский дворец, зимняя резиденция правящего короля, поблизости от городских ворот и главной городской площади, которая производит впечатление просто достаточно большой комнаты.

Летом короли Мустанга предпочитают жить в более скромном дворце за пределами столицы.

Город разбит на четыре квартала, в каждом есть свой управляющий.

По традиции дома знатных семейств строятся в три этажа, а остальные только в два

По традиции дома знатных семейств строятся в три этажа, а остальные только в два. Домов аристократов насчитывается двенадцать, и они разбросаны по городу. Обычный дом столичного жителя: два этажа, сложенные из необожженных кирпичей, плоская обитаемая крыша.

Пол мазаный, его просто периодически подметают и поливают водой, создавая зимой невыносимую для западного человека сырость. Первый этаж – зимний, обычно без окон для сохранения ценного тепла. Комнаты второго этажа выходят на крышу, где летом сосредотачивается основная жизнь. Главная комната в дома ло-па – молельня.

Именно там селят гостей.

Крыши домов Ло-Мантанга, как и любого поселения в стране Ло, украшены по периметру стратегическим зимним запасом топлива – узловатыми корневищами кустарника, которые собирают в горах.

Есть дрова - значит есть деньги

Но во времена Аме Пала, да и вплоть до девятнадцатого века, облик Мустанга не был таким пустынным как сейчас.

Климатическое изменение тибетского нагорья – когда, как говорят ло-па «ушла вода», превратила вполне процветающий в природном плане край в пустынную местность, где вода и дерево – великая ценность. Рассказы о лесах Мустанга не пустые легенды – дворцы и монастыри построены с применением дерева, в монастырях есть украшенные резьбой деревянные балки в два обхвата. Но сегодня представить себе ло-па, срубающего дерево невозможно.

Пустынный облик Мустанга

Королевство Мустанг - это небольшое государство, в котором до сих пор очень хорошо сохранилась аутентичная тибетская культура и множество интересных, необычных и странных традиций Тибета. Здесь можно наблюдать за жизнью тибетских монахов, послушать о многомужестве (полиандрии), которая еще совсем недавно здесь практиковалась, попасть на праздник-фестиваль Тиджи, увидеть древние буддийские монастыри.

Красный и охра - те цвета, которые хорошо видны на дальних расстояниях.

Монахи в монастыре

Путешествие из одной деревни в другую в Мустанге и сегодня не просто, особенно при плохой погоде. Цветные чортены служат еще и ориентирами для путешественников. Именно поэтому одежды монахов красного цвета – их видно издали.

До 2008 года Мустангом правил король, который подчинялся королю Непала, но всю свою историю эта небольшая страна была очень тесно исторически и культурно связана с Тибетом.

По сути, это и есть тот самый загадочный, мистический Тибет, который мы себе представляем.

В Мустанге до сих пор сохранился образ жизни, очень близкий к тому, каким он был много веков назад. Почти ничего не изменилось ни в том, как выглядят деревни, дома, люди в королевстве Мустанг, ни в том, какую жизнь они ведут, как исповедуют тибетский буддизм.

Из истории

Впервые упомянутая в тибетских хрониках VII века, территория нынешнего Мустанга была подконтрольна Лхасе и управлялась королями Западного Тибета.

Виды королевства Мустанг

Так же, как и в Тибете Восточном, до принятия буддизма местное население исповедовало языческую религию бон — род иранского политеизма. Впоследствии эти верования были отчасти забыты, отчасти ассимилированы новым учением.

Войны столетиями сотрясали Тибет. В VII веке империя охватывала весь Непал, Тибет, Бутан и Ассам. Тибетские кочевые племена, жившие родовым строем, уходили в горы и селились в пещерах, и «выкурить» их оттуда было не так-то просто.

Пещеры есть и сейчас

В конце XIV века воин по имени Аме Пал подчинил себе местных землевладельцев и объединил их в самостоятельное королевство Ло Мантанг.

Аме Пал – король объединитель, король-строитель.

Внешняя агрессия обходила Ло в течение почти столетия после основания, и это было время расцвета религии и время процветания всех сословий. Учитывая также то, что в то время климат был значительно мягче, а земля Мустанга плодороднее. Аме Пал присоединил обширные земли, выстроил в стратегических точках крепости и монастыри. Если монастыри еще стоят и некоторые из них поддерживаются в сносном виде, то от крепостей остались одни развалины.

Истый буддист, Аме Пал строил монастыри и храмы и даже убедил известного тибетского учителя Нгорчена Кунга Сангпо приехать и освятить их. Лама колебался 7 лет, пока не увидел в небесах благоприятный знак. Наконец в 1427 году он совершил первый из трех своих исторических визитов в Ло Мантанг.

Виды королевства Мустанг

Теперь наследие Нгорчена наблюдается во всем — от преобладания ламаистской школы Шакъя (от «шакъя» — отшельник, род доктрины красношапочников) до популярности произведений и священных текстов, созданных при нем и под его влиянием.

Следующая эпоха процветания связана с именами трех святителей, как их называют в Ло: сыном Аме Пала Ангуном Зампо, его управляющим, или как мы бы назвали министром, Калун Зампо и Нгорчен Кунга Зампо — знаменитым ламой, способствовавшим распространению и укреплению тибетского буддизма в Ло.

Виды королевства Мустанг

В результате королевство начало быстро развиваться и в XV веке оказалось одним из главных религиозных центров в тибетском мире, а его столица стала средоточием наук и искусств, уступая разве что самой резиденции далай-ламы, Лхасе. Тогда же через Ло Мантанг прошли важнейшие торговые пути между Тибетом и Индией: соль из озер и шерсть горных яков с севера обменивались на зерно и специи с юга.

Но в конце шестнадцатого века восточнее Ло укрепилось государство Джумла и началась череда опустошительных войн.

Похожее по теме... Тибет - интервью с живым Буддой и город-монастырь на 10 000 монахов В этот раз я приехал в город-монастырь Ярчен Гар – это огромная буддистская академия, целый город на десять тысяч человек, и абсолютно все они – монахи. Прич

Ло попало под вассальную зависимость от Джумла, власть династии сохранилась, но дань была высока и период расцвета подошел к концу. Сегодня и следов не осталось от воинственных Джумла, а королевство Ло сохранилось.

В конце восемнадцатого века Джумла было завоевано Гаркхали, суверенами Непала. И Ло просто перешел под управление Непальской королевской семьи.

Непальцы сохранили автономность Ло и королевскую власть, называя правителя Мустанга раджой. Король в Ло – администратор, верховный судья, моральный авторитет, а королевская власть – ось устройства социальной жизни ло-па. 

И надолго оказалось изолированным от внешнего мира и практически неизвестным европейцам. Первым из них о Мустанге, правда, упомянул в 1793 году англичанин Уильям Киркпатрик, но до самого 1950-го в основной части Непала побывало лишь несколько иностранцев, большинство из которых не пустили за пределы Катманду.

В 1951-м Непал официально открыл границы и разрешил, в частности, посещение Мустанга. Но в 1960-м ситуация опять изменилась после того, как провинция превратилась в приграничную перевалочную базу антикитайских партизан в Тибетском автономном районе КНР. Мустанг приютил около 6 тысяч кампа — воинов из Восточного Тибета, прошедших подготовку в тренировочных лагерях ЦРУ.

Помощь американских спецслужб прекратилась в начале 1970-х годов, когда президент Никсон посетил Китай и худо-бедно наладил с ним отношения. Но только записанный на пленку призыв к миру далай-ламы (к тому времени уже находившегося в изгнании в Индии) и энергичная кампания непальской армии постепенно остановили движение кампа.

Как бы там ни было, к середине 1970-х территория Нижнего Мустанга вновь, уже окончательно, открылась для иностранцев. И только самое высокогорное плато королевства оставалось по-прежнему запретным — до тех пор, пока в 1991 году народное восстание в Катманду не привело Непал к парламентской демократии.

Улица города

Через год власти дали разрешение посещать и Верхний Мустанг. То, что открылось глазам немногочисленных путешественников, можно назвать замечательным анахронизмом: феодальное государство с четырехтысячным населением едва изменилось за последние несколько веков, сохранив всю свою древнюю культуру.

Мустанг давно уже не является процветающим торговым путем.

На улице столицы

Уцелевший уголок западной тибетской культуры, живущий по своим внутренним законам. На фоне величественных горных складок, почти лишенных растительности, следы жизнедеятельности человека смотрятся небольшими яркими пятнами: выкрашенные красным и охрой чортены, буддистские святилища, белые стены глинобитных домов, красные стены монастырей.

Общество в Непале устроено очень запутанным образом. Там переплетаются разные религии и верования, кастовая система, множество народностей и языков со своими традициями и современные взгляды на жизнь.

Как касты в Непале влияют на жизнь людей, на жизнь неприкасаемых и людей-богов, насколько эта социальная система до сих пор активна и влиятельна в обществе?

 

P.S.

В Непале у власти Коммунистическая партия.

В Непале у власти Коммунистическая партия. А король ничем не управляет.

 


Рейтинг@Mail.ru