Компактная версия
Трофейные советские самолеты на службе люфтваффе
Тогда были зафиксированы случаи нападения советских самолетов Як-1 на советские же истребители. Летчики, встретив в воздухе незнакомые самолеты, по силуэту определяли, что это наши Як-1 и теряли бдительность.
А потом «оборотни» совершали внезапную атаку, как правило, сбивали атакуемый самолет, и уходили к линии фронта. 29 апреля ЯКом-оборотнем был сбит самолет летчика Андрея Труда из 16 ГИАП, в котором воевал Александр Покрышкин.
В своих мемуарах Александр Иванович вспоминает, что ему не раз приходилось сталкиваться с трофейными Яками, воевавшими на стороне противника.
Излюбленной целью ЯКов-оборотней были самолеты, поставляемые по ленд-лизу - «аэрокобры» и «спитфайры».
Яки-оборотни имели отличительные полосы на крыльях и камуфляж «зебра». Звезда была нанесена только на киле, а на фюзеляже и плоскостях она отсутствовала.
Необходимо было предпринимать срочные меры.
Немцы применяли даже трофейные Чайки
Наличие в небе Як-ов -"оборотнкй" вело к необоснованным потерям, кроме того существовала высокая вероятность того, что не разобравшись, лётчики могли начать сбивать и свои самолёты.
И тогда советское командование на несколько дней ПРЕКРАТИЛО полеты истребителей "Як", после чего была открыта охота на "оборотней".
Один из этих Як-ов оборотней был сбит летчиком-истребителем старшим
лейтенантом Шмелевым из 4 истребительного авиаполка в районе Геленджика 29 апреля.
Пять дней дежурил летчик на аэродроме-подскока, дожидаясь в засаде оборотня.
Что стало с другими Яками-оборотнями и сколько их всего было - точно неизвестно, но после того, как советская сторона приостановила полеты советских Яков, а советские летчики любой увиденные ими Як считали врагом и сбивали, кубанское небо было очищено от истребителей-оборотней и больше они не появлялись.