Фараоны и боги Древнего Египта

Фараон — современное наименование правителей Древнего Египта. По-видимому, никогда не было официальным титулом, а возникло как эвфемизм, позволяющий обойтись без упоминания царского имени и официальных царских титулов, в эпоху Нового царства и особенно распространилось к середине I тыс. до н. э.

Боги и цари

Когда-то мы все вышли из Африки, и этот материк является некой исходной точкой, в которой аккумулируются наиболее древние воззрения человечества. Основа любой архаической религии — это культ предков и первопредков. Помимо людей, предки — это боги-демиурги, которые обустраивали этот мир. Поэтому культ обожествленных предков и культ создателей присутствуют всегда в любой религии.

Пример Египта это всецело подтверждает. Так, царская традиция ведет свое начало от культа богов, которые, как считалось, правили Египтом в изначальное время. Отсюда вытекает и роль человека: он обязан почитать богов, почитать своих предков, приносить жертвы — это основа всякого древнего культа.

Древняя Нубия

Первые развитые сообщества обнаруживаются в Нубии во времена Египетской Первой династии (3100-2890 гг. до н. э.).
Главный бог, который создал весь мир, являлся одновременно и первым царем. Это нашло отражение в ритуалах коронации, когда государи принимают царство от богов, они наследуют сан, наделяются соответствующими атрибутами, а в чем-то меняют свою личность: тот, кто принимает царство, становится причастным миру богов.

Так, мы знаем, что фараон, исполняя свою должность, отделяет себя от окружающего мира, он находится за священной пеленой, занавесом. Единственный человек, кто может вступать с ним в непосредственное общение, — это визирь, буквально «тот, кто при завесе». Он разговаривает, получает указания от царя через эту пелену.

Если человек случайно коснулся царя, то его нужно как можно быстрее вывести из этого состояния, потому что на человека может перейти божественная сила.

В чем состоит эта сила? Первый бог, который создал этот мир, являлся аккумулятором жизненной силы, которая называется «ка». «Ка» — аналог маны у полинезийцев, нечто такое, что наделяет правящего царя божественностью. Эта сила переходит ему от демиурга, который сотворил этот мир. Царь при коронации наделяется этой маной, которая превосходит жизненную силу любого другого человека. Эту ману он может использовать и на благие дела, и против врагов.

Боги ночного неба

Мы судим о религиозной жизни древних египтян в первую очередь благодаря данным исторических источников, письменных памятников (надписям на стенах храмов и многочисленным папирусам), различным археологическим артефактам. Основной пласт информации — это погребальные памятники, которые разбросаны по всей долине Нила: пирамиды, храмы, гробницы. Наиболее ранние письменные памятники — это тексты пирамид V–VI династий. Как правило, это заупокойные формулы-речения. Они дают нам первичные представления о том, во что египтяне верили, каким богам поклонялись, каким образом они стремились достичь бессмертия.

В дальнейшем на их основе появляются «Тексты саркофагов», призванные обеспечить вечную жизнь простому человеку. В этом их отличие от «Текстов пирамид». Иногда к ранним письменным памятникам ошибочно относят мемфисский теологический трактат. Здесь мы сталкиваемся с таким интересным явлением, как намеренная архаизация памятника, чтобы придать ему больше убедительности и авторитета.

А на деле он был записан только в эпоху XXV династии. Интересен он, в частности, тем, что, помимо описания сотворения мира, в нем содержится легенда о делении Египта между Хором и Сетом, извечными богами-антиподами. Сет получает в удел Верхний Египет, Хор — Нижний. Так, наследуя царство, фараон становился повелителем Верхнего и Нижнего Египта.

Ритуалы

Мифы и легенды Арктики

Земля Санникова, Арктида, Гиперборея... О мифах и легендах Арктики.
Ранние формы ритуала возникли в то время, когда египтяне еще обитали в диких саваннах. Мы знаем, что они почитали звезды, Солнце и Луну и, вероятно, связывали их с какими-то божествами. Интересный памятник времени неолита Сахары — мегалитический комплекс в Набта-Плайя, на юге Египта.

Он определенно свидетельствует о том, что люди вели наблюдения за небом. Они фиксировали восход определенных звезд, созвездий, Солнца и Луны. К этому времени были приурочены определенные жертвы. Эта астральная религия трансформировалась в почитание классических египетских богов, с которыми отождествляли определенные звезды: Сириус с богиней Исидой, пояс Ориона с богом Осирисом, Плеяды с богиней Хатхор.

Примечательно, что большая часть древних народов, которая населяла средиземноморский регион, по какой-то причине выделяла именно эти звезды и созвездия. В качестве примера можно привести мегалитические комплексы Мальты, которые древнее пирамид. И там были культы тех же созвездий.

Культа смерти как такового в Египте не было, если сравнивать его с Древней Мексикой, например. Египтяне воспринимали жизнь как мимолетное явление. Заранее они начинали готовиться к миру иному. Первые гробницы появляются в Абидосе, Нагаде, в районе будущего Мемфиса. Однако тут возникает несколько принципиальных вопросов. Мы знаем, что обеспечить себе достойное бессмертие могли немногие, так как немногие могли позволить себе строительство гробницы, в которой проводились определенные ритуалы, например, в рамках припирамидного культа.

Получается, что какая-то часть египтян могла себе обеспечить заупокойный культ, а следовательно, и бессмертие. А другая часть, которая была его лишена, нет! Какова была судьба такого человека?

«Книга мертвых» (Р. Орехов)

«Книга мертвых» играла приблизительно такую же роль, как и «Тексты пирамид», «Тексты саркофагов». Это, с одной стороны, путеводитель по загробному миру, чтобы душа человека не потерялась в мире богов и демонов, а с другой — возможность не умереть в ином мире, получить новое духовное тело, новую природу.

Благодаря «Книге мертвых» человек может жить в новом качестве. Это сложная концепция. Например, если человек получает погребение рядом с пирамидой, приобретает статус блаженного, то ему не о чем больше заботиться, потому что обо всем позаботится царь. Он получает свое бессмертие от царского бессмертия, проще говоря, долю жертв с царского стола.

Однако в дальнейшем для обретения бессмертия будут уже важны моральные качества человека. И в более позднее время «Книга мертвых» служит своеобразной страховкой, она оберегает сердце умершего от мук совести. Отрекаясь от всего нечистого в этой жизни, человек получает бессмертие в царстве Осириса. Царь и припирамидный культ для этого уже не нужны.

Египтяне очень почитали животных. Например, мемфисский бык Апис был ассоциирован с душой бога Птаха, бога Тота почитали как ибиса и павиана, богиня Хатхор ассоциировалась с коровой и так далее. Более того, египтяне верили, что в любом животном живет как бы демон, с которым можно вступить в общение. В чем причина этого явления? Архаическим традициям многих народов была присуща вера в перевоплощение душ. В мире происходит круговорот душ. Например, душа человека постепенно начинает перерождаться в растение или животное.

Поэтому мир растений и животных священен. Об этом много писали античные авторы. Не могли избежать этой участи и боги-предки. Но что мы знаем о египетских богах?

Пирамида Джосера

О мировоззрении

Например, Птах предстает перед нами в виде спеленутого человека в необычном парике, который прижимает к себе посох с символом прочности и стабильности — джед. Считается, что это бог мастеровых, демиург. Демиург претворяет некую природную реальность во вторичную, искусственную. Птах — это нечто божественное, явленное в конкретной функции, и в данном случае это функция мастерства. Вне всякого сомнения, на образ бога Птаха оказала существенное влияние личность Имхотепа, архитектора царя Джосера, который построил первую пирамиду и заложил основу будущего Мемфиса.

Поэтому Имхотеп наряду с Птахом — это бог-демиург. Имхотеп являлся первым верховным жрецом Птаха и даже был его сыном. Культ Птаха с особой силой заявляет о себе тогда, когда начинают строить пирамиды, развивается строительство некрополя, стен Мемфиса. Для египтянина связь с мастерством почти мистическая — демиурги работают с металлом, камнем и деревом. Они видят, что на их глазах возникает совершенно новая реальность. Поэтому Имхотеп, создатель первого каменного сооружения, был обожествлен как сын бога Птаха. Имхотеп, по сути, сам становится Птахом!

Иерархии богов в греческом понимании в Древнем Египте не было. Божественное начало являет себя в определенном месте и конкретной функции. Например, дочь бога солнца, его Око, может быть и богиней Хатхор, и Тефнут, и Сехмет, и Бастет, и Нехбет, и Уаджит, и вообще любой другой богиней!

Если мы говорим о каком-то создателе (выше мы привели пример с богом Птахом), то по большей части это солнечный бог, например Атум, который совокупился с собственной рукой и породил этот мир — заметим, что это чисто африканское представление. Сам солнечный бог мог возникнуть как первохолм, или солнечный луч, или даже птица, которая появилась в гнезде в середине реки и снесла яйцо. Образов появления этого мира у египтян очень много.

Другими словами, они не придерживались какой-то одной картины мира. Она складывалась из различных представлений. Египтяне пытались представить сотворение мира из тех событий, которые их окружали в повседневности. Например, образ создателя, помимо солнечного бога, может передаваться через «великого гоготуна».

Считается, что эта квочка снесла некое яйцо. Гнездо плавает не просто посреди реки, а в том месте, где скапливается ил, то есть возникает будущая земля, наш мир. Египтянин смотрел на Нил и через сложный ряд символов представлял рождение мира.

Как изображались египетские боги? Атрибут каждого бога — это посохи уас/уадж и символ жизни анх. Ни люди, ни цари не обладали такими атрибутами. Очень часто богов изображали с головами животных или как животных. Например, Анубиса, бога некрополя, изображали с шакальей головой или в виде лежащего шакала. Этот образ чрезвычайно распространен в иконографии богов. В виде бегущего шакала изображали «открывателя путей Упуата», который возглавлял все царские процессии. Через шакалий образ передавалась также должность судьи.

Царь Менкаура и богиня Хатхор

Почему самым главным богом считался бог солнца?

Для египтянина солнце было источником жизни. Когда царь рождался, то исходил от солнца, когда умирал, он сливался с солнцем. Вечность воспринималась египтянами и как движение солнечного светила, и как движение звезд. Вечность нехех и вечность джет — краеугольные категории египетского миросозерцания.

Когда египтянин смотрел на север, то видел приполярные неумирающие (никогда не заходящие за горизонт) звезды, поэтому, когда он умирал, стремился попасть в северную часть неба, стать незаходящей звездой. Если же звезда заходила, то она обретала запад — с точки зрения египтянина она умирала, умирал и бог солнца. Для возрождения ему было необходимо претерпеть своеобразные мытарства и возродиться заново.

Одни боги почитались в государственном, всеегипетском масштабе, например бог Ра-Атум, бог-создатель, или бог мертвых Осирис. Другие боги почитались локально, в местных центрах, например бог-крокодил Себек, Монту или Амон, покровитель Фив. Боги также группировались по семейному принципу или составляли определенный круг.

Например, в осирический круг богов входили Исида, Нефтида, Хор, Тот, Анубис. Чрезвычайно интересна личность бога Тота: это бог-палач, бог-расчленитель, который не только приносит первую жертву, становится главным спутником и защитником бога Осириса и его сына Хора, но и совершает первую математическую операцию.

Расчленять — значит и делить. Иногда боги вступают в конфликты. Каким бы ни был всемогущим бог Ра, тем не менее Исида может сделать ему некую пакость, например подослать скорпиона или змею. Бог будет плакать, молить о пощаде, а в итоге сдастся на милость победительницы. Эта концепция сильно отличает египетского бога от Бога иудейской и христианской религии, который есть некая универсальная константа, а все остальное уже не имеет значения.

В ходе истории боги меняются, меняется их статус. Например, бог Амон изначально городской бог Фив. Когда Фивы начинают доминировать над всем Египтом, то начинает возвеличиваться и культ Амона, он сливается с образом бога-демиурга Ра.

Когда Египет проводит активную внешнюю политику, то египтяне сталкиваются с богами других народов. Естественно, они начинают задаваться вопросом, какой бог первый, более важный или более могущественный, в каких они отношениях между собой. В умах отдельных представителей зреет потребность осмыслить это явление, а в конечном счете создать универсальное божество, которое объединяет под собой все мироздание.

Так появляется знаменитая солнцепоклонническая реформа Эхнатона, выдвигающая на первый план культ солнечного диска Атона, который приобретает характер универсальности. Культ Амона мог доминировать при условии, что активно распространялся на другие территории и чисто военными методами. Другие народы не могли воспринять его как своего бога, ибо его культ было возможно только навязать силой.

Солнечный бог универсален для всех. Эхнатон выступает как царственный жрец у своего отца-солнца, постепенно он понимает, что все древние боги ущербны — и он начинает от них отказываться. К сожалению, эта реформа была неудачной, так как умозрительная религиозная концепция ее автора не имела корней в народной религии. Когда Эхнатон умер, все вернулось на круги своя.

Можно в общих чертах представить, как развивалась египетская религия, и оценить ее роль для общества. Древнее царство — это эпоха пирамид. В это время основа религиозных воззрений — это все, что связано с пирамидами и культом царя. Когда Древнее царство подходит к своему логическому завершению, люди отказываются от строительства пирамид, возникает эра демократизации погребального культа — человек уже сам должен заботиться о своем бессмертии. Тексты саркофагов представляют человека как Осириса, который может обрести свое собственное независимое посмертное существование.

Одновременно в литературе того времени возникает негативное отношение к действительности, люди начинают сомневаться, почему они существуют и зачем. Есть масса памятников, которые говорят о том, что человек теряет себя в этом мире. Для человека важно возродить идею стабильности. С одной стороны, это возрождение государства и царского культа. Вместе с тем царь уже не является гарантом обеспечения заупокойного культа для своих приближенных.

Он сам становится объектом этого культа, его погребают наравне с другими в некрополе, наряду с другими он также нуждается в защите. Его сакральный статус постепенно теряется. Для простого человека осирическая религия начинает выполнять важную стабилизирующую функцию в жизни. Ощущение мира с самим собой возникает при участии в судьбе человека какой-то новой божественной реальности. Осирис давал эту гарантию: если человек вел праведную жизнь здесь, то в загробном мире он будет избавлен от страданий и получит лучшую долю.

Однако в мире богов и людей существует неопределенность и двойственность. Человек приходит к мысли, что избавиться от страданий можно и чисто магическим путем, для этого надо знать имена богов подземного мира и получить над ними власть. Осирис становится разменной монетой в этой игре, а не руководством к действию.

Этическая роль Осириса радикально меняется. Изменить человека он уже не может. Постепенно его культ начинает терять в Египте свою популярность, и ему на смену в конечном итоге приходит христианство. Христианство в каком-то смысле является продолжением идеи воздаяния в загробном мире за земные дела и дает человеку то, чего он не мог взять из религии Осириса, — чувство свободы и выбора между добром и злом.

Кратко - список богов

Амат – ужасное чудовище с туловищем и передними ногами львицы, задними ногами бегемота и головой крокодила. Оно обитало в огненном озере подземного царства мёртвых (Дуата) и пожирало души умерших, которые на суде Осириса признавались неправедными.

Амон – почитавшийся в городе Фивы бог воздуха и ветра. Его имя буквально означает «невидимый». Амон приобрёл значение верховного бога Египта при фараонах XII и XVIII династий, имевших резиденцию в Фивах. Многие из них носили имена Аменемхет («Амон во главе») и Аменхотеп («Амон доволен»). Амон – всепроникающая, сокрытая душа, которая даёт дыхание жизни всему сущему. Ему были посвящены великолепные Карнакский и Луксорский храмы. «Небесный» характер Амона облегчил его слияние с Солнцем-Ра в едином образе Амона-Ра.


Древнеегипетский бог Амон

Анубис – первоначально главный бог подземного мира, позже вытесненный с этого места Осирисом. Сохранил многие функции, связанные с умершими: был их провожатым в мёртвое царство, взвешивал душу покойного на весах загробного мира, определяя, достойна ли она там остаться, считался покровителем искусства мумификации. Изображался с головой шакала (африканского золотого волка) или целиком в «шакальем» виде – сидя сверху гробниц, как их охранитель.



Бог Анубис

Апис – черный бык с особыми отметинами на шкуре и лбу, которому поклонялись в Мемфисе и по всему Египту как живому воплощению богов Пта или Осириса. Живого Аписа содержали в особом помещении – Апейоне, а умершего торжественно погребали в некрополе Серапеуме.

Апоп (Апофис) – громадный змей, олицетворение хаоса, мрака и зла. Живёт в преисподней, куда каждый день после заката спускается бог Солнца Ра. Апоп бросается на барку Ра, чтобы проглотить её. Солнце и его защитники еженощно ведут битву с Апопом. Попыткой змея пожрать Ра древние египтяне объясняли и солнечные затмения.

Атон – бог солнечного диска (или, скорее, солнечного света), упоминавшийся ещё в эпоху Среднего царства и провозглашённый главным богом Египта во время религиозной реформы фараона Эхнатона. В отличие от большинства других представителей местного пантеона изображался не в «зверочеловеческой» форме, а в виде солнечного круга или шара, от которого тянутся руки с ладонями к земле и людям. Смысл реформы Эхнатона, видимо, состоял в переходе от конкретно-образной религии к философско-абстрактной. Она сопровождалась жестоким гонением на приверженцев прежних верований и была отменена вскоре после смерти её инициатора.

Атум – почитавшийся в Гелиополе солнечный бог, создавший сам себя из первоначального хаотического Океана Нун. Посреди этого Океана поднялся и первозданный холм земли, из которого произошла вся суша. Прибегнув к мастурбации, выплевывая собственное семя, Атум создал первую божественную пару – бога Шу и богиню Тефнут, от которых произошли и остальные члены Эннеады (см. ниже). В архаической древности Атум являлся главным солнечным богом Гелиополя, но позже его оттеснил на второй план Ра. Атум стал почитаться лишь как символ заходящего солнца.

Бастет – кошачья богиня из города Бубастис. Олицетворяла собой любовь, женскую красоту, плодородие, веселье. Весьма близка по религиозному смыслу к богине Хатхор, с которой часто объединялась.

Бес – (Бесы) благосклонные к человеку демоны-карлики с безобразным лицом и кривыми ногами. Своеобразные добрые домовые. В Древнем Египте были широко распространены статуэтки Бесов.

Геб – бог земли, член гелиопольской Эннеады (см. ниже). Изображался лежащим горизонтально, лицом вверх мужчиной. Сестрой и женой Геба была богиня неба Нут. Поначалу они пребывали в соединении и любви, но потом поссорились: Гебу не нравилось, что Нут каждое утро пожирала своих детей – звёзды. Вслед за этой ссорой отец Геба и Нут, бог Шу, отделил их друг от друга и сам поместился между ними, олицетворяя собой поднебесное пространство. Кроме звёзд детьми Геба и Нут были боги Осирис, Исида, Сет и Нефтида.

Гор – см. Хор.

Имхотеп – визирь фараона III династии Джосера, впоследствии почитавшийся как бог врачевания.

Исида – олицетворение вечной женственности – супруги и матери. Сестра и верная жена Осириса. Когда тот был убит, она собрала куски его тела, расчленённого Сетом, и зачала от мёртвого мужа сына, Хора, который потом отомстил погубителю за отца. Из трупа Осириса Исида сделала первую мумию, благодаря чему он смог ожить и стать повелителем царства мёртвых. Исида изображалась с троном на голове. На первый план в её культе мало-помалу вышел мотив материнства, в ней воплотились свойственные многим восточным народам представления о «Великой Матери». Считается, что образ Исиды облегчил распространение культа Богородицы в христианские времена.



Исида

Маат – богиня вселенской правды и справедливости, покровительница нравственных устоев и твёрдой законности. Изображалась в виде женщины со страусовым пером на голове. Во время суда в царстве мёртвых душа усопшего клалась на одну чашу весов, а «перо Маат» – на другую. Душа, которая оказывалась тяжелее пера, признавалась недостойной вечной жизни с Осирисом. Её пожирало страшное чудовище Амат (см. выше).

Мафдет – (букв. «быстро бегущая») богиня сурового правосудия, защитница священных мест. Изображалась с головой гепарда или в виде генетты – зверька из семейства виверровых.

Мертсегер (Меритсегер) – богиня мёртвых в Фивах. Изображалась в виде змеи или женщиной со змеиной головой.

Месхенет – богиня родов, пользовавшаяся особым почётом в городе Абидосе.

Мин – бог, почитавшийся как податель жизни и плодородия в городе Коптос. Изображался в итифаллическом виде (с ярко выраженными мужскими половыми признаками). Поклонение Мину было широко распространено в ранний период египетской истории, однако потом он отступил на второй план перед своей же местной фиванской разновидностью – Амоном.

Мневис – чёрный бык, которому поклонялись как богу в Гелиополе. Напоминал мемфисского Аписа.

Монту – бог войны, сражений, побед, боевой доблести. По происхождению Монту был солнечным богом города Гермонта. Но в отличие от Ра культ Монту сильнее подчёркивал не благодетельные, а грозные, разрушительные свойства Солнца (огонь, пожар, засуха). Вследствие этого его «военный аспект» вскоре затмил собой первоначальный образ небесного светила. Поклонение Монту широко распространилось во время кратковременного политического возвышения Гермонта при фараонах XI династии. Некоторые из них носили имя «Ментухотеп» («Монту доволен»). После того как Гермонт уступил свою гегемонию соседним Фивам, Монту ушёл в тень перед фиванским богом Амоном. Изображался с головой сокола, увенчанной солнцем в короне.



Бог Монту

Мут – богиня-коршун озера Ашеру (близ Фив). Считалась женой бога Амона.

Нейт – заимствованная египтянами у ливийцев богиня охоты и войны. Считалась также покровительницей ткацкого ремесла. Культ Нейт был особенно распространён в городе Саисе. Иногда признавалась двуполой.

Непри – бог зерна, сын богини Рененутет.

Нефтида – сестра Исиды и Осириса. Будучи женой Сета, она, однако, помогала Исиде разыскивать части тела убитого Сетом Осириса. Функции Нефтиды как богини не совсем ясны. Плутарх описывал её как «владычицу всего неявленного и нематериального, в то время как Исида властвует над всем явленным и материальным».

Нехебкау – бог-змей (иногда с человеческими ногами). В некоторых текстах представляется воплощением бога Ра, в других – его врагом (воплощением Апопа). Считался защитником дома от змей.

Нут – богиня неба, сестра и жена бога земли Геба, вместе с которым входила в гелиопольскую Эннеаду. Геб и Нут поначалу были соединены, но потом между ними возникла ссора из-за того, что Нут каждое утро пожирала своих детей, звёзды, а вечером вновь извергала их из чрева. Отец Геба и Нут, бог Шу, вслед за этой ссорой разделил их. Нут изображалась женщиной, которая изгибалась над Гебом, упираясь в него пальцами рук и ног. Кроме звёзд детьми Геба и Нут были боги Осирис, Исида, Сет и Нефтида.



Боги Геб и Нут, разделённые богом Шу

Огдоада – (в переводе с греческого – «восьмерица») – восемь богов города Гермополь, олицетворявших первоначальные стихии, из которых возник мир. Огдоада состояла из четырёх супружеских пар. Бог Нун и богиня Наунет символизировали собой первобытный хаотический океан, Хух и Хаухет – бесконечность пространства, Кук и Каукет – мрак, Амон и Амаунет – «невидимое». Мужские боги Огдоады изображались с головами лягушек, а богини – с головами змей. Из их числа бог первобытного океана Нун почитался не только в Гермополе, но и по всему Египту. Главным центром культа Амона («невидимого воздуха») являлись Фивы.

Осирис – повелитель подземного царства мёртвых, бог смерти, понимаемой как последующее возрождение. Герой одного из самых известных мифов всех времён и народов.

Он повествует как Осирис был убит своим коварным и завистливым братом Сетом, который расчленил его тело и разбросал куски по всему Египту. Но их сумела собрать преданная жена погибшего, Исида. При помощи магии Исида зачала от мёртвого мужа сына, Хора. Она уберегла младенца от покушений Сета, спрятав в зарослях нильского папируса. Возмужав, Хор вступил в жестокую битву с Сетом, одержал победу над ним и изгнал из Египта. Исида сделала из тела убитого Осириса первую мумию.

Воскреснув, тот удалился в подземное царство мёртвых и стал его царём и высшим судьёй. Культ Осириса был тесно связан с древними земледельческими верованиями, навеянными ежегодным увяданием растительности и её весенним «возрождением» из зёрен. По мнению некоторых, этот древний сюжет не остался без влияния и на образ воскресшего Христа.



Осирис

Пта (Птах) – бог, почитавшийся в Мемфисе, как творец мира. Благодаря своей созидающей силе признавался также воплощением плодородия, умственного и ручного творчества – наук и производительных ремёсел. От священного названия Мемфиса – «Хет-ка-Пта» («Обитель души Пта») произошло греческое слово «Египет».



Бог Пта

Ра – бог солнца, глава гелиопольской Эннеады (см. ниже) и демиург (творец вселенной). Первоначально имел в гелиопольской теогонии подчинённое значение, однако позже оттеснил на второй план гораздо более почитаемого в архаические времена бога Атума. Солнце-Ра каждый день едет по небосводу на барке Манджет, чтобы освещать землю, а ночью, пересев на барку Месектет, даёт свет подземному царству мёртвых (Дуату). Под землёй Ра постоянно старается проглотить (но всегда неудачно) громадный змей Апоп (Апофис), воплощение хаоса. Ра изображали в виде человека с головой сокола, которую венчал солнечный диск, обвитый змеёй. Он часто объединялся с богами Амоном и Хором в синтетических образах Амона-Ра и Ра-Хорахти.



Бог Ра

Рененутет – богиня, почитавшаяся в Файюме как покровительница урожаев. Изображалась в виде кобры. Её сыном считался бог зерна Непри.

Себек – крокодилообразный бог файюмского оазиса, где находилось большое озеро. В его функции входило управление водным царством и обеспечение земного плодородия. Иногда почитался как добрый, благожелательный бог, которому молились о помощи в болезнях и жизненных трудностях; иногда – как грозный демон, враждебный Ра и Осирису.

Серкет (Селкет) – богиня умерших в западной части Дельты Нила. Женщина со скорпионом на голове.

Сет (Сетх) – сын Геба и Нут, брат и убийца Осириса, затем побеждённый и изгнанный в пустыню сыном Осириса, Хором (Гором). Предполагают, что в глубокой древности вечные антагонисты Хор и Сет составляли собой нерасторжимую пару, которая символизировала две противоположные стороны вселенского первоначала: 1) спокойствие, порядок, разум и 2) буйную стихийность, напряжение, страсть. Культ Сета в это время не нёс безусловно отрицательных черт. Он считался столь же необходимым для мира, как Гор. Однако позже Сет был демонизирован из-за того, что ему поклонялись азиатские завоеватели Египта, гиксосы, которые отождествляли этого бога со своим Ваалом.



Бог Сет

Сехмет – (букв. – «могучая»), богиня с головой львицы и солнечным диском на ней, олицетворявшая зной и палящий жар Солнца. Жена бога Пта. Грозная мстительница, истребляющая враждебные богам существа. Героиня мифа об истреблении людей, которое поручил ей бог Ра из-за моральной порчи человечества. Сехмет убивала людей с такой яростью, что даже решивший отказаться от своего намерения Ра не смог остановить её. Тогда боги разлили по всей земле красное пиво, которое Сехмет стала лизать, принимая за людскую кровь. От опьянения ей поневоле пришлось прекратить свою бойню.

Сешат – богиня письма и счета, покровительница писцов. Сестра или дочь бога Тота. При воцарении фараона записывала на листьях дерева ишед предстоящие годы его правления. Изображалась в виде женщины с семиконечной звездой на голове. Священным животным Сешат была пантера, поэтому её представляли в леопардовой шкуре.

Сопду – «соколиный» бог, почитавшийся в восточной части Дельты Нила. Близок к Хору, отождествлялся с ним.

Татенен – хтонический бог, почитавшийся в Мемфисе наряду с Пта и иногда отождествляемый с ним. Имя его буквально означает «поднимающаяся (т. е. возникающая) земля».

Таурт – богиня из города Оксиринха, изображавшаяся в виде гиппопотама. Покровительница рождения, беременных и младенцев. Отгоняла злых духов от жилищ.

Тефнут – богиня, которая вместе со своим мужем, богом Шу, символизировала пространство между земной твердью и небосводом. От Шу и Тефнут родились бог земли Геб и богиня Неба Нут.

Тот – верховный бог города Гермополя. По происхождению был, вероятно, божеством Луны, но в связи с ночной таинственностью этого светила и правильной сменой его фаз позже стал почитаться как покровитель мудрости, знания, наук, магии, высшего откровения. Имел большую популярность по всему Египту. Изображался с головой ибиса или павиана. Имя «Тутмос», которое носили несколько фараонов, означает «Тот родил его».



Тот – бог с головой ибиса

Уаджет – богиня-змея, считавшаяся покровительницей Нижнего (Северного) Египта.

Упуаут – бог мёртвых с головой шакала, почитавшийся в городе Ассиуте (Ликополь). По внешнему виду и смыслу сильно напоминал Анубиса и постепенно слился с ним в одном образе.

Феникс – волшебная птица с золотыми и красными перьями, которая, по египетскому преданию, прилетала в город Гелиополь один раз в 500 лет, чтобы предать погребению в храме Солнца тело своего умершего отца. Олицетворяла душу бога Ра.

Хапи – бог реки Нил, покровитель урожаев, обеспечиваемых её разливом. Изображался человеком синего или зелёного цвета (цвет нильской воды в различные времена года).

Хатхор – богиня любви, красоты, радости и танцев, покровительница родов и кормилиц, «Небесная корова». Олицетворяла собой дикую, стихийную силу страсти, которая могла принимать и жестокие формы. В таком необузданном образе часто отождествлялась с богиней-львицей Сехмет. Изображалась с рогами коровы, внутри которых – солнце.

Хекат – богиня влаги и дождя. Изображалась в виде лягушки.

Хепри ­– один из трёх (часто признаваемых тремя атрибутами одного и того же существа) солнечных богов Гелиополя. Олицетворял солнце во время восхода. Двое его «коллег» – Атум (солнце на закате) и Ра (солнце во все другие часы суток). Изображался с головой жука-скарабея.

Хершеф (Херишеф) – главный бог города Гераклеополя, где ему поклонялись как творцу мира, «чьё правое око – солнце, левое – луна, а дыхание – всё оживляет».

Хнум – бог, почитавшийся в городе Эсне как демиург, создавший мир и людей на гончарном круге. Изображался с головой барана.

Хонсу – лунный бог в Фивах. Сын бога Амона. Вместе с Амоном и своей матерью Мут составлял фиванскую триаду богов. Изображался с лунным серпом и диском на голове.

Хор (Гор) – (букв. «дальний», «вышний», «горний») бог небесной лазури, с чьим образом связывалось представление о том, что суть мирового первоначала – ясность, чистота, разумная упорядоченность, устойчивость. Ассоциировался с благородным, парящим в небе соколом. В этом символическом облике и в идее о «всевидящем глазе Хора» проявляется связь этого божества с небом и движущимися по нему светилами. В египетской мифологии Хор – вечный антагонист Сета, бога необузданных страстей, беспорядка и хаоса. Сын Осириса и Исиды, Хор выступил мстителем Сету за убийство отца, победил его и отнял у него власть над Египтом. В поздние времена объединялся с солнечным богом Ра в общем культе Ра-Хорахти («Хорахти» – «Хор обоих горизонтов»).



Бог Хор (Гор)

Чененет (Раттауи) – богиня-жена бога Монту. Была связана с культом солнца. «Рат» – женская форма от имени Солнца-Ра.

Шаи – бог судьбы. Определял срок человеческой жизни.

Шу – бог, который вместе со своей женой, богиней Тефнут, олицетворял пространство между небом и землёй. Их детьми были бог земли Геб и богиня неба Нут. Все они являлись членами гелиопольской Эннеады.

Эннеада – (в переводе с греческого «Девятерица») – девять главных гелиопольских богов:

Ра (в глубокой древности его заменял в эннеаде Атум), Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет, Нефтида.