Константин 1 Великий - римский император

Личность императора Константина Великого неоднозначная. Кто-то считает Константина Великого святым,  а кто-то считает кровавым тираном. Так кто же такой Константин Великий и в чем его заслуги?

 

История Византийской империи

Византийская империя, Византия, Восточная Римская империя (395 — 1453) — государство, сформировавшееся в 395 году вследствие окончательного раздела Римской импери
КОНСТАНТИН I, КОНСТАНТИН ВЕЛИКИЙ (Флавий Валерий Аврелий Константин) (около 285–337 гг.), его еще называют первым римским христианским императором, более известным как Константин Великий Святой, «Равноапостольный». Отцом Константина (полное имя Флавий Валерий Константин) был Констанций Хлор, матерью – его сожительница (конкубина) Елена (умерла около 327 года, причислена к лику святых), родился он в Наисе (современный Ниш, Сербия) в провинции Верхняя Мезия. К 293 году, когда Констанций получил титул цезаря, он был уже женат на падчерице императора Максимиана. В ранней молодости Константин служил в армии при Диоклетиане в Никомедии, участвовал в походах в Персию и Египет. Когда в 305 году Диоклетиан и Максимиан сложили с себя власть, отец Константина сделался императором на Западе, куда он и вызвал к себе Константина, который присоединился к экспедиции отца в Британии против  пиктов. В 306 году  Констанций умер в Эбораке (современный Йорк), и войска сразу провозгласили Константина августом, однако Галерий скрепя сердце признал его лишь цезарем (т.е. младшим императором).

Начался период политического неустройства, когда на власть в Римской империи претендовали сразу шесть соискателей. В 307 году Константин, закрепившийся в Галлии, женился на Фаусте, дочери Максимиана, одного из своих соперников, который теперь признал его августом. Однако в 310 году, в отсутствие Константина, Максимиан попытался устроить переворот, после чего тот принудил его покончить с собой. Когда в 311 году Галерий умер, осталось всего четыре августа: Валерий Лициний и Максимин Даза на Востоке и Максенций (сын Максимиана) и Константин на Западе. Константин заключил союз с Лицинием, выдав за него свою сестру Констанцию, и двинулся на Рим против Максенция. В 312 году, накануне битвы у Мульвиева моста возле Рима, Константину, по преданию, было видение. Согласно историку церкви Евсевию, Константин увидел в небе огненный крест, под которым была надпись по-гречески «Сим знаменем победишь». Согласно же Лактанцию, Константину приснился сон, из которого следовало, что он должен поместить на щиты воинов греческую монограмму, означавшую имя Христа (буквы Х и Р). Как бы то ни было, на следующий день Константин одержал победу, Максенций погиб вместе с сыном, и в качестве символа победы Константин поместил на своем лабаруме (императорском знамени) означенную монограмму. 

Римский император Калигула

Гай Юлий Цезарь Август Германик, также известен под своим агноменом (прозвищем) Калигула (31 августа 12 года, Анций - 24 января 41 года, Рим) - римский император, третий из
В 313 году Константин совместно с Лицинием издали Миланский эдикт, предоставивший гражданам империи свободу вероисповедания. Христианство по этому эдикту становилось «дозволенной религией», имущество, отобранное у церкви во время гонений, возвращалось. В тот же году Лициний разбил Максимина Дазу, и в течение 10 лет зятья Лициний и Константин вместе управляли империей, Константин на Западе, Лициний на Востоке. Однако в 323 году вспыхнул новый конфликт. Формальным предлогом явилось нарушение войсками Константина границ восточной части Империи при отражении набегов готов и сарматов. Лициний объявил войну. Но и сам Константин, должно быть, ощущал необходимость окончательного решения вопроса о власти. К тому же с 321 года  Лициний возобновил в своей части Империи преследования христиан. В 324 году  Лициний был разбит в двух сражениях, вначале при Адрианополе (современный Эдирна) на европейском континенте, а затем при Хрисополе (современный Юскюдар) в Малой Азии и отстранен от власти, а со временем казнен. Константин сделался единоличным влистителем всей Римской империи.

Правление Константина стало поворотным пунктом в истории Европы. Каковы бы ни были мотивы императора, Константин поощрял рост христианской церкви. В 325 он созвал Никейский собор (Первый Вселенский собор) с тем, чтобы урегулировать разногласия относительно арианского учения и сформулировать христианское вероучение, и лично председательствовал на многих его заседаниях. В 330 году он основал на месте древнего Византия Константинополь (современный Стамбул) и перенес туда свою столицу. Впоследствии Константинополь стал центром Восточной Римской (Византийской) империи, просуществовавшей до 1453 года. У Константина было множество превосходных качеств, однако убийство в 326 году вначале сына Криспа, оговоренного мачехой Фаустой, а затем, когда выяснилась невиновность сына, – уже самой Фаусты, показывает его нам с другой стороны. Константин умер в Ахироне, пригороде Никомедии, 21 мая 337 года, во время подготовки к войне с Персией; перед смертью он был крещен. Константин заранее разделил Римскую империю между своими тремя сыновьями: Константин II (правил 337–340 гг.) получил Британию, Испанию и Галлию; Констанций II (правил 337–361 гг.) получил Египет и Азию; Констант (правил 337–350 гг.) получил Африку, Италию и Паннонию, а после смерти его брата Константина II в 340 к нему полностью отошел Запад. Иллирик, Армения и Понт достались двум племянникам Константина, Делмацию и Ганнибалиану. Нельзя сказать, чтобы такое разделение было дальновидным: сразу после смерти Константина почти все его родственники были истреблены армией, которая желала оградить престол от новых претендентов. Столкновения между наследниками продолжались и дальше, до тех пор пока (в 350 г.) не остался один император, Констанций II.

За свою деятельность по распространению христианства Константин был причислен к лику святых.

Более подробно

Флавий Валерий Константин Великий (император-соправитель 306-323 гг и единоличный император 323-337 гг) родился в в Верхней Мезии около 385 года. Его отцом был император-соправитель Констанций Хлор, а матерью — Елена, дочь трактирщика, умершая в 328 году и причисленная, впоследствии, к лику христианских святых. Приход Константина к власти во времена тетрархии и захват им единоличной власти описан в предыдущей статье.

Объединив империю, Константин отменил избрание августов и цезарей и вернулся к системе наследования по кровному родству, объявив наследниками своих сыновей. Он развил и дополнил реформы, начатыеДиоклетианом, в полной мере утвердив доминат, как систему власти в империи, символом которой стала диадема, подобная той, что носили цари Персии.

Как и его предшественник, Константин продолжал набирать в армию варваров (большей частью германцев) и позволял им селиться на малонаселенных землях империи. Вскоре германские части заняли привилегированное положение, а их военачальники снискали особое к себе расположение. Множество германцев набиралось и в новые, созданные Константином, конные и пехотные подразделения, объединенные в мобильную армию. Ее легионы, состоявшие из тысячи пехотинцев и пятисот всадников каждый, стали представлять собой основную ударную силу. Своей мощью они превосходили все, что существовало прежде. Для управления этими войсками Константин учредил две новые должности — командующего конницей (magister equitum) и командующего пехотой (magister peditum).

Вторая часть армии, пограничные войска, подразделения которой постоянно находились на одном месте, так же продолжала играть значительную роль. Константин, собираясь восстановить надежность границ по Дунаю и Рейну, реорганизовал и укрепил ее гарнизоны. Отставные солдаты пограничных частей получали некоторые привилегии, передававшиеся по наследству.

Преторианская гвардия, сражавшаяся на стороне Максенция против Константина, снова была распущена, теперь уже окончательно, и заменена основанной еще Диоклетианом конной гвардией. Тем не менее, пост префекта претория был сохранен. Префектов по-прежнему оставалось четверо, но их роль стала полностью гражданской, связанной с решением судебных и финансовых вопросов.

Финансовые реформы Диоклетиана также были поддержаны и расширены Константином. Успешно прошел выпуск новой, более легкой золотой монеты, повышены налоги и увеличен бюрократический аппарат. Здесь Константин учредил пост начальника служб (magister officiorium), надзиравшего за министерствами империи, пост главного юриста (qaestor sacri palatii), ставшего основным советником императора по юридическим вопросам, и два поста финансовых чиновников (comes rei privataeи comes sacrarum largitionum), следивших за доходами и расходами казны. Эти должностные лица стали постоянными членами императорского совета. Различные должности предоставлялись и сенаторам, так что они отчасти снова обрели политическое влияние, полностью утраченное за предыдущее столетие.

При этом сам Рим уже не играл ведущей роли в планах императора. К этому времени столица империи уже занимала неподходящее для нее место с военной точки зрения, поскольку из нее было трудно отслеживать положение дел одновременно на рейнско-дунайской и евфратской границах. Этой же точки зрения придерживался и предшественник Константина, Диоклетиан. С тех пор как римское государство превратилось в абсолютную монархию столица могла располагаться где угодно, поскольку империей теперь правил не город Рим, а император, и столицей могло считаться любое место, где он присутствовал.

Сменив в качестве своей резиденции несколько городов, Константин пришел к выводу, что наиболее предпочтительным расположением обладает древний греческий город Византий, основанный в 657 году до н.э. на побережье пролива Босфор в бухте Золотой Рог. В результате 11 мая 330 года на карте появилась новая столица империи — Константинополь (город Константина). Защищенность с суши и моря, а также близость от жизненно важных центров Малой Азии, Сирии и Египта сделали Константинополь настоящим центром империи, хотя поначалу он и стоял рангом ниже Рима, не потерявшего ни одной из своих прежних привилегий.

Однако, хотя перенос столицы и основание Константинополя и оказали огромное влияние на дальнейший ход истории, еще более крутой ее поворот был вызван другим деянием Константина. Конечно же речь идет о христианстве, в которое Константин обратил империю из язычества.

Самые серьезные гонения на христиан были предприняты Диоклетианом и Галерием. Они потерпели неудачу, и в 311 году смертельно больной Галерий, Константин и Лициний выпустили Сердикский указ, предоставлявший всем христианам свободу вероисповедания. Следующим событием стала победа Константина над Максенцием у Мульвиева моста, перед которой он увидел в небе знак в виде креста и велел изобразить кресты на солдатских щитах. Через год после этой победы он вместе с Лицинием подтвердил терпимость к христианам в Миланском эдикте.

Всю свою жизнь Константин испытывал неодолимую потребность в божественном спутнике и покровителе. Вначале эту роль для него играл бог-Солнце, которому с давних пор поклонялись по всей империи. Но со времени Миланского эдикта он уже не сомневался в своей склонности к христианству, которое называл «самой законопослушной и святой религией».

Большинство социальных реформ Константина отмечено влиянием христианского учения. Отношение к заключенным и рабам стало более гуманным, преступления же против морали стали наказываться куда строже. Воскресенье официально объявили выходным днем (правда в то время этот день был посвящен Солнцу). Сам Константин, еще не будучи крещеным, стал проявлять живейший интерес к делам церкви. Не исключено, что, по крайней мере поначалу, он просто использовал набиравшую силу религию для укрепления своей власти — церковные соборы в Арелате (314 год) и в Никее (325 год) показали, кто на самом деле их возглавляет.

Решение Константина о христианизации империи было его личным поступком, поскольку, несмотря на рост христианских общин, не подвергаемых более гонениям, церковь еще не обладала никаким реальным влиянием — ни политическим, ни экономическим, ни общественным или культурным. Сам Константин разбирался лишь в самых основных теологических вопросах и позволил окрестить себя только под конец жизни, когда «уже больше не мог грешить». Тем не менее император пришел к выводу, что христианство способно дать разобщенному государству единую цель и сплоченную организацию, которая сможет объединить различные слои населения в единое целое, что, в конечном счете окажет благотворное влияние на империю.

Ранее споры между епископами заканчивались сражениями между ними, но при этом выигравшая сторона не была властна принудить проигравших оппонентов принять свою точку зрения. Теперь епископы могли обратиться за решением проблемы к высшей власти, а победившая сторона — обрушить на своих соперников всю мощь государства.

В первые годы правления Константина церковь раздирали споры вокругдонатистской ереси, названной по имени Доната, епископа Карфагена. Вопрос состоял в возможности вероотступника исполнять обязанности священника.Донатисты считали, что служители церкви могут исполнять свои обязанности лишь до тех пор, пока они чисты перед Господом. Однако во время преследований многие священники отдавали свои священные книги и отрекались от христианства, чтобы избежать мученической смерти. После окончания гонений они возвращались к церкви, но могли ли они продолжать служить Господу? Более снисходительные отцы церкви считали, что священники тоже люди и могут отступить перед лицом мучительной смерти и имеют много возможностей для искупления этого греха. Как вообще можно быть уверенным, что священник не совершил какого-либо греха? В итоге они утверждали, что церковь свята сама по себе и имеет духовную силу даже тогда, когда посредником между Богом и людьми является несовершенный человек. Именно в связи с этими спорами Константин впервые оказался вовлеченным в теологический диспут.

В Карфагене победили Донатисты, и тогда их противники обратились за помощью к императору. В 314 году Константин собрал в Арелате специальный собор, вынесший решение не в пользу Донатистов. В 316 году император подтвердил это решение. Тем не менее Донатисты закрепились в Африке и просуществовали там вплоть до вторжения арабов, уничтоживших вообще всех христиан. Несмотря на то, что вмешательство Константина мало что изменило, был создан важный прецедент действия императора как главы всей церкви, ставший первым шагом начала борьбы между церковью и государством.

Арка Константина, построенная в честь победы у Мульвиева моста.

В 324 году Константин, будучи абсолютным правителем объединенной империи, решил созвать собор епископов для решения проблемы Арианства, более серьезной ереси, чем Донатизм. Такие соборы уже превратились в традицию, но при императорах-язычниках их проведение было затруднено. Теперь же все епископы получили официальное приглашение и гарантию защиты государства с полного согласия императора. Собор должен был стать первым Вселенским.

Несколько последних десятилетий священник из Александрии по имени Арий проповедовал строгий монотеизм. Он утверждал, что существует только один Господь, принципиально отличающийся от своих созданий. Иисус, хотя и превосходящий любого человека, был все же создан Богом и не был вечным в том смысле, в каком вечен его создатель. Т.е. было время, когда единый Бог существовал, а Иисус еще нет. Он походил на Бога, но не был ему идентичен. Занятно, что в греческом языке слова «похожий» и «идентичный» различаются единственной буквой, йотой, самым маленьким знаком алфавита.

Противоположное мнение защищал другой александрийский священник, Афанасий. Он утверждал, что все члены Троицы — Ветхозаветный Господь, его Сын Иисус и Святой Дух — просто различные аспекты одного и того же божества. Все они никем не созданы, вечны и полностью идентичны.

Сначала в Александрии, а потом и в других частях империи начались споры между приверженцами Ария и Афанасия, перешедшие со временем в серьезные ссоры между епископами. Совершенно естественно, что Константин наблюдал за этой ситуацией с растущим недовольством. Он собирался использовать церковь для объединения и укрепления империи и не мог допустить ее раскола из-за религиозных разногласий. Проблему следовало решить немедленно и навсегда. Вот по этой причине в 325 году император и созвал Первый Вселенский собор в Никее.

Константинополь, Никомедия и Никея на карте

Город Никея был выбран не случайно. Он находился неподалеку от столицы Диоклетиана Никомедии, которую Константин сделал и своей резиденцией. В Никею было легко добраться из больших христианских центров Востока — Александрии, Антиохии и Иерусалима. В соборе приняли участие 220 епископов, а длился он с 20 мая по 25 июня. Здесь был сформулирован Никейский символ веры, доказывавший, что Сын единосущен Отцу. Таким образом доктрина Афанасия стала официальным учением христианской церкви.

Никейский Собор. Румынская фреска. 18 век

Тем не менее последователи Ария так и уехали с собора не переубежденными и продолжали рьяно защищать свое учение. Более того, их мнение постепенно начал разделять и сам Константин. Большое влияние на императора приобрел Евсевий, один из главных Ариан, епископ Никомедии. Афанасий же первым среди множества изгнанников отправился в ссылку. Противоборство на Востоке продолжалось еще около 50 лет, а большинство императоров этих лет поддерживало точку зрения Ария.

Появившаяся в 330 году новая столица империи, город Константинополь, существенно повлияла на дальнейшую судьбу церкви. Важной персоной стал епископ Константинопольский, а сам город стал одним из пяти важнейших религиозных центров, епископы которых назывались патриархами. Патриархи Иерусалима, Антиохии и Александрии пострадали из-за своей близости к Константинополю, затмевавшему их величие, и постепенно утратили свое влияние. Так через некоторое время патриарх Константинополя фактически стал главой церкви в восточной части империи.

Совсем по-другому обстояли дела в Риме, имевшем отдаленный от Константинополя, а потому независимый патриархат. Он был единственным на западе, латиноговорящим и имел на своей стороне магическое слово «Рим». Его поддерживали как религиозные чувства западного населения, отрицавшего склонный к диспутам восток, так и сила патриотизма. Здесь презирались претензии греков на власть над западом и разгорался никогда в дальнейшем не прекращающийся конфликт между епископами Рима и Константинополя.

Поддержка Константином церкви привела к началу самого масштабного строительства в римской истории. При этом произошел переворот в архитектуре, ставший откликом на религиозные перемены и поддержанный щедростью властей. Выраставшие повсюду строения принадлежали, в основном, к двум типам — центрально-симметричному (круглые, крестообразные, многоугольные) и прямоугольному. В самом Константинополе император воздвиг церковь святых Апостолов, имевшую крестообразную форму и служившая одновременно храмом памяти апостолов и мавзолеем самого Константина (как бы тринадцатого апостола).

Здания прямоугольной формы стали новым типом сооружений — христианскими базиликами. Эти преемники скромных молельных домов представляли собой вытянутые в длину прямоугольники, перед входами в которые устраивался обширный внутренний двор, предваряемый портиком. И все же при строительстве таких базилик за основу брались языческие образцы. Так их восточная часть с престолом епископа в апсиде напоминала залы приемов — алтарь под балдахином напоминал трон императора, а триумфальная арка перед апсидой еще более усиливала это впечатление.

План христианской базилики

К нашему времени от этих многочисленных строений практически не осталось следов. Так базилику Святого Петра в Риме разрушили в 16 веке, чтобы построить на ее месте новый, более величественный храм. Первоначальная базилика имела высокий вытянутый неф с апсидой между которыми в обе стороны тянулся поперечный неф (трансепт), вмещавший в себя огромное количество людей, приходивших почтить принявшего мученическую смерть Святого Петра.

Прямоугольная базилика Константина в Риме, изначально посвященная Спасителю, а впоследствии получившая имя Святого Иоанна Латеранского, имела вместо трансепта два боковых крыла с ризницами. Ее массивная алтарная перегородка была сделана из серебра, а колонны — из красного, зеленого и желтого мрамора.

Ближе к концу своего правления Константин снова столкнулся с угрозой нашествия варваров, чего не происходило практически со времен анархии 3 века. Он и его предшественник Диоклетиан так твердо контролировали свою армию, что она успешно поддерживала порядок на границах империи. Тем не менее в 332 году готы снова пересекли Дунай и императору пришлось выдвинуться им навстречу. Нападавшие понесли огромные потери и были вынуждены вернуться на свою сторону Дуная.

К этому времени здоровье Константина сильно ухудшилось. В 337 году, через 31 год после того как в Британии его провозгласили императором, Константин умер, успев перед этим принять крещение. Произошло это не в Константинополе, а в Никомедии, куда император прибыл для отдыха и смены обстановки.

Рафаэль. Крещение Константина

Наследниками Константина стали три его сына — Константин II, Констанций II и Констант I. Они получили титулы цезарей в 317, 323 и 333 годах соответственно.