Ацтекская империя — государство, существовавшее в XIV—XVI веках в Центральной Америке, созданное ацтеками. Империя включала в себя центральную часть современной Мексики. В 1521 году была уничтожена испанскими конкистадорами во главе с Эрнаном Кортесом.
В период с 1068 по 1168 гг. (предположительно всё-таки в 1168 г.) племя чичимеков покинуло свою легендарную прародину - остров Астлан ("место, где живут цапли", "место цапель"). Точное местонахождение острова неизвестно, некоторые исследователи считают, что он находился где-то в северной части Калифорнийского залива, однако по современным представлениям, предки ацтеков жили где-то относительно недалеко от долины Мехико (Анауак). От слова "Астлан" и произошло название "ацтек" (сами себя они называли "мешики" или "теночки").
Более 200 лет согласно преданиям племя ацтеков скиталось в поисках своей новой родины (современные учёные считают, что затраченное время на путешествие было в разы меньше), прежде чем они обосновались на двух островках озера Тескоко.
Мифологические и исторические источники указывают на то, что ацтеки сначала достигли мифической отправной точки Чикомостока ("Семь пещер") (Чикомосток служил "перевалочным" пунктом и для многих других бродячих племён, например, тлашкаланцев, тепанеков, чалько), а уж потом отправились в долгое путешествие на юг к более плодородным землям долины Мехико.
Прежде чем добраться до долины Мехико, они много раз подолгу останавливались: возводили храмы, разрешали внутриплеменные конфликты. Своё первое святилище они воздвигли на холме Чапультепек ("холм кузнечика"), принадлежавший городу-государству Аскапоцалько, где они обитали в период с 1253 по 1295 гг. Свой первый праздник Рождения Нового Огня они отпраздновали в Коатепеке, второй - в Апацко (в долине Мехико), третий - в Теспайокане (на побережье озера Тескоко), а четвертый - в Чапультепеке (озеро Шочимилько).
Многие обитавшие вокруг озера племена встречали их весьма недружелюбно (они их называли "люди без лица") и вели с ними борьбу. Уже в долине Мехико ацтеки были атакованы коалицией прибрежных городов, схвачены в плен и сосланы в качестве рабов в Кулуакан (Кулуа - "место тех, кто имеет предков") - там они стали воинами-наёмниками, впоследствии своей храбростью они заслужили почёт и уважение. Но в 1322 году Кулуакан прогнал их из своих земель, и ацтеки перебрались вглубь озера на болотистые островки. По другой версии, они получают независимость и покидают этот район - Тисапан ("у меловой воды").
В 1325 г. на небольшом островке озера Тескоко ацтеки наяву увидели древнее пророчество, явившееся вождю Теночу, в котором главный бог ацтеков Уицилопочтли предрекал им обосноваться там, где они увидят орла, держащего в когтях змею и сидящего на кактусе. В этот же год и была основана столица будущей империи ацтеков - Теночтитлан, названный в честь легендарного вождя Теноча (отсюда и другое название ацтеков - "теночки"). Есть и другой перевод названия города - "место, где растёт на камне кактус". В дальнейшем в городе сформировались 4 квартала: Теопан, Мойотлан, Куэпопан и Астакалько; а посреди города расположился гигантский ритуальный центр.
С 1325 г. до 1430 г. ацтеки находятся в услужении (в основном в качестве военных наемников) у самого сильного города-государства того периода в долине Мехико - Аскапоцалько. В качестве наград за службу они получали земли и доступ к природным ресурсам. В этот период они с большим усердием отстраивали свой город, расширяя его с помощью искусственных островов - чинамп, а также старались заключать союзы (чаще всего посредством браков - первый такой брак был совершён с женщиной из Кулуакана) с правящими династиями соседних народов, восходившими своими корнями к тольтекам.
В 1337 году к северу от Теночтитлана группой ацтеков, отделившейся от основного племени, основывается город Тлателолько.
В 1348 году идёт война с тепанеками, при которой уничтожаются многие рукописи из королевсих архивов Тескоко.
В 1359 году Чолула был захвачен царством Уэшоцинго.
В 1375 г. правитель Аскапоцалько разрешил ацтекам официально избрать себе правителя, и в период между 1375 г. и 1376 г. ацтеки избирают себе первого верховного вождя, которым стал Акамапичтли (1376-1395). Во время своего правления он достаточно сильно укрепил политическое положение ацтеков как внешнее, так и внутреннее.
Возможно в 1390 году заложен Великий Храм, посвящённый Уицилопочтли, но, вполне вероятно, он мог быть построен и раньше.
В 1395 г. Акамапичтли умирает (после его смерти наступает период смут) и ему на смену приходит Уицилиуитль (1395-1405/14).
В 1405/14 (по одним данным в 1405, по другим - в 1414) году третьим императором ацтеков становится Чимальпопока (1405/14-1428), брат Уицилиуитля. Он утвердил сложную систему династического наследования. Тлатоани (верховного правителя) избирали четыре военачальника, назначенные Высшим советом. Они могли выбирать его среди братьев умершего тлатоани, а если их не было, то среди сыновей и племянников по мужской линии.
К 1418 году тепанеки Аскапоцалько завоёвывают весь район Тескоко.
Император Ицкоатль и его племянник (или брат) Тлакаэлель (советник императора) впервые официально узаконили практику жертвоприношений. Отождествляя главного бога ацтеков Уицилопочтли с солнцем, они обязали периодически питать небесное светило свежей человеческой кровью, чтобы оно не останавливало свой путь движения по небу.
В этот же год Аскапоцалько выступил против Теночтитлана, но ацтеки создали союз с Тлателолько, Тлакопаном, Тескоко, Тлашкалой, Уэшоцинго и окончательно разгромили тепанеков Аскапоцалько в 1430 году. Ицкоатль образует могущественный тройственный союз Теночтитлан-Тескоко-Тлакопан (мешики, аколуа и тепанеки) с верховным советом, в котором вопросы внешней политики решали ацтеки, вопросы торговли - тепанеки, а вопросы законодательства - аколуа. Военная добыча в таком союзе делилась в соотношении 2:2:1. А Тлакаэлель стал руководить войском тройственного союза, т.к. проявил себя на войне с тепанеками выдающимся полководцем.
Ицкоатль захватил земледельческий юг и север долины Мехико. При нём появился земельный фонд. Совет старейшин, военных вождей и жрецов был заменен Советом Четырех, высшим совещательным органом при тлатоани, состоявшим из его родственников и обладавшим правом выбирать нового тлатоани. Также Ицкоатль уничтожил старые пиктографические рукописи, в которых ацтекам и их божествам отводилась скромная роль в истории долины Мехико. Вместо них были написаны новые рукописи, в которых возвеличивали значение ацтеков и умалчивали о примитивном родоплеменном прошлом.
В 1440 году к власти приходит Монтесума I (1440-1469). В период его правления начинает пользоваться популярностью жертвоприношения в виде поединков между пленёнными противниками. Если в ходе таких поединков пленники проявляли смелость и оказывали упорное сопротивление, то пленившему их ацтеку жрецы вручали ценные подарки. У такой формы жертвоприношения появился и политический подтекст - Монтесума I стал часто приглашать на такие бои вождей ещё не покорённых ацтеками племён. Далее, в целях психологического воздействия на гостей, устраивалась массовая казнь.
Также между Тройственным союзом и другими городами-государствами - Тлашкалой, Уэшоцинго, Чолулой - по взаимной договоренности велись "войны цветов", главной целью которых было раздобыть пленников для приношения в жертву Солнцу.
Империя ацтеков разрасталась новыми землями и нуждалась в административных реформах. Был введен особый порядок управления, новые нормы продвижения по социальной лестнице. Монтесума I заложил основы судебной системы, отличной от общинного и родового права. Тлатоани по-прежнему сохраняли свой обожествленный статус и, ещё со времен Ицкоатля, продолжался процесс сосредоточения в руках правителя военной, политической, религиозно-идеологической, законодательной и судебной власти.
В середине 15 века ацтеки продолжали обустраивать свою столицу и построили через озеро огромную дамбу, которая позволяла сохранять для жителей Теночтитлана пресную воду и защищала город от наводнений. Был построен первый акведук в городе.
В 1445 году ацтеки предпринимают военный поход на Оахаку.
В 1446 году они ведут военные действия против конфедерации Чалько-Амекамекана.
С 1450 по 1454 гг. на ацтеков обрушилось природное бедствие: были продолжительные засухи и несвоевременные заморозки. Следствием этого стал голод, болезни - многие жители умирали. Были отмечены многочисленные случаи каннибализма.
1458 год - завоевание Веракруса и Коиштлауака.
В 1465 году ацтеки одерживают победу над чальками и покоряют их.
1467 год - у Ашайакатля, внука Монтесумы I, рождается сын - будущий правитель Теночтитлана Монтесума II Шокойотцин.
В 1469 году к власти приходит Ашайакатль (1469-1481) и в 1473 году он покоряет Тлателолько после того, как правитель этого города Мокиуштли провозглашает свою независимость.
В 1470-1480-е гг. ацтеки одерживают ряд военных побед и расширяют западные границы империи: в том числе, в 1476 году была завоёвана Долина Толука.
В 1481 году императором ацтеков стал внук Монтесумы I Тисок Кальчиутлатонак ("Продырявленный изумрудами") (1481-1486) - в его период правления происходит расцвет империи. Через 2 года после начала своего правления он решает перестроить теокалли, посвящённый Уицилопочтли (Великий Храм). Храм решают сделать значительно выше, величественнее и мощнее - на это требовалось множество человеческих ресурсов: при строительстве работало не только взрослое население города и рабы, но и дети.
В 1486 году Тисок был отравлен (это предположение) и императором становится третий внук Монтесумы I Ауицотль (1486-1502). Он успел прославиться как выдающийся полководец. В следующем году (19 февраля 1487 г.) завершается строительство Великого Храма. В честь открытия храма ацтеки пригласили вождей племён, входивших в империю, которые привезли с собой немало подданных для жертвоприношений. Также были празднично украшены все имеющиеся в то время храмы в Теночтитлане (около 300). Первым вырвал сердце жертвы и вручил его жрецу сам император. В тот же момент во всех храмах города началось массовое жертвоприношение, которое продолжалось с утра до позднего вечера. Праздник продолжался 3 дня. По разным оценкам, в жертву было принесено от 4000 до 80600 человек (но более правдивой кажется цифра в 20000 пленных).
Во время своего правления Ауицотль вынужден был заняться строительством ирригационных и водосборных сооружений, из-за периодического недостатка пищи и пресной воды в Теночтитлане (население города стремительно росло). Так, был построен второй акведук в городе.
1496 год - границы империи ацтеков находятся недалеко от границ миштекского государства (долина Оахаки). Ауицотль не может оставить без внимания территорию миштекского государства - начинается военная экспансия ацтеков, которая превращается в затяжную.
Происходит солнечное затмение, напугавшее всех жителей империи.
В этом же году умирает великий полководец империи Тлакаэлель - ему было 98 лет.
К началу 16 века города-государства, покорённые тройственным альянсом в раннюю эпоху существования союза, глубоко интегрировались в имперскую структуру - правители таких городов участвовали в захватнических войнах ацтеков, получали за это награды в виде титулов и земель. В тройственный союз входило около 50 городов-государств и подчинялось свыше 400 селений. Выделялось 38 провинций, с которых собиралась дань.
В 1502 году к власти приходит Монтесума Шокойотцин ("молодой") (Монтесума II - 1502-1520) сын Ашайакатля. В период его правления империя в основном занималась не столько захватом новых земель, сколько консолидацией ранее захваченных и подавлением восстаний и мятежей. Монтесуме II не удалось как и его предшественникам покорить на западе тарасков, а на востоке тлашкаланцев (последние оказали военную помощь испанским конкистадорам, выступив с ними против ненавистных ими ацтеков).
Монтесума II оставил память о себе как о непревзойденном дипломате. Он продолжал политику военной экспансии, но его политика отличалась от политики его предшественников. На смену молниеносным атакам пришли последовательные мероприятия по активному включению различных народов в экономическую жизнь страны. В течение его правления в состав страны были включены многочисленные анклавы, в результате территория Тройственного союза охватила всю центральную Мексику, включая штаты Веракрус, Идальго, Пуэбла, Мехико, Морелос и частично Герреро, Оахаку и Чьяпас. В Теночтитлане был построен особый храм, где находились статуи всех богов покоренных племен.
В этот период продолжается практика массовых жертвоприношений - известен случай, когда Монтесума II приказал в один день принести в жертву свыше 1000 пленных.
В 1503 году ацтеки заново начинают затяжные и кровавые военные действия против Оахаки. Монтесума II атакует миштекские города Ачиотлан и Хальтепек. Ливневые дожди затопляют столицу ацтеков Теночтитлан.
В 1504 году ацтеками ведутся боевые действия против Анклава Пуэбла.
С 1505 по 1509 гг. ацтеки начинают военные походы против городов Кецальтепек, Тототепек, Теуктепек, Миауатлан, Януэтлан и Зозаллан.
В 1509 году ацтеки с ужасом наблюдают за кометой.
В 1511-1512 гг. ацтеки терпят поражение в войне против Оахаки.
В 1512 году в горах вокруг Мексиканской долины происходит 3 сильных подземных толчка.
В 1514 году происходят природные катаклизмы в виде засух и сильных холодов - гибнет урожай, начинается голод.
В 1515 году поднимает мятеж Иштлильшочитль. Началась война Тескоко с Тлашкалой.
По империи разносятся слухи о появлении бородатых белых людей.
В 1518 году Хуан де Грихальва на четырёх хорошо оснащенных кораблях совершил экспедицию на п-ов Юкатан, а затем, по возвращении на Кубу, проплывал вдоль побережья империи ацтеков.
1519 год - ацтеками покорена столица тотонаков Семпоала.
Год, когда во власти империи находилась уже огромная территория с разнообразными богатыми природными ресурсами от северных областей нынешней Мексики до границ Гватемалы: засушливые районы севера долины Мехико, горные ущелья нынешних штатов Оахака и Герерро, прибрежные районы Мексиканского залива, тихоокеанские горные хребты.
К этому времени Теночтитлан ацтеков превратился в один из крупнейших городов мира с населением в 150-200 тысяч человек и стал огромным торговым центром с большим рынком в городе-спутнике Тлателолько, где в торговый день собиралось до 25 тысяч человек. Вторым по величине городом империи был Тескоко с населением в 30 тысяч человек. Во многих других городах проживало по 10-25 тысяч человек.
В 1519 году началась экспедиция Эрнандо Кортеса. Он отплыл с Кубы 18 февраля с 11 кораблями, на борту которых было 508 солдатов, 16 лошадей и несколько пушек. Сначала он приплыл с 10 кораблями к о. Косумель. Затем он обогнул п-ов Юкатан и приплыл к мексиканскому побережью, где основал город Веракрус.
После прибытия испанцев, ацтекскому императору принесли донесение: "Боги вернулись. Их копья извергают пламя. У их воинов по две головы и по шесть ног и они живут в плавающих домах". Монтесума ожидал исполнения древнего пророчества о возвращении Кетцалькоатля в год Се Акатль (год тростникового прута), который соответствовал 1519 году. За десять лет до этого события в ацтекской империи было 8 предзнаменований о грядущей беде:
Каждую ночь в течение года пламя появлялось в восточной части неба.
По необъяснённой причине, сгорел храм Уицилопочтли в Тлакатеккане.
Молния ударила в храм Шиутекутли в Цонмолько.
Однажды днём появилась комета, развалившаяся на три части.
Вода в озере Тескоко взбурлила и разрушила окружающие дома.
Однажды ночью был услышан голос плачущей женщины: "Мои дорогие дети, мы должны идти! Куда мне вести вас?" (Флорентийский кодекс).
Одним рыболовом была поймана цапля, с хохолком в виде зеркала, в котором Монтесума увидел небеса и армию, скачущую на животных подобных оленям.
Были найдены люди с двумя головами и одним туловищем, которые загадочным образом потом исчезли.
Во время пребывания на побережье Мексиканского залива, Кортес не раз вступал в стычки с местными племенами, но сила оружия индейцев была несопоставима с европейским - порох делал своё дело. Между тем Монтесума получал донесения, в которых говорилось, что белые люди стреляют молниями и облачены в доспехи, сделанные из серебра и камня, и их невозможно победить в открытом бою. Чтобы как-то умилостивить "богов" Монтесума присылает Кортесу различные дары, среди которых было и 20 рабов женщин.
Кортес отбирает среди рабынь себе женщину по имени Малинче (по-индейски её имя означало "неудача и раздор"), которая в дальнейшем становится его переводчиком (быстро изучив испанский язык) и любовницей. Испанцы сразу окрестили её Мариной, а индейцы называли её Ла Малинче, что означает "предательница". С её помощью Кортес узнал, что империя ацтеков это колосс на глиняных ногах, что множество племён присоединятся к нему если он поведёт их против ненавистных им ацтеков и что император Монтесума живёт за горами в большом, красивом и очень богатом городе Теночтитлане. Но если и племена готовы были пойти против Теночтитлана, то испанцы нет.
Постоянные стычки сделали своё дело - хлеб, бекон и соль были на исходе; воины устали носить тяжёлые доспехи и многие боялись замёрзнуть в горах, а также огромной ацтекской армии. Однако Кортес не собирался возвращаться с пустыми руками и жажда лёгкой и быстрой наживы, а также ораторские способности лидера испанцев, убедили всех двинуться походом на Теночтитлан.
8 ноября 1519 г. испанцы вступили в Теночтитлан, а Монтесума приветствовал их: "Добро пожаловать, мы ждали Вас. Это Ваш дом". Он ждал Бога, Кетцалькоатля. Но пришли не боги… В последующие недели император ацтеков обнаружил, что он на самом деле стал заложником, а испанцы стали разрушать все святыни индейцев и ставить вместо них христианские алтари.
Потом индейцы всё больше и больше убеждались, что выдаваемые себя за богов испанцы являлись на самом деле не менее кровожадными и алчными на золото людьми. Росло недовольство действиями Монтесума, по-прежнему поддерживающего белых пришельцев. Однажды его вывели на крышу, чтобы он утихомирил разбушевавшуюся толпу, но его закидали камнями, от ранения которых он умер через три дня (по версии испанцев, но есть и другие версии, в которых говорится, что испанцы сами убили императора перед своим бегством из города).
После Монтесумы на недолгое время императором стал его брат Куитлаулак (1520-1520). Вскоре под натиском огромного количества бесчинствующих толп ацтеков, Кортес с войском был вынужден покинуть город. В этот же год последним верховным правителем-тлатоани империи ацтеков становится Куаутемок из Тлателолько ("Спускающийся (падающий) орёл" - 1520-1521). В тот год ему исполнилось 18 лет.
Сбежавший из города Кортес не намерен был сдаваться. Построив корабли, он поместил на них всех своих людей и, уповая на удачу, порох, лошадей и железо, повёл своё войско на штурм Теночтитлана.
13 августа 1521 года испанцы захватили Теночтитлан вместе с последним тлатоани Куаутемоком и рядом его верховных советников. Впоследствии Теночтитлан был полностью разграблен и разрушен, Куаутемок был казнён (в 1525 году), а империя ацтеков была полностью покорена испанцами.
29 июня 1520 года был убит последний настоящий уэй тлатоани (император) ацтеков Монтесума II, после чего развалилась империя, считающаяся самой развитой и одновременно жестокой в Мезоамерике. В честь этого сомнительного события - несколько моментов, которые сделали ацтеков экзотичными даже на фоне других государств Нового Света.
Сами ацтеки в своих легендах утверждали, что изначально они проживали в месте под названием Ацтлан, «место Цапель». Собственно говоря, слово «ацтеки», которым их называли представители иных племен, оттуда и пошло. Самоназвание же народа — «мешики», и именно оно стало основой для нынешнего имени их страны — Мексики.
Помыкавшись от города к городу, ацтеки начали наниматься к различным правителям в качестве воинской силы, и горожане с удовольствием использовали их, натравливая на своих соперников. При этом им не позволяли основать постоянные поселения. Несколько десятилетий такой службы и постоянных войн закалили бывших землепашцев и сделали сильными и жестокими воинами. В конце концов очередной благодарный наниматель все же разрешил им поселиться на острове посреди солено-пресного озера Тескоко.
Островок был небольшой, заросший кустарником, и там была прорва ядовитых змей, поэтому местные жители там и не селились. Поселив там «собачьих детей», они надеялись, что пришельцы передохнут от укусов. Но ацтеки, наоборот, радостно восприняли весть о кишащем змеями острове, потому что любили это лакомство. Тем более, их предводителю, Теночу, приснился вещий сон о том, что они найдут новую родину в месте, где увидят орла, держащего в лапах змею. Именно эту картину они и лицезрели на змеином острове.
Правда злые языки утверждали, что на озере Тескоко они поселились, прячась от преследователей, которые хотели их перебить за то, что они принесли в жертву дочку вождя приютившего их народа и выдали отцу снятую с нее кожу. Но кто ж этим языкам верит?
Так как место, где поселились ацтеки, было не слишком гостеприимным, им пришлось очень постараться, чтобы зажить хорошо. Для начала они научились укреплять деревянными сваями каждый дом, который они строили, иначе он погружался в болотистую почву. Затем из-за нехватки земель под посевы они создали плавучие искусственные острова — чинампы, на которых выращивали по шесть-семь урожаев в год, вместо двух-трех на обычной земле.
Позже, когда город Теночтитлан, который они основали на острове, разросся и стало не хватать пресной воды, ацтеки провели с гор настоящие каменные акведуки, по которым свежая вода всегда текла в их колодцы, а правителю еще и в личную ванну.
Уже при расцвете империи ацтеки обезопасили город от наводнений с помощью шестнадцатикилометровой дамбы, которая пролегла от северного до южного берега. Также мешики построили десятки километров отличных дорог, на которых через каждые восемь километров были расположены специальные станции с гонцами, поэтому новости доставлялись с невероятной по тем временам скоростью (и это при том, что у ацтеков не было лошадей). И не стоит забывать, что все это сделали люди, у которых, за редчайшими исключениями, были лишь каменные и костяные орудия.
Очень важным моментом в те времена было иметь правителем представителя одной из династий, правивших городами еще со времен предыдущей империи. Поэтому, как только влияние ацтеков чуть-чуть выросло, они пригласилиАкамапичтли, сына ацтекского мужчины и женщины из благородного толтекского рода. Он согласился и почти сразу потребовал себе младших дочерей от каждого из двадцати ацтекских родов в жены, что ему и предоставили. Могучий тлатоани принялся за дело и вскоре его дети от этих жен стали ядром новой аристократии. Ну, и кроме этого он провел множество реформ, конечно. Но про такое подданные забывают гораздо быстрее.
Когда дела у ацтеков стали совсем хороши, и они в союзе с еще двумя городами победили своих прежних повелителей, брат-близнец правителя Монтесумы I,Тлакаэлель создал идеологию, которая уходила глубоко в корни ацтекских верований и при этом отлично оправдывала дальнейшие завоевания.
Суть ее в том, что миром управляют боги, и они питаются жертвенной кровью и сердцами, а если их не кормить — они погибнут и тогда разрушится мир. Поэтому, чтобы спасти вселенную, нужно по праздникам убивать людей, желательно много. Причем брать их лучше всего у соседей — своих-то не напасешься. Именно поэтому, на них нужно нападать, захватывать их земли, богатства и женщин, а мужчин приносить в жертву богам. Все это ради великой миссии спасения мира. Отличная предвыборная программа, Тлакаэлель — наш кандидат!
Рыцари-орлы и рыцари-ягуары - военная машина ацтеков
Так как ацтекам пришлось стать профессиональными наемниками, они очень ценили воинские умения и каждого мужчину воспитывали как воителя. Позже, когда уже была построена государственная машина и начались захватнические походы, возникла система, при которой поощрялось не убийство противника, а захват его в плен — ведь его можно принести в жертву. Поэтому, до тех пор, пока юноша не приводил первого пленного, его называли «косматым койотом», и не давали стричься.
Если он приводил одного-двух, то получал право носить определенную одежду. Если же он приводил четверых — мог носить накидку из шкуры ягуара, и зваться воин-ягуар, либо перья орла и называться воин-орел. Даже простолюдины, которые были отмечены как храбрецы и приводили много пленных, могли войти в привилегированный слой знати под названием пилли, а также получить землю и хлебную должность.
Так как металлургия начала развиваться всего за несколько лет до падения державы ацтеков, они в совершенстве освоили использование камня и кости. Если простые воины могли довольствоваться деревянными булавами и копьями с обсидиановыми наконечниками, то знать и воины из орденов ягуара и орла могли позволить себе более совершенные орудия.
В их арсенал входили: хлопковые доспехи, неплохо защищающие от стрел, деревянный щит, дротики с копьеметалкой, значительно увеличивающей дальность броска, и, самое главное, макуауитль — деревянный меч с обсидиановыми вставками. В деревянную основу, напоминающую биту для крикета, с двух сторон вставляли лезвия из обсидиана.
Был метровый одноручный макуауитль, а был и двухметровый, двуручный. Удар таким оружием, по свидетельствам испанцев, мог отрубить голову лошади. Ну и самое интересное — к концу империи у ацтеков начали появляться подобия алебард— копье, под основным наконечником которого были расположены дополнительные каменные зубцы, которыми, по всей видимости, били из-за спин первого ряда воинов.
Ну и, конечно, то, чем наиболее знамениты ацтеки — это человеческие жертвоприношения. И дело тут не в том, что они убивали людей в ритуальных целях, этим занимались многие народы и цивилизации и Старого, и Нового Света. Дело в том, что именно ацтеки создали из этого сначала имперскую идеологию, а потом, на ее основе, и государственную машину, занимаясь этим в промышленных масштабах.
Для примера: сами ацтеки пишут в своих документах о том, что при освящении нового храма в Теночтитлане было убито восемьдесят четыре тысячи человек. При этом жертвоприношения пронизывали всю жизнь государства, от низов до самого верха. Если вступал в должность новый тлатоани-император, он должен был совершить инаугурационный поход в соседний город, захватить пленных и, принеся их в жертву, омыть ноги в их крови.
На каждый праздник приносились свои жертвы, причем, если для одних богов достаточно было вырвать сердце у еще живой жертвы, то для других нужно было опоить ее наркотическими зельями, бросить в костер, слегка опалить и потом, вытащив, снять кожу и в ней танцевать.
Воины любили взять пленного, тоже воина, привязать его к камню за ногу, дать макуауитль, в котором вместо обсидиана были вставлены птичьи перья, и нападать на него вчетвером. Надо ли говорить, что такой прообраз гладиаторских игр стал очень популярен. Правда, однажды вышла некрасивая история: захваченный вождь другого племени по имени Тлауикол перебил в таком ритуале больше двадцати воинов. После такого обалдевшим ацтекам пришлось с почестями отпустилть его на свободу.
Самым же странным ритуалом был такой: из пленных (а по некоторым сведениям и из своих) выбирали самого красивого юношу, причем не абы как, а по специальному списку качеств, который сохранился до наших дней. Затем он год питался лучшей едой, жил с лучшем доме, его учили манерам и пению, его везде сопровождали стражники, а люди падали перед ним ниц, как перед богом. Ему давали в жены четырех женщин благородного происхождения, которые ублажали его. В конце года такого счастливчика отводили на пирамиду и убивали, принеся в жертву также его жен и детей. Не обходилось и без ритуального каннибализма. После того как жрецы вырывали полубогу сердце, его расчленяли, а ступни и кисти скидывали вниз, чтобы люди могли буквально причаститься его плотью, так как приносившийся в жертву становился священным.
Подобные вещи настолько пронизывали всю культуру ацтеков, что девушки пекли из муки печенье в виде человеческих кистей и ступней, таким образом приобщаясь к традиции. Ну и не стоит забывать, что кроме религиозного подтекста, жертвоприношения имели и самый банальный — устрашение. Для этого создавались стены из черепов — многочисленные заостренные жерди, на которые как бусины нанизывали головы людей. Даже испанцы не избежали этой участи — археологи нашли стену, на которой торчали два черепа европейцев, а кроме них еще и череп лошади.
При всей своей устрашающей жестокости и инженерных знаниях, империя ацтеков оказалась колоссом на глиняных ногах, ведь они своей политикой так довели местное население, что когда появились испанцы, огромное количество индейцев присоединилось к ним, чтобы сбросить наконец, иго ненавистных ацтеков. Наивные индейцы думали, что потом они заживут мирно и счастливо, но получили еще более страшного хозяина — Испанию, а вместе с ней угнетения, рабство, пытки и болезни, от которых погибло в разы больше местных жителей, чем от жестоких ацтеков.