Каждый год профессор Макс Базерман продает студентам MBA из Harvard Business School двадцатидолларовую купюру намного выше номинала. Его рекорд – продажа $20 за $204. А делает он это следующим образом.
Он показывает купюру всему классу и сообщает, что отдаст $20 человеку, который даст за нее больше всего денег. Правда, есть небольшое условие. Человек, который был сразу за победителем, должен будет отдать профессору ту сумму, которую он был готов отдать за $20.
Чтобы было понятно – допустим два самых высоких бида были $15 и $16. Победитель получает $20 в обмен на $16, а второй человек должен будет отдать профессору $15. Таковы условия.
Торги начинаются с одного доллара и быстро достигают $12-$16. В этот момент большинство студентов выпадают из аукциона, и остаются только два человека с самыми высокими предложениями. Медленно, но уверенно аукцион подходит к цифре $20.
Понятно, что выиграть уже невозможно, однако проиграть тоже не хочется, ибо проигравший не только ничего не получит – он еще вынужден будет заплатить профессору номинал своего последнего бида.
Как только аукцион переходит рубеж в $21, класс взрывается смехом. Студенты MBA, якобы такие умные, готовы выплатить за двадцатидолларовую купюру выше номинала. Действительно - комично и очень точно описывает поведение держателей степени MBA.
Однако аукцион продолжается и быстро доходит до 50 долларов, затем до ста, вплоть до $204 – рекорд Базермана за свою преподавательскую карьеру. Кстати, во время тренингов профессор проделывает тот же трюк с топ-менеджерами и CEO крупных компаний – и всегда продает $20 выше номинала (полученные деньги тратятся на благотворительность).
Почему люди неизменно платят за двадцать долларов больше денег, и что пытается показать профессор? У человека, особенно в бизнесе, есть слабое место – loss aversion или боязнь потери. Многочисленные эксперименты показывают, что человек себя ведет крайне нерационально и даже неадекватно, когда начинает терять деньги.
Поначалу все студенты считают, что у них есть возможность получить халявные деньги. Ведь они не дураки и не станут платить больше двадцати баксов за двадцатидолларовую купюру. Однако как только торги доходят до $12-$16, второй человек понимает, что ему грозит серьезная потеря, поэтому он начинает бидить больше, чем собирался, пока аукцион не доходит до $21. На этом этапе оба участники потеряют деньги. Но кто-то потеряет всего доллар, а кто-то двадцать. Чтобы минимизировать потери, каждый человек старается стать победителем. Однако эта гонка приводит только к тому, что оба участника аукциона теряют все больше и больше денег, пока размер потерь не достигает такой суммы, что глубже копать яму просто не имеет смысла.
Таким образом, желание получить халявную двадцатку оборачивается потерями. Самое интересное, что есть масса данных – особенно на фондовом рынке и в казино – которые показывают феномен Базермана в действии. Человек начинает терять деньги. Вместо того, чтобы зафиксировать убыток, он надеется, что сможет отыграть проигрыш – и практически всегда теряет все больше и больше денег.
Так что помните урок хитрого профессора – боязнь потерь ведет к бОльшим потерям. Фиксируейте убытки, пока они минимальны.
Макс Хэл Базерман – эксперт в области поведенческой психологии, доктор экономических наук, профессор делового администрирования Гарвардской школы бизнеса. Родился 14 августа 1955 года. Изучал экономику в Пенсильванском университете, затем поступил в Высшую школу промышленного управления Университета Карнеги-Меллона. Активно занимался научной и преподавательской деятельностью, работал во многих странах мира: Франции, Бельгии, Германии, Австрии, Канаде, Израиле, Индии.
Из-под пера Макса вышло множество статей и два десятка книг на тему принятия решений, деловой этики и психологии ведения переговоров, которые учат:
- анализировать неприметные на первый взгляд детали;
- учитывать воздействие случайных ситуаций;
- оценивать потенциальные риски.
Похожие публикации
Игры - Теория, Практика, Жизнь
От Талмуда и до Совета Безопасности ООН :) Что… Открыть
Время и его измерение
Что такое время? Кто его хранители? Зачем нужны атомные часы? Зачем нужно корректировать время на атомных часах - они же НЕ ОШИБАЮТСЯ? Какова причина смены времён года? Каков принцип работы GPS и прочих… Открыть
Как были устроены города североамериканских земледельцев? Почему так мало известно об индейских цивилизациях, существовавших до прихода европейцев? Открыть
Тамплиеры
Тамплиеры "Храмовники" - духовно-рыцарский орден, основанный в Святой земле в 1119 году небольшой группой рыцарей во главе с Гуго де Пейном после Первого крестового похода. Открыть
Язык и мышление
Если Вы не знаете, как это назвать - это значит, что вы не знаете, что это у Вас есть. Открыть