О Древнем Междуречье.
ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕЙШИХ ГОСУДАРСТВ В МЕЖДУРЕЧЬЕ
1.Природа Южного Междуречья.
К северо-востоку от Египта, в Азии, протекают две большие реки - Евфрат и Тигр. Обе они берут начало в горах южнее Кавказа и впадают в Персидский залив.
Территория между Евфратом и Тигром в их среднем и нижнем течении называется Междуречьем. Северная часть Междуречья -холмистая, а южная - низменная и равнинная.
В Южном Междуречье земля глинистая. Зимой здесь идут проливные дожди. Земля покрывается непроходимой грязью. Весной тают снега в горах, где берут начало Тигр и Евфрат. Реки выходят из берегов и широко разливаются. Особенно бурно разливается Тигр; он превращается в стремительный поток воды шириной в* десятки километров. Поток размывает берега, разрушает жилища, уносит людей и скот.
Зато речной ил удобряет при разливах землю. Поэтому почвы в Междуречье исключительно плодородны.
С окончанием разлива жара достигает 50° в тени. Почва на высоких местах покрывается твёрдой коркой. В низинах вода застаивается и загнивает; здесь образуются болота.
2. Первые жители Южного Междуречья.
Плодородные почвы Южного Междуречья привлекали сюда земледельцев. Люди поселились в Южном Междуречье за несколько тысяч лет до н. э. Среди болот и зараставших тростником озёр появились редкие родовые посёлки. В них было по нескольку хижин, слепленных из глины и тростника. Жители посёлков занимались мотыжным земледелием, скотоводством и охотой.
Земледельцы рыли каналы для орошения полей и для осушения болот. Они окружали плотинами селения и сады для защиты от разливов, насыпали из глины целые холмы, на которых и люди, и скот спасались во время наводнений.
Жители Южного Междуречья научились делать медные, а затем и бронзовые орудия труда. Они изобрели плуг, пригодный для вспашки тяжёлой глинистой почвы (рис. 41).
3. Южное Междуречье в III-II тысячелетиях до н. э.
Огромный, напряжённый труд людей превратил Южное Междуречье в цветущую страну.
В III-II тысячелетиях до н. э. на полях, тщательно обработанных крестьянами и орошаемых водой из каналов, зрели богатые урожаи пшеницы и ячменя: одно посеянное зерно приносило до ста зёрен. Вокруг селений зеленели финиковые пальмы. Из фиников изготовляли муку, мёд, вино, а из волокон пальмовой коры плели верёвки и корзины. Пальма имела такое важное значение для жителей Междуречья, что ее называли «деревом ЖИЗНИ».
На пастбищах паслись овцы с длинной волнистой шерстью, буйволы и коровы.
На холмах стояли города. В них жили и работали ткачи, кузнецы, кожевники, гончары и другие ремесленники. Особенно славились изготовленные в Междуречье шерстяные ткани.
В Южном Междуречье нет залежей меди, золота и серебра. Здесь также очень мало дерева. Население получало всё это из других стран в обмен на хлеб, финики, скот и ткани. Деньгами в Междуречье служили слитки серебра.
4. Как в Междуречье образовались классы рабов и рабовладельцев.
В Южном Междуречье, так же как в Египте, развитие земледелия и скотоводства привело к образованию классов.
Владельцам земли стало выгодно иметь рабов. Заставив их работать, можно было получить столько зерна, что его не только хватало на прокормление рабов, но и оставались излишки. Излишки зерна и скота владелец рабов обменивал на золото, бронзу, тонкие ткани и украшения.
Захваченные на войне пленники становились рабами. Старейшины и вожди племён составили класс рабовладельцев.
5. Как рабовладельцы заставляли работать на себя бедняков.
Большинство населения в Южном Междуречье составляли крестьяне и ремесленники.
Нередко бедняку было нечего есть или не на что было купить необходимые для хозяйства орудия труда. Тогда ему приходилось просить у богатого рабовладельца зерно или серебро в долг. Должник должен был не только вернуть полученное в назначенный срок, но и дать большую приплату к долгу.
Если бедняк мог отдать только приплату, то сам долг оставался за ним. В следующий срок он опять должен был давать приплату. Многие крестьяне и ремесленники, работая всю свою жизнь не разгибая спины, лишь выплачивали всё новые и новые приплаты к старому долгу.
Безземельный бедняк просил богача дать ему во временное пользование участок поля или сада. За это он отдавал владельцу земли половину урожая, собранного в поле, и 2/з урожая, собранного в саду.
Уже в IV тысячелетии до н. э. в Южном Междуречье первобытно общинный строй сменился рабовладельческим. С установлением рабовладельческого строя образовались государства. Без государства - царской власти, войска, чиновников, тюрем - рабовладельцы не смогли бы удержать в повиновении рабов и бедняков.
Еще в IV тысячелетии до н. э. в южной части Двуречья, между Тигром и Евфратом, начало развиваться земледелие, связанное с проведением ирригационных работ. Первые города-государства стали возникать здесь в конце IV-начале III тысячелетия до н. э. на месте постоянных поселений земледельцев, разросшихся общин или группы общин, в центре которых были храмовые комплексы, посвященные тому или иному божеству. Во второй трети III тысячелетия до н. э. в городах-протогосударствах Урук, Киш, Ур, Лагаш население достигало нескольких тысяч человек. К концу III тысячелетия до н. э. населявшие Двуречье различные племенные группы окончательно слились, но сохранились названия основных его частей – Шумера на юге и Аккада на севере.
Первым центром шумерской цивилизации был Урук. Самым древним из городов аккадян-семитов был Аккад. Крупнейшим и важнейшим по своему политическому влиянию в регионе стало с конца XIX в. до н. э. Древневавилонское царство, трехсотлетнее существование которого (1894–1595 гг. до н. э.) составило особую эпоху в истории Двуречья.
Вавилон, достигший своего социально-экономического и политического расцвета при царе Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.), объединивший на новых административно-территориальных организационных основах (путем создания административных областей и округов, управляемых царскими сановниками) огромные территории от Персидского залива до Сирии, предстает в качестве государства-империи, идеологической базой которого стал культ единого бога, «царя над богами» – Мардука.
Вавилон неоднократно подвергался нашествию горных племен, разрушался, но каждый раз восставал из руин. Он пережил новый временный подъем в эпоху Нововавилонского царства в VII–VI вв. до н. э., а в III в. до н. э. фактически прекратил свое существование.
Еще одна крупнейшая древневосточная держава – Ассирия. Место Ассирии в истории Древнего мира, политическое значение Среднеассирийского царства (XV–XI вв. до н. э.) определялось его важной ролью в экономике всей Ближней Азии благодаря крайне выгодному географическому положению на торговых, караванных путях этого региона.
Правовые институты Вавилона, представленные знаменитыми Законами царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.), и Ассирии – Законами Среднеассирийского царства (XII в. до н. э.), выявляют целый ряд особых черт вавилоно-ассирийской региональной цивилизации древности, ее государства и права.
17 впечатляющих фактов о древних шумерах, обитавших в долине рек Тигр и Евфрат.
1. Население одного из крупнейших шумерских городов могло составлять 80 тыс. жителей.
2. Список шумерских правителей включает одну женщину.
3. Шумерские города-государства часто находились в состоянии войны друг с другом.
4. Древние шумеры обожали… пиво.
5. Клинопись использовалась в течение 3 тыс. лет.
6. Шумеры были древнейшими купцами.
7. Эпос о Гильгамеше мог быть написан о реальном шумере.
8. Шумерская математика и система мер используются по сей день.
9. Шумерская культура была потеряна для истории вплоть до 19 века.
10. Возможно, шумеры были древнейшей цивилизацией, существовавшей на Земле.
11. Шумерский царь Эанатум создал первую в мире империю.
12. У древних шумеров есть миф о потопе, похожий на рассказ о Всемирном потопе из Библии
13. Шумеры создали древнейший кодекс законов.
14. Шумеры первыми изобрели календарь.
15. Шумеры создали первые в мире школы, образование в которых не уступало (а где-то даже превосходило) современным.
16. Шумерские женщины обладали определенными правами в обществе.
17. Шумеры одомашнили крупный рогатый скот, коз, овец и попугаев.
Похожие публикации
Джордано Бруно - человек Вселенной
Итальянский монах-доминиканец, философ-пантеист и поэт; автор многочисленных трактатов. По решению светского суда 17 февраля 1600 года Бруно предали сожжению в Риме на площади Цветов. Открыть
Протоколы сионских мудрецов
"Протоколы сионских мудрецов" антисемитский документ, в котором излагаются планы евреев по установлению мирового господства и разрушению христианского мира. Впервые опубликован на русском языке в 1903… Открыть
История возникновения и развития календарей в человеческой цивилизации и их отличие друг от друга. Открыть
Болеешь и ходишь на работу? Ты нам подходишь
Эпидемии - каких сюрпризов ждать от инфекций? Открыть
Неолит и неолитическая революция
Неолит - эпоха, охватывающая в областях динамического развития древних культур примерно три тысячелетия - VII-V тыс. лет до н. э. Открыть