Интеллект насекомых

  • Интеллект насекомых

Долгое время ученые считали, что поведение насекомых и других беспозвоночных строится исключительно за счет неизменяемых врожденных реакций - инстинктов. Однако во второй половине ХХ века было доказано, что насекомые не только прекрасно обучаются, но и способны постигать логические законы окружающего мира, то есть обладают зачатками интеллекта, или разума. В этом они не уступают "высшим" животным, например, собакам.

 

Философ, математик, физик и физиолог Рене Декарт, говоря о животных и их поведении,    сравнивал их с бездушными автоматами. Но то, что мы сейчас знаем о поведении высших животных, приводит к выводу, что они ведут себя намного сложнее, чем это виделось в 17 веке.

Сейчас, практически каждый знает о сообразительности обезьян, дельфинов, ворон и попугаев. Но мало кто задумывается о том, что проявления сложного поведения можно обнаружить и у насекомых. Когда мы видим так сильно отличающиеся от нас живые существа, нам даже трудно предположить у них какие-то умственные способности и социальные навыки, основанные не на простейших инстинктах!

Если посмотреть на то, как устроены насекомые, то первое, что можно заметить – это их малые размеры и соответственно малое количество нервных клеток. Их нервные центры по сравнению с таковыми у млекопитающих содержат ничтожное количество нейронов. Казалось бы, чем тут думать? Но факты - вещь упрямая. И они говорят, что сложное поведение насекомых, и даже наличие у них интеллектуальных способностей - не фантазии. 

Согласно результатам исследования, опубликованного в журнале Science, фруктовым мушкам требуется некоторое время, чтобы сделать окончательный выбор между двумя запахами. Ученым удалось отследить источник подобного «интеллекта» у насекомых: ген FoxP. В процессе принятия решения в их мозгу активируется менее 200 нейронов.

Одним из признаков высокого развития интеллекта считается способность распознавания по лицам. Такая способность достаточно хорошо изучена у обезьян, и довольно неожиданным было зафиксировать такую способность у насекомых. Тем не менее, именно это обнаружили энтомолог из Мичиганского Университета Элизабет Тиммонс и ее коллега Микаэль Шихан. Исследователи экспериментально, на примере двух видов бумажных ос: северной бумажной осы P. fuscatus и бумажной осы P. metricus доказали, что способность к распознаванию особей своего вида зависит от сложности социального устройства, присущего этим видам. У P. metricus социальная организация проще, чем у северной бумажной осы, и соответственно, способность к распознаванию своих товарищей выражена хуже.

Похожее по теме... Язык насекомыхО способах звуковой коммуникации у цикад, у сверчков и у других животных.

Интересно, что способность к распознаванию лиц и распознаванию геометрических фигур у северной бумажной осы – это два разных механизма. Когда модель лицевого рисунка, который экспериментаторы делали в фотошопе, искажали и удаляли некоторые необходимые составляющие (по аналогии с человеческим лицом рисунок был без рта или носа), то оса воспринимала этот рисунок, как геометрическую фигуру. Если же модель, соответствовала строению лицевой части осы, то насекомое и воспринимало эту модель как лицо и запоминало на ней каждое пятнышко.

Другой характеристикой высокого развития интеллектуальных способностей, является способность к знаковой передаче какой-либо информации. Если говорить о насекомых и их талантах в данном вопросе, то сразу вспоминаются так называемые «танцы пчел». При помощи системы специальных движений и звуковых сигналов, которые ученые назвали «танцем пчел», пчела может передать информацию о расстоянии и расположении цветущих растений.

Есть мнение, что создание искусственного интеллекта нужно начинать с "копирования", к примеру, пчелиного улья. Или муравейника. 

Оказывается, передача информации – это еще не все, на что способны пчелы! В пчелиный улей ежедневно прилетают пчелы-разведчики с разных мест, где есть цветущие растения. И остальным пчелам важно определить, на какой участок им лучше лететь за нектаром. Профессор нейробиологии из Корнельского университета Томас Сили, изучая механизмы принятия решений в улье, открыл, что разведчики не только передают информацию о местонахождении цветущих растений, но и производят специальные стоп-сигналы во время танца разведчиков, прилетевших с других участков. Стоп-сигналы представляют собой тоже танец, целью которого является убедить пчел не лететь туда, куда приглашают эти конкуренты. Степень воздействия на рой этих тормозящих сигналов зависит от количества разведчиков прилетевших с другого участка и «голосующих» против. Подобный механизм принятия решений в пчелином социуме применяется также при выборе места, куда летит рой и напоминает не только то, как какое-нибудь решение принимается демократическим голосованием, но и процессы, которые происходят при принятии решения в головном мозге высших животных!

Умеют ли насекомые считать?  

Способность к счету – также признак высокоразвитой нервной системы. И оказывается, что насекомые тоже наделены способностями похожими на то, что мы называем арифметикой! В ходе экспериментов с рыжими лесными муравьями новосибирские ученые Жанна Резникова и Борис Рябко установили, что помимо способности передачи сообщений посредством бинарного кода, эти муравьи обладают специфическими математическими способностями. Разведчик находит пищу, и идет в муравейник, где сообщает муравьям-фуражирам о месте ее нахождения. Передается сообщение следующим образом: муравей-разведчик кладет свои усики на усики фуражира и попарно ими нажимает. Правда кроме такой «инструкции», муравей-разведчик оставляет за собой еще и пахучий след, по которому идут фуражиры. Чтобы исключить ориентацию по пахучему следу, ученые пользовались стандартными сменными лабиринтами. После того как разведчика помещали к кормушке, и он находил выход из лабиринта, лабиринт заменяли на другой, с таким же расположением кормушки. И муравьям-фуражирам не оставалось ничего иного, кроме как ориентироваться только «по инструкции».

Суть эксперимента проста. В специальную емкость поместили лабиринт - большую "гребенку" с отходящими от основного ствола 30 одинаковыми дорожками. На некоторых дорожках оставляют ватку, смоченную водой, а на одной - с сахарным сиропом. После этого на "гребенку" выбегает муравей-разведчик. Он мчится по всем дорожкам, находит провиант и возвращается в муравейник, расположенный тут же - в прозрачном гнезде, чтобы можно было наблюдать все контакты муравьев между собой.

Вернувшись, разведчик, касаясь своими усиками усиков собеседника, "рассказывает" муравьям-фуражирам, чья задача собирать еду для всей семьи, где найти провизию. В этот момент "гребенку" меняют, чтобы муравьи не нашли путь к пище по запаху (муравьи часто оставляют следы из феромонов, чтобы пометить дорогу к корму). Но в этом случае исследователи не дают им этого сделать, заменяя лабиринт на новый.

Ватку с сиропом оставляли на разных дорожках: то на пятой, то на одиннадцатой, то на третьей - методом случайного выбора. Оказалось, что муравьи умеют передавать друг другу данные уверенно, почти без ошибок, используя числа (так бы показалось людям).  Возможно, координаты передаются совершенно иначе, к примеру, как по GPS :)

В опыте с лабиринтом, сделанным в форме бинарного дерева, ученые заметили, что если путь муравья был ближе к выходу из лабиринта, время, затрачиваемое на передачу «инструкции» было короче. Короче были сообщения и в случае, если кормушка находилась на таком же удалении от входа, но поворачивать приходилось все время в одну сторону. Результаты этого опыта, показали, что эти муравьи пользуются бинарным кодом.

Обратный пример... В ходе эксперимента исследователи пришли к выводу, что именно развитие общественной жизни среди насекомых стало причиной их слабого интеллекта. По словам исследователей, жизнь в коллективе привела к тому, что у некоторых особей сократились участки мозга, отвечающие за восприятие и познание. Таким образом, каждая отдельная особь получает необходимую ей информацию не по личным каналам восприятия, а благодаря коммуникации.

Для проведения данного исследования, ученые собрали 180 самок ос 29 видов, обитающих на территории Коста-Рики, Эквадора и Тайваня. Исследователи выбрали именно ос, так как некоторые из них живут в небольших коллективах, некоторые — в целых колониях, а некоторые предпочитают жить в одиночку. После проведения ряда исследования структуры мозга ос, энтомологи выяснили, что грибовидные тела (нейронные структуры, отвечающие за обучение, память и восприятие) у ос-одиночек гораздо крупнее, чем у общественных насекомых.

Именно так ученые пришли к выводу, что по ходу эволюции насекомые в колониях стали больше полагаться на информацию от соседей, чем на собственный интеллект. Интересно, что тот же фактор — существование в коллективе оказало диаметрально противоположное влияние на позвоночных животных: чем более развита их общественная жизнь, тем крупнее и сложнее становится их мозг.

В следующей серии опытов ученые использовали лабиринт в форме гребенки с сорока десятисантиметровыми зубцами. На концах каждого находилась кормушка, но только в одной из них был сироп, остальные же были наполнены водой. Чтобы исключить вероятность того, что муравьи просто отсчитывали число шагов до нужного зубца, исследователи меняли расположение лабиринта в пространстве (ставили его вертикально, изгибали) и изменяли расстояние между зубцами. Из 152 выходов фуражиров в 117 случаях муравьи сразу шли к сиропу. То, что при изменениях конфигурации лабиринта фиксировалось такое количество верных приходов муравьев к кормушке, подтвердило способность этих насекомых передавать информацию в кодированном виде.

Но настоящий сюрприз ожидал ученых при анализе того, сколько времени муравьи тратят на передачу сигнала. Оказалось, что время на передачу сигнала было меньшим не только в том случае, если сироп был на зубце около входа в лабиринт. Были еще зубцы на гребенке, «рассказ» о дороге к которым занимал меньше времени. Причем эти ориентировочные зубцы выбирались муравьями, вероятно произвольно. В опытах с лабиринтом-гребенкой один год такими были 7-й и 14-й, а в другом году 10-й и 20-й зубцы. Более того, оказалось, что время передачи «инструкции» о нахождении сиропа теперь пропорционально увеличивалось, в зависимости от того, на каком расстоянии от «особого» зубца была пища. Таким образом было установлено, что муравьи способны к операциям, сходным с нашим сложением и вычитанием, и что предел сложности у них в пределах вычитания или прибавления ограничивается пятью.

Наличие интеллекта у насекомых можно рассмотреть на примере роющей осы. Это маленькое насекомое одновременно заботится, по крайней мере, о трёх гнёздах, находящихся на разных стадиях развития. Оса быстро находит каждое гнездо, хотя все они замаскированы и окружены множеством таких же гнёзд. Знает она и когда какое гнездо надо посетить. После каждого визита оса, очевидно, точно помнит, что надо сделать: где отложить яйцо, где заделать неоконченную норку, куда принести очередную порцию гусениц для растущей личинки. Более того, оса знает, куда надо принести одну гусеницу, куда — несколько, а куда ничего приносить не надо. 
Можно сказать, что оса, отлетая от гнезда, чему‑то научается. Однако вряд ли кто‑нибудь подумает, что все происходящее с ней в полёте и при возвращении с добычей является мыслительным процессом. Это всего лишь поведение, обусловленное раздражителями, в ответ на которые оса приобретает опыт. Остальные действия осы – рытьё гнезда, закладка входа в него, способ обездвиживания добычи – выполняются инстинктивно.

Конечно, говорить о том, что интеллект насекомых каким-то образом соизмерим с человеческим явно преждевременно. Некоторые энтомологи, говорят, что на единицу нервной ткани насекомые «думают» больше людей, и что поэтому насекомые самые интеллектуальные животные. Это конечно шутка. Тем не менее механизмы по которым функционирует наш разум, вероятно, имеют свойство универсальных законов, работающих в природе. И изучение поведения насекомых может нам многое рассказать о том, как формировались функциональные блоки нашего сознания. 

Насекомые создали ОБЩЕСТВЕННЫЕ структуры, сложно организованные и слаженно функционирующие. Они иерархические, но не стадные, как у людей, где каждый раб внизу с жадностью, трусостью и злобой смотрит на верхнеступенных, мечтая занять их место.  У насекомых есть иерархия, но нет стадного рабства. (Рабство есть у насекомых – завоевав чужой муравейник, муравьи победители не убивают побеждённых. А берут их в рабство. Но это не столь рабство, сколь сотрудничество, симбиоз! Не сравнить с человеческим!)
Люди создали и создают стадные конгломераты, где все воюют против всех! Так кто РАЗУМНЕЙ?

В мире животных, Интересное    
Администратор 09 ноября 2019, 20:39 Интересное 293

page.maple4.ru


Похожие публикации


Великие вымирания в истории Земли

Массовые вымирания — периоды глобальных катастроф в истории Земли, когда скорость вымирания видов была намного больше обычной.     Открыть
Рыбы, которые могут жить на суше

О том, могут ли рыбы дышать. Или, если шире, жить на суше.      Открыть
Амфибии - всё во имя выживания

Обычно мы представляем амфибий весьма посредственными родителями, которые в своё удовольствие встречаются друг с другом, оставляют после себя потомство и об этом потомстве забывают.     Открыть
История Византийской империи

Византийская империя, Византия, Восточная Римская империя (395 — 1453) — государство, сформировавшееся в 395 году вследствие окончательного раздела Римской империи, после смерти императора Феодосия…    Открыть
Неолит и неолитическая революция

Неолит - эпоха, охватывающая в областях динамического развития древних культур примерно три тысячелетия - VII-V тыс. лет до н. э.    Открыть

Все отборные




Рейтинг@Mail.ru