Интеллект насекомых

  • Интеллект насекомых

Долгое время ученые считали, что поведение насекомых и других беспозвоночных строится исключительно за счет неизменяемых врожденных реакций - инстинктов. Однако во второй половине ХХ века было доказано, что насекомые не только прекрасно обучаются, но и способны постигать логические законы окружающего мира, то есть обладают зачатками интеллекта, или разума. В этом они не уступают "высшим" животным, например, собакам.

 

Философ, математик, физик и физиолог Рене Декарт, говоря о животных и их поведении,    сравнивал их с бездушными автоматами. Но то, что мы сейчас знаем о поведении высших животных, приводит к выводу, что они ведут себя намного сложнее, чем это виделось в 17 веке.

Сейчас, практически каждый знает о сообразительности обезьян, дельфинов, ворон и попугаев. Но мало кто задумывается о том, что проявления сложного поведения можно обнаружить и у насекомых. Когда мы видим так сильно отличающиеся от нас живые существа, нам даже трудно предположить у них какие-то умственные способности и социальные навыки, основанные не на простейших инстинктах!

Если посмотреть на то, как устроены насекомые, то первое, что можно заметить – это их малые размеры и соответственно малое количество нервных клеток. Их нервные центры по сравнению с таковыми у млекопитающих содержат ничтожное количество нейронов. Казалось бы, чем тут думать? Но факты - вещь упрямая. И они говорят, что сложное поведение насекомых, и даже наличие у них интеллектуальных способностей - не фантазии. 

Согласно результатам исследования, опубликованного в журнале Science, фруктовым мушкам требуется некоторое время, чтобы сделать окончательный выбор между двумя запахами. Ученым удалось отследить источник подобного «интеллекта» у насекомых: ген FoxP. В процессе принятия решения в их мозгу активируется менее 200 нейронов.

Одним из признаков высокого развития интеллекта считается способность распознавания по лицам. Такая способность достаточно хорошо изучена у обезьян, и довольно неожиданным было зафиксировать такую способность у насекомых. Тем не менее, именно это обнаружили энтомолог из Мичиганского Университета Элизабет Тиммонс и ее коллега Микаэль Шихан. Исследователи экспериментально, на примере двух видов бумажных ос: северной бумажной осы P. fuscatus и бумажной осы P. metricus доказали, что способность к распознаванию особей своего вида зависит от сложности социального устройства, присущего этим видам. У P. metricus социальная организация проще, чем у северной бумажной осы, и соответственно, способность к распознаванию своих товарищей выражена хуже.

Похожее по теме... Язык насекомыхО способах звуковой коммуникации у цикад, у сверчков и у других животных.

Интересно, что способность к распознаванию лиц и распознаванию геометрических фигур у северной бумажной осы – это два разных механизма. Когда модель лицевого рисунка, который экспериментаторы делали в фотошопе, искажали и удаляли некоторые необходимые составляющие (по аналогии с человеческим лицом рисунок был без рта или носа), то оса воспринимала этот рисунок, как геометрическую фигуру. Если же модель, соответствовала строению лицевой части осы, то насекомое и воспринимало эту модель как лицо и запоминало на ней каждое пятнышко.

Другой характеристикой высокого развития интеллектуальных способностей, является способность к знаковой передаче какой-либо информации. Если говорить о насекомых и их талантах в данном вопросе, то сразу вспоминаются так называемые «танцы пчел». При помощи системы специальных движений и звуковых сигналов, которые ученые назвали «танцем пчел», пчела может передать информацию о расстоянии и расположении цветущих растений.

Есть мнение, что создание искусственного интеллекта нужно начинать с "копирования", к примеру, пчелиного улья. Или муравейника. 

Оказывается, передача информации – это еще не все, на что способны пчелы! В пчелиный улей ежедневно прилетают пчелы-разведчики с разных мест, где есть цветущие растения. И остальным пчелам важно определить, на какой участок им лучше лететь за нектаром. Профессор нейробиологии из Корнельского университета Томас Сили, изучая механизмы принятия решений в улье, открыл, что разведчики не только передают информацию о местонахождении цветущих растений, но и производят специальные стоп-сигналы во время танца разведчиков, прилетевших с других участков. Стоп-сигналы представляют собой тоже танец, целью которого является убедить пчел не лететь туда, куда приглашают эти конкуренты. Степень воздействия на рой этих тормозящих сигналов зависит от количества разведчиков прилетевших с другого участка и «голосующих» против. Подобный механизм принятия решений в пчелином социуме применяется также при выборе места, куда летит рой и напоминает не только то, как какое-нибудь решение принимается демократическим голосованием, но и процессы, которые происходят при принятии решения в головном мозге высших животных!

Умеют ли насекомые считать?  

Способность к счету – также признак высокоразвитой нервной системы. И оказывается, что насекомые тоже наделены способностями похожими на то, что мы называем арифметикой! В ходе экспериментов с рыжими лесными муравьями новосибирские ученые Жанна Резникова и Борис Рябко установили, что помимо способности передачи сообщений посредством бинарного кода, эти муравьи обладают специфическими математическими способностями. Разведчик находит пищу, и идет в муравейник, где сообщает муравьям-фуражирам о месте ее нахождения. Передается сообщение следующим образом: муравей-разведчик кладет свои усики на усики фуражира и попарно ими нажимает. Правда кроме такой «инструкции», муравей-разведчик оставляет за собой еще и пахучий след, по которому идут фуражиры. Чтобы исключить ориентацию по пахучему следу, ученые пользовались стандартными сменными лабиринтами. После того как разведчика помещали к кормушке, и он находил выход из лабиринта, лабиринт заменяли на другой, с таким же расположением кормушки. И муравьям-фуражирам не оставалось ничего иного, кроме как ориентироваться только «по инструкции».

Суть эксперимента проста. В специальную емкость поместили лабиринт - большую "гребенку" с отходящими от основного ствола 30 одинаковыми дорожками. На некоторых дорожках оставляют ватку, смоченную водой, а на одной - с сахарным сиропом. После этого на "гребенку" выбегает муравей-разведчик. Он мчится по всем дорожкам, находит провиант и возвращается в муравейник, расположенный тут же - в прозрачном гнезде, чтобы можно было наблюдать все контакты муравьев между собой.

Вернувшись, разведчик, касаясь своими усиками усиков собеседника, "рассказывает" муравьям-фуражирам, чья задача собирать еду для всей семьи, где найти провизию. В этот момент "гребенку" меняют, чтобы муравьи не нашли путь к пище по запаху (муравьи часто оставляют следы из феромонов, чтобы пометить дорогу к корму). Но в этом случае исследователи не дают им этого сделать, заменяя лабиринт на новый.

Ватку с сиропом оставляли на разных дорожках: то на пятой, то на одиннадцатой, то на третьей - методом случайного выбора. Оказалось, что муравьи умеют передавать друг другу данные уверенно, почти без ошибок, используя числа (так бы показалось людям).  Возможно, координаты передаются совершенно иначе, к примеру, как по GPS :)

В опыте с лабиринтом, сделанным в форме бинарного дерева, ученые заметили, что если путь муравья был ближе к выходу из лабиринта, время, затрачиваемое на передачу «инструкции» было короче. Короче были сообщения и в случае, если кормушка находилась на таком же удалении от входа, но поворачивать приходилось все время в одну сторону. Результаты этого опыта, показали, что эти муравьи пользуются бинарным кодом.

Обратный пример... В ходе эксперимента исследователи пришли к выводу, что именно развитие общественной жизни среди насекомых стало причиной их слабого интеллекта. По словам исследователей, жизнь в коллективе привела к тому, что у некоторых особей сократились участки мозга, отвечающие за восприятие и познание. Таким образом, каждая отдельная особь получает необходимую ей информацию не по личным каналам восприятия, а благодаря коммуникации.

Для проведения данного исследования, ученые собрали 180 самок ос 29 видов, обитающих на территории Коста-Рики, Эквадора и Тайваня. Исследователи выбрали именно ос, так как некоторые из них живут в небольших коллективах, некоторые — в целых колониях, а некоторые предпочитают жить в одиночку. После проведения ряда исследования структуры мозга ос, энтомологи выяснили, что грибовидные тела (нейронные структуры, отвечающие за обучение, память и восприятие) у ос-одиночек гораздо крупнее, чем у общественных насекомых.

Именно так ученые пришли к выводу, что по ходу эволюции насекомые в колониях стали больше полагаться на информацию от соседей, чем на собственный интеллект. Интересно, что тот же фактор — существование в коллективе оказало диаметрально противоположное влияние на позвоночных животных: чем более развита их общественная жизнь, тем крупнее и сложнее становится их мозг.

В следующей серии опытов ученые использовали лабиринт в форме гребенки с сорока десятисантиметровыми зубцами. На концах каждого находилась кормушка, но только в одной из них был сироп, остальные же были наполнены водой. Чтобы исключить вероятность того, что муравьи просто отсчитывали число шагов до нужного зубца, исследователи меняли расположение лабиринта в пространстве (ставили его вертикально, изгибали) и изменяли расстояние между зубцами. Из 152 выходов фуражиров в 117 случаях муравьи сразу шли к сиропу. То, что при изменениях конфигурации лабиринта фиксировалось такое количество верных приходов муравьев к кормушке, подтвердило способность этих насекомых передавать информацию в кодированном виде.

Но настоящий сюрприз ожидал ученых при анализе того, сколько времени муравьи тратят на передачу сигнала. Оказалось, что время на передачу сигнала было меньшим не только в том случае, если сироп был на зубце около входа в лабиринт. Были еще зубцы на гребенке, «рассказ» о дороге к которым занимал меньше времени. Причем эти ориентировочные зубцы выбирались муравьями, вероятно произвольно. В опытах с лабиринтом-гребенкой один год такими были 7-й и 14-й, а в другом году 10-й и 20-й зубцы. Более того, оказалось, что время передачи «инструкции» о нахождении сиропа теперь пропорционально увеличивалось, в зависимости от того, на каком расстоянии от «особого» зубца была пища. Таким образом было установлено, что муравьи способны к операциям, сходным с нашим сложением и вычитанием, и что предел сложности у них в пределах вычитания или прибавления ограничивается пятью.

Наличие интеллекта у насекомых можно рассмотреть на примере роющей осы. Это маленькое насекомое одновременно заботится, по крайней мере, о трёх гнёздах, находящихся на разных стадиях развития. Оса быстро находит каждое гнездо, хотя все они замаскированы и окружены множеством таких же гнёзд. Знает она и когда какое гнездо надо посетить. После каждого визита оса, очевидно, точно помнит, что надо сделать: где отложить яйцо, где заделать неоконченную норку, куда принести очередную порцию гусениц для растущей личинки. Более того, оса знает, куда надо принести одну гусеницу, куда — несколько, а куда ничего приносить не надо. 
Можно сказать, что оса, отлетая от гнезда, чему‑то научается. Однако вряд ли кто‑нибудь подумает, что все происходящее с ней в полёте и при возвращении с добычей является мыслительным процессом. Это всего лишь поведение, обусловленное раздражителями, в ответ на которые оса приобретает опыт. Остальные действия осы – рытьё гнезда, закладка входа в него, способ обездвиживания добычи – выполняются инстинктивно.

Конечно, говорить о том, что интеллект насекомых каким-то образом соизмерим с человеческим явно преждевременно. Некоторые энтомологи, говорят, что на единицу нервной ткани насекомые «думают» больше людей, и что поэтому насекомые самые интеллектуальные животные. Это конечно шутка. Тем не менее механизмы по которым функционирует наш разум, вероятно, имеют свойство универсальных законов, работающих в природе. И изучение поведения насекомых может нам многое рассказать о том, как формировались функциональные блоки нашего сознания. 

Насекомые создали ОБЩЕСТВЕННЫЕ структуры, сложно организованные и слаженно функционирующие. Они иерархические, но не стадные, как у людей, где каждый раб внизу с жадностью, трусостью и злобой смотрит на верхнеступенных, мечтая занять их место.  У насекомых есть иерархия, но нет стадного рабства. (Рабство есть у насекомых – завоевав чужой муравейник, муравьи победители не убивают побеждённых. А берут их в рабство. Но это не столь рабство, сколь сотрудничество, симбиоз! Не сравнить с человеческим!)
Люди создали и создают стадные конгломераты, где все воюют против всех! Так кто РАЗУМНЕЙ?

В мире животных, Интересное    
Администратор 09 ноября 2019, 20:39 Интересное 0

page.maple4.ru


Похожие публикации


Рыбалка на змею

Уверен, такого Вы ещё не видели!    Открыть
Потрясающая режиссерская работа
Наложение музыки на каждое движение "актеров" поражает!!!     Открыть
Древняя архитектура Луксора

Древняя архитектура Луксора    Открыть
Матриархат у животных

О матриархате и роли самок в мире животных, о волках и иерархии в волчьей стае, о гендерных отношениях у животных.    Открыть
Хищные птицы

Птицы-хищники обладают гордым профилем, крючковатым клювом, могучими лапами и обитают во всех уголках нашей планеты. Они живут обычно парами, а гнезда устраивают на скалах, деревьях, иногда на земле.    Открыть

Все отборные




Рейтинг@Mail.ru