14 июля 1789 год лет парижане взяли крепость Бастилию и начали Великую французскую революцию.
"К оружию! Граждане! Время не терпит; отставка Неккера – все равно, что набат для Варфоломеевской ночи! Сегодня вечером все швейцарские и немецкие войска выступят с Марсова поля, чтобы нас перерезать! Нам остается один путь к спасению – самим взяться за оружие!" – так к соотечественникам обратился Камиль Демулен, французский журналист, ставший в этот прекрасный летний полдень революционером.
Для французов это важнейший праздник в истории. Он равносилен дню Конституции в США 4 июля.
Он знал, как воздействовать на читателей, и толпа принимала его слова с шумным одобрением.
Уже давно король Людовик XVI искал возможности пополнить бюджет, чтобы продолжать вести расточительную жизнь. Он даже согласился созвать Генеральные штаты – народное представительство, которое утвердило бы повышение налогов. Но вместо послушного выполнения монаршей воли депутаты решили ограничить его абсолютную власть и провозгласили Конституцию. Существование монархии уже этим было поставлено под угрозу.
26 июня король приказал ввести в Париж армию в 20 000 немецких наемников. "Вот и все с революцией покончено", – написал тогда английский экономист Артур Юнг.В день штурма Бастилии в тюрьме находилось 7 арестантов.
Но и народ уже почувствовал свою силу. В саду Пале-Рояля около Лувра прошли митинги, на которых народные вожди призывали к оружию, чтобы дать отпор "иностранным наймитам". По некоторым источникам, всего тогда на них собралось 10 тысяч человек.
На следующий день, 13 июля, с раннего утра по всему городу гудел набат. В 8 часов утра в ратуше собрались парижские выборщики. Была создана "гражданская милиция". Граждане создавали органы самоуправления параллельные государственным. Возникла парижская революционная Коммуна.
100 человек погибли во время взятия Бастилии. Голову коменданта крепости восставшие насадили на пику и пронесли по всему Парижу.
Безоружные группы двинулись к Арсеналу и захватили все находившиеся там ружья.
Современное празднование
На следующий день, 14 июля, уже вооруженная толпа захватила Дом инвалидов, где содержались заслуженные военные ветераны. Народная армия получила 32 000 ружей и пушки. Этого было достаточно, чтобы вооружиться, хотя и не хватало пороха.
Вторжения иностранных войск можно было ждать с минуты на минуту. Восставшим казалось, что королевские войска окружили весь город.
Но пришло известие, что комендант Бастилии, маркиз де Лонэ, выдвинул пушки в амбразуры. Революционный Комитет отправил депутатов к коменданту Бастилии с требованием снять пушки и выдать порох.
Охранял Бастилию тюремный гарнизон, состоявший из солдат-инвалидов, демобилизованных из регулярной армии.
Защищали крепость лишь 82 ветерана "инвалида". В ней содержались только семь заключенных – четыре фальшивомонетчика, два психически больных и один убийца.
Архив Бастилии был разграблен, большую его часть выбросили на улицу. Русские путешественники собирали пачки документов и переправили их в Россию, сегодня спасенные документы хранятся в Эрмитаже.
Условия содержания арестантов в Бастилии были достаточно комфортными, камеры были с мебелью, а заключенным были выделены часы посещения.
В России Французская революция вызвала двоякие чувства. Императрица Екатерина II боялась возникновения революции в России, в то время как многие дворяне приняли эту новость с воодушевлением.
"Надо отметить не только возмущение при дворе, но и восторг в городе… Я не могу выразить энтузиазма, который возбудило в Петербурге падение этой государственной темницы – Бастилии, – и то первое бурное торжество свободы среди негоциантов, торговцев и буржуазии. Французы, русские, датчане, немцы, англичане, голландцы – все поздравляли, обнимали друг друга на улице так, как будто их избавили от слишком частой цепи", – писал посол Франции при дворе Екатерины II Луи-Филипп Сегюр.
Заключенные получали зарплату, а также алкоголь и табак. Также им разрешалось содержать домашних животных. Один из узников Бастилии, писал: “Вино было, конечно, не превосходное, но вполне терпимое. Десерт не давали: надо же было нас чего-то лишить. В целом, я понял, что в тюрьме очень недурно кормят”.
С 1880 года годовщина взятия Бастилии стала национальным праздником французов.
Ещё один взгляд
Взятие Бастилии - начало ... национальной трагедии Франции, повлекшей за собой массовый террор, гражданскую войну, якобинскую диктатуру. День политического пиара, демонстрирующий, как самые черные события можно превратить в раскрученный проект.
Гарнизон крепости, по договоренности с предводителями толп пьяной черни, мирно открыл им ворота Бастилии, за что был зверски растерзан толпой нападавших, состоящей преимущественно из уличных клошаров, нищих, воров и проституток.
День "освобождения" всех семи заключенных Бастилии, которые не желали оттуда уходить и были выгнаны силой. Четверо из них были осуждены за подлоги, двое были сумасшедшими и один - маньяком-садистом.
Позже крепость, прекрасный замок 14 века в центре Парижа, была выкуплена частным подрядчиком, разобрана и потихоньку распродана им по частям, на стройматериалы, т.е. народ не разрушал Бастилию.
Бастилия была взята штурмом восставшими парижанами?
Это - легенда из школьных учебников. На самом деле Бастилию не брали штурмом, она открылась народу самым мирным образом. Строго говоря, французам следовало бы 14 июля отмечать не день взятия Бастилии, а праздник ее передачи народу Парижа. Но неброские события плохо пригодны для национальных праздников. Официальная история событий такова:
"14 июля 1789 года несколько тысяч парижан отправились на демонстрацию к стенам Бастилии, известнейшей тюрьмы, расположенной в самом центре Парижа, куда заключали дворян, врагов короля. Демонстранты протестовали против возможной попытки короля Людовика вновь взять власть в свои руки и против увольнения министра финансов Неккера - любимца парижской толпы.
Из Бастилии, якобы, в людей начали палить из пушек и мушкетов. Тогда народ мужественно бросился на штурм ненавистного символа феодализма и, неся большие потери (во многих сообщениях упоминаются сотни погибших и столько же раненых), преодолел отчаянное сопротивление стражников. Парижане освободили томившихся в подземельях крепости узников и провозгласили тем самым конец тирании и лучшее будущее для всего человечества."
На самом деле все было несколько иначе. Прежде всего, Бастилия представляла собой не мрачное узилище, а довольно роскошные апартаменты (пусть за тюремной стеной) для всяческого жулья из дворян, а также разного рода маньяков с голубой кровью - вроде пресловутого маркиза де Сада. Они коротали в Бастилии время в окружении собственных слуг, а нередко и имели право на время покидать тюрьму.
На 14 июля 1789 года в Бастилии было всего лишь семь заключенных, и они проводили время в стенах Бастилии с гораздо большим комфортом, чем большинство парижан вне этих стен. Историк Герхард Праузе даже уверяет, что нередко заключенные просили подольше держать их в этих уютных стенах. Что касается "свирепой охраны", то она состояла из двух десятков инвалидов.
Вольтер был самым знаменитым заключенным Бастилии (причем,два раза). Его посадили в тюрьму на 11 месяцев за написание сатирических стихов в адрес регента и его дочери. К нему приходили по пять – шесть посетителей в день. Он даже отсидел на сутки больше положенного, чтобы урегулировать какие-то личные дела.
Во-вторых, клошары и проститутки, парижская чернь, которая шаталась около стен Бастилии 14 июля, вовсе не собиралась выступать за кого-либо или против кого-либо и уж совсем не имела намерения штурмовать крепость. Они хотели только конфисковать себе несколько старых пушек, что были собраны в сарае рядом с Бастилией. Но случилось так, что комендант Бастилии де Лоней (Делонэ) приказал несколькими днями раньше перетащить эти пушки в крепость, и к де Лонею отправили делегацию, осведомившуюся, что он собирается делать с пушками дальше. "Ничего", - лаконично ответил де Лоней. Он не может отдать оружие в руки парижанам, но и не будет стрелять в них, пока им не вздумается атаковать Бастилию.
Этот ответ члены делегации передали в парижскую ратушу. Между тем, их оставшиеся у стен Бастилии сотоварищи все-таки начинают стрелять, не ясно, спьяну, от скуки или в порыве отчаянной храбрости. Во всяком случае, они проникают во двор крепости и обстреливают оттуда инвалидов охраны. Инвалиды отвечают огнем, нападающие рассеиваются, натолкнувшись на сопротивление. Однако они рассматривают этот ответный огонь как нарушение достигнутого соглашения и, разгневанные, маршируют к ратуше, требуя от правительства начать штурм Бастилии.
Причиной осады Бастилии стали слухи о решении короля Людовика XVI разогнать образованное 9 июля 1789 года Учредительное собрание и о смещении с поста государственного контролера финансов реформатора Жака Неккера.
Правительство пытается вначале урезонить толпу, направляется новая делегация, дружелюбно встреченная стражниками Бастилии, которые сами рады мирному решению вопроса и сообщают: Крепость будет сдана, лишь бы у депутатов имелись официальные полномочия от правительства Парижа. Однако именно этот вопрос остается без ответа по до сих пор непонятным причинам.
Депутаты застревают на подступах к Бастилии, а затем даже отступают. Потом они будут говорить, что в них стреляли, а на самом деле они, пожалуй, просто испугались. Ведь стрельба началась лишь после того, как они ретировались, а другие люди начали подступать к стенам, не обращая внимания на предостережения охранников крепости.
Вновь последовало предупреждение, снова к стенам подкатывает волна демонстрантов, солдаты крепости стреляют, нападающие бегут, оставив за собой несколько убитых и раненых и грабя по пути конюшни, каретные сараи и кухни, относившиеся к хозяйству крепости. Чтобы остановить этот грабеж, крепость дает один, и единственный, выстрел из пушки по мародерам.
Теперь ответный огонь также ведется из пушек, ведь за это время владелец прачечной Юлен уговорил две роты солдат, охранявших ратушу, отправиться к стенам Бастилии и обстрелять ее перед штурмом. Но до этого дело не дошло - комендант де Лоней уже выкинул белый флаг, вначале как сигнал готовности на переговоры, а затем, после того как Юлен обещает не трогать выходящих из крепости солдат, как знак окончательной капитуляции.
Инвалиды согласились мирно отдать Бастилию - это исторический факт, не подлежащий сомнению. Ворота крепости отворились, охрана собралась во дворе без оружия, и Бастилия была передана без борьбы.
Это случилось в 5 часов вечера. До этого времени число жертв составило около десятка человек - спокойный день по меркам тогдашнего беспокойного времени. Юлен и командир гвардейской роты, первыми вошедшие на территорию Бастилии, приняли капитуляцию, точнее говоря, приготовились это сделать, но были смяты толпой, которая рвалась разграбить все, что попадалось под руку, и казнить всех, кто встречался на пути.
Солдатам не удалось сдержать напора мародеров - де Лоней и другие защитники Бастилии были убиты, все, что можно было только унести, было разграблено, а беснующаяся толпа триумфально прошла по улицам Парижа, неся на острие пики голову де Лонея.
Похожие публикации
Исторический Иисус Христос
Историчность Иисуса Христа, или Проблема историчности личности Иисуса Христа — вопрос существования исторического прототипа евангельского образа Иисуса Христа и проблема соотнесения образа с его прототипом. Открыть
История восстания Спартака
Легенды и реальность исторической личности. Открыть
Гай Юлий Цезарь Август Германик, также известен под своим агноменом (прозвищем) Калигула (31 августа 12 года, Анций - 24 января 41 года, Рим) - римский император, третий из династии Юлиев-Клавдиев (c 18… Открыть
Глобальное потепление: миф или реальность?
С этой теорией заговора может сравниться разве что история про фейковый полет на Луну. Её сторонники верят, убеждают других, бьют себя в грудь… Но понимаете ли вы, реальность или миф - глобальное потепление? Открыть
Эволюция атмосферы Земли
Атмосфера является газовой оболочкой Земли, где происходит разграничение внешней и внутренней окружающей среды биосферы. Открыть