Халифат

  • Халифат
Каждая историческая эпоха наложила свой отпечаток на представления о том, как и на какой основе должно существовать подлинное исламское государство.

Если во времена существования Арабского халифата, духовную и политическую власть осуществлял халиф, то после монгольского нашествия ХIII века, начался процесс разграничения светской и духовной власти.

Как на протяжении веков складывалась система государственной власти?

Халифат (632-1258)

Арабский халифат в эпоху праведных халифов, Омейядов и Аббасидов (VII—X вв.)

Арабский Халифат в конце VIII — начале IX вв.

Арабский Халифат в конце VIII — начале IX вв.

Арабский халифат — мусульманское теократическое государство, сложившееся в результате арабских завоеваний VII–X вв. и включавшее территории Малой Азии, Северной Африки, значительной части Пиренейского полуострова, Средней Азии и других земель. Главой государства являлся халиф, совмещавший функции духовного и светского главы.

Первоначально ядром Халифата стала мусульманская община, созданная в VII в. в Западной Аравии Мухаммадом, основателем религии ислам. После смерти пророка в 632 г. преемниками власти в Халифате стали праведные халифы, избираемые из числа наиболее авторитетных сподвижников Мухаммада, связанных с ним узами кровного родства или брака.

В эпоху Омейядов и Аббасидов Арабский халифат значительно расширил свои границы и превратился в крупнейшее государство региона.

Политическая мощь способствовала развитию культуры и науки. В VII–X вв. сложилась яркая оригинальная арабо-мусульманская культура, впитавшая в себя наследие и традиции арабов, а также народов Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Испании.

Начиная с IX в. неоднородный уровень экономического развития различных регионов и политическая нестабильность обусловили постепенный распад арабо-мусульманского государства и возникновение фактически самостоятельных феодальных государств, в которых правили местные династии.

Возникновение ислама

Арабский Халифат в VII-VIII вв.

Арабский Халифат в VII-VIII вв.

Возникшая на Аравийском полуострове в VII в. новая монотеистическая религия — ислам, религиозная и политико-административная деятельность его основателя — пророка Мухаммада (ок. 570, Мекка — 632, Медина) из рода Хашимитов положили начало новому витку политической истории не только регионов Ближнего и Среднего Востока, но и Индии, Европы, Средней Азии, Кавказа.

После переселения (хиджры) в 622 г. Мухаммада и его последователей из Мекки в Йасриб (Медину) началось формирование новой общности мусульман, ядром которой стали прибывшие с Мухаммадом сторонники (мухаджиры) и принявшие их мусульмане Йасриба — ансары («помощники»). В 630–631 гг. мусульмане подчинили Мекку, позже – значительную часть Аравии. Совмещая в своем лице функции религиозного и политического лидера, Мухаммад стал главой исламского государства.

Халифат в эпоху праведных халифов

Халифат в эпоху праведных халифов

После смерти пророка в 632 г. встал вопрос о преемнике, которым после острых обсуждений мухаджиров и ансаров был избран старейший сподвижник Мухаммада Абу Бакр.

Новый глава общины мусульман (уммат аль-ислам) получил титул халифа (букв. «тот, кто следует после», «преемник»), носителя светской и духовной власти.

Абу Бакр (632–634) стал первым из четырех праведных халифов. При нем продолжились начатые Мухаммадом военные походы.

Интенсивными завоевания оставались при халифах ’Умаре ибн ал-Хаттабе (634–644), ’Усмане ибн ’Аффане (644–656) и ’Али ибн Абу Талибе (656–661). Успешными были походы против Византии (в 635 г. был взят Дамаск, в 638 г. — Иерусалим, в 640 г. — Кесария), по итогам которых под властью мусульман оказались Сирия и Палестина.

С переменным успехом проходили завоевания в месопотамском регионе, завершившиеся впоследствии победой арабов (в 637 г. пала столица сасанидского Ирана Ктесифон, в 641 г. — Мосул, в 642 г. — Нехавенд), так что к 651 г. территория государства Сасанидов до р. Амударьи была включена в состав Халифата. В 640 г. арабские войска вторглись в Армению и заняли ее столицу Двин; в 654 г. — столицу Восточной Грузии город Тбилиси (Тифлис).

Несмотря на успешную завоевательную политику, деятельность праведных халифов не ограничивалась захватом территорий и разделом военной добычи. При халифе ’Умаре ибн ал-Хаттабе стали проводиться мероприятия по организации управления завоеванными провинциями, социальный и экономический уровень развития которых зачастую был выше, чем у политического центра халифов — Хиджаза. Свою реформаторскую деятельность он начал с разработки системы распределения земель, налогообложения, административного управления.

Важнейшим вкладом халифа ’Усмана ибн ’Аффана стало формирование единой редакции текста Корана. К тому времени каждый административный центр исламского государства имел свою авторитетную редакцию священного текста мусульман. По поручению ’Усмана на основе этих списков был выверен сводный текст, который был разослан в крупнейшие города, а остальные версии подлежали уничтожению.

В период правления четвертого праведного халифа ’Али ибн Абу Талиба в Мекке сформировался центр оппозиции, кроме того, новому халифу отказались присягнуть наместник Сирии и Палестины Му’авийа ибн Абу Суфйан. В 657 г. ’Али перенес свою резиденцию в Куфу для привлечения сторонников (впоследствии они получили наименование «ши’ат ’Али» — «партия ’Али», шииты).

Весной того же года у селения Сиффин столкнулись войска Али и Му’авийа. В этой битве ни одна из сторон не добилась решающего успеха, однако позиции Али серьезно пошатнулись. Именно тогда от него отошла группа сторонников, получивших впоследствии наименование хариджиты (букв. «вышедшие», «отошедшие»). После смерти ’Али его сторонники избрали халифом сына Али Хасана, который под давлением Омейядов отказался от власти.

Омейядский халифат

Омейядский халифат

Новым халифом стал Му’авийа ибн Абу Суфйан – основатель династии Омейядов (Омейадов, Умайадов), правивших с 661 по 750 г. Политический центр исламского государства был перенесен из Куфы в Дамаск. Халифам-Омейядам удалось значительно расширить пределы исламского государства, присоединив Малую Азию, Северную Африку (Ифрикию), значительную часть Пиренейского полуострова, Среднюю Азию и другие территории.

В VII–X вв. сложилась оригинальная арабо-мусульманская культура, впитавшая в себя наследие и традиции арабов, а также народов Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки и Испании, основанная на религиозной, а в некоторых районах языковой общности.

Крупнейшими представителями династии Омейядов были Му’авийа I (661–680), ’Абд ал-Малик (685–705) и Хишам (724–743). Власть халифов из выборной фактически стала наследственной. Халиф руководил провинциями через назначавшихся им наместников (эмиров).

В 669 г. скончался глава Алидов — Хасан, что открыло дорогу к власти сыну Му’авийи Йазиду I (680–683). Это известие всколыхнуло недовольство сторонников потомков ’Али — шиитов и хариджитов, зревшее в Куфе. Йазиду отказались присягнуть два других претендента на пост халифа.

Среди них был второй сын ’Али Хусайн (Хусейн). Началось серьезное противостояние сторонников Хусайна и Омейядов. В 680 г. состоялось сражение, в котором мученической смертью погиб Хусайн и большая часть его отряда. Это событие оставило глубокий след в формировании идеологии шиизма.

Похожее по теме... Курды и езидыЧто общего и чем отличаются два народа?  

После смерти последнего омейядского халифа из рода Суфйанидов (потомков Абу Суфйана) Йазида I наступил период смуты и гражданского противостояния. Он завершился компромиссом противоборствующих сил и приходом к власти Марвана I (684–685), омейядского халифа из рода Марванидов, правивших до 750 г. Тем не менее, государство сотрясали восстания шиитов и хариджитов в Иране и Аравии.

Только к 695 г. халифу ’Абд ал-Малику удалось установить порядок в Халифате. При нем была проведена денежная реформа (сасанидские и византийские монеты, находившиеся до того в обращении, были заменены золотым динаром и серебряным дирхемом арабской чеканки), завершилась централизация государственной власти, разросся административный аппарат.

При Омейядах в государственных учреждениях вместо бытовавших греческого и других языков был введён арабский язык. Изменилась концепция власти: от лидеров общины мусульман, избранных посредством волеизъявления лучших ее представителей, какими были праведные халифы, до главы государства, действующего по своему усмотрению. В Халифате Омейядов произошло обособление власти от рядовых мусульман, сложение новой административно-фискальной практики.

Политика в отношении иноверцев, прежде всего христиан и иудеев, отличалась веротерпимостью. В то же время внутри общины мусульман происходили идеологические споры и столкновения, особенно в среде новообращенных. Исламизация неарабов шла в основном за счет обращения рабов, которые после принятия ислама переходили в разряд подопечных (мавла, мауля) своего патрона.

В иранских областях шиизм стал оппозиционным правящей династии течением. В этот период среди персоязычных мусульман зародилось движение шу’убийи, направленное против гегемонии арабов в общественно-политической и культурной сферах жизни государства.

В результате восстания, вспыхнувшего в Хорасане в 747–750 гг. под руководством иранского мавла Абу Муслима Омейяды были свергнуты и к власти пришла династия Аббасидов (правили в 750–1258 гг. в Багдаде, 1261–1517 гг. в Египте). Один из немногих уцелевших представителей династии Омейядов — ’Абд ар-Рахман I (756–788) в 756 г. добрался до Испании, где основал Кордовский эмират, положив начало династии Испанских Омейядов.

Халифат Аббасидов

Халифат Аббасидов

Первым халифом Аббасидов стал Абу-л-Аббас ас-Саффах (749–754). Арабские знатные роды лишились прежнего исключительного положения, главной опорой новой династии стала феодальная знать Ирана и Средней Азии.

 Абу-л-Аббас ас-Саффах

Центр Халифата переместился из Сирии в Ирак. Столицей государства стал город Багдад, основанный в 762 г. халифом Абу Джа’фаром ал-Мансуром (754–775). Наибольшего могущества и расцвета Халифат Аббасидов достиг при халифах Абу Джа’фаре ал-Мансуре, Абу ’Абдаллахе ал-Махди (775–785), Харун ар-Рашиде (Абу Джа’фар ар-Рашид) (786–809).

В халифате Аббасидов усложнился административный аппарат, вырос штат чиновников.

Среди них самым многочисленным стало сословие «катибов» (араб. ?- писец, секретарь), заседавших в специальных учреждениях — диванах. Координацией деятельности различных ведомств стал заниматься помощник халифа — вазир.

Религиозную политику ранних Аббасидов отличало стремление к сохранению равновесия между различными течениями ислама и неарабскими культурными традициями.

В VIII в. возникла богословская рационалистическая школа му’атазилитов (букв. «те, кто обособляется»), обратившихся к рассудочным аргументам при решении догматических вопросов. При халифе ал-Ма’муне (814–817) и его преемниках был официально признан му’атазилитский калам (школа). Около 827 г. халиф основал в Багдаде «Дом мудрости» («Байт ал-хикма»), где на арабский язык переводились сочинения греческих философов и ученых. Однако со второй половине IX в., в связи с изменившимися внутриполитическими обстоятельствами, халифы были вынуждены искать опору в консервативных кругах общества.

Проводимая Аббасидами жесткая политика централизации власти, увеличение налогового обложения становились причиной народных выступлений VIII–IX вв., вспыхивавших в различных регионах Халифата (восстание Муканны, Бабека, зинджей, восстание в Армении).

Похожее по теме... Саладин - миф и реальностьПочему мусульманский правитель стал героем европейского эпоса и одним из воплощений идеального рыцаря?

Начиная с IX в. неоднородный уровень экономического развития различных регионов, слабость хозяйственных связей и политическая нестабильность, связанная с народными выступлениями и усилением позиций местной феодальной знати, обусловили распад арабо-мусульманского государства и возникновение фактически самостоятельных феодальных государств, в которых правили местные династии (Тахириды в Хорасане, Саффариды в Систане, Тулуниды в Египте и Сирии, Багратиды в Армении и др.).

Чтобы противостоять росту сепаратизма провинциальной феодальной знати, Аббасиды стали опираться на гвардию тюркских невольников и достаточно скоро оказались под их давлением.

В 945 г. Багдад был захвачен Буидами (Бувайхидами), которые лишили Аббасидов политической власти, сохранив за аббасидским халифом лишь авторитет духовного главы.

На некоторое время Аббасидам удалось восстановить светскую власть при халифе Абу-л-’Аббасе ан-Насире (1180–1225).

В 1258 г. последний аббасидский халиф Абу Ахмад ал-Мустасим (1242–1258) погиб при захвате Багдада монголами.

От преследований Хулагуидов удалось спастись Абу-ль-Касиму ал-Мустансиру (1261–1262). Он находился при дворе мамлюкского султана Египта Байбарса, освящая своим присутствием его власть.

В 1517 г., после завоевания Египта турками-османами, последний представитель династии Аббасидов ал-Мутаваккиль III (носил титул халифа с перерывом в 1508–1516, 1517) был увезен в Стамбул.

Sinus, Интересное, История    
Администратор 28 января 2021, 10:00 Интересное 0

page.maple4.ru


Похожие публикации


Начало книгопечатания в России

Что такое Анонимная Типография? Действительно ли первопечатником был Иван Фёдоров? Почему книгопечатное дело началось в России именно в середине XVI века?    Открыть
Пираты - мифы и реальность

Пираты - морские или речные разбойники. В международном праве пиратство - это преступление международного характера, состоящее в незаконном захвате, ограблении или потоплении торговых или гражданских…    Открыть
Черта оседлости

Черта оседлости - в Российской империи с 1791 по 1917 год (фактически по 1915 год) - граница территории, за пределами которой запрещалось постоянное жительство евреям (то есть иудеям), за исключением…    Открыть
Муравьи - как индивиды

Все привыкли думать, что муравьи — это маленькие одинаковые роботы, а муравейник — это один большой организм.    Открыть
Брачные отношения у животных

В животном мире существует множество разных форм и типов брачных отношений. Есть животные, которые живут в группах, другие могут существовать в гаремах. О причинах и связях форм социального поведения…    Открыть

Все отборные




Рейтинг@Mail.ru