География в Китае
Все то время, когда в Древней Греции и Риме, затем в христианской Европе и среди мусульман, а также в Скандинавии люди знакомились с Землей как местом своего обитания и пытались изучить ее, существовал еще один центр географических знаний. Речь идет о Китае. В общем, европейский и китайский миры оставались изолированными, лишь постепенно открывая для себя друг друга. Но известно несколько удивительно схожих представлений и методов изучения, которые, казалось бы, предполагают наличие контактов, пусть не прямых и намеченных лишь пунктиром.
Для тех, кто погружен в изучение истории западного мира, важно иметь в виду, что начиная примерно со II в. до н. э. и вплоть до XV в. у китайского народа был самый высокий среди других народов Земли уровень знаний. Китайские математики стали пользоваться нулем и создали десятичную систему исчисления, которая была намного удобней шестидесятиричной, бытовавшей в Месопотамии и Египте. Десятичное исчисление заимствовали у индусов арабы около 800 г., но полагают, что в Индию оно проникло из Китая.
Китайские философы отличались от древнегреческих в основном тем, что первостепенное значение придавали миру природы. Согласно их учению, индивидуумы не персонализировались от природы, поскольку рассматривались как ее часть. Они отрицали божественную силу, предписывающую законы и создавшую Вселенную для человека по предопределенному плану. В Китае не считали, что после смерти жизнь продолжается в райских кущах или на кругах ада; умершие поглощаются всепроникающим мирозданием, нераздельной частью которого и являются все индивиды. Конфуцианство учило такому образу жизни, при котором трения между членами общества сводились к минимуму, но оставалось сравнительно безразличным к развитию научного знания.
Чтобы проиллюстрировать эту особенность, Джозеф Нидхэм приводит следующую притчу:
«Во время своего путешествия на восток Конфуций встретил двух подростков, споривших между собой, и спросил их о причине их спора. Один из них сказал: «Я думаю, что восходящее Солнце ближе к нам, чем полуденное».
Другой отвечал:
«А я считаю, что восходящее и заходящее Солнце дальше от нас, а полуденное ближе». Первый продолжил: «Восходящее Солнце большое, как верх колесницы, а полуденное – не больше тарелки. А то, что выглядит большим, должно быть ближе к нам, то же, что меньшим,– дальше от нас».
Но второй парировал:
«Заходящее Солнце холодное, а полуденное – жаркое, а то, что жарче, то должно быть ближе к нам».
Конфуций не сумел разрешить их спор. Тогда оба мальчика засмеялись над ним и с презрением сказали:
«И почему только люди считают Вас таким ученым?»
Огромная разница в ориентированности культуры древних греков и китайцев станет сразу же ясной, если попытаться представить, что смог бы в этой ситуации ответить спорщикам Сократ. Но это вовсе не означает, что китайцев не интересовало то, что находилось вне привычного для них мира. Работа в области географических познаний, проделанная китайцами, выглядит весьма внушительной, хотя она в большей мере характеризуется достижениями наблюдательного плана и практическими приложениями, чем выработкой теории.
Работы в области географии
В Китае эти работы были связаны с созданием методов, позволявших производить точные измерения и наблюдения с последующим их использованием в разных полезных изобретениях. Так, например, велись систематические наблюдения за состоянием погоды с XIII в. до н. э. Содержание самых старых фрагментов географических описаний представляет обзор природных ресурсов и поставляемой продукции девяти провинций, на которые была разделена территория Китая в V в. до н. э. В них описываются почвы, производимые продукты и водные пути сообщения каждой из провинций (Needham, Ling, 1955: 500). Во II в. до н. э. китайские инженеры уже делали точные замеры количества илистых наносов, влекомых реками. Во 2 г. н. э. в Китае была проведена первая в мире перепись населения. Среди технических изобретений Китаю принадлежит производство бумаги, печатание книг, использование дожде- и снегомеров для измерения количества осадков, и компаса для нужд мореходства.
Китайцы многое знали и о разрушительной деятельности водных потоков, стекающих с гор, и об образовании речных пойм. Тогда же, когда Авиценна высказал свои мысли об эрозии (денудации) гор, китайский ученый Чэн-Хао пришел к тому же выводу (1070 г.). Вот что писал он о резко выраженном горном хребте с острыми вершинами и крутыми склонами:
«Рассматривая причины появления этих форм, я думаю, что (в течение столетий) горные потоки, низвергающиеся вниз, смыли весь песок и всю землю, обнажив скальные породы... Если поглядеть вверх, стоя на дне ущелья, то стенка обрыва кажется вертикальной, но когда вы находитесь на одной из вершин, то другие вершины оказываются на одном уровне с той, на которой вы стоите. Это справедливо по отношению ко всем уровням вершин вплоть до самых высоких.
...Теперь Великая река (то есть Желтая, Хуанхэ)... (и некоторые другие) грязная и переполненная наносами. На западе провинций Шэньси и Шаньси реки текут в узких ущельях в сотни футов глубиной. Понятно, что ил и мелкий песок год за годом выносились этими реками на восток и таким образом вещества, слагавшие целый континент, могли быть рассеяны. Эти выводы должны быть безусловно верными».
Географические сочинения китайских авторов подразделяются по Нидхэму на восемь групп: (1) труды, посвященные изучению людей, которые мы могли бы отнести к географии человека; (2) описания районов Китая; (3) других стран; (4) рассказы о путешествиях; (5) книги о реках Китая; (6) описания побережий Китая, особенно тех из них, которые важны для судоходства; (7) краеведческие работы, включающие описание районов, подчиненных городам-крепостям и управляемых ими, знаменитых горных хребтов, или определенных городов и дворцов; (8) географические энциклопедии. Очень большое внимание уделялось также происхождению географических названий и их изменению .
Китайские географические исследования и открытия
Географические открытия китайских путешественников часто не принимаются во внимание европейскими авторами, занимающимися историей географии. В далекие путешествия за пределы Китая отправлялись либо послы императора, либо миссионеры и купцы.
Самым ранним свидетельством китайских путешествий служит книга, написанная, вероятно, между V и III вв. до н. э. Ее обнаружили в гробнице человека, который управлял около 245 г. до н. э. территорией, занимавшей часть долины Вэй Хэ. Книги, найденные в этом погребении, были написаны на полосах белого шелка, наклеенного на черенки бамбука; из-за плохой сохранности их переписали в конце III в. до н. э. Они известны под названием «Путешествия императора Му», правление которого приходилось на 1001–945 гг. до н. э. Император Му, говорится в них, возжелал объехать вокруг всего света и оставить следы от колес своей колесницы в каждой стране.
В его книге описывается путь через внутренние районы Азии до Бухары, который затем вел к Персии и побережью Средиземного моря. По этому пути постоянно шли купеческие караваны, и, по-видимому, торговые связи с западными странами установились задолго до «официального» открытия Запада. Китайцы привозили персики, миндаль, изюм, абрикосы, шелк и, конечно, шелковичных червей, а сами покупали люцерну, пшеницу и виноградную лозу.
Вообще существовало множество китайских путешественников, чьи достижения достойны быть запечатленными в истории географических открытий. И все же среди наиболее известных из них был буддийский монах Сюань-Цзан. В VII в. н. э. он нашел в себе силы пересечь на пути в Индию высочайшее, обдуваемое всеми ветрами Тибетское плато и самые высокие в мире горы. После нескольких лет обучения в центрах буддизма он возвратился в Китай с большой коллекцией буддийских реликвий и манускриптов, привезенной им на вьючных животных. Его считают китайским открывателем Индии.
В том же столетии другой буддийский монах И-Цзин достиг Индии морем, сделав сначала восьмимесячную остановку на Суматре в 671 г. Вернувшись в Китай, он привез с собой более 10 000 свитков буддийских текстов на санскрите, которые он намеревался перевести на китайский язык (Sykes, 1961: 30). Несколькими столетиями позже, в 1220 г., еще один китайский путешественник (Чан Чунь) пересек пустыни Центральной Азии, преодолев нескончаемые тяготы и трудности пути, и наконец в Самарканде встретился с вождем монголов Чингизханом. В 1287–1288 гг. христианский монах несторианского толка Раббан Бар Саума совершил паломничество из Китая в Рим. Узнав, что папа умер, а новый еще не избран, он отправился через Геную в Париж и Бордо, чтобы повидать королей Франции и Англии.
Представьте себе изумление французов XIII столетия, оказавшихся в роли «открываемых» христианином из Китая. В 1288 г. он возвратился в Рим, и, получив благословение нового папы, пустился в обратный путь, в Пекин. Это случилось всего за несколько десятилетий до путешествия братьев Поло в Китай. В 1296 г. еще один китайский путешественник Чжоу Такуан посетил Камбоджу и в подробностях описал обычаи этой страны.
Исследовали китайцы и моря. Не сохранилось ни одного письменного свидетельства того, что они выходили на просторы Тихого океана, хотя китайские экспедиции побывали в Японии и на Тайване. В XIII в. китайские купцы плавали на своих джонках на Яву и острова Малайского архипелага и даже в Индию. Марко Поло встречал их в Персидском заливе в порту Ормуз. Но основные исследования были проведены китайским флотоводцем Чжэн Хэ между 1405 и 1433 гг. Он возглавлял семь экспедиций, каждая из которых располагала целым флотом судов. Благодаря им были открыты регулярные морские торговые пути между Явой, Суматрой, Малайей, Цейлоном и западным побережьем Индии.
Побывал он также в Персидском заливе, Красном море, проплыл вдоль восточного побережья Африки, расположенного южнее экватора; в восточном направлении он плавал до острова Тайвань. На борту судов его последней экспедиции (1431–1433 гг.) в Китай прибыли послы более чем из десяти стран. Не исключено, что один из кораблей был послан им к северному побережью Австралии.
Картография
Китайцы были искусными изготовителями географических карт. Чжан Хэн, живший во II в. н. э., вероятно, первым в Китае стал использовать градусную сетку, но карты его не сохранились. Есть, однако, ссылки на него, где говорится, что он «набросил сеть (координат) на небеса и Землю и таким образом исчислил их».
«Отцом китайской картографии» был Бэй Сю, назначенный китайским императором на должность министра общественных работ в 267 г. н. э. Он создал карту части территории Китая на восемнадцати шелковых свитках. Для составления основы карты он произвел съемку местности путем измерения нескольких базовых линий и определения пунктов, удаленных от этих линий, способом перекрестного визирования, то есть так же, как это делали египтяне задолго до него.
При вычерчивании на карте рек, береговых линий, горных хребтов и нанесении городов и других объектов в качестве основы он использовал прямоугольную сетку перпендикулярных друг к другу линий, проведенных в направлении юг–север и восток–запад. Этот ли ученый, или Чжан Хэн, или кто-либо еще, живший намного раньше их, заимствовал идею использовать триангуляцию для определения местоположения объектов и сеть пересекающихся линий для картографических изображений у греков, а, может быть, через их посредство у египтян?
Это вполне вероятно, хотя точно не установлено. Нет ничего невозможного и в том, что многие из этих методов были измыслены много раньше, чем где бы то ни было, именно в Китае, а затем проникли на запад подобно тому, как это случилось с десятичной системой исчисления.
Два великолепных экземпляра китайских карт были вырезаны на камне в 1137 г.; сведения, помещенные на них, по всей вероятности, получены до 1100 г. Одна из них – «Карта Китая и стран варваров» – включает территорию от Великой Китайской стены, что проходит севернее Пекина, до острова Хайнань на юге, а также горы Центральной Азии на западе. Другая, под названием «Карта путей Ю Великого», показывает примерно ту же территорию, причем изображение крупных рек и побережья от залива Бохайвань до северного берега Шаньдунского полуострова и острова Хайнань выглядит даже более точным. Ни на одной из этих карт не показан остров Тайвань. Обе они, как и другие китайские карты, ориентированы на север.
Похожие публикации
Военное дело майя
История армии майя только начинает исследоваться учёными. Лучше проанализирован период Нового Царства (X - сер. XVI вв.), когда институт майяской армии получил новый импульс своего развития. В эту эпоху… Открыть
Жанна д'Арк
Жанна д'Арк, Орлеанская дева (1412 - 1431 гг.) — национальная героиня Франции, одна из командующих французскими войсками в Столетней войне. Попав в плен к бургундцам, была передана англичанам, осуждена… Открыть
Вилья-Эпекуэн - аргентинская Атлантида. Открыть
Китай 1949-1961. Большой скачок
Мао попытался одним махом решить все проблемы и превратить Китай в сверхдержаву. В мае 1958 года началась программа большого скачка. Задача: Обогнать все капиталистические страны в короткое время и стать… Открыть
Индо-пакистанский конфликт
Индо-пакистанский конфликт — противостояние между Индией и Пакистаном, продолжающееся с 1947 года. Является прямым порождением колониальной политики Великобритании. Открыть