Сражение у атолла Мидуэй, — крупное морское сражение Второй мировой войны на Тихом океане, произошедшее в июне 1942 года. Решительная победа флота США над Объединённым флотом Японии стала поворотной точкой в войне на Тихом океане.
Очень коротко
Весной 1942 г. японское командование решило упрочить периметр обороны метрополии в центральной части Тихого океана. Ключевым опорным пунктом был избран Мидуэй, лежащий в сердце пространства, разделявшего Гавайи и Японию. Адмирал Ямомото предполагал, что из-за важности данной позиции американцы не только укрепят атолл, но и задействуют для его обороны основные силы Тихоокеанского флота. Таким образом, операция автоматически превращалась в генеральное сражение, по итогам которого ВМС США в регионе прекращали существование. Этот вывод вытекал из заметного численного превосходства японского флота и лучшей подготовки летчиков авианосной авиации.
ДАТА: июнь 1942 г.
МЕСТО: атолл Мидуэй, Тихий океан
СИЛЫ: США, Япония
РЕЗУЛЬТАТ: Тактическая и стратегическая победа США. Поражение Японии во Второй мировой войне стало вопросом времени
Операцию готовили основательно. Непосредственно к атоллу выдвигалось ударное соединение адмирала Нагумо в составе 4-х тяжелых авианосцев с прикрытием, включавшим 2 линкора. За ним двигались амфибийные силы с десантом, предназначенным к захвату Мидуэя под защитой легкого авианосца.
Был предусмотрен отвлекающий удар в направлении Алеутских островов, призванный заставить ВМС США вмешаться в процесс отстаивания национальной территории. Для этой цели японцы привлекли 2 авианосца, многочисленное охранение и десантные партии. Наконец, в тылу обеих группировок находился объединенный флот самого Ямомото из 7 линкоров, призванных усилить любой из задействованных отрядов при решительном столкновении.
Успех операции зависел от внезапности и обусловил строжайшие маскирующие меры. Они оказались напрасными, служба радиоперехвата и дешифровки ВМС США вскрыла японские намерения. К началу июня 1942 г. американский флот был готов к сражению за Мидуэй. На атолле сосредоточили до 130 самолетов базовой авиации, в близь лежащие воды адмирал Нимиц выдвинул все 3 имеющихся тяжелых авианосца. Причем, ремонт одного из них завершился уже после выхода корабля в океан.
Японская операция началась 3 июня 1942 г. воздушными ударами и высадкой на алеутских островах, однако эта провокация не отвлекла американские главные силы от выполнения основной задачи. Оперативные соединения Р. Спрюэнса и Ф. Флетчера 3 июня уже знали об обнаружении японских сил у Мидуэя и готовились к бою.
На рассвете 4 июня Нагумо, уверенный, что достиг внезапности, начал действовать. Первая волна из сотни палубных бомбардировщиков устремились к атоллу. Американцы своевременно засекли врага и начали подъем базовой авиации. Японский удар пришелся по пустому аэродрому. Одновременно стартовали группы с американских самолетов. Воздух наполнился машинами, ищущими цели. Погода стояла облачная, мешающая обнаружению целей. При этом Нагумо получил сообщение о наличие в зоне боя американских авианосцев. План японского командующего был изменен. Располагая подготовленной к бою против укреплений острова второй волной бомбардировщиков, стоящих на палубах авианосцев, Нагумо чуть промедлил. Он отдал приказ переоснастить самолеты оружием, оптимизированным против кораблей. Технические команды начали снимать бомбы и подвешивать торпеды. Палубы заполнились группами взрывоопасного оружия. Одновременно авианосцы принимали самолеты, вернувшиеся от Мидуэя, и осуществляли их заправку. Топливные шланги тянулись по палубе, усугубляя опасность.
Не за долго до этого момента подошли американцы. Первыми врага отыскали летчики базовой авиации. Японцы были атакованы, но боевого опыта американских пилотов оказалось недостаточно. Попаданий по вражеским кораблям эта волна не достигла. В этот момент Нагумо отдал свой роковой приказ. Затем подтянулись самолеты с американских авианосцев. Найти японцев сумели не все эскадрильи, и удар вновь получился слабым. Недостаток подготовки и малочисленность превратили американцев в мишени для истребительного патруля и зенитчиков противника. Японцы сбили 37 машин с белыми звездами. Но расправа над торпедоносцами-неудачниками дорого обошлась японской империи. Гоняясь за низко летящим противником, истребители патруля ушли с боевых высот. Зенитчики приступили к смене перегретых стволов своих автоматов, и никто не обратил внимания на появившуюся в разрывах облаков группу американских пикирующих бомбардировщиков. Американским летчикам никто не мешал, их действия уже не координировались, и каждый пилот сам выбирал цель. Было 10:20 4 июня 1942 г.
Бомбардировщики спикировали. Три цели были поражены девятью попаданиями. К 10:25 три авианосца Нагумо пылали от кормы до носа. В пламени высокооктанового бензина взрывались штабеля бомб. Гибли сохраняемая усилиями всей Японии элита морской авиации и ее машины. Судьба плавучих аэродромов сомнений не вызывала. Вместе с авианосцами тонула морская мощь, для воссоздания которой ресурсов японской империи хватить не могло.
Спасая престиж, самолеты последнего отставшего и потому уцелевшего японского авианосца сумели отыскать и потопить американский плавучий аэродром «Йорктаун». Но пока продолжалась эта атака американцы увеличили разрыв в счете. Последний японский исполин из соединения Нагумо получил фатальное повреждение.
Узнав о последнем успехе, американцы начали отход. Их палубы опустели из-за потерь, но команды знали, что победили. Ошеломленный случившимся Ямомото не был настойчив в преследовании. Его флот теперь абсолютно превосходил те силы, что сохранили американцы, но дух был сломлен. Японский командующий приказал отступать. Мидуэй оставили в покое. Американцы выиграли бой и войну на театре. Японцы лишились лучшей катаны из самурайского арсенала. Теперь все зависело от способности экономик противника воссоздать потенциал. На этом поприще американцы равных не имели. На их верфях стояло втрое больше кораблей, чем у противника и, главное, их достройка не вызывала сомнений, тогда как тотальный дефицит сырья в Японии тормозил аналогичный процесс.
Общественное мнение США и президент Ф. Рузвельт правильно оценили произошедшее. Японская опасность для США не просто снизилась, а исчезла совсем. И президент озвучил новые приоритеты. «Германия – первая», заявил Рузвельт, имея в виду степень угрозы и грядущие плоды победы. Япония больше не требовала чрезвычайных усилий, ее поражение было предрешено.
ПОДРОБНО
Атолл Мидуэй расположен в центральной части Тихого океана, в 1 136 милях к северо-западу от Гавайских островов, и занимает очень выгодное стратегическое положение, находясь примерно в центре треугольника, образованного японской базой на Уэйке и американскими — в Датч-Харборе и Перл-Харборе. Захват его открывал большие возможности для планирования и осуществления дальнейших операций японского флота.
Идея захвата Мидуэя родилась еще в феврале 1942 года, однако вплоть до середины апреля не были разработаны детали плана и сам он в целом утвержден не был.
Рейд 16 сухопутных бомбардировщиков В-25В Mitchell подполковника Джеймса Дулиттла на Токио с борта USS Hornet, состоявшийся 18 апреля 1942 года, поставил точку во всех спорах вокруг дальнейших военных действий Японии на Тихом океане. Штаб Объединенного флота Японии уже не сомневался, что задуманную операцию следует провести как можно быстрее.
Японцы намеревались занять Мидуэй с целью расширения «защитного периметра» своих островов. Операция служила подготовкой к дальнейшему наступлению на острова Фиджи и Самоа, а также к возможному вторжению на Гавайи.
Не рискуя совершать повторное нападение на основную базу американского флота в Пёрл-Харборе, японское командование решило атаковать базу на атолле Мидуэй. Как и в случае с атакой на Пёрл-Харбор, была сделана ставка на внезапность нападения.
Сначала предстояло осуществить высадки на Алеутских островах, вынуждая американские войска на севере к переходу в контратаку. По достижении этого предполагалось захватить непосредственно, остров Мидуэй. Угроза потери находящегося всего менее чем в 2000 км от Гавайев опорного пункта создаст проблему, которую американцы не смогут игнорировать. Их ослабленные авианосные ударные группы будут вынуждены повернуть для прикрытия острова, где на них и обрушится японский флот во всей своей красе.
Силы японского флота были разделены на две части:
- ударная группа авианосцев (командующий — адмирал Нагумо)
- группа линкоров с сопровождением (командующий — адмирал Ямамото)
Недостаток плана крылся в сложности и в неспособности его составителей учесть тот факт, что американцы смогут предугадать их намерения.
Однако расчёт японцев на внезапность не оправдался. В мае 1942 группа криптографов Тихоокеанского флота (HYPO) сумела взломать японский военно-морской код JN-25 и получить сведения, что следующей атакой японской армии будет некая цель «AF» в Тихом океане. Проблема была в том, что американское командование не могло идентифицировать цель «АF». Возможно это был остров Мидуэй или база Пёрл-Харбор на Гавайях. Для проверки было отправлено сообщение о нехватке воды на о. Мидуэй. Вскоре была перехвачена японская шифровка: «Неполадки с водоснабжением на „АF“».
На основе этой информации командующий американским тихоокеанским флотом адмирал Честер Нимиц спланировал ответные действия.
Соединения американских авианосцев переживали тогда не самый лучший момент. Из четырех «плавучих аэродромов» на Тихом океане в Перл-Харборе находились только «Энтерпрайз» и «Хорнет» 16-го оперативно-тактического соединения вице-адмирала Уильяма Хэлси. 27 мая прибыл поврежденный бомбами в Коралловом море «Йорктаун», который удалось принести в порядок и подготовить к ведению действий в удивительно короткий срок. Вновь отремонтированный «Саратога» по-прежнему находился на западном побережье и не мог прийти вовремя.
Эти авианосцы были скрытно выдвинуты к северо-западу от атолла Мидуэй и полностью подготовлены к бою. «Энтерпрайз» и «Хорнет» (под командованием контр-адмирала Реймонда Спрюэнса) действовали совместно с «Йорктауном» контр-адмирала Фрэнка Флетчера и, не замеченные противником, ожидали на позиции в около 550 км на северо-восток от острова. Таким образом, хотя японские силы имели значительное численное превосходство, внезапность оказалась на стороне США.
Японцы задействовали в операции 162 корабля, разделенные на 13 отдельных групп. Самолеты с авианосцев «Дзуне» и «Рюдзе» 3 июня развернули атаку на один из Алеутских островов, Атту, но спровоцировать данным шагом американцев на ответные действия и втянуть их в поединок не удалось.
3 июня пилот взлетевшего с Мидуэя американского разведывательного гидросамолёта «Каталина» младший лейтенант Джек Ред, обнаружив японскую группировку, идущую к Мидуэю, передал сообщение из двух слов: «Главные силы».
В 04.30 4 июня вице-адмирал Нагумо отправил в первый налет на остров 72 бомбардировщика и 36 истребителей (36 пикирующих бомбардировщиков D3A Val, 36 горизонтальных бомбардировщиков B5N Kate, 36 истребителей A6M Zero). Соединение Нагумо находилось приблизительно в 400 км от цели и продолжал приближаться к ней на высокой скорости. В 6:20 атакующая группа из 108 самолётов достигла атолла и нанесла удар по базе, нанеся значительный ущерб военным объектам.
Американские истребители (7 F4F-3 и 21 F2A-3), находившиеся на базе, вступили в бой и, несмотря на тяжёлые потери, сбили несколько бомбардировщиков и, по меньшей мере, три «Зеро». Но больших успехов добилась зенитная артиллерия: было повреждено около трети атаковавших бомбардировщиков. Руководивший атакой лейтенант Томонага доложил, что американские бомбардировщики успели покинуть базу до налёта, и наземная оборона не подавлена, поэтому перед высадкой десанта потребуется ещё один удар с воздух.
Американские бомбардировщики с Мидуэя действительно успели подняться до японского налёта и нанесли удар по японским авианосцам. Атакующая группа состояла из шести торпедоносцев Grumman TBF Avenger и четырёх бомбардировщиков Martin B-26 Marauder также вооружённых торпедами. Из-за отсутствия истребителей прикрытия с американской стороны, атака была отбита японскими истребителями без заметного ущерба для кораблей, при этом были сбиты все атакующие самолёты, кроме одного Avenger’а и двух B-26.
Однако Нагумо уже недосчитывался 54 самолетов (было уничтожено, остальные получили повреждения различной степени тяжести). Сведений о перемещениях американских авианосцев по-прежнему не поступало, и технический персонал получил приказ перевооружить оставшиеся на борту самолеты осколочными бомбами для работы по наземным целям.
Между тем в 08.00 с палуб американских авианосцев «Энтерпрайз» и «Хорнет» в небо поднялся 151 самолет. Практически одновременно с ними с Мидуэя в воздух поднялись 16 пикирующих бомбардировщиков «Донтлес», 11 пикировщиков «Виндикейтор» и 17 Boeing B-17 Flying Fortress. В 9:06 с борта «Йорктауна» к ним присоединились еще 35 самолетов, в том числе, 12 торпедоносцев «Дуглас».
Они еще находились в пути, когда японский разведывательный поплавковый гидросамолет, наконец, обнаружил американцев. Его рапорт вызвал нечто вроде паники у Нагумо, которому приходилось в спешном порядке опять перевооружать готовые к вылету самолеты. Несмотря ни на что, японское истребительное прикрытие действовало с высокой эффективностью. Многие самолеты «Хорнета» не смогли выйти на цель, а объединенная волна в 41 «Дуглас» TBD, вступившая вдело в 10.18, потеряла 35 самолетов. Между тем, поглощенные этой резней, истребители оказались почти над самой водой, а потому следующий строй из 49 пикирующих бомбардировщиков получил возможность отбомбиться. Находившиеся поблизости друг от друга «Акаги», «Кага» и «Сорю» получили первый — две, второй — четыре и третий — три тяжелые бомбы. На палубах стояли заправленные и вооруженные самолеты, тогда как боеприпасы, предназначенные для налета на остров, еще не убрали. Попадания вызвали сильные пожары, авианосцы сделались непригодными для боевых действий, а позже затонули.
Через два часа после атаки бомбардировщиков американская подводная лодка «Наутилус» выпустила 4 торпеды по японскому авианосцу. В боевом рапорте «Наутилуса» говорится, что лодка выпустила торпеды между 13:59 и 14:05 с дистанции 2500 метров при угле встречи 125 градусов, после чего погрузилась на 92 метра.
Командир «Наутилуса» капитан 3-го ранга Билл Брокман был уверен, что атаковал и потопил авианосец «Сорю». Однако, по японским данным, тремя торпедами был атакован авианосец «Кага», причём две торпеды прошли мимо, а третья не разорвалась.
«Хирю» действовал в отдалении от остальных и до времени избежал их печальной участи, отправив, в свою очередь, в бой пикирующие бомбардировщики. Для нанесения ответного удара по американскому флоту удалось собрать 18 пикирующих бомбардировщиков «Вэл» и всего шесть истребителей «Зеро» для сопровождения.
Те обнаружили «Йорктаун», который принимал свою победоносную авиагруппу, и, преодолев отчаянное истребительное противодействие, нанесли авианосцу три удара. Горящий, около 12.20 он потерял ход, но оправился и продолжал движение. Противников разделяли теперь лишь 200 км, и в ходе налета второй ударной волны с «Хирю» около 14.45 «раненый» получил две торпеды. Покинутый командой, он все еще удерживался на плаву и буксировался к Пёрл-Харбору. 7 июня 1942 года японская подводная лодка потопила авианосец и находившийся у его борта эсминец.
Уже в момент японской атаки на «Йорктаун» пришло сообщение об обнаружении последнего японского авианосца («Хирю»). У американцев уже не осталось ни одного торпедоносца, поэтому на «Энтерпрайзе» была создана смешанная группа из пикировщиков, всего 25 самолётов. Сразу за ними с «Хорнета» поднялось ещё 16 пикировщиков.В 17.03 японский сигнальщик сообщил об атаке американских самолетов, но времени отреагировать на атаку у японцев уже не оказалось: пикировщики добились четырех попаданий 1000-фунтовыми бомбами, которые вызвали взрывы и многочисленные пожары в трюмах, справиться с которыми командам живучести не удалось. Несколько позже на японский флот сбросили бомбы несколько B-17, но цель поразить им не удалось. Однако это уже не играло никакой роли, изувеченный, он не представлял никакой опасности.
Ночью японский отряд из 4 тяжёлых крейсеров, направленных для обстрела Мидуэя, сделал резкий поворот из-за обнаруженной американской подводной лодки. При этом замыкающий крейсер «Могами» врезался в идущий перед ним крейсер «Микума». На «Могами» была разрушена носовая часть, на «Микуме» началась утечка топлива. Оба повреждённые крейсера в сопровождении двух эсминцев стали отходить к ближайшей базе — острову Трук.
По приказу адмирала Ямагути безнадёжно повреждённые «Акаги» и «Хирю» были затоплены японцами утром 5 июня в 05.10. В этот день самолёты с Мидуэя атаковали японские повреждённые крейсера, но добиться серьезных попаданий им не удалось. 58 пикирующих бомбардировщиков с «Хорнета» и «Энтерпрайза» безуспешно искали главные силы японцев, уходивших на запад и находившихся в зоне плохой погоды. 6 июня американские самолёты с авианосцев вновь атаковали японские тяжёлые крейсера. «Микума» был потоплен, «Могами» получил новые повреждения, но добрался до порта.
В битве принимали участие 11 линкоров, но не они решили исход событий, первую скрипку в трагической симфонии сыграли исключительно авианосцы.
Потеряв 4 тяжёлых авианосца и тяжелый крейсер, а также более двухсот боевых самолетов палубной авиации, Главнокомандующий Объединённым Императорским флотом адмирал Ямамото в 23:55 4-го июня был вынужден отдать приказ о прекращении наступательных действий и возвращению остатков ударной группировки к берегам Японии. Кроме того, в бою погибло около 2 500 человек личного состава и было потеряно 248 самолетов морского базирования. Среди погибших в сражении — самые опытные пилоты японской палубной авиации.
После сражения у атолла Мидуэй Императорская Япония потеряла инициативу в войне и была вынуждена перейти к оборонительным действиям.
Чересчур самоуверенные японцы получили очень болезненный урок: спустя всего шесть месяцев после Перл-Харбора четыре из шести нанесших по нему удар авианосца лежали на дне Тихого океана, и о планах дальнейшей экспансии пришлось забыть.
Потери США:
- 307 человек личного состава
- 150 самолетов наземного и морского базирования
- эсминец
- тяжелый авианосец «Йорктаун»
Эта битва стала водоразделом, после которого в стратегии и тактике войны на море произошли необратимые изменения. Морское сражение, в котором корабли противника даже не сблизились для визуального контакта и артиллерийской дуэли, показала, что авианосец как тип нового боевого корабля стал главенствовать на Тихом океане, а затем и во всей акватории Мирового океана.
Похожие публикации
Сарматы
Сарматы — кочевой народ существовавший примерно с V в. до н.э. по IV в. н. э. Сарматы говорили на скифском языке восточной-иранской группы индо-европейской языковой семьи. Открыть
Крестовые походы
Крестовые походы – вооруженное движение народов христианского Запада на мусульманский Восток, выразившееся в целом ряде походов в продолжение двух столетий (с конца XI до конца XIII) c целью завоевания… Открыть
О Василии Яне - писателе и авторе исторических романов Чингиз-хан, Батый и К Последнему Морю. Открыть
Мухоловка - опасно ли её соседство
Это очень мерзкое, на первый взгляд насекомое, живущее в ваших квартирах, на самом деле очень полезное насекомое. Оно не опасно для человека, хотя имеет яд, и кусает свою добычу. Мухоловка поедает и… Открыть
Чёрные дыры
Чёрная дыра — область пространства-времени, гравитационное притяжение которой настолько велико, что покинуть её не могут даже объекты, движущиеся со скоростью света, в том числе кванты самого света. Открыть