Апартеид – политико-правовая доктрина государства, введенная по расовому признаку с целью сегрегации населения по нему.
Такое незамысловатое определение можно дать политике, которая проводилась во второй половине XX века (в 1940-90-х гг.) правительством Южно-Африканского Союза и Республики под руководством Национальной партии. Схожим процессом можно считать принудительное выселение индейцев как коренных жителей США в резервации. Также существование гетто в разных стран: в т.ч. во Франции и США.
С правлением Национальной партии связаны ужасные годы апартеида в ЮАР. Все население страны поделили на белых, у которых было больше всего прав, черных, цветных и индийцев. Вскоре после этого все стало раздельным, включая различные общественные места. Прекратился апартеид лишь в 1994 году, когда в стране произошла смена власти.
Политика апартеида формировалась задолго до её проведения на государственном уровне. До 1948 года политика апартеида прошла 5 этапов:
Первый этап XVII-XXвв. в виде отношения Я. Ван Рибека и его последователей к коренному населению;1900-1910 – образование ЮАС и принятие конституции; режим при Л. Боте (1910-1924), режим при Дж. Герцоге и режим при Смэтсе.
Основополагающий фактор проведения такой политики – националистические интересы потомков европейских переселенцев – африканеров, которые в разное время назывались также и бурами. Для проведения таких идей была создана Национальная партия в 1914 году, и одним из её основателей стал бывший активный участник второй англо-бурской войны (1899-1902), заместитель командующего вооруженными силами Оранжевого Свободного Государства Джеймс Барри Герцог (1866-1942). В будущем он станет премьер-министром Южно-Африканского Союза (1924-1939).
Все надписи на английском и африкаанс, 1957 год.
Основными целями партии и самого Дж. Герцога стали проведение политики апартеида с целью урезания прав коренного населения Южной Африки и расширение прав потомков европейских колонистов или африканеров ( владеют языком африкаанс).
В своей внутренней политике он придерживался поставленных в 1914 году целей – даровал избирательное право белым женщинам, для мужчин убрал все возможные цензы для участия в выборах (как при активном, так и пассивном праве).
С 1950 года в ЮАС принимались законы, которые сегодня, скорее всего, назвали бы бесчеловечными.
Так, например, с 1950 года начал работать один из основных законов режима апартеида — закон о запрете смешанных браков.
В то же время, надо сказать, смешанные браки тогда не одобряли практически во всём мире.
Более того, этот закон, если разобраться, ущемлял не только права темнокожих, но и права белого населения, поскольку на них этот запрет распространялся точно так же.
В продолжение этого закона была также принята поправка, согласно которой внебрачный секс между белыми и представителями других рас считался уголовным преступлением.
Протестует! 1952 год.
После победы на парламентских выборах в 1948 году Малан стал очередным премьер-министром и в своей политике проводил ультрарадикальные преобразования по отношению к черному населению. Во многом он руководствовался следующим тезисом политической программы Национальной Партии «В ЮАС должна проводиться политика полного апартеида как конечная цель естественного процесса раздельного развития.
Отдавая себе отчет в том, что эта задача может быть лучше всего выполнена путем сохранения в чистоте и неприкосновенности белой расы, Национальная партия провозглашает это в качестве основного руководящего принципа своей политики».
При нем были запрещены межрасовые браки (1949), представители местного населения получали право владения собственностью только в специально выделенных для этого зонах (1951), т.е. бантустанах и т.д. Но всё же самый важный закон, принятый Малане «Акт о групповых областях» (1950). Данный акт стал «основанием апартеида, так как именно на его основе строилась система политического и социального разделения».
Знаки Веллингтонской ж/д станции по расовой сегментации. 1955 год.
Таким образом, внутри ЮАС были созданы специальные резервации для темнокожих, которые находились под управлением местной африканской политической элиты. При этом для африканцев, проживающих в «хоумлендах», был введён особый паспортный режим: не могли попасть на территорию «для белых людей», которая, кстати, занимала большую часть страны. При этом даже те немногие африканцы, имевшие возможность покидать «хоумтаун», выполняли самую тяжёлую и грязную работу. Пойманный без особого разрешения африканец на территории «для белых» должен был быть арестован, а его дело передавалось в суд.
Территория белых недалеко от Кейптауна, 1976 год.
После его ухода с поста премьер-министра ЮАС в 1954 году пост главы правительства занял Йоханесс Стрейд (1954-1958), который вошел в историю как еще больший сторонник национализма в Южной Африке. Являлся представителем «Очищенной Национальной партии», а при Малане стал министром сельского хозяйства и ирригации.
Поначалу сопротивление силовым структурам режима оказывали гангстерские группировки африканской молодежи, которые иногда даже совершали вооруженные набеги на белые поселения. В 1960 году полиция расстреляла мирных темнокожих демонстрантов в посёлке Шарпевиль: тогда погибло 69 человек. После этого инцидента лидеры движения против апартеида создали боевую организацию «Копьё нации».
Внимание, остерегайтесь аборигенов! 1956 год, Йоханнесбург.
При его руководстве в ЮАС ужесточилось положение цветного населения страны. Коренные жители Южной Африки окончательно перестали в избирательных списках находиться вместе с представителями белого населения страны. Следующая фигура ЮАС-ЮАР пожалуй самая одиозная среди вышеперечисленных. В 1958 году главой южноафриканского кабинета стал «архитектор апартеида» Хенрик Фервурд.
Белые дети в пруду только для белых детей, 1956 год.
Его очень часто называют вышеуказанным эпитетом, но можно с этим не согласиться, поскольку в целом каждый бывший премьер ЮАС и член Национальной партии вносил свою лепту в создание системы, но всё же такое определение применяют, как правило, в Фервурду. При нем апартеид получил наиболее радикальные изменения.
Фервурд принял целый ряд законов, ограничивающих положение и права африканского населения. В частности, с 1959 года представители «черного населения» лишились права получать высшее образование в ВУЗах, а получать образование они могли только в специальных учебных заведениях, где должны были обучаться лишь представители черного населения страны.
Политика апартеида, таким образом, продолжалась вплоть до 1989 года, когда главой Южно-Африканской Республики стал Фредерик Виллем де Клерк (1989-1994), потомок голландских поселенцев.
При нем ясно наметился курс США на построение демократических обществ американского образца, а, следовательно, политика апартеида, имевшая своей целью укрепление власти в руках белого населения не могла продолжаться дальше из-за боязни политических и экономических санкций от европейских стран и США. Стоит сказать, что т.н. «бойкот апартеида» действительно существовал.
Стоянка такси для белых людей. 1967 год.
«Подвергались остракизму коммерческие структуры (например, такие компании, как Shell, Kellogg's и Coca Cola), которые вели бизнес с ЮАР. Ряд государств ввели экономические санкции против ЮАР. Спортсмены отказывались принимать участие в соревнованиях, где участвовали южноафриканские спортсмены, а музыканты отказывались посещать ЮАР с концертами и т. д.».
Де Клерк ясно понимал опасность такого положения и поэтому он пошел по пути уничтожения апартеида. При нем Нельсон Мандела, его сторонники, партия Африканский национальный конгресс получили не только свободу физическую, но и свободу действий. Правительство во главе с президентом неоднократно проводило встречи с Манделой и АНК и таким образом дискуссии привели к оформлению новой конституции (принята в 1996 году Конституционным судом, вступила в силу в 1997 году), уничтожению политики апартеида и т.д.
В Альберт-парке. Друбан, 1960 год.
Однако, отмена такой политики проходила в чрезвычайно жестких условиях, подчас граничащих с гражданской войной. Этому предшествовала радикализация чернокожего населения (разрешение на ношение личного огнестрельного оружия, сепаратистские настроения в бантустанах и т.д.).
После выборов 1994 года и победы на них АНК во главе с Нельсоном Манделой политика апартеида фактически была окончена.
Нельсон Мандела, возглавлявший борьбу африканского большинства против режима апартеида, более четверти века за свою деятельность по защите прав человека провел в тюрьме.
Мандела был приговорен к пожизненному тюремному заключению в 1964 году за участие в заговоре с целью совершения государственного переворота.
Большую часть срока он отбывал в тюрьме на острове Роббен. Впоследствии он содержался в тюрьме особого режима Поллсмур.
17 из 27 лет тюремного заключения Мандела провел в одиночной камере, где имел право на один визит и одно письмо в течение полугода. По воспоминаниям Манделы, приходившие письма часто не проходили тюремную цензуру.
За время заключения Мандела заочно прошел обучение в Лондонском университете и получил степень бакалавра юридических наук.
В 1985 г. президент ЮАР Питер Бота предложил Манделе свободу в обмен на "безоговорочный отказ от насилия в качестве политического оружия". Мандела отклонил предложение, заявив через свою дочь: "Какую ещё свободу мне предлагают, когда народная организация остаётся запрещённой? Только свободные люди могут вступить в переговоры. Узник не может заключать договоры".
В 1990 году правительство ЮАР выпустило Манделу на свободу.
В том же году Нельсон Мандела и де Клерк получили Нобелевскую премию мира. Интересно и то, что фактически политика апартеида была окончена в 1994 году в ЮАР, формально ООН признало апартеид преступлением международной конвенцией «о пресечении преступления апартеида и наказании за него», принятой Генеральной ассамблеей ООН 30 ноября 1973 года №3068. В ней в частности сказано: «Государства — участники… объявляют преступными организации, учреждения и отдельных лиц, совершающих преступление апартеида».
Т.е. еще почти 20 лет ЮАР нарушало международную конвенцию и политику страны можно считать преступной.
Парк для белых женщин с младенцами, 1971 год.
Но если это было преступление, то постапартеидная ЮАР должна была быть лишена тех проблем, которые появились после отмены этой политики. Коротко об особенностях, которые появились в ЮАР после 1994 года...
Паспорт чернокожего времён апартеида.
Белое население начало массовую эмиграцию из страны.
Масштабы белой эмиграции таковы: После отмены апартеида свыше одного миллиона белых южноафриканцев эмигрировало из страны. В условиях невысокой рождаемости доля белого населения в ЮАР все сокращается. В 1990 году белые составляли 13, 8 % населения, в 2001 году - 9, 6 %, в 2006 году - 9, 2 %.
Внезапно, можно сделать вывод, что отмена режима апартеида скорее негативно отразилась на общем фоне южноафриканского общества. Так в современном ЮАР более 30% беременных женщин являются носителями ВИЧ, а число инфицированных более 20%. Возрос уровень преступности (убийств, изнасилований и грабежей).
1986 год.
Так пишут о современной Претории: «сейчас даже в Претории, относительно благополучной столице ЮАР, нет ни одного дома, офиса или магазина, который не был бы обнесён высоким забором. В Йоханнесбурге вероятность погибнуть от пули или от ножа чернокожих бандитов в восемь раз выше, чем в Детройте, который слывёт самым опасным городом Северной Америки.
Грабители останавливают и угоняют автомобили, совершают налёты на жилые дома и офисы. Людей, как правило, убивают — чтобы не успели вызвать полицию, пока награбленное не будет доставлено в так называемые «чёрные города», куда полиция не суётся».
Социальные проблемы в обществе ЮАР возникают и по другим признакам. Напряженная обстановка в соседних странах (Ангола, Намибия и др.) приводит к увеличению миграционных потоков и соответственному увеличению эмигрантов в самом южноафриканском государстве.
Туалет для черных, цветных и азиатских женщин. 1986 год
Отмена режима апартеида в ЮАР имела последствия, лежащие в двух плоскостях: положительной и отрицательной. К положительной тенденции можно отнести то, что белое и черное население республики стали получать одинаковые права и возможности в их реализации.
Далее, это формирование того правительства, которое выбирает преимущественное население.
При этих абсолютно немногочисленных «плюсах» количество «минусов» поражает: произошло ухудшение социальной обстановки в рамках обострения африканского национализма, отныне белое население фактически вынуждено эмигрировать из страны. При этом произошла радикализация южноафриканского общества, в количественном отношении увеличилось количество убийств, краж и других уголовных преступлений.
Возможно лишь изменение внешнеполитического курса является наиболее важным из всех изменений в ЮАР с отменой апартеида, потому что в государственных структурах диктатура Национальной партии сменилась диктатурой АНК.
Ниже - видео о сегодняшней ЮАР.
Похожие публикации
Средневековая Франция
За тысячелетие Средневековья (с V по XV в.), включая поворотный период его истории между XI и XIV в., Франция превратилась в великое государство, каким она является сегодня. Открыть
Начало книгопечатания в России
Что такое Анонимная Типография? Действительно ли первопечатником был Иван Фёдоров? Почему книгопечатное дело началось в России именно в середине XVI века? Открыть
Боспорское царство — античное государство в Северном Причерноморье на Боспоре Киммерийском. Столица — Пантикапей Открыть
Поморы
Поморы - название и самоназвание потомков древних русских поселенцев, преимущественно из Новгородской земли, заселявших с 12 по начало 18 вв. юго запад и юго восток побережья Белого моря. Открыть
Microsoft - история компании
Компьютером в наше время уже никого не удивишь. Но, по сути, сам по себе компьютер - всего лишь набор железок... Открыть