Еще в начале 1960-х гг. казалось, что остров ждет безоблачное будущее...
Но в результате удешевления нефти в конце десятилетия добывать уголь становилось все более нерентабельно. По всей стране закрывали шахты, вот и маленький островок в Восточно-Китайском море в конечном итоге стал жертвой переориентации японцев на использование «черного золота».
В начале 1974 году концерн Mitsubishi принял решение прекратить добычу угля и объявил о ликвидации на Хасиме шахт, в марте закрылась школа. Последний житель покинул остров 20 апреля.
Помимо рентабельности, проблема угледобычи на острове еще и в том, что в этих местах нередки штормы и ураганы, не говоря уже о землетрясениях и цунами. Работы по укреплению и восстановления защитных стен не прекращались никогда. А это немалые расходы и постоянный риск для жизни жителей. Неоднократно на остров обрушивались волны достигающие 10 метров в высоту, перехлестывая через стены и превращая улицы городка в бурные реки.
«Пограничный остров», именно так с японского переводится Хасима, расположен на юге страны, в Восточно-Китайском море в 15 километрах от печально известного Нагасаки.
Его второе название, наверное даже более популярное в Японии, — Гункандзима, «остров-линкор».
Так его прозвали еще в 1920-е годы. Журналисты местной газеты заметили, что силуэт Хасимы напоминает огромный линейный корабль Tosa, строившийся в то время корпорацией Mitsubishi на верфи в Нагасаки.
Линкор длиной 234 метра должен был стать флагманом Императорского военно-морского флота Японии, однако стал жертвой «Договора пяти держав», соглашения, подписанного в 1922 году в Вашингтоне и ограничивавшего морские вооружения. Недостроенный корпус «Тоса» был подвергнут испытаниям, чтобы проверить эффективность японского вооружения и 9 февраля 1925 года линкор был уничтожен.
Хасима не всегда выглядел так внушительно.
До конца XIX века это был один из великого множества малопригодных для разумных форм жизни скалистых островков в окрестностях Нагасаки, популярных только среди местных птиц да изредка посещаемых рыбаками.
Все изменилось в 1880-е годы. Япония переживала мощную индустриализацию, ценнейшим ресурсом при которой становился уголь.
Успех шахт соседнего острова Такасима способствовал освоению альтернативных источников сырья, способных обеспечить бурно развивающуюся металлургию Нагасаки.
В 1887 году первую шахту на Хасиме основал семейный клан Фукахори, а в 1890-м остров за 100 000 иен выкупил Mitsubishi, один из самых крупных японских промышленных конгломератов.
Концерн Mitsubishi, обладавший практически неограниченными финансовыми средствами, разработал проект подводной добычи угля на Хасиме. В 1895 году компания открыла новую шахту глубиной 199 метров, еще одну — в 1898 году.
В конечном итоге под Хасимой и окружающим его морем образовался настоящий лабиринт из подземно-подводных выработок глубиной до 600 метров ниже уровня моря.
Масштабная застройка Хасимы началась в 1916 году, когда тут добывалось уже 150 тысяч тонн угля в год, а население составляло 3 тысячи человек.
Пустую породу, извлекаемую из шахт, Mitsubishi использовала для увеличения территории острова. Менеджмент компании уже разработал план строительства на Хасиме целого города для шахтеров и обслуживающего их персонала. Этого требовали растущий масштаб угледобычи и соображения экономии, ведь в таком случае можно было отказаться от ежедневной доставки новых рабочих смен морем из Нагасаки.
В течение 58 лет концерн возвел здесь 30 многоэтажных домов, школы, храмы, детский сад, госпиталь, клуб для шахтеров, плавательные бассейны, кинотеатр и другие объекты. Одних магазинов на острове работало 25 штук!
Строительство жилых домов на острове продолжалось даже во время Второй мировой войны, когда в других районах страны оно было заморожено. Топливо по-прежнему было необходимо воюющей империи.
В 1941 году на Хасиме установили рекорд — добыли 410 000 тонн угля, а в 1944-м Mitsubishi закончила возведение крупнейшего здесь жилого комплекса — т. н. «здание №65», 9-этажное П-образное здание на 317 квартир, единственный дом в своем роде, построенный в Японии в первой половине 1940-х.
Неподалеку еще один культовый объект Хасимы — «Лестница в ад».
Казавшийся бесконечным местным жителям подъем вел к храму Senpukuji. Непонятно, что казалось обитателям острова более адским — необходимость преодолевать сотни крутых ступенек или последующий спуск в узкие лабиринты улочек города, часто не видевших солнечного света.
К храмам на Хасиме относились серьезно — шахтерский труд и сейчас, а в первой половине XX века в особенности, остается крайне опасным занятием. Во время Второй мировой многие из молодых горняков острова были призваны в армию, Mitsubishi заменила их гастарбайтерами из Китая и Кореи.
По разным подсчетам жертвами беспощадной эксплуатации на шахтах и полуголодного существования стали 1300 привезенных сюда пленников. Кто-то погибал в забое, кто-то умирал от истощения и болезней, бывало даже несчастные бросались с островной стены в отчаянной, в большинстве случаев тщетной попытке добраться до «большой земли».
В Южной Корее в 2017 году был снят фильм "Кунхам: Пограничный остров"
И ими, конечно, число погибших на Хасиме за 87 лет горных разработок тут не ограничивалось. На совести у острова и Mitsubishi тысячи жизней.
После окончания войны уголь Хасимы по-прежнему был востребован. Экономика Японии начала бурное восстановление уже в мирном русле. 1950-е стали «золотым десятилетием» острова: компания-владелец стала вести бизнес куда более цивилизованно. В шахтерском городке была построена больница, а в 1958 году открылась огромная 7-этажная школа, ставшая последним крупным зданием, возведенным здесь.
После окончания войны уголь Хасимы по-прежнему был востребован. Экономика Японии начала бурное восстановление уже в мирном русле.
1950-е стали «золотым десятилетием» острова: компания-владелец стала вести бизнес куда более цивилизованно. В шахтерском городке была построена больница, а в 1958 году открылась огромная 7-этажная школа, ставшая последним крупным зданием, возведенным здесь.
Своего пика население Хасимы достигло в 1959 году. На шести с небольшим гектарах острова, из которых только 60% были жилыми, жило 5259 человек. Плотность населения здесь составляла 1391 человек на гектар — в этом смысле у Хасимы конкурентов не было. Это было самое густонаселенное место на планете — жилые кварталы были буквально забиты людьми.
Распределение жилья отражало царившую здесь строгую социальную иерархию. Единственный одноэтажный особняк, причем на вершине скалы, с которой когда-то начинался остров, занимал управляющий шахтой Mitsubishi.
Менеджмент, учителя и врачи жили в относительно просторных двухкомнатных квартирах с собственной кухней и санузлом в отдельных жилых домах. Шахтерским семьям тоже предоставлялась двухкомнатная квартира в 20 квадратных метров, но уже с кухнями, туалетами и душами «на этаже». А неженатые шахтеры и сезонные рабочие жили в тех самых первых однокомнатных квартирках на 10 «квадратов», построенных тут еще в начале XX века.
Mitsubishi правила на Хасиме железной рукой, установив тут своего рода частнособственническую диктатуру.
С одной стороны, корпорация обеспечивала шахтеров гарантированным рабочим местом и заработной платой, бесплатным жильем, электричеством и водой. С другой — жители острова в принудительном порядке привлекались к общественным работам по содержанию зданий в пристойном виде: уборке общественных помещений и территории.
Островное сообщество давало «большой земле» так нужный ей уголь, но в свою очередь его существование целиком и полностью зависело от поставок продуктов, одежды и даже обычной воды.
До 1960-х здесь не было ни одного более-менее серьезного растения, только в 1963-м материнская компания завезла с острова Кюсю грунт, что позволило разбить на крышах зданий и немногих доступных свободных площадках небольшие скверы, сады и огороды. Жители Хасимы получили возможность гулять среди деревьев и выращивать хотя бы какое-то минимальное количество овощей.
Будущее Хасимы в начале 1960-х еще казалось безоблачным, но в конце десятилетия с удешевлением нефти добыча угля здесь становилась все более и более нерентабельной. Шахты закрывались по всей стране, и маленький остров в Восточно-Китайском море также в конце концов стал жертвой переориентации японской экономики на потребление «черного золота».
В январе 1974 года Mitsubishi объявила о ликвидации шахт на Хасиме, в марте закрылась построенная 16 лет назад школа, а 20 апреля последний житель острова покинул его на теплоходе - Хасима превратился в призрак.
Долгое время его посещение туристами и любителями «заброшки» было категорически запрещено — слишком активно деградировали построенные в первой половине XX века сооружения.
Однако с 2009 года власти вновь допускают на Хасиму всех желающих, организовав специальный пешеходный маршрут в небольшой, но безопасной для здоровья части острова.
5 июля 2015 года Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО включил в Список Всемирного наследия 23 объекта, представляющих собой памятники промышленной революции эпохи Мэйдзи конца XIX века: заводы, верфи и даже угольные шахты. Одним из самых примечательных туристических объектов, вошедших в этот список, является остров Хасима.
Похожие публикации
Китайская сказка
Средневековый Китай - старый город Лицзян. Открыть
Выжить в Каракасе, самом опасном городе мира
Прогулка по трущобам и дворцам Венесуэлы, бедняки и богачи Каракаса. Открыть
8 стаканов воды в день, запивать нельзя, дождевая вода и прочие мифы о целебной силе воды. Открыть
Американские ковбои
Ковбой — название, употреблявшееся на Диком Западе США по отношению к пастухам скота. Открыть
Нефтяной ад - как живется в самой опасной стране Африки
Железо, медь, нефть, уран, удачное географическое положение — казалось бы, у этой страны есть все для процветания, а у ее жителей — для благополучия. Но по факту жизнь в Сомали можно сравнить с адом: рухнувшая… Открыть