В шесть часов 55 минут, 2 июня 1944 года с авиабазы "Фоджи" в Южной Италии поднимается армада американскиз бомбардировщиков B-17, знаменитые "Летающие крепости".
Набрав высоту, они пересекают Адриатическое море и берут курс на Венгрию. Через три часа 230 тонн бомб превратят в руины военный завод и железнодорожный узел - два важнейших стратегических объекта.
По тревоге взлетают немецкие истребители. Они не кинутся вдогонку за американцами, немцы атакуют бомбардировщики, когда те повернут назад, возвращаясь в Италию.
Но лётчики зря жгут горючее, поджидая американцев, "Летающие крепости" НЕ ВОЗВРАЩАЮТСЯ.
Руководство "Лювтваффе" в замешательстве - самолёты исчезли неизвестно куда. Что это? Мистика или новая тактика американцев?
Ровно в 14:30 американские бомбардировщики появляются над аэродромом Полтавы.
Здесь, в тылу на территории Советского Союза для американцев была подготовлена секретная авиабаза особого назначения. Именно она позволит американской авиации нанести внезапный сквозной удар по противнику.
Отсюда, с полтавских аэродромов начнёт действовать новая эффективная тактика воздушной войны с фашистской Германией...
2 февраля 1944 года американского посла Гарримана приняли Сталин и Молотов. Посол заверяет, что возможность сквозного пролёта над Германией будет содействовать уменьшению потерь американской авиации. По словам Гарримана, это позволит поскорее разбить немцев.
- Мы конечно сочуствуем тому, что поможет разбить немцев, - замечает Сталин.
Американцы совершали регулярные налёты на Германию с 1943 года, но бомбардировщики не могли достичь целей в восточной части Германии и на оккупированных территориях, военные заводы продолжали работать на Третий Рейх.
Тогда, в штабе американских ВВС родилась идея "челночных рейдов":
- 1. Бомбардировщики вылетят со своих баз, нанесут удар и продолжат полёт дальше;
Уильям Аверелл Гарриман и представители американского и советского командования на встрече американского бомбардировщика B-17, вернувшегося после бомбардировки Румынии, на авиабазе под Полтавой.
- 2. В Советском Союзе они сядут, заправятся, возьмут на борт бомбы и по дороге назад вновь будут бомбить фашистов. Так будет короче географически, гораздо эффективнее и безопаснее для экипажев ;
Сталин одобрил план американцев:
Русские предоставят аэродромы, обеспечивают самолёты горючим и боеприпасами, а американцы, в свою очередь, должны действовать в интересах советского командования и координировать свои действия в соответствие с планами русских.
После встречи со Сталиным 2 февраля 1944 года Гарриман сообщил, что «Сталин одобряет проект при его ограничении двумястами самолетами и шестью аэродромами». В конечном счете, для проведения операции было выделено лишь три аэродрома — под Полтавой, Пирятином и Миргородом. В целях обеспечения секретности ВВС США присвоили этим аэродромам кодовые обозначения «Объект 559» , AAF-560 и AAF-561 соответственно.
Полтава и Миргород были местами базирования тяжелых бомбардировщиков В-24 и В-17, в Пирятине базировались истребители сопровождения большого радиуса действия Р-51 и Р-38.
На авиабазе в Полтаве планируется принять около 200 самолётов и разместить несколько тысяч человек.
Ценой невероятных усилий, за месяц были подготовлены аэродромы, взлётно-посадочные полосы и вся инфраструктура.
2 июня 1944 года секретная операция "Неистовый Джо" началась - "Летающие крепости" приземлились в Полтаве.
Каждый бомбардировщик B-17 несёт около 8 тонн бомб и вооружен 13 пулемётами.
Следующий вылет уже из Полтавы был запланирован на 6 июня.
Лейтенант Ворожеев и стафф-сержант Томас Саммерс (Thomas Summers) у кормовой огневой установки
американского тяжёлого бомбардировщика Б-17 «Летающая крепость».
169-я авиабаза особого назначения, аэродром Полтава. 1944
Советским механикам под руководством американских специалистов предстояло подготовить к вылету 129 "Летающих крепостей" и они справились "на отлично".
6 июня англо-американские войска наконец высаживаются в Нормандии - открывается Второй Фронт. Амриканские военнослужащие узнали об этом утром того же дня.
Цель атаки - аэродром и военные объекты г. Галац, в Румынии.
112 бомбардировщиков поднимаются в воздух...
Американцами разработана оригинальная тактика бомбардировочных рейдов (которая и была УСПЕШНО применена):
- 1. С ародромов бомбардировщики вылетают одни, а у линии фронта "Летающие крепости" встречаются нашими истребителями и сопровождают на этом опасном участке.
- 2. Дальше бомбардировщики снова летят одни.
- 3. С аэродрома Пирятин поднимаются истребители "Мустанг" - они прикрывают бомбардировщиков у самой цели.
- После уничтожения целей бобардировщики возвращаются обратно в Полтаву.
Немецкое командование было серьёзно обеспокоено - вся Восточная Европа в зоне досягаемости американских ВВС.
Боевые вылеты с использованием советских аэродромов
2 июня 1944 года
130 бомбардировщиков B-17 в сопровождении 70 истребителей P-51 вылетели с авиабаз в Италии, отбомбились по сортировочной станции в г. Дебрецен (Венгрия), и приземлились на советских аэродромах. Один В-17 потерян над целью.
6 июня 1944 года
112 бомбардировщиков B-17 в сопровождении 42 истребителей P-51 нанесли удар по аэродрому в г. Галац (Румыния) и вернулись на советские аэродромы. Потеряно два истребителя.
11 июня 1944 года
126 бомбардировщиков B-17 в сопровождении 60 истребителей P-51 вылетели с советских аэродромов, отбомбились по аэродрому в г. Фокшаны (Румыния) и вернулись в Италию. Потерян один бомбардировщик.
21 июня 1944 года
145 бомбардировщиков B-17 в сопровождении истребителей (72 P-38, 38 P-47 и 57 P-51) вылетели из Англии на бомбардировку завода синтетического горючего в г. Руланд и сортировочной станции в г. Эльстерверда (Германия) с посадкой на советские аэродромы. В ходе вылета начальный истребительный эскорт был сменен группой из 65 самолетов P-51, сопроводивших бомбардировщики до территории СССР. Американские самолеты были атакованы истребителями Люфтваффе численностью в 20-30 машин, 6 из которых были сбиты. Потерян один Р-51 и зенитным огнем поврежден (с вынужденной посадкой в Швеции) один В-17.
26 июня 1944 года
73 бомбардировщика В-17 в сопровождении 55 истребителей P-51 вылетели с советских аэродромов на бомбардировку НПЗ и сортировочной станции в г. Дрогобыч (Польша) с посадкой на авиабазы в Южной Италии.
22 июля 1944 года
Вылетевшие из Южной Италии истребители P-38 (76 штук) и P-51 (58 штук) атаковали румынские аэродромы в городах Жилисте и Бужау с последующей посадкой на советских аэродромах.
25 июля 1944 года
Поднявшись с советских аэродромов, истребители P-51 (34 штуки) и P-38 (33 штуки) атаковали аэродром авиационного завода PZL под Варшавой и вернулись на территорию СССР.
26 июля 1944 года
Американские истребители вылетели с советских аэродромов, атаковали авиабазы противника в районе Бухареста и Плоешти и совершили посадку в Южной Италии.
4 августа 1944 года
Первый вылет американских самолетов (более 70 истребителей Р-38 и Р-51) по прямому советскому запросу. Вылетев из Италии, истребители атаковали румынский город Фокшаны и расположенный неподалеку аэродром с последующей посадкой на советских аэродромах.
6 августа 1944 года
60 американских истребителей вылетели с территории СССР, атаковали сортировочную станцию Крайова, а также другие объекты железнодорожной инфраструктуры в районе Бухареста и Плоешти и приземлились на базах в южной Италии.[11]
Вылетевшие из Англии 75 бомбардировщиков B-17 в сопровождении 154 истребителей Р-51 нанесли бомбовый удар по авиационным заводам в г. Готенхафен (Гдыня) и приземлились на советских аэродромах.
7 августа 1944 года
Вылет по советскому запросу — 55 бомбардировщиков В-17 в сопровождении 29 истребителей Р-51 нанесли удар по НПЗ недалеко от населенного пункта Тржебина (Польша) и без потерь возвратились на советские аэродромы.
11 сентября 1944 года
75 бомбардировщиков B-17 в сопровождении 64 истребителей P-51 вылетели из Англии, нанесли бомбовый удар по объектам нефтепереработки в районе г. Хемница (Германия) и приземлились на советских аэродромах.
13 сентября 1944 года
73 бомбардировщика B-17 в сопровождении 63 истребителей P-51 вылетели с территории СССР, нанесли бомбовый удар по сталелитейным и военным заводам в венгерском городе Дьёсгёр и приземлились на авиабазах в южной Италии.
18 сентября 1944 года
На советских аэродромах приземлились 64 истребителя Р-51 — часть эскорта 107 бомбардировщиков B-17, совершивших вылет с английских авиабаз с целью снабжения подразделений Армии Крайова в ходе Варшавского восстания (на парашютах было сброшено 1 248 контейнеров, из которых в руки восставших попало менее 250).
19 сентября 1944 года
100 бомбардировщиков B-17 и 61 истребитель P-51 вылетели с советских аэродромов для бомбардировки сортировочной станции в г. Жолнок (Венгрия) с посадкой на авиабазах южной Италии.
Полтавский Перл-Харбор
В ночь с 21 на 22 июня 1944 года немецкая авиация нанесла сокрушительный удар по прилетевшим с бомбежки американским бомбардировщикам В-17.
Как могло такое произойти?
Почти, каждый день после завершения "Фрэнтик I" в ранние утренние часы, они пытались прорваться к известным им аэродромам в Миргороде и Полтаве однако, не могли этого сделать.
Тем не менее, 21 июня два немецкиз самолёта дождались своего часа: пристроившись к группе "Крепостей", они проследовали с ними до Полтавы и, пролетев достаточно низко над аэродромом, сделали снимки такого качества, что командование IV корпуса люфтваффе просто не смогло отказать себе в удовольствии разбомбить все напрочь, и немедленно.
Германское командование действовало с невероятной быстротой: 200 немецких бомбардировщиков IV-го (стратегического) авиакорпуса рано вечером 22 июня поднялись в воздух с их базы в Восточной Польше с целью произвести нападение на эту столь важную и достойную внимания цель на расстоянии в 1000 км.
Зенитная артиллерия и крупнокалиберные пулеметные установки ПВО аэродрома открыли интенсивный, но неприцельный огонь, который — к прискорбию — лишь послужил ориентиром для немецких бомбардиров, поскольку средства ПВО располагались по периметру летного поля.
Советские средства ПВО выпустили по немецким самолётам почти 28 тыс. снарядов и патронов, не сбив ни одного.
В следующую ночь немецкая авиация нанесла бомбовые удары по аэродромам Пирятина и Миргорода. Поскольку такое развитие событий было вполне очевидно, все находившиеся там исправные бомбардировщики и истребители после налета на Полтавский аэродром были перебазированы на другие советские аэродромы, расположенные восточнее.
Аэродром в Пирятине имел очень короткие ВПП, и на нём не складировались ни топливо, ни боеприпасы, поэтому существенного ущерба от его бомбардировки не было. А при бомбардировке Миргорода пострадали именно склады.
Оставшиеся без самолетов американские экипажи были вывезены военно-транспортной авиацией США в Великобританию через Тегеран.
Результат налета по Полтаве, 22.06.1944 г:
Уничтожено - "Летающие крепости " - 44 шт., С-47 - 2 шт. ,"Лайтнинг" - 1 шт.,
Повреждено: "Летающие крепости" - 25 шт. ,Як-9 - 15 шт., Як-7 - 6 шт., "Харрикейн" - 1 шт. , У-2 -3 шт. ,
Сгорело бензина - 360т, уничтожено авиабомб - до 2000. Американцев убито - 1, ранено - 15, наших убито - 31, ранено - 88 (в число раненых и убитых входят и бойцы ПВО).
Результаты налетов вражеской авиации на аэродромы Миргород и Пирятин 23.06.1944г.
Миргород:
сгорела одна "Аэрокобра ", УТИ-4 - 1 шт., УТ-1 - 1 шт.,
повреждено "Аэрокобр " - 12 шт., американцев раненых и убитых нет. Убито - 0 чел., ранено - 27чел., из них один гражданский.
Горючего сгорело 370 т.
Пирятин:
Уничтожено бензина - 30т, ранено 6 чел., американцев раненых и убитых нет.
В Полтаве американская стратегическая авиация понесла самые большие потери на земле за всю вторую мировую войну.
P.S.
После девяти месяцев трудных переговоров и доставки в Советский Союз всего необходимого, стоившей миллионы долларов и немалых усилий, события одной ночи поставили под сомнение целесообразность всех предпринятых мер.
Несмотря на то, что в данном пропагандистском фильме никак не отражен, в частности, сокрушительный удар люфтваффе 21 июня 1944 года по аэродрому под Полтавой, в результате которого было полностью уничтожено 44 (по другим источникам - 47) B-17, а советские подразделения понесли значительные потери (31 убитый, 88 раненых), фильм интересен кадрами, в которых показана жизнь простых американских пилотов и иных членов экипажа на советских аэродромах и мнения американцев о русских людях / жителях СССР - эти простые, бесхитростные мнения очень хорошо отражают тогдашний настрой американцев по отношению к советским гражданам.
Похожие публикации
ИС-2 против Тигра
Несколько дней из хроники гвардейского тяжелого танкового полка прорыва. Открыть
Т-34 - лучший танк Второй Мировой. Или нет?
Нет другого танка, о котором велось бы столько споров, но факт в том, что это САМЫЙ массовый танк Второй Мировой войны. Открыть
Применение пыток известно с древнейших времен как средство наказания, устрашения и получения признаний. Открыть
Фараоны и боги Древнего Египта
Фараон — современное наименование правителей Древнего Египта. По-видимому, никогда не было официальным титулом, а возникло как эвфемизм, позволяющий обойтись без упоминания царского имени и официальных… Открыть
Самураи - искусство войны
Самурайство зародилось в результате реформ Тайка 646 года, которые были проведены как попытка перенять политическую, бюрократическую и военную структуру династии Тан. Открыть