Как всё проиошло?
Франсуа-Жан де ла Барр – французский дворянин, последователь философа и поэта Вольтера.
Во время церковного шествия шевалье с парой друзей были замечены в толпе как единственные, кто не снял головные уборы в знак приветствия. Это оказалось достаточным поводом, чтобы привязать дерзких юнцов к случившемуся перед этим святотатству - некто неизвестный повредил в одной из церквей распятие.
Однако казни не удалось избежать лишь де ла Барру. Именно в его доме во время обыска были обнаружены книги запретных философов, в том числе и Вольтера. Юного Франсуа публично пытали, отрубили кисть, затем отсекли голову и сожгли останки на костре в центре города.
На самом деле юный Жан, скорее всего, и виноват-то не был...
В городе Абвиле, на севере Франции, в Пикардии, неизвестные надругались над деревянным Распятием, стоявшим на Новом мосту.
Пытаясь найти виновных, священники призывали местное население к «гражданской сознательности», во время воскресных проповедей чуть ли не в открытую склоняли прихожан к написанию доносов. От верующих под страхом вечного проклятия особыми грамотами требовали донести не только об известных им фактах, но и о мимолетных подозрениях.
Молодым людям припомнили, что некоторое время назад они отказались поприветствовать церковную процессию. Вся толпа сняла шапки и преклонила колени в знак почтения и уважения, а они шляп не сняли и процессию поприветствовать отказались.
После сбора «свидетельских показаний» троих обвиняемых молодых людей принялись разыскивать. Один успел бежать, второй был слишком молод, всего 15 лет, так что отделался штрафом. Третьему - шевалье де ла Барру - было 19 лет, и его арестовали. При обыске у де ла Барра обнаружили запрещенные сочинения Вольтера и других просветителей, а также порнографическую литературу, собственно, она составляла основную часть «библиотеки» этого несчастного.
Расследование возглавил очень упорный лейтенант местной полиции, не брезговавший ложными свидетельствами, и лейтенант из податного управления, шестидесятилетний г-н де Бельваль, личный враг молодого дворянина шевалье де ла Барра (Бельваль был влюблен в тетку де ла Барра, аббатису монастыря Вилланкур, но она отвергла его ухаживания, и Бельваль решил отомстить ей, препятствуя в неких денежных делах, а когда любимый племянник встал на ее защиту, решил уничтожить этого юнца, к которому, к тому же, испытывал ревность, подозревая аббатису в нежных чувствах к шевалье).
Других улик, собственно, не было ,у шевалье было твердое алиби, что в ночь осквернения Распятия он находился дома, но, на его беду, епископ амьенский и другие влиятельные лица решили сделать из этого дела показательный процесс в назидание другим. После первоначального разбирательства шевалье был осужден «всего лишь» на работу на галерах, но впоследствии, несмотря на блестящую речь адвоката, приговорен к смерти.
Дело было шумное. Обвиняемого, в частности, горячо защищал Вольтер, заявивший об абсурдности приговора и указывавший на отсутствии веских юридических основания для казни.
Но окончилось всё трагически. 1 июля 1766 года шевалье де ла Барр был казнен в Абвиле. Из Парижа было специально прислано пятеро палачей. Его пытали, вырвали язык, отрубили правую руку, после чего обезглавили, а затем сожгли на костре вместе с экземпляром «Философского словаря» Вольтера. Сначала предполагалось, что его подогреют на медленном огне живого, сразу после пыток, но потом приговор был «смягчен»: решено было, что сожжение произойдет уже после отрубания головы.
На эшафот де ла Барр ступил с высоко поднятой головой, а его последними словами, по свидетельству Вольтера, были:
«Никогда бы не подумал, что благородного человека можно предать смерти за такую малость»
Эта история заняла достойное место в собрании человеческой глупости и нетерпимости, и сегодня памятник де ла Барру служит своего рода предостережением против фанатизма и непримиримого консерватизма.
... Мерзосшная казнь Шевалье дела Барра, о кошорой безъ сомнѣнія Ваше Импепорское Величесшво слышали, и конечно ошъ оной ужаснулись...
Из переписки Вольтера с императрицей Екатериной Второй
В 19 веке коммуна Монмартра решает назвать пересечение бывших улицы Розовых кустов и Фонтанчика именем шевалье, чтобы выразить свое неодобрение решению о постройке базилики. А в 1897 г монмартрцы даже вознамерились воздвигнуть ему памятник!
И воздвигли в 1905, прямо перед Сакре Кер. Первоначально Франсуа-Жан де ла Барр был увековечен на ней несчастным мучеником.
Этот памятник можно считать парадоксом, особенно учитывая, что стоит он рядом с храмом, который построен во имя искупление человеческих грехов и в честь затравленных во время революционных волнений.
Правда памятник передвинули вбок, в сквер Надара
Во вторую мировую войну, в 1942 году, во время немецкой оккупации, памятник был уничтожен, остался только цоколь.
В 2001 году благодаря усилиям монмартрской ассоциации, памятник был восстановлен (правда, в другом виде) и стоит теперь на старом цоколе, с той же надписью:
"Шевалье де ла Барру, казнённому в возрасте 19 лет 1 июля 1766 года за то, что не снял шляпу при прохождении церковной процессии".
Похожие публикации
Рыцарские ордены
Рыцарские ордена (ордены) сыграли немаловажную роль в становлении государственности современных стран Европы, как то: Франции, Германии, Испании, Португалии, Нидерландов, Великобритании и других. Открыть
Древний Рим и Галлия, Галльская война
Галльская война — протекавший в несколько этапов конфликт Римской республики с галльскими племенами Открыть
Долго ты ждала, Ядвига! - этими словами 8 июня 1997 года Папа Иоанн Павел Второй начал канонизацию в лике святых Ядвиги, королевы Польской. Открыть
Атомный бес - советские военные шли на безумные опыты с радиацией
Не секрет, что военные первыми получают доступ ко всем новым технологиям. Не стала исключением и радиация. Советская армия пыталась использовать радиоактивные материалы, не имея практически никакой… Открыть
Юкатанская война каст
Как гражданское противостояние на Юкатане в XIX веке переросло в настоящую войну между белыми юкатеками и потомками индейцев майя? Что такое культ говорящих крестов? Открыть