Как обстояли дела с гигиеной в Средние века? Действительно ли мылись два раза в жизни, а в бани ходить было запрещено?
Повсеместно можно встретить мифы о грязной Европе , что Европа в прошлом просто утопала в нечистотах, и все начиная от простого люда до королей вообще не мылись . Якобы Людовик XIV мылся всего два раза в жизни – врачи настояли. Король Генрих Наваррский принимал водные процедуры только три раза, да и то, два из них, опять же, по совету врачей.
Говорят, испанская королева Изабелла II за всю жизнь помылась всего один раз и - в день свадьбы; что якобы реверанс придумали для того, чтобы то ли вонь перед дамой развеять, то ли вонючую шляпу от этой самой
дамы подальше убрать; что в Средневековья вошь была в почете, якобы их именовали «божьими жемчужинами»; что духи были придуманы только для того, чтобы зловоние средневековых дам и кавалеров заглушать.
Кстати, вот так например выглядит человек, который не мылся по заверению очевидцев около 60 лет - это иранский бродяга Аму Хаджи.
Примерно так выглядел тогда типичный король или феодал?
Информации о нечистоплотности средневековых вельмож и королей очень много, видимо, некоторым личностям приятно осознавать, что они чище самого французского короля.
Бани были описаны еще в античные времена, во времена Римской империи и Средневековой Европе они тоже были.
Например, сборщик налогов в 1249 году сообщает следующее: в Париже, где проживало уже около 150 тысяч человек, работает 26 общественных бань, в режиме шесть дней в неделю.
И это не художественное описание, это достоверный документ, где чиновник описывал учреждения, облагаемое королевским налогом.
Валенсийский кодекс XIII века предписывает хождение в баню раздельно мужчинам и женщинам, аналогичный момент есть знаменитым Cаксонском зерцале.
Саксонское зерцало - старейший правовой сборник Германии, составленный судьей Эйке фон Репков в 1221—1225 годах. Он должен был, по замыслу автора, «зеркально» отражать право Саксонии
Упоминание об общественных помывочной есть в первом общегородском праве Швеции.
Джованни Боккаччо описывает посещение неаполитанской бани аристократами.
В уставе ордена августинцев было предписано служителем монастыря ходить на помывку в обязательном порядке группами.
А вот ванна короля-Солнце Людовика IV.
Она прошла через многие руки, одно время была собственностью мадам де Помпадур, затем Наполеона, а теперь она стоит в оранжерее Версаля.
Художники Средневековья своими картинами и гравюрами как бы напоминают нам что в Европе всё таки немножечко купались.
Конечно можно сказать, что это художественный вымысел, но в данном случае вдохновение они черпали с оглядкой на реальные события.
Бани того периода, конечно, отличаются от привычного нам понимания: каменные или мраморные термы не
позволяли использовать горячий пар.
Это были некие хорошо отапливаемые помещения, где был доступ к горячей воде, в некоторых случаях имелись ванны или бассейны.
Есть также некие упоминания в которой говорится, что из городской казны выделялась какая-то сумма, чтобы малоимущие люди в определенный день могли ими воспользоваться, ведь для большинства людей в те времена помывка в домашних условиях была невозможна в связи с отсутствием канализации, дороговизной дров и воды.
В замках же средневековых аристократов всегда имелись свои помывочные комнаты, также есть описание что аристократы выезжали на горные курорты с термальными водами в город Баден и на гербе которого изображена купающаяся в деревянной ванне пара.
Герб городу даровал император Священной империи Фридрих III в 1480 году.
В 1417 году по описанию Поджо Паччолини, который сопровождал Папу Иоанна XXIII, Баден располагал в том числе тремя десятками общественных бань.
Город, расположенный в районе термальных источников откуда вода поступала по системе простейших глиняных труб мог позволить себе такую роскошь.
Карл Великий, по свидетельству биографа Карла, очень любил проводить время в Ахене, на термальных источниках, именно поэтому построил себе там дворец.
Начиная с IX века нашей эры мыло вовсю производится в Марселе и город обеспечивает мылом почти всю
Европу и лишь с конца четырнадцатого века мыловарение распространяется по Европе — Италия, Греция Испания.
Существует также упоминание о том что некий министр Людовика XIV и дал свое время указ, запрещающий использование животных жиров в производстве мыла, то есть они еще и о качестве беспокоились.
Ну а насчет загаженного Парижа, в котором якобы было разрешено выплескивать помои прямо из окна на улице города...
Еще в 1186 году Филипп II Август дал указ о реконструкции парижских улиц, были начаты масштабные работы, главные дороги в городе начали вымащивать камнем, делать канализационные каналы.
Также городские власти обязали граждан за свой счет вымостить участки улицу перед своими домами.
Официальные королевские смотрители штрафовали жителей за скопившийся на улице мусор, который те должны были вывозить за город.
Безусловно, санитарная обстановка в Средневековых городах мягко говоря хромала и по современным меркам она была просто ужасна.
Жители тех городов не могли соблюдать гигиену так, как это делаем мы с вами, но говорить о том, что вся Европа от простого люда до монархов жили как свиньи - это просто неуместно.
Рассказы о том, что какого-то французского короля смогли помыть только тогда, когда он напился на каком-то пиру, упал а слуги унесли его и мыли всю ночь и только к утру отмыли - это все конечно же выдумки.
Согласитесь, кому было бы интересно знать, что жили себе в Европе монархи без блох, купались, были чистыми — это было бы совсем не интересно.
Один из аргументов в пользу «немытой Европы» - это эпидемии чумы.
Якобы именно из за того, что там было грязно и появилась чума, однако чума в Европу пришла из Азии и чума не относится к тем болезням, которые вдруг ниоткуда не возьмись появляются из грязи.
Распространение в то время она получила по ряду причин, в том числе и за отсутствие антибиотиков и понимания природы болезни. Поразила чума в тот период не только Европу но и почти все существующие на тот момент государства..
Никто не знал подлинной причины болезни, поэтому не было представления о ее лечении. Перелом в противочумный терапии был достигнут в 1947 году - тогда советские врачи впервые в мире применили для лечения чумы в Маньчжурии стрептомицин, в результате выздоровели все больные, которые проходили лечение, включая больного легочной чумой который считался уже безнадежным.
Заражение чаще всего происходит непосредственно от инфицированных животных, контакт зараженными шкурами тушами, мясом.
Опасен при наличии на коже микроскопических повреждений, которые есть почти у каждого.
Высок риск заражения после укусов больных животных а также опасно употребление пищу мяса и молока, не прошедшего термообработку. Также заражение происходит воздушно-капельным путем.
Одна из форм заболевания чумы - пневмония, при которой большое количество бактерий выбрасывается в окружающую среду с кашлем.
Предположительно именно этот путь передачи от человека к человеку и стал причиной одной из трех самых масштабных эпидемий.
В июне 2016 года в алтайскую больницу попал мальчик с признаками бубонной чумы.
Как выяснилось, он помогал деду свежевать тушку сурка, но ребенка спасли, а вот если бы это был XIV или XVI век то вот вам – пожалуйста, очередная эпидемии, и грязные руки здесь абсолютно ни при чем.
В целом не только чума поражала Европу и другие государства, в тот период огромное количество заболеваний являлись неизлечимыми в те времена.
А блохоловки? Они ведь на шеях аристократок изображены на многих картинах!
Сам термин «блохоловка» был придуман в 1894 году немецким историком Вейхманом, предположившим, что меховые украшения в прошлом были предназначены для приманивая блох с тел хозяев.
Однако никаких доказательств не существует, это было лишь предположение того самого историка.
В эпоху Ренессанса такие украшения называли просто «собольками» и это была всего лишь украшение.
Чаще всего использовали соболь или куницу, но также использовался горностай и норка.
Такие украшения делают по сей день и кстати на одном из сайтов производителей подобных украшений также опровергается этот миф.
Может, конечно, в обиходе того времени были какие-то блохоловки, но вот эти вещицы к ним явно не имеют никакого отношения, да и использование блохоловок на теле не имеет никакого смысла, потому что блохи не живут на человеке постоянно.
Они нападают на жертву, когда голодны, а после того как утоляют свой голод - покидают ее.
На переваривание пищи у блохи уходят около суток и все это время она проводит в укромном месте, после чего блоха вновь выходят на охоту.
Жизненный цикл блохи не предполагает постоянное обитание на теле носителя. Взрослые насекомые большую часть жизни проводят в укромных местах, как можно ближе к местам постоянного присутствия человека, там же и развиваются их личинки.
Духи. Духи якобы придумали в Европе, чтоб зловоние от тело заглушать.
Но духи придумали не в Европе!
Парфюмерия или искусство создания духов началась с древней Месопотамии или Египте, было развито в Древнем Риме и Персии.
Дистилляция эфирного масла было упомянуто в тексте, написанном в VII столетии нашей эры в северном Индии, есть упоминания на клинописных табличках второго тысячилетия до нашей эры из Месопотамии, где описывается производства эфирных масел и других ароматических веществ.
Знание о парфюмерии прибыли в Европу только в XIV веке.
Очень часто упоминают, что Сен-Симон своих мемуарах описывает ужас и антисанитарию, которые царили в Лувре во времена Людовика IV.
Давайте почитаем, о чем пишет Сен-Симон в своих мемуарах:
«Королевский двор служил демонстрацией власти и благополучия. авторитета короля всему миру. Вспомнить хотя бы Версаль с его ансамблями, обширными ухоженными садами или хотя бы ту же самую лестницу послов.
Это уже зрелище»
В своих мемуарах Сен-Симон описывает, как он тяготел к всей этой королевской атмосфере, так называемой жизни, окружению оболочки красоты и состоятельности, к которым он стремился так неудержимо.
Можно почитать историка Эмиля Маня.
Эмиль Мань - автор книг «Повседневная жизнь в эпоху Людовика XIII».
Например, описывается, как король Людовик III каждое утро мыл голову.
Вставал он довольно рано, в 6:00, принимал ванну, молился. Он одевался, брился, мыл голову, сушил и пудрил волосы, иногда слуги помогали ему, гораздо чаще он обходился сам, занимаюсь утренним туалетом без содействия по крайней мере в юные годы.
А вот что пишет французский историк Эмиль Мань по поводу уборки улиц:
«Перед зданиями появляются лакеи и горничные. Вооружившись метлами они сбрасывают в канал и ручьи скопившеся на тротуарах отбросы и объедки, облив их перед тем несколькими ведрами воды. Вдали звонит колокольчик - а вот и мусорщики с их тачками. В качестве кортежа при них выступают подбиральщики, черные, как дьявол и при помощи лопаты и мётел они сметают пенки... то есть, собирают с поверхности всё, что могут.»
Часто можно слышать о том что испанская королева Изабелла I Кастильская сама признавалась в том, что мылась всего лишь два раза в жизни.
Но если разобраться выясняется, что ее слова это не просто заявление частного лица, а продуманная политическая декларация истинных христианских ценностей.
После взятия Гранады в 1492 году на землях оставалась проживать большое количество мусульман и иудеев.
Гранада - последнее государство мусульманских правителей на территории Иберийского полуострова.
Во многих случаях христиане заставляли мусульман покидать занимаемые ими регионы и вскоре для очистки земли от иноверцев выпустили Альгамбургский Эдикт, изданный в 1492 году «Об изгнании со всех территорий тех, кто откажется немедленно принять христианство.
Католическая Инквизиция должна была выявлять врагов-хамелеонов, принявших христианство лишь формально, но тайно соблюдающих предписания своих религий, например, священное омовение.
Вот тут-то Изабелла в доказательство того, что истинные христиане не должны совершать омовение и заявила что, мол, сама купалась всего два раза в жизни, а тот кто не делает также — плохой христианин.
С тех пор для мавров и иудеев купания, то есть омовение с погружением всего тела в воду стало религиозным преступлением.
В Испании, по мнению монарха, должны жить только христиане.
Моется - иноверец, не моется - христианин.
А так как Гранаду на тот момент в основном населяли иудеи и мусульмане, то это явно была нацелена на то, чтобы выселить их с обжитых мест вот таким вот "нехитрым" способом...
А еще говорят что войска Саладина (или, иначе, Салах ад-Дина) находили отряды крестоносцев в пустыне по запаху..
Все сражения Саладина происходят в тот период, когда у крестоносцев уже было свое государство, а с 1099 года - Иерусалимское королевство и они не были там в гостях, в отличие от самого Саладина, который совершал на них набеги.
Крестоносцы к тому времени уже жили в городах-крепостях и замках, которые смогли завоевать и построить.
Зачем кого-то искать в пустыне да еще и по запаху?
Едешь в город или в замок - и все там.
Есть устойчивый миф о том что якобы рыцари были неподвижны, полностью закованы в латы и потому по нужде приходилось ходить под себя, в доспехи.
Так вот, миф о неподвижности давным-давно развеян, в боевых доспехах рыцари могли вполне нормально двигаться.
Стоит еще принять во внимание, что рыцарь чаще всего именно конный воин. Часть тела, которая соприкасалась с седлом, не была покрыта металлом да и штанов тогда не было как таковых, носили длинные чулки и что-то вроде подштанников, которые входили в состав нижнего белья и напоминали короткие, до колен кальсоны.
Поэтому полностью снимать доспехи в минуты острой необходимости не нужно было, достаточно было просто приспустить нижнее бельё, а также для удобства использовался специальный гульфик спереди.
Ну и, конечно, не стоит забывать о прислуге, которая всегда была рядом с рыцарем и в минуты острой необходимости могла помочь своему господину.
Подобные доспехи были почти во всех странах по всей Евразии, но "хождение в штаны" приписали почему-то только европейским рыцарям.
Исторические мифы - тема очень интересна, и как выяснилось, весьма популярна, особенно если эти мифы показывают кого-то в неприглядном виде.