Дмитрий Шеин о советских танковых войсках в 1941 году

  • Дмитрий Шеин о советских танковых войсках в 1941 году

Что не так было в 1941 году?

 Самые ощутимые потери в начале войны понесли танковые и механизированные войска РККА. К осени 1941 г. Красная Армия фактически лишилась своей ударной и маневренной силы — крупных танковых соединений. Перед войной Красная армия имела более 25 тысяч танков, из них почти 20 тысяч исправных. Это было намного больше, чем во всех странах мира, вместе взятых. До сих пор никто не может понять сталинских "стратегов": зачем наделали столько танков, если катастрофически не хватало техники, без которой тоже невозможно воевать - бензовозов, тягачей, бронетранспортеров, САУ и даже обычных грузовиков?

Немцы на 22.06.1941 г. имели значительно меньше танков, в напавших на СССР войсках Германии было 3712 танка и штурмовых орудия. Из них только 961 новых танков типа "Pz.III" (37 мм или 50 мм пушка) и 439 штук типа "Pz.IV" (75 мм короткоствольная пушка). 

Вермахт успешно использовал против новейших "Т-34" и "КВ" 50-мм пушку Pak-38. Ее бронебойный снаряд пробивал 78 мм брони на дистанции 500 метров. По данным НИИ-48 от 1942 года, попадания в "Т-34" в 54,3% приходились на калибр 50 мм. Т-34-76 с дистанции 300-400 м пробивался даже 37-мм бронебойным снарядом. 

В августе 1943 г., проводя совещание на заводе № 112, нарком танковой промышленности Малышев сказал, что во время Курской битвы «Тигры» и «Пантеры» вели огонь с дистанции 1500 м, а танковые пушки Т-34-76 могли поразить немецкие танки лишь с дистанции 500-600 м. На самом деле ситуация была значительно хуже. В ходе испытаний трофейного «Тигра» на полигоне в Кубинке 25.04.1943 г., 76 мм бронебойно-трассирующий снаряд пушки Ф-34 не пробил бортовую броню немецкого танка даже с дистанции 200 м. А подкалиберный снаряд «Тигра» порой прошивал броню Т-34-76 с 4 км!

Похожее по теме... Т-34 - лучший танк Второй Мировой. Или нет?Нет другого танка, о котором велось бы столько споров, но факт в том, что это САМЫЙ массовый танк Второй Мировой войны.

В целом за 1941 год промышленность произвела 2996 новейших танков Т-34. Учитывая эту внушительную численность и отсутствие у немцев тяжелых танков, не может не поражать ничтожная эффективность боевого применения советских новейших танков в начальный период войны. В целом, за лето-осень 1941 г. немцы подбили или захватили 14 079 советских танков.

Известны только небольшие по масштабу успешные бои, например, бой аса-танкиста Д.Лавриненко против 8 немецких танков. Его Т-34 находился неподалеку от КП генерала Панфилова. В этот момент на шоссе у села появилось 8 немецких танков. Танк Лавриненко на максимальной скорости помчалась навстречу немецким танкам. Перед самой колонной он резко свернул в сторону, остановился и начал стрелять. Лавриненко бил в упор, с близкого расстояния. Первым же выстрелом был уничтожен головной танк, остальные встали. Это помогло Лавриненко стрелять без промаха. Семью снарядами он уничтожил семь танков. На восьмом выстреле заело спусковой механизм орудия и последнему немецкому танку удалось скрыться. 

Однако даже если очень стараться, невозможно найти в литературе и документах примеров значительных успешных боёв с участием Т-34 и КВ в 1941 году. 

Зато документов, свидетельствующих о чудовищном бардаке в советских танковых войсках, предостаточно:
Согласно донесению помощника командующего войсками ЮФ по АБТВ г-м Штевнева от 31 июля 1941 г., в мехкорпусах ЮФ имелось:
во 2-м механизированном корпусе (МК) боеспособных: 1 шт.- КВ, 18 шт.- Т-34, 68 шт.- БТ, 26 шт.- Т-26, 7 шт.- огнеметных, 27 шт.- Т-37, 90 шт.- БА-10, 64 шт.- БА-20 (всего танков - 147, было на 22.06.41 - 489 шт.);
18 МК: 15 БТ и Т-26, 5 Т-28, 2 огнеметных. 1 БА-10, 4 БА-20 (всего танков - 22, было на 22.06.41 - 280 шт.);
16 МК: 5 Т-28, 11 БА-10, 1 БА-20 (на 22.06.41 было 608 танков);
24 МК: 10 БТ, 64 Т-26, 2 огнеметных, 10 БА-10, 5 БА-20 (всего танков - 76, было на 22.06.41 - 222 шт.).
"В результате израсходования материальных ресурсов, аварий, поломок требует среднего капремонта: по 2-му МК до 200 ед., в 18-м МК - до 200 ед."
О состоянии мехкорпусов можно судить по боевому донесению штаба 6-й армии ЮФ от 26 июля: "16-й мехкорпус с минимальными остатками: 240-й МД, 15-й и 44-й ТД, из которых сформирован отряд пехоты силою до батальона, МЦП, силою до батальона. 16-й мехкорпус совершенно не представляет из себя сколько-нибудь реальной силы...

destroyed_tanks_



Танк Т-34-76 выпуска 1940-42 гг. имел громадное количество конструкторских и заводских дефектов, надёжность Т-34 удалось повысить только в 1943 году. Особо отвратительного качества был танковый дизель "В-2". Ресурса 100 моточасов для дизеля "В-2" (который был значительно дороже карбюраторного двигателя) на стенде удалось достичь только в 1943 году, а в 1941 ресурс уменьшался до 40-70 часов. Немецкие бензиновые двигатели "Майбах" отрабатывали в танке 300-400 часов.

Четырёхскоростная коробка передач была плохой по своей конструкции и легко ломалась при ошибках переключения скоростей неопытным механиком-водителем. Чтобы коробка не поломалась, требовались навыки, отработанные до автоматизма, что было недостижимо: ведь на обучение мехводам отводилось всего несколько часов вождения. Неудачной была конструкция фрикционов, они часто выходили из строя. Ненадёжны были топливные насосы. Плохого качества были прицелы. В целом, Т-34 был очень сложен в управлении, требовал высокой натренированности и физической выносливости от механика-водителя. За время длительного марша механик-водитель терял в весе 2-3 кг — это был тяжелейший труд. Часто переключать скорости мехводу помогал стрелок-радист. Таких сложностей с управлением не было у немецких танках, а при выходе из строя механика-водителя его мог заменить почти любой член экипажа.

Т-34 имели зеркальные перископы у механика-водителя и в башне танка. Такой перископ - это простейший короб с установленными под углом зеркальцами вверху и внизу, причем зеркальца были не стеклянными, а из полированной стали. Качество изображения было отвратительным. Такие же примитивные зеркальца были в перископах на бортах башни, являвшихся одним из основных средств наблюдения у командира танка.
Гильза после выстрела падает вниз на боеукладку. Её не возьмешь, она горячая. Дыма, гари, как в газовой камере, экипаж угорал во время стрельбы т.к. вентилятор в танке был очень слабый. Люки в бою по уставу требовалось закрывать. Но многие не закрывали, т.к. потерять ориентировку было очень легко. Время от времени надо надо было высовывать голову из люка, чтобы осмотреться и понять ситуацию. Механик-водитель, как правило, оставлял люк приоткрытым на ладонь.

Ещё хуже чем Т-34 по надёжности были танки КВ и комплектовать их умудрялись слабо работоспособными фрикционами и коробками передач. При попадании снаряда в лоб у КВ часто клинило башню. У Т-34 при прямом попадании снаряда проваливается внутрь люк водителя, а гусеницы легко выводил из строя даже снаряд мелкого калибра. 

Из захваченных и подбитых немцами летом-осенью 1941 г. нескольких тысяч советских танков, к октябрю было введено в строй всего несколько десятков. Почему так мало? Дело в том, что советские танки не были нужны немцам. Они были негодны для вермахта. До февраля 1942 г. реальная бронебойность советских 45-мм танковой и батальонной пушек не соответствовала табличным значениям. В этом отношении она даже проигрывала немецкой 37-мм танковой и противотанковой пушкам из-за крайне низкого качества бронебойных снарядов. В дневниках Ф.Гальдера говорится, что довоенные советские легкие танки не представляли опасности для немецких "панцеров" на дистанции более 400 м! Но почему бы не построить на их шасси САУ, как это было с французскими машинами в вермахте? Дело в том, что для советских танковых двигателей требовался только высокосортный бензин (для Т-26 не хуже "Грозненского", а для БТ и Т-28 - не хуже "Бакинского"). А согласно "Военному дневнику" Ф.Гальдера, немцы уже в 1940-42 гг. испытывали острейший дефицит натуральной нефти и, как следствие, высокосортного бензина. Его немецкой армии не хватало бензина даже для авиации, так зачем же тратить его на посредственные советские танки? Немецкий же синтетический бензин отечественные танковые моторы "кушать" отказывались. Это было характерно не только для танков довоенного выпуска: двигатели Т-60, Т-70 и СУ-76 также нуждались в высокосортном бензине.

Немецкий Т-34



С соляркой для танков Т-34 и KB у немцев было еще хуже. В 1941-42 гг. в германской армии недостаток дизельного топлива (солярки, газойля и т.д.) ощущался острее, чем бензина, поскольку его невозможно заменить каким-либо синтетическим продуктом. Поэтому в моторы дизельных автомобилей и танков вместо солярки заливали смесь сырой нефти с керосином и маслом. Только трофейный газойль как-то спасал положение, но и он большей частью шел в баки грузовых автомобилей.

Всего, согласно немецким источникам, с 1941 г. по 1945 г. в вермахте использовалось не более 300 советских танков и САУ, а также было изготовлено 10 САУ на шасси легкого танка Т-26.

Немецкий Т-34


Огромные проблемы были из-за того, что обучению танковых экипажей придавали преступно мало значения. "Многие механики-водители к началу войны имели всего лишь 1,5-часовую практику вождения танков" [ИВОВ, 7, т.1, с.476]. Основные тренировки механики-водители Т-34 под предлогом "сбережения моторесурса техники" проводили на танках Т-26. В результате большинство из поступивших в войска Т-34 не были освоены экипажами. Выяснились также факты придерживания учебников и инструкций для обучения танкистов на фоне параноидальной борьбы за секретность. Мол, как бы чего не вышло... В результате от собственных танкистов учебные материалы утаивали! Плохо обученные советские экипажи часто просто не могли завести танки и не умели делать простой ремонт. Основные потери танков были небоевые, из-за поломок. Танки вынуждены были уничтожать или просто бросали при отступлении.

Система подготовки немецких танкистов была намного лучше, чем советских:
"Упор в учебных и боевых подразделениях был сделан на возможно более тщательную подготовку экипажей. Особо подбирались в первую очередь водители танка. Если инструкторы не видели у курсанта прогресса после первых же практических занятий, то его сразу переводили в заряжающие или стрелки-радисты. Экипаж обучался движению в составе смешанных колонн вместе с артиллерийскими, инженерными и разведывательными подразделениями танковой дивизии. Такие колонны посылались в многокилометровые походы на 2-3 дня по специальным маршрутам. За соблюдением курсантами точности заданному курсу следили специально прикомандированные навигаторы.
Наводчики и заряжающие танковых орудий в бесконечных тренировках стремились уложиться в жесткие нормативы — каждая их операция была регламентирована по секундам. Отдельно тренировали наводчиков, добиваясь от них максимальной точности, при этом боеприпасов не жалели, так что их обучение в основном состояло из практических занятий.
Водитель был обязан хорошо разбираться в двигателе танка и вообще в устройстве многочисленных механизмов. Все свободное от занятий время курсанты посвящали уходу за танком. Помимо боевой подготовки будущие танкисты усиленно занимались физической, часто бегая кроссы, повышавшие общую выносливость. По окончании учебы худшие курсанты безжалостно отсеивались. Такие принципы подготовки сохранились в учебных танковых подразделениях вплоть до самого конца второй мировой войны. Именно благодаря всем ее составляющим немецкие танкисты так хорошо показали себя как в наступательных, так и в оборонительных операциях на всех фронтах...".

Непосредственные участники боев в один голос говорили: "если немецкий танк по тебе первым выстрелом промахивается, то вторым он уже не промахивался никогда". К тому ж хорошая оптика позволяла немецким танкистам обстреливать наши танки в сумерках на полчаса дольше, чем это могли себе позволить наши.

Интересны впечатления танкиста Р.Уланова о разных танках:
«За время службы в армии мне довелось иметь дело со многими танками и САУ. Я был механиком-водителем, командиром машины, зампотехом батареи, роты, батальона, испытателем в Кубинке и на полигоне в Бобочино (Ленинградская область). Каждый танк имеет свой “нрав” по управлению, по преодолению препятствий, специфику выполнения поворотов. По легкости управления я бы поставил на первое место немецкие танки T-III и T-IV, по маневренности Т-34, Т-44 и Т-54, по плавности хода по неровностям местности -- ИС-3 и ИС-4. Отмечу, что вождение Pz.IV было неутомительным из-за легкости работы рычагами; удобным оказалось и сиденье со спинкой - в наших танках сиденья механиков-водителей спинок не имели. Раздражали только вой шестерен коробки передачи и исходившее от нее тепло, припекавшее правый бок. 300-сильный двигатель “Майбах” заводился легко и работал безотказно. Pz.IV был трясучим, его подвеска была жестче, чем у Pz.III, но мягче, чем у Т-34. В немецком танке было значительно просторнее, чем в нашей “тридцатьчетверке”. Удачное расположение люков, в том числе и в бортах башни, позволяло экипажу, в случае необходимости, быстро покинуть танк...» 

По данным Статистического сборника № 1 "Боевой и численный состав Вооруженных Сил СССР в период Великой Отечественной войны" (1994 г. Воениздат), на 1 июня 1941 года в Красной Армии числилось более 25 000 танков. В июне 1941 года было произведено еще 305 танков.

Типы танков и их количество, в скобках – исправные:
– Т-34 (76 мм пушка) – 1030 шт. (1029 шт.)
– КВ -1 (76 мм пушка) – 412 шт. (410 шт.)
– КВ -2 (152 мм гаубица) – 135 шт. (134 шт.)
– Т-35 (76 мм пушка, 2 пушки 45 мм) – 59 шт. (42 шт.) 
– Т-28 (76 мм пушка) – 442 шт. (292 шт.)
– БТ -7М (45 мм пушка) – 704 шт. (688 шт.)
– БТ-7 (45 мм пушка) – 4563 шт. (3791 шт.)
– БТ-5 (45 мм пушка) – 1688 шт. (1261 шт.)
– БТ-2 (37мм пушка) – 594 шт. (492 шт.)
– Т-26 (45 мм пушка) – 9998 шт. (8423 шт.)
– Т-40 (2 пулемета 12,7 мм и 7,62 мм) – 160 шт. (159 шт.)
– Т-38 (1 пулемет 7,62 мм) – 1129 шт. (733 шт.)
– Т-37 (1 пулемет 7,62 мм) – 2331 шт. (1483 шт.)
– Т-27 (1 пулемет 7,62 мм) – 2376 шт. (1060 шт.)
– Су-5 (1 пушка 76 мм) – 28 шт. (16 шт.)

Итого: 25 621 танк, из них 19 997 исправных (боеготовых) - более 78%.

Выпущено Т-34:
1940 г. - 110 шт.,
1941 г. - 2996 шт.,
1942 г. - 12527 шт.,
1943 г. - 15821 шт.,
1944 г. - 14648 шт.,
1945 г. - 12551 шт.,
1946 г. - 2707 шт.

Интересное, История    
Администратор 09 февраля 2019, 23:04 Интересное 1137

page.maple4.ru


Похожие публикации


1612 год Россия чуть не становится польской провинцией
Как это было...     Открыть
Феномен эллинизма

Об эпохе эллинизма, об эллинистических государствах и их роли в истории.    Открыть
Великая Китайская стена - мифы и реальность

Великая Китайская стена - крупнейший памятник архитектуры. Строительство первых участков стены началось в III веке до н. э. в период Воюющих царств (475-221 гг. до н. э.) для защиты государства от хунну.…    Открыть
Космическая химия

Космическая химия - наука о химическом составе космических тел, законах распространённости и распределения химических элементов во Вселенной, процессах сочетания и миграции атомов при образовании космического…    Открыть
Мухаммед и история ислама

О зарождении Ислама и Пророке Мухаммеде.    Открыть

Все отборные




Рейтинг@Mail.ru